» »

Попечительский совет. Положение о попечительском совете школы — попечительский совет. — региональный образовательный портал псковской области Как создать попечительский совет школы

12.03.2024

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и Уставом Фонда и определяет порядок формирования и деятельности Попечительского совета Фонда.

1.2. Попечительский совет является органом Фонда, осуществляющим контроль за его деятельностью.

1.3. Попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах. Члены Попечительского совета не вправе получать вознаграждение за выполнение возложенных на них функций.

2.1. К компетенции Попечительского совета относится:

1) осуществление надзора за деятельностью Фонда, принятием другими органами Фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Фонда, соблюдением Фондом законодательства Российской Федерации;

2) рассмотрение отчетов исполнительного органа Фонда;

3) проведение мероприятий, способствующих повышению эффективности деятельности Фонда;

4) организация взаимодействия Фонда с федеральными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с коммерческими и некоммерческими структурами по вопросам деятельности Фонда;

5) предварительное согласование финансового плана Фонда и изменений в него;

6) определение назначения и целей использования дохода от целевого капитала, а также получателей дохода от целевого капитала, срока, на который сформирован целевой капитал, объема выплат за счет дохода от целевого капитала, периодичности и порядка их осуществления в случаях, если договором пожертвования или завещанием не определены указанные условия;

7) предварительное одобрение стандартной формы договора пожертвования, заключаемого с жертвователями при публичном сборе денежных средств на пополнение целевого капитала;

8) утверждение внутреннего документа, определяющего порядок осуществления контроля за выполнением финансового плана некоммерческой организации, в том числе порядок и сроки рассмотрения поступающих жалоб, обращений и заявлений, формы и сроки представления отчетных документов;

9) подготовка предложений о полномочиях Совета по использованию целевого капитала и их представление в высший орган управления Фонда для утверждения;

10) контроль за выполнением финансового плана Фонда и подготовка предложений о внесении в него изменений;

11) иные предусмотренные законом и Уставом Фонда полномочия.

3.1. Учредители утверждают первоначальный состав членов Попечительского совета в составе [количество] членов. В дальнейшем Попечительский совет Фонда формируется за счет кооптации в него новых членов.

3.2. В Попечительский совет могут входить учредители (их представители), инвесторы, представители органов государственной власти и местного самоуправления, [вписать нужное].

Количество членов Попечительского совета не ограничено.

3.3. В Попечительский совет не могут входить лица, входящие в состав органов управления Фонда.

3.4. Попечительский совет возглавляет Председатель, избираемый на первом заседании Попечительского совета большинством голосов сроком на [вписать нужное].

3.5. Председатель Попечительского совета:

Готовит предложения по повестке дня заседания Попечительского совета;

Председательствует на заседаниях Попечительского совета Фонда;

Представляет Попечительский совет Фонда в органах управления Фонда, государственных, общественных и других организациях;

Обеспечивает контроль за реализацией информационной политики Фонда;

- [вписать нужное].

4.1. Члены Попечительского совета вправе:

Участвовать в заседаниях Попечительского совета;

Участвовать в мероприятиях и программах Фонда;

Получать доступ к имеющимся в распоряжении Фонда информационным базам и ресурсам;

Получать консультационную, экспертную и иную помощь, соответствующую целям и задачам деятельности Фонда;

Вносить на рассмотрение органов управления Фонда предложения по вопросам деятельности Фонда;

Требовать отчеты о деятельности Фонда;

Пользоваться защитой своих интересов со стороны Фонда в рамках его правоспособности;

Выносить предложения на Совет Фонда о внесении изменений и дополнений в настоящее Положение;

В любое время прекратить свое членство в Попечительском совете.

4.2. В обязанности членов Попечительского совета входит:

Личное участие в достижении целей и решении задач деятельности Фонда своими финансовыми, техническими и интеллектуальными ресурсами;

Содействие привлечению в Фонд добровольных пожертвований и взносов от граждан и юридических лиц;

Способствование распространению информации о деятельности Фонда;

Оказание всестороннего содействия в реализации программ Фонда;

Осуществление надзорных функций за использованием средств, полученных Фондом на целевые программы;

5.1. Заседания Попечительского совета проводятся по мере необходимости, но не реже [вписать нужное].

5.2. Решение о созыве и проведении заседания Попечительского совета принимается Председателем Попечительского совета по собственной инициативе или по заявлению одного из членов Попечительского совета.

5.3. Члены Попечительского совета извещаются о созыве и проведении заседания Попечительского совета Фонда письменно не позднее чем за [срок] до дня его проведения.

Извещение о созыве и проведении заседания Попечительского совета Фонда осуществляется путем направления заказных писем, телеграмм, телефонограмм, посредством использования средств факсимильной и иной связи.

В данном извещении обязательно должно быть указано:

Время и место проведения заседания Попечительского совета;

Повестка дня заседания Попечительского совета Фонда.

К извещению прилагаются все необходимые материалы, связанные по вопросам повестки дня.

5.4. Заседание проводит Председатель Попечительского совета, а в случае невозможности его присутствия, член Попечительского совета, назначенный Председателем.

5.5. Решения Попечительского совета Фонда принимаются голосованием его членов, каждый из которых имеет один голос.

5.6. Решения по вопросам повестки дня принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов членов Попечительского совета, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена законом или Уставом Фонда.

5.7. Председательствующий на заседании Попечительского совета организует ведение протокола.

Протокол заседания Попечительского совета составляется не позднее трех рабочих дней со дня проведения заседания в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются председательствующим и секретарем заседания Попечительского совета.

5.8. В протоколе заседания Попечительского совета указываются:

Место и время проведения заседания;

Общее количество членов Попечительского совета;

Председатель, секретарь, повестка дня заседания.

В протоколе должны содержаться основные положения выступлений, вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним, принятые решения.

Что такое Попечительский Совет?

Зачем нужен Попечительский Совет в школе?

Основными целями Попечительского совета школы являются:

  • консультационная поддержка по финансовым, экономическим, юридическим и хозяйственно-строительным вопросам;
  • участие в создании и реализации финансово-хозяйственной программы развития школы;
  • привлечение благотворительных средств для обеспечения достойных условий для реализации образовательного процесса.

На что конкретно могут быть использованы финансовые средства?

Кто входит в состав Попечительского Совета?

В состав Попечительского совета могут входить: родители учащихся, учащиеся, педагогические работники школы, представители иных организаций образования, органов управления, спонсоры. Для управления текущей деятельностью Попечительского совета избирается Правление.

Руководителем Попечительского совета является его председатель, избираемый на заседании Попечительского совета. Председатель действует от имени Попечительского совета без специальных полномочий, представляет его перед школой, государственными органами и другими организациями. Председатель организует работу Попечительского совета и обеспечивает его деятельность в соответствии с законодательством России. Попечительским советом избирается заместитель председателя и секретарь Попечительского совета (отвечает за ведение делопроизводства).

Каковы полномочия Попечительского Совета?

Попечительский Совет определяет порядок использования поступивших средств. Председатель Попечительского Совета подписывает все необходимые документы и несет ответственность за принятый порядок использования благотворительных средств. По итогам отчетного периода Попечительский Совет предоставляет информацию о использовании финансовых средств всем родителям и сотрудникам школы.

Попечительский Совет имеет право:

Получать информацию о деятельности школы от ее руководителя, а при необходимости - его заместителей, педагогических работников;

ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ШКОЛЫ -

1) коллегиальный орган управления школой согласно п.4 ст. 26 Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации: «В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации..., педагогический совет..., а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом...». Созданные в школах РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 1999 г. и с Постановлением Правительства РФ, утвердившем Типовое положение о попечительском совете в декабре 1999 г., в ситуации серьезных проблем в ресурсном обеспечении школ, эти органы в определенном смысле наследовали дореволюционные традиции попечения об образовании. При этом четких управленческих полномочий за попечительским советом школы закреплено не было. Поэтому, когда в ходе модернизации российского образования в начале текущего столетия встал вопрос о значительном расширении общественного участия в управлении и реальном осуществлении провозглашенного принципа государственно-общественного характера управления образованием и были предприняты попытки возложить на попечительский совет школы роль органа соуправления школой , эти попытки не увенчались успехом.

Это объективно связано с тем, что попечительский совет школы в большей степени органичен как орган ресурсной поддержки школы, а не управления ею.

Можно выделить некоторые различия между попечительским советом школы и Управляющим советом школы:

– управляющий совет в качестве объекта управления имеет всю школу, а попечительский совет школы

– ее деятельность по привлечению и использованию части средств из внебюджетных источников

– благотворительных пожертвований;

– у управляющего совета определен обязательный минимально необходимый перечень, у попечительского совета школы они не определены и даже допускается их отсутствие;– управляющий совет в отличие от попечительского совета имеет четко прописанные процедуры формирования и обозначенные в явном виде состав и количественное соотношение различных категорий членов, в нем обязательно участвуют представители учредителя, директора школы, работников школы, родителей, самих учащихся, чего нет в попечительском совете.

Таким образом, есть основания полагать, что с точки зрения задачи обеспечения соуправления школой попечительский совет не обладает всеми необходимыми для этого условиями.

Если же попечительский совет школы будет наделен управленческими полномочиями, то его наименование перестанет быть точным.

Деятельность попечительского совета школы регламентируется уставом школы, положением о попечительском совете школы, регламентом попечительского совета школы.

2) самостоятельное юридическое лицо, некоммерческая организация (как правило – в форме благотворительного фонда), занимающаяся попечительством об образовании в одной или ряде школ. Этот формат создания и работы попечительского совета представляется наиболее адекватным, так как в этом случае совет оказывает содействие школе (школам), не будучи ее (их) составной частью, сохраняя финансовую независимость и не беря на себя роль органа внутришкольного государственно-общественного управления, которая более органична и естественна для Управляющего совета школы.


В последние годы особую популярность приобрела сформулированная еще в Законе РФ «Об образовании» идея о создании такой формы самоуправления ОУ как Попечительский совет (ПС). Надежды коллективов и руководителей ОУ связаны здесь прежде всего с возможностью привлечения дополнительных внебюджетных средств. В официальных документах по поводу ПС зачастую просматривается усиление функции контроля за расходованием средств со стороны широкой общественности. В полной мере обе функции отражены в известном указе Президента РФ №1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации». В преамбуле указа речь идет скорее о цели «дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов», в то время как в п. 1 имеется в виду «установление общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц».

Так что же такое Попечительский совет, каковы преимущества и недостатки его создания при ОУ, наконец, в каких формах он может быть организован? Ответам на эти вопросы и посвящена данная глава практического пособия.

Прежде всего рассмотрим обычную процедуру прохождения благотворительной помощи. От благотворителя она поступает либо непосредственно на расчетный (в условиях перехода на казначейство - лицевой) счет ОУ («выделенных» на самостоятельный баланс), либо ЦБ (для большинства ОУ, обслуживаемых в централизованном порядке). Далее эти средства расходуются в соответствии с их целевым назначением. Какую роль может в этой ситуации сыграть ПС? Члены ПС могут обеспечивать процесс привлечения внебюджетных средств как со стороны родителей, так и со стороны других благотворителей за пределами собственно ОУ. Обоснования необходимости таких сборов, их назначение и т. п. аспекты, доставляющие, как правило, немало проблем администрации школы, перекладываются на попечителей.

Немаловажным здесь является и тот фактор, что непосредственное участие в процессе обоснования и сбора финансовых средств и (или) иной помощи, скажем, директора школы, или его заместителей зачастую негативно воспринимается многими как «включение» административного фактора, административного давления и т. п. Участие общественности снимает эту проблему.

В случае, если в состав ПС входят представители «деловых кругов», можно надеяться на «лоббирование» решения отдельных финансовых проблем в сферах их профессиональной деятельности.

Из опыта успешно работающих в этом направлении ОУ можно извлечь некоторые общие рекомендации, обеспечивающие успех.

Поддержка идеи со стороны наиболее авторитетных людей в обществе и системе образования. В области профессионального поведения важную функцию выполняют так называемые ролевые модели, или попросту - примеры для подражания. Нравственные принципы задают лидеры. Например, Президент Якутии и все члены Правительства становятся попечителями учебных заведений, которые они в свое время закончили, вкладывая туда, в том числе, и собственные деньги. Это действует сильнее, чем любые другие аргументы, становится хорошим примером и для депутатов, и для предпринимателей.

Вовлечение максимальное количество людей в общественные идеи и в процесс их реализации. Идея попечительства должна «пропитать» общество, стать привычной для слуха, должна стать «своей». Ее обсуждение на педсоветах, на педагогических чтениях, родительских собраниях, классных часах, заседаниях коллегий и курсах повышения квалификации должно стать нормой.

Предложение альтернативы старой практике. Необходимо показать следующие плюсы попечительского движения: повышение образовательного уровня граждан, лоббирование интересов образовательной сферы, привлечение внебюджетных инвестиций, согласование нормативов стоимости образовательной программы, адресная поддержка определенных социальных групп, горизонтальная инфраструктура поддержки интересов малого предпринимательства и др. Посреднические функции между государством и образовательными учреждениями выполняют Попечительские советы, которые финансово независимы от руководителей учебных заведений и представляют общественный компонент управления.

Предпочтение поощрения наказанию при выборе средства продвижения идеи. Психологи-практики из своего опыта знают, что формулировать требования надо позитивно, а не негативно. С этой точки зрения идея попечительства должна содержать практику реальной выгоды от ее поддержки. Для всех участников рынка труда и рынка образовательных услуг она обеспечивает создание дополнительных рабочих мест в некоммерческом секторе экономики за счет увеличения перечня образовательных программ и выпуска учебной продукции; создание посреднической инфраструктуры (страховых обществ, кредитных союзов и т. д.); восстановление традиций российского попечительства и формирование этического кодекса попечителя.

Системность и комплексность мероприятий по продвижению идеи. Действия в поддержку идеи должны быть разнообразными и всесторонними. Они должны охватывать по возможности и сугубо профессиональную деятельность, и общественное мнение. Самое опасное - это упрощение, т. е. сведение попечительства только к способу внебюджетного финансирования образовательных учреждений. Необходимо создавать банк данных по документам правового регулирования попечительства, библиографии основных научных работ, сведений о ведущих российских и зарубежных специалистах по попечительству, разработанных учебных программ по обучению как будущих попечителей, так и реальных.

Упорство, настойчивость, последовательность в реализации замысла. Новая идея, требующая радикального изменения привычного отношения к важным для человека вещам, редко становится сразу популярной, даже несмотря на ее истинность и практичность.

Бескорыстность и вера в успех. Идея должна быть связана с общим и взаимным благом, а не с финансовыми выгодами для какой-либо социальной группы. Убежденность в бескорыстии тех, кто продвигает идею попечительства, укрепляет веру в ее успех.

В качестве практического примера решения актуальных для ОУ финансовых проблем через институт благотворительной помощи можно привести опыт заключения тройных договоров на оплату охраны помещения учебного заведения по системе: «заказчик» (ОУ) - «исполнитель» (охранное предприятие) - «благотворитель».

Что же касается такой функции Попечительского совета как контроль за целевым использованием благотворительной помощи, то в профессиональном плане этим занимаются ЦБ, контрольные управления финансовых органов, налоговые инспекции. Напомним, что вопросы незаконного поступления средств в ОУ, прием денежных средств наличными без их надлежащего оформления в данном пособии не рассматриваются. Они составляют предмет Уголовного кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нередко бытует распространенное заблуждение относительно того, что благотворительная помощь в налоговом отношении выгодна для благотворителей. Остановимся на этом вопросе подробнее. Налоговые последствия благотворительности должны быть рассмотрены применительно к широкому кругу налогов. Здесь же отметим, что по налогу на прибыль существовала льгота, по которой юридические лица могли оказывать благотворительную помощь, в частности, образовательным учреждениям, в размере, не превышающим 3% от их валовой прибыли. Эта сумма (в размере фактической помощи) не включалась в налогооблагаемую базу. Конкретизируем эту ситуацию условным числовым примером. Прибыль предприятия составила 300 тыс. руб. Предприятие оказывает помощь ОУ

в полном размере предоставляемых ему льгот (3%), что составляет 9 тыс. руб. В результате предприятие не платит с этой суммы налог на прибыль, ставка которого в рассматриваемом периоде составляла 35%. Если бы предприятие не оказывало помощь, то налог с 9 тыс. руб. составил бы 3 150 руб. Однако оставшиеся 5 850 тыс. руб. могли бы быть израсходованы, например, на социальные выплаты коллективу. В случае же оказания благотворительной помощи «потери» (при чисто арифметическом, естественно, подходе) составят 9 тыс. руб. Даже рассмотренная 3% льгота при безвозмездной передаче имущества снята. По НДС ситуация иная. Здесь передача товаров, выполнение работ, оказание услуг безвозмездно в рамках благотворительной деятельности не подлежит обложению НДС. Впрочем, узко понимаемого «экономического интереса» для благотворителя в рассмотренной ситуации также нет.

Наряду с созданием попечительских советов как форм самоуправления, возрастающий интерес приобретают ПС в форме юридического лица. В ряде регионов имеются прецеденты законодательного закрепления такой возможности. Так, в законе «О развитии образования в Москве» в ст. 13 определено, что попечительские советы могут создаваться как орган общественного самоуправления, так и в виде фонда попечителей, создаваемого как юридическое лицо.

В каких организационно-правовых формах могут создаваться такие ПС? Прежде всего, это должна быть некоммерческая организация, т. е. организация, «не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (учредителями)» (ст. 50 п. 1 ГК РФ).

Рассмотрим некоторые из них:

1. Фондом «признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей» (ст. 7 п. 1 Закона №7ФЗ). Примечательно, что для обеспечения надзора за деятельностью фонда, «принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства» (ст. 67 п. 3 Закона №7ФЗ) создается как раз Попечительский совет. Однако как видно из приведенного определения — это исключительно контролирующий орган.

Еще одна специфическая сторона деятельности фонда — обязанность ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества. Разновидностью фонда является благотворительный фонд.

Согласно этому Закону благотворительной организацией «является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц» (ст. 6 п. 1 Закона №135Ф3).

«Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций, объединений, фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций» (ст. 7 Закона М135ФЗ).

2. Следующей формой НКО, которую следует рассмотреть для возможного использования в качестве Попечительского совета, является автономная некоммерческая организация (АНО). «Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях представления услуг в области образования, здравоохранения.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации» (ст. 10 Закона №7ФЗ).

Как следует из сравнения приведенных определений по фондам и АНО, они весьма близки по форме. Пожалуй, главная отличительная особенность фонда состоит в более жесткой системе контроля за его деятельностью и отчетности. Кроме того, по сути фонд является скорее не объединением граждан и юридических лиц, а объединением их имущества для достижения общественно-полезных целей.

3. Некоммерческие партнерства. «Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 настоящего Федерального закона.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства...» (ст. 8 п. 1 Закона №7ФЗ).

Отметим, что в упомянутом п. 2 ст. 2 сформулированы социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, управленческие и т.п. цели.

Некоммерческое партнерство превратило бы, скажем, школу в своеобразный кооператив, членами которого являлись бы все потребители образовательных услуг, т. е. родители. При этом каждый год следовало бы принимать в члены этого кооператива новых родителей, дети которых пришли в первый класс. И, наоборот, исключать родителей тех учащихся, которые покинули стены данной школы по причине завершения обучения.

Более адекватными вариантами могут выступать фонды и АНО. Однако социальный пафос фонда состоит, прежде всего, в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных поступлений и его использовании на уставные цели. Поэтому перевод государственной системы образования в режим преимущественно благотворительного финансирования вряд ли может рассматриваться как стратегический путь ее развития. По методу исключения остается лишь АНО. Что означает такой статус для образовательной организации? Все имущество передается учредителем ей в собственность. Таким образом, если в настоящее время ОУ обладает лишь правом оперативного управления переданным ему зданием, то в варианте АНО это здание переходит в собственность со всеми вытекающими отсюда последствиями. Напомним, «учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации» (ст. 10 п. 1 Закона №7ФЗ). Иными словами, будет происходить своеобразная приватизация известной части государственного и муниципального имущества, еще не охваченная этим процессом.

Авторы пособия не ставили своей задачей дать оценку достоинств и недостатков этого аспекта перехода в новый статус для большинства ОУ. Однако другой аспект — полное отсутствие финансовых обязательств учредителя по отношению к созданной им АНО — в условиях задержек выплат заработной платы работникам сферы образования целого ряда регионов России вряд ли вызовет волну оптимизма. В самом деле, сравним финансовые обязательства учредителя по отношению к «учреждению» и к «АНО».

Если финансовые обязательства учредителя по отношению к АНО не регламентированы, то возникает естественный вопрос: может ли рассматриваемая некоммерческая организация получать бюджетные средства? Принципиальный ответ содержится в ст. 162 БК РФ: «Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год». Из этого определения следует, что при внесении определенных корректив в БК РФ АНО (как «иная организация») теоретически может финансироваться из бюджетов соответствующих уровней.

На сегодняшний же день у школы, созданной, например, в форме АНО, осталось бы здание в собственности и неясные права на бюджетное финансирование. Впрочем, есть все основания полагать, что ряду высших учебных заведений, равно как и отдельным «остро востребуемым» ОУ в системе общего среднего образования такой вариант представляется не самой плохой перспективой.

В завершение темы отметим, что рассмотренные выше модели образовательных организаций базировались на существующей (фактической) нормативно-правовой основе. В некоторых теоретических публикациях и выступлениях специалистов в последнее время содержатся предложения по созданию образовательных организаций в иных формах, которые законодательно пока не регламентированы. В связи с целями практического пособия такие варианты в нем не рассматриваются.

Выше были приведены возможные пути создания Попечительского совета в форме НКО. Для полноты последующего сравнительного анализа организационно-правовых форм создания ПС приведем организационные возможности реализации права граждан на объединение. Возникающие в связи с этим отношения регулируются Федеральным законом «Об общественных объединениях» (ФЗ82 с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с этим законом создаваемые гражданами общественные объединения «могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица, либо функционировать без регистрации и приобретения прав юридического лица» (ст. 3).

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Общественная организация основана на членстве, и, как правило, используется в системе политических объединений.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов. В случае его государственной регистрации данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренным ГК РФ. Соответствующий регламент уже был рассмотрен выше.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. В случае госрегистрации общественного учреждения оно осуществляет свою деятельность в порядке, установленным ГК РФ, т. е., иными словами, приобретает регламент, рассмотренный ранее применительно к учреждению — юридическому лицу.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого состоит в совместном решении различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности он приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Для выбора из приведенного многообразия организационных форм НКО и общественных объединений варианта, адекватного ПС — юридическому лицу, следует рассмотреть цели создания последнего. Поставленная задача представляет немалую сложность. Дело в том, что наиболее простой путь определения целей, связанный, например, с опросом руководителей ОУ, при которых уже созданы ПС, не приводит к желаемым результатам. Во-первых, таких прецедентов немного, во-вторых, большинство респондентов выдвигает весьма индивидуальные обстоятельства, несводимые, в общем случае, к какой-либо классификации. Тем не менее, рефреном ответов как администраторов ОУ, имеющих ПС, так и обдумывающих его создание, является «более высокая степень свободы в использовании внебюджетных средств».

Вынося за рамки данного пособия анализ приведенной тенденции, отметим, что с принятием БК РФ основания для ее усиления имеются, и немалые. Выше уже упоминалось, что в БК РФ содержится норма, по которой все средства, заработанные бюджетными учреждениями от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также от платных услуг являются неналоговыми поступлениями бюджетов разных уровней. Впрочем, есть и другая сторона проблемы: в ст. 161 п. 6 того же БК РФ за бюджетными учреждениями оставлено право самостоятельно расходовать внебюджетные средства, а в уже упоминавшемся Законе №159ФЗ определено, что положения БК РФ не распространяются на нормы, регулирующие бюджетные отношения в законодательстве (в частности, в области образования), принятые до вступления в силу БК РФ. Однако баланс, достигнутый в условиях внутренних противоречий законодательства, не может не вызывать опасения по поводу его грядущих «изменений и дополнений», о направленности которых можно лишь гадать. Впрочем, одно из таких изменений уже последовало. В Законе №57ФЗ, как уже упоминалось выше, определено, что заработанные ОУ средства сначала подлежат налогообложению в установленном порядке, а потом уже могут быть объявлены неналоговыми поступлениями бюджетов соответствующими Федеральными, региональными законами, муниципальными нормативно-правовыми актами о бюджете на тот или иной год. Поэтому рассмотрение бюджетов, в частности, как своеобразных «безналоговых оффшоров» в радикальном решении проблемы налогообложения внебюджетных средств ОУ более не правомерно даже в качестве гипотетического варианта. Не могут не вызывать известную тревогу за «судьбу» доходов, полученных ОУ от разрешенной уставом предпринимательской деятельности, разъяснения Минфина РФ по данному вопросу, текст которых приведен ниже (см. с. 126).

В условиях, когда большинство регионов РФ являются дотационными, нелишни опасения, когда соответствующими законодательными актами субъектов федерации или органов местного самоуправления внебюджетные средства ОУ (у которых они имеются) будут направлены на цели, не связанные с деятельностью ОУ.

Министерство финансов Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями по вопросу определения порядка направления в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты доходов бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также механизма расходования данных средств сообщает.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходы бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, относятся к неналоговым доходам бюджетов.

Ст. 31 Кодекса установлен принцип самостоятельности бюджетов, который, в частности, означает право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Следовательно, порядок направления в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты доходов бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также механизм расходования данных средств определяются самостоятельно (представительными) и исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации. При этом при осуществлении указанной работы вышеназванные органы могут использовать и соответствующие механизмы, отработанные на федеральном уровне.

Одновременно обращаем внимание, что в ст. 29 Кодекса установлен принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который включает в себя единство правовой базы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В ситуации «неустойчивого равновесия» естественно стремление администраторов образования минимизировать возможные проблемы размещения внебюджетных средств. Одним из решений здесь и является создание юридического лица. Но при этом организация деятельности ПС имеет свои особенности. Прежде всего, они связаны с тем, что общие расходы, т. е. расходы, связанные с реализацией основных уставных задач (оплата труда административно-управленческого персонала, содержание помещений, услуги телефонной связи и т.п.) могут осуществляться лишь за счет целевых поступлений, предусмотренных уставом. Это могут быть, в частности, вступительные и членские взносы (в основном, для некоммерческого партнерства), денежные средства от учредителей и т. п. средства. Естественно представить ситуацию, при которой учредители наделяют созданный ими ПС «стартовым имуществом», после чего он начинает работать по принципу «самоокупаемости».

В этой ситуации текущие расходы на содержание НКО могут быть произведены лишь за счет прибыли от разрешенной уставом предпринимательской деятельности, оставшейся после уплаты налога. Иными словами, содержание аппарата управления становится дороже на налоговые отчисления в бюджет.

Еще одна проблема связана с оформлением юридического адреса ПС. Авторам доводилось сталкиваться с ситуацией, когда ПС (в форме юридического лица) отводились те или иные небольшие помещения непосредственно в здании ОУ. Причем этот отвод договором аренды не оформлялся. Здесь имеется сразу несколько нарушений действующего законодательства.

Во-первых, как уже упоминалось, имущество ОУ принадлежит собственнику и отчуждение этого имущества учреждением не допускается (ст. 298 п. 2 ГК РФ). По этой же причине будут недействительны любые договора по поводу имущественного найма (аренды) между ОУ и ПС. Также не требует комментариев ситуация, когда эти отношения вообще не оформлены.

Во-вторых, действия ОУ в данной ситуации могут быть расценены налоговыми органами как незаконное предпринимательство и (или) как сокрытие доходов от налогообложения с соответствующими последствиями.

В случае создания ПС как благотворительного фонда, допускается принципиальная возможность предоставления ему юридического адреса по месту жительства гражданина (учредителя, соучредителя). Так, в Законе №135Ф3 (ст. 9 п. 2) определено: «...не допускается отказ в государственной регистрации благотворительной организации в связи с предоставлением ей юридического адреса гражданина по месту его жительства». Однако законодательство по поводу НКО или общественных объединений аналогичных норм напрямую не содержит.

Следующая проблема при создании юридического лица состоит в оформлении взаимодействия с ОУ. Напомним, что речь идет о двух юридических лицах, поэтому уровень отношений между ними должен строиться не на принципах «личной дружбы», а на правовых основах.

Во-первых, поставленная проблема может быть решена через статус ОУ как учредителя (соучредителя) ПС. По общей норме Закона №7ФЗ НКО в интересах достижения целей, предусмотренных уставом, может создавать другие НКО и вступать в ассоциации и союзы (ст. 24 п. 4). Впрочем, такой подход разрешен не для всех организационно-правовых норм. Например, по Закону №135Ф3 «государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной организации». По другим формам НКО или общественных объединений прямых запретов на учредительство (соучредительство) для ОУ нет. Так, в Законе «Об образовании» определено, что ОУ «вправе участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других организаций только своей собственностью» (ст. 43 п. 4). Под своей собственностью понимаются «денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности» (ст. 39 п. 7).

Однако в любом случае это право необходимо отразить в уставе, утверждение которого означает и согласие учредителя на данный вид деятельности. Такой подход позволяет избежать ряда потенциальных проблем.

Отдельно отметим, что по общей норме ГК РФ финансируемые собственником учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом (ст. 66 п. 4 ГК РФ).

Во-вторых, взаимодействие между ОУ и ПС может быть достигнуто за счет включения руководителя учебного заведения или других его сотрудников в работу исполнительных, представительных органов совета, в частности в составе исполнительной дирекции, правления, органов надзора за деятельностью ПС. Впрочем, второй вариант все же ближе к системе «социальных связей», чем к правовым отношениям. Наконец, возможен смешанный вариант с использованием как первого, так и второго подходов.

Резюмируя вышеизложенное отметим, что создание ПС в форме юридического лица позволяет вывести внебюджетные средства ОУ из системы правоотношений, регулируемых БК РФ. Вместе с тем, ПС выступает в роли своеобразного посредника, который призван такие средства привлекать и осуществлять их целесообразное расходование. Такая деятельность, в общем случае, требует определенных затрат хотя бы на текущие расходы, что и составляет цену «услуг посредника».

По благотворительным фондам существует ограничение на упомянутую цену. Фонд не может расходовать на свое содержание более чем 20% от привлеченных на уставные цели средств. Понятно, что сюда не входят средства от разрешенной уставом предпринимательской деятельности. По другим формам НКО упомянутых ограничений вообще не существует.

Если ПС «обслуживает» одно ОУ, то удельный вес такой цены в общем объеме привлекаемых внебюджетных средств будет выше, чем при работе ПС со многими учебными заведениями. Хотя при слишком большом количестве последних теряется эффект индивидуального подхода. Поэтому руководителям ОУ при выборе варианта организации своей внебюджетной деятельности между традиционной схемой, «индивидуальным юридическим лицом» и коллективным обслуживанием через юридическое лицо необходимо учитывать многие факторы экономического, социального и, не в последнюю очередь, административного характера. 

Анализ практики успешного функционирования ПС юридических лиц в системе российского образования свидетельствует, что основными организационно-правовыми формами их создания являются АНО и благотворительные фонды. Впрочем, это не означает невозможность включения в данный процесс и других рассмотренных выше форм.

В качестве примера успешной работы ПС в форме благотворительного фонда «коллективного обслуживания» можно привести деятельность фонда «Просвещение».

Благотворительный фонд «Просвещение» выполняет функции Попечительского совета каждого конкретного учреждения, предоставляя возможность самим благотворителям решать, на что направить собранные средства. Гласность и прозрачность в его деятельности обеспечивается постоянной публикацией отчетов как о деятельности самого фонда, так и о деятельности попечительских советов учреждений на информационных стендах в учреждениях, а также возможностью каждого благотворителя познакомиться со всеми кассовыми операциями по расходованию средств по конкретному учреждению.

Благотворительный фонд «Просвещение», имея паспорт благотворительности, минимизирует затраты учреждений при расходовании полученных средств, а все благотворители при этом имеют налоговые льготы, предъявляя в налоговых инспекциях квитанции банка о сделанных перечислениях или справку самого Благотворительного фонда.

Кроме ставшей традиционной и необходимой учреждениям услуги коллективного попечителя, сегодня фонд предоставляет также возможность педагогическим коллективам и родителям воспользоваться услугами открытого при нем Потребительского кредитного союза «Просвещение», издательства «Просвещение-М», бюро образовательного туризма «Просвещение-Т» и другими открывающимися возможностями. Так в рамках Кредитного союза есть такая услуга для родителей, как накопительная кредитная туристская карточка для ребенка.

Поговорим теперь о выборе основного пути дополнительного финансирования образовательного процесса. Их два. Платные образовательные услуги и благотворительная помощь. Проведем краткое сравнение.

В чем же, в сущности, разница?

Весьма интересны идеи фонда «Просвещение» о выборе пути дополнительного финансирования образовательного процесса. В любезно предоставленным нам руководителем фонда материале приводится сравнение платных образовательных услуг и благотворительной помощи.

И платные образовательные услуги, и благотворительная помощь являются одним из путей дополнительного финансирования. И платные услуги, и благотворительная помощь осуществляются исключительно при добровольном согласии обеих сторон. И платные образовательные услуги, и благотворительная помощь преследуют одну главную цель улучшение качества образовательного процесса. Если отбросить редчайшие случаи благотворительной помощи образовательному учреждению богатыми меценатами, то обнаружим, что основным источником обоих видов финансирования являются родители. Таким образом, мы видим, что эти источники финансирования во многом схожи.

Вместе с тем, конечно же, имеются и отличия.

Оценив различия в путях финансирования, сообщество образовательного учреждения должно избрать, по какому пути дополнительно финансировать образовательный процесс.

Платные услуги являются для образовательного учреждения предпринимательской деятельностью. Со всеми вытекающими налоговыми последствиями, которые выражаются в соответствующих значительных финансовых потерях. Эти потери должны восполняться потребителем услуги — родителями.

Благотворительность — некоммерческая деятельность. Доход некоммерческого образовательного учреждения в виде пожертвований не облагается налогами. Следовательно, в этом случае расходы на финансирование меньше.

При финансировании по платным образовательным услугам образовательное учреждение само составляет смету и определяет, как оно будет расходовать полученный доход.

При финансировании в виде пожертвований это право изначально принадлежит благотворителям. Поэтому родители могут и вправе сами определить, как должны расходоваться их пожертвования.

Смета по платным образовательным услугам, как правило, составляется на год, утверждается вышестоящим органом образовательного учреждения и подается в казначейство. Казначейство и вышестоящий орган образовательного учреждения осуществляют контроль над соблюдением сметы. Это достаточно жесткий контроль и при непредусмотрительном составлении сметы учреждению запретят осуществлять не предусмотренные ранее расходы.

При благотворительном финансировании пожертвования могут аккумулироваться для образовательного учреждения не в казначействе, а в независимой благотворительной организации либо уже существующей, либо созданной родителями для этих целей. В этом случае никаких проблем с расходованием собранных средств не возникнет.


Назад | |

Положение о попечительском совете
средней школы №2 г. Солигорска

Общие положения:

  1. Попечительский совет школы является органом самоуправления, предназначен оказывать содействие в обеспечении ее деятельности и развития.
  2. Порядок создания и компетенция попечительского совета определяются Уставом школы.
  3. Решение о создании попечительского совета принимается педагогическим советом школы.
  4. Попечительский совет организует свою работу на основании Устава школы и Положения о попечительском совете школы.
  5. Попечительский совет разрабатывает, принимает и организует реализацию планов своей деятельности в интересах школы, а также в интересах организаций, представители которых входят в попечительский совет.
  6. Попечительский совет взаимодействует с другими органами самоуправления школы по вопросам функционирования и развития школы. Представитель попечительского совета может участвовать в работе других органов самоуправления школы с решающим голосом в соответствии с его полномочиями при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию попечительского совета.
  7. Решения попечительского совета вне его исключительной компетенции носят консультативный и рекомендательный характер.
  8. Выполнение членами попечительского совета своих функций осуществляется исключительно на безвозмездной основе.

Цели и предмет деятельности попечительского совета

  1. Основной целью деятельности попечительского совета являются содействие школе в осуществлении ее уставных функций, объединение усилий государственных и общественных организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан, направленных на укрепление учебно-материальной базы, охрану здоровья, развитие способностей и талантов, воспитываемых и обучающихся в школе, создание благоприятных условий для воспитания, учебы, труда и отдыха детей, учащихся, преподавательского состава и других работников.
  2. Попечительский совет:
  • Содействует обеспечению сочетания государственных и общественных начал в управлении учреждением образования.
  • Разрабатывает и реализует планы своей деятельности в интересах школы и в соответствии с направлением работы.
  • Содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы.
  • Содействует укреплению и совершенствованию материально-технической базы школы, благоустройству ее помещений и территории.
  • Содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников школы, защите и реализации законных прав членов коллектива школы и попечительского совета.
  • Определяет направления, формы, размеры и порядок использования средств попечительского совета, в том числе на развитие учебно-материальной базы, на оказание помощи детям из малообеспеченных семей, из числа сирот, на поддержку и стимулирование одаренных детей, а также осуществлять контроль за их целевым использованием
  • Содействует организации и проведению социально-культурных мероприятий: учебных конференций, концертов, вечеров отдыха, выставок, выставок-продаж, спортивно-массовых и иных мероприятий
  1. Попечительский совет действует на основе принципов:
  • равноправия членов попечительского совета;
  • коллегиальности руководства;
  • гласности принимаемых решений.

Членство в попечительском совете

  1. Членами попечительского совета могут быть граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, достигшие 18-летнего возраста, выполняющие требования данного Положения
  2. В состав попечительского совета могут входить представители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности, предпринимательских и научных кругов, средств массовой информации, общественных объединений и ассоциаций, в том числе и зарубежных, педагогические работники, обучающиеся, их родители, иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии школы.
  3. Членами попечительского совета могут быть юридические лица, которые действуют через своих представителей.

    Представители юридического лица принимают участие в работе попечительского совета на основании своих служебных полномочий или доверенности.

  4. Решение о приеме в члены попечительского совета принимается большинство голосов его членов и утверждается решением педагогического совета школы
  5. Член попечительского совета имеет право:
  • Выдвигать, избирать и быть избранным в руководящие органы попечительского совета
  • Обсуждать, вносить предложения, отстаивать свою точку зрения на собраниях, заседаниях попечительского совета, в печати, по всем направлениям деятельности попечительского совета.
  • Получать информацию, имеющуюся в распоряжении попечительского совета, осуществлять контроль в установленном порядке.
  1. Член попечительского совета обязан:
  • Признавать и выполнять требования настоящего положения.
  • Принимать посильное участие в деятельности попечительского совета, предусмотренной настоящим Положением.
  • Исполнять решения попечительского совета, приказы и распоряжения школы.
  • Уважать права работников школы и обучающихся
  1. При выходе или исключении из членов попечительского совета добровольные взносы и пожертвования не возвращаются.

Организационная структура, руководящие органы, финансовые средства попечительского совета

  1. Высшим органом управления попечительского совета является общее собрание.

    Общие собрания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. По инициативе правления попечительского совета либо по требованию одной трети его членов может быть созвано внеочередное общее собрание.

  2. Общее собрание правомочно принимать решения, если в нем участвует более половины членов попечительского совета. решения принимаются простым большинством присутствующих членов попечительского совета. решения по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания, принимаются большинством - не менее двух третей - голосов присутствующих членов попечительского совета.

    Решения общего собрания попечительского совета доводятся до сведения всех заинтересованных лиц.

  3. К исключительной компетенции общего собрания попечительского совета относятся:
  • Избрание членов правления попечительского совета и принятие решения о досрочном прекращении полномочий членов правления попечительского совета.
  • Избрание председателя правления попечительского совета и принятие решения о досрочном прекращении его полномочий.
  • Определение приоритетов деятельности попечительского совета и принятие решения о совершенствовании ее, изменение структуры и упразднении попечительского совета.
  • Определение принципов формирования и использования финансовых средств и другого имущества, находящегося в распоряжении попечительского совета.
  1. К компетенции общего собрания также относятся:
  • Рассмотрение и утверждение ежегодного отчета правления
  • попечительского совета о деятельности и использовании имущества, в том числе и денежных средств.
  • Подготовка предложений по совершенствованию деятельности школы
  1. Для управления текущей деятельностью попечительского совета избирается правление. Оно подотчетно общему собранию. Срок полномочий членов правления, его количественный состав, норма представительства каждого члена попечительского совета (представители юридических лиц, физические лица, педагогические и другие работники) определяются общим собранием попечительского совета. Заседания правления проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины членов правления. Каждый член правления имеет право одного голоса. При равенстве числа голосов голос председателя правления является решающим.
  2. К компетенции правления попечительского совета относятся:
  • Разработка, принятие и организация реализации перспективных и текущих планов деятельности попечительского совета в соответствии с настоящим Положением.
  • Организация выполнения решений общего собрания попечительского совета, осуществление контроля за реализацией предложений и критических замечаний членов попечительского совета.
  • Формирование повестки дня и подготовка необходимых материалов для рассмотрения и принятия по ним решений на очередном общем собрании попечительского совета, ежегодного отчета о результатах деятельности попечительского совета
  • Ведение учета поступления и расходования средств попечительского совета и подготовка отчетов об их использовании в соответствии с решением общего собрания.
  1. Правление попечительского совета возглавляет председатель правления попечительского совета, избираемый на 3 года
  2. Председатель правления в соответствии со своей компетенцией:
  • Организует работу и руководит деятельностью правления, председательствует на заседаниях правления и общих собраниях попечительского совета.
  • Обеспечивает выполнение решений общего собрания, заседаний правления попечительского совета.
  1. Секретарь правления:
  • Организует проведение заседаний правления и общих собраний попечительского совета
  • Организует ведение и хранение протоколов заседаний правления и общих собраний попечительского совета.
  1. Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов от физических и юридических лиц, других поступлений, не запрещенных законодательством.

    Они зачисляются на счета школы и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета

Прекращение деятельности попечительского совета

  1. Деятельность попечительского совета может быть прекращена:
  • По инициативе педагогического совета школы

Что такое такое попечительский совет?И зачем он нужен в Москве?

Согласно действующему российскому законодательству создавать Попечительский совет должны только некоммерческие организации, созданные в форме фонда (Гражданский кодекс РФ – п.4 ст.118 и Закон «О некоммерческих организациях» — п.3 ст.7). Другие НКО свободны в выборе: иметь или не иметь свой Попечительский совет.
Законодательной, нормативно правовой базы по Попечительским Советам «мягко говоря» не достаточно.
Кроме вышеуказанных статей существует еще Закон «Об образовании» — ст.35 и Постановление Правительства РФ от 10 декабря 1999 года №1379 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации», где Попечительский совет рассматривается как форма самоуправления образовательной организации. Основной задачей Попечительского совета является принятие мер по привлечению финансовых и иных ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности и развития образовательного учреждения, определения приоритетных направлений их расходования, контроль за рациональным и целевым использованием.
Однако, по словам заместителя начальника управления региональной образовательной политики Министерства образования РФ Владимира Бацына никакие указы президента и постановления правительства не заставят сообщество вкладывать деньги в школы. «Эти документы достаточны лишь для пробуждения энтузиазма. И участие сообщества в делах образования материализуется именно в форме попечительского совета как одной из наиболее подходящих. Попечительский совет — личная инициатива, и если она берется под государственный контроль, то автоматически превращается в государственный заказ. А попечительские советы не могут быть таковыми, поскольку это искреннее, внутреннее движение частного человека. Попечительские советы — один из наиболее действенных демократических способов влияния на образовательную политику со стороны общества, это связь между обществом и государством, транслирующая социальный заказ в системе образования, отличный от государственного».

В данном случае такое определение может стать универсальным и словосочетание «образовательная политика» может быть заменено на «культурную политику», «социальную политику» в зависимости о какой области деятельности идет речь.

Говоря о Попечительских советах применительно к сфере культуры, прежде всего, следует развести организации культуры по юридическому статусу и соответственно по типам руководства.
Так например, если речь идет о некоммерческой, негосударственной организации культуры созданной в форме Фонда (Фонд «Культурная Столица», Фонд развития культуры и т.п.), то в данном случае Попечительский Совет должен быть создан обязательно, чтобы осуществлять надзор за деятельностью Фонда, принятие другими органами Фонда решений и обеспечение их исполнения, использование средств Фонда (в том числе принимать решение о целесообразности использования средств Фонда), соблюдение Фондом законодательства.
Если мы говорим о некоммерческих негосударственных организациях культуры созданных в виде учреждения, общественной организации или же другой форме согласно закону о Некоммерческих организациях и общественных объединениях, то здесь вопрос о создании Попечительского совета зависит от желания самих организаций и понимания необходимости его создания. То же самое относится и к государственным, муниципальным учреждениям культуры.
В попытках классифицировать что-либо, имеющее бесконечное число различных вариантов (а Попечительский совет представляет собой именно такой случай), всегда есть некоторая доля риска. Каждый Попечительский совет уникален, и ни один не действует в точности так же, как другой, поскольку различны люди, входящие в их состав. Но существуют некоторые общие черты, которые присущи Попечительскому совету любой организации в любой сфере деятельности. Их и попытались выявить участники семинаров – тренингов проводимых Тренинг-центром «Деловая Волга» в Тольятти, Нижнем Новгороде, Саратове. Семинары по волнующей многих теме «Как создать Попечительский совет и как с ним работать».
В большей степени общие черты описывающие Попечительский совет служат ответом на вопрос, для чего же все-таки он нужен и характеризуют его по типам деятельности.
Привлечение финансовых средств в организацию
Создание положительного имиджа организации (ПР)
Лоббирование интересов организации на различных уровнях
Контроль за финансовой деятельностью организации
Контроль за выполнением миссии организации
Привнесение «свежего» взгляд со стороны, новых идей
Развитие партнерских отношений организации и другое.
Любая организация, в которой есть Попечительский совет, может продолжить этот список…

Попечительский совет – общественная форма

управления образовательным учреждением.

План

Введение………………………………………………………………………..3

1. Попечительский совет (ПС). Функции ПС………………………………..3

2. Нормативно-правовая база ПС…………………………………………….4

2.1. ПС без статуса юридического лица………………………………………5

2.2. ПС со статусом юридического лица…………………………………….6

3. Подготовка учредительных документов…………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………10

Список литературы……………………………………………………………11

Приложение 1…………………………………………………………………12

Приложение 2…………………………………………………………………

Введение

Основанием для оптимистического взгляда на возможности попечительства в образовании могут стать факты истории России. Предпринимаемые сегодня попытки возрождения попечительства отражают осознаваемую обществом и государством потребность в создании механизмов поддержки школы.

Полем деятельности попечительских советов является: выработка стратегии развития образовательного учреждения, осуществляемая совместно с администрацией школы; контроль над реализацией программ образования и контроль над использованием бюджетных средств; осуществление связей с общественностью. Опыт показывает, что в конкуренции, которая начала складываться в процессе десятилетнего развития рыночных отношений и на рынке образовательных услуг, выигрывают те организации, которые сформировали около себя структуры, обеспечивающие открытость образовательной системы — постоянную внешнюю оценку, "взгляд со стороны", и активно участвующие в развитии и разрешении проблем школы.

К таким структурам можно отнести попечительские советы и другие общественные организации поддержки деятельности образовательного учреждения.

1. Попечительский совет – общественная форма управления образовательным учреждением.

Попечительский совет — одна из форм участия общества в управлении образованием, это негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения. Возможны два правовых статуса: с образованием юридического лица или без его образования.

Попечительский совет — это не просто поддержка и финансирование, а диалог с властью от имени школы и диалог со школой от имени гражданского общества.

Функции Попечительского совета

1) Социальная – к деятельности Попечительского совета привлекаются представители разных социально-профессиональных групп населения. Это обстоятельство в определенной степени предопределяет характер дифференциации образовательных запросов социальных групп. Люди все в большей степени понимают, что качество полученного образования будет определять будущий социальный статус гражданина.

2) Экономическая – без реализации многоканальных схем внебюджетного, долевого финансирования образовательного учреждения невозможно не только его развитие, но и функционирование. Наличие финансовой, правовой и имущественной базы Попечительского совета обусловливает конкурентные преимущества коллектива образовательного учреждения на рынке труда и образовательных услуг.

Имущественная база Попечительского совета – это сумма финансовых, материальных и интеллектуальных средств, образуемых из взносов попечителей или учредителей, а также полученных Попечительским советом иным законным путем в целях осуществления помощи и поддержки школы.

3) Политическая – муниципальное сообщество в лице органов законодательной и исполнительной властей, а также других социальных партнеров использует Попечительский совет для проведения в жизнь определенной образовательной политики.

Доминирующей выступает экономическая функция Попечительского совета, которая определена следующими факторами:

· Попечительские советы рассматриваются как один из каналов привлечения дополнительных источников внебюджетного финансирования школы;

· финансовые средства Попечительского совета частично компенсируют отсутствие средств из бюджета на обеспечение учебного процесса;

· добровольными инвесторами Попечительского совета становятся, в первую очередь, родители и обучающиеся;

· реальным владельцем финансовых средств Попечительского совета становится образовательное учреждение, а их распорядителем – его администрация.

2. Нормативно-правовая база Попечительского совета

Со вступлением Российской Федерации в 1997 году в Совет Европы его международные правовые акты обязательны к применению на территории всех европейских государств, в том числе и России. На нас распространяется принцип международного права, который отражен в следующих законодательных актах:

а) Конвенция прав ребенка (вступила в силу в 1959 г.);

б) Европейская социальная хартия (вступила в силу в 1965 г.);

в) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (вступил в силу в 1976 г.);

г) Конвенция ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании (вступила в силу в 1989 г.).

Федеральная нормативно-правовая база, достаточная для создания, функционирования и развития попечительских советов, представлена следующими федеральными законами:

— статьи 118-121 параграфа 5 главы 4 части 1 Гражданского кодекса РФ (от 26.01.96);

— пункт 6 статьи 2; статья 32, 35, 36 Закона РФ «Об образовании» (от 13.01.96);

— статьи 10, 15, 24, 26 Закона РФ «О некоммерческих организациях» (от 12.01.96);

— статьи 8, 12, 17, 18 Закона РФ «Об общественных объединениях» (от 19.05.95).

2.1. Попечительский совет без статуса юридического лица

Принципы государственной политики, в русле которых должна строиться деятельность образовательных учреждений, определены п. 6 ст. 2 Закона РФ «Об образовании». Они устанавливают демократический, государственный характер управления и автономность образовательных учреждений. Статья 32 закона определяет компетенцию и ответственность образовательного учреждения и уполномочивает администрацию самостоятельно привлекать дополнительные источники финансовых и материальных средств, но в отношении общественных органов самоуправления администрации оставлены только функции координации их деятельности (п. 21 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Статьей 35 установлено, что управление государственным и муниципальным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия, т.е. осуществляется директором школы (п.3 ст. 35) либо органом самоуправления. Одной из возможных форм самоуправления выступает Попечительский совет (п. 2 ст. 35)

Деятельность Попечительского совета, созданного без образования юридического лица, не требует отдельного лицензирования, ибо в данном случае действует лицензия образовательного образовательным учреждением.

Установленные уставом и лицензией учреждения направления деятельности разрешены и для деятельности его Попечительского совета.

Попечительский совет, не имеющий статуса юридического лица, не может самостоятельно владеть объектами собственности, но может иметь отдельный лицевой счет в образовательном учреждении, обслуживаемый одним из работников бухгалтерии.

2.2. Попечительский совет со статусом юридического лица

Права юридического лица Попечительский совет приобретает только с момента государственной регистрации. Попечительский совет можно зарегистрировать самостоятельно либо обратиться к услугам специальных фирм.

Учредителями Попечительского совета как общественной организации или органа общественной самодеятельности должны выступать не мене трех правоспособных физических лиц. Учредителями Попечительского совета как автономной некоммерческой организации могут быть физические и юридические лица (статья 15 Закона «О некоммерческих организациях»). Попечительский совет как юридическое лицо должен иметь свой устав.

Для государственной регистрации предоставляются следующие документы:

— заявление, подписанное членами Президиума (правления) Попечительского совета с указанием места жительства каждого;

— устав Попечительского совета в двух экземплярах;

— выписка из протокола учредительного собрания, включающие сведения о создании Попечительского совета, об утверждении его устава и о формировании его руководящих органов и ревизионной комиссии;

— сведения об учредителях;

— документ об уплате регистрационного сбора;

— документ о юридическом адресе Попечительского совета.

Одновременно регистрируется наименование совета. Документы для государственной регистрации подаются не позднее трех месяцев со дня учредительного собрания. Деятельность Попечительского совета не требует отдельного лицензирования, если его учредитель (образовательное учреждение либо его администрация) имеет государственную лицензию и между ними заключен договор. Такая же ситуация возникает, если несколько учреждений – соучредители Попечительского совета. Лицензирование обязательно в случае, если Попечительский совет ведет самостоятельную деятельность.

Совет может быть создан в одной из следующих, предусмотренных законодательством организационно-правовых форм некоммерческой организации:

— общественная организация;

— орган общественной самодеятельности;

— автономная некоммерческая организация.

Чтобы выбрать форму Попечительского совета, оптимальную для определенного учреждения образования, предлагаем их законодательные определения.

В статье 8 Закона «Об общественных объединениях» сказано, что общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, действующее для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации могут быть как общественные объединения, так и юридические лица. Высшим органом выступает общее собрание членов организации, а постоянно действующим – выборный коллегиальный орган, подотчетный общему собранию.

1. Высшим органом управления Фонда является попечительский совет Фонда.

2. В состав попечительского совета Фонда входят пятнадцать членов, в том числе генеральный директор Фонда, являющийся членом попечительского совета Фонда по должности.

3. Члены попечительского совета Фонда назначаются Президентом Российской Федерации на срок не более чем пять лет.

4. Председатель попечительского совета Фонда назначается Президентом Российской Федерации одновременно с назначением членов попечительского совета Фонда.

5. Полномочия председателя и иных членов попечительского совета Фонда могут быть прекращены досрочно на основании решения Президента Российской Федерации.

6. Члены попечительского совета Фонда, за исключением генерального директора Фонда, осуществляют свою деятельность на общественных началах и не могут состоять в трудовых отношениях с Фондом.

7. Члены попечительского совета Фонда одновременно не могут входить в составы экспертных советов Фонда.

8. Члены попечительского совета Фонда, за исключением генерального директора Фонда, имеют право совмещать свое членство в попечительском совете Фонда с замещением государственной должности Российской Федерации или должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

9. Попечительский совет Фонда осуществляет следующие полномочия:

1) определяет приоритетные направления деятельности Фонда;

2) утверждает программу деятельности Фонда на трехлетний период, ежегодно вносит в нее уточнения;

3) утверждает порядок и критерии конкурсного отбора программ и проектов, а также порядок проведения экспертизы программ и проектов, представленных на конкурс;

4) утверждает порядок осуществления контроля за выполнением программы деятельности Фонда на трехлетний период и реализацией программ и проектов, финансируемых Фондом;

5) утверждает порядок участия Фонда в формировании и пополнении целевого капитала научных организаций и образовательных организаций высшего образования;

6) утверждает финансовый план доходов и расходов (бюджет) Фонда на трехлетний период, ежегодно вносит в такой план уточнения;

7) утверждает годовой отчет Фонда и направляет его Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

8) представляет Президенту Российской Федерации кандидатуру для назначения на должность генерального директора Фонда;

9) заключает, изменяет и расторгает трудовой договор с генеральным директором Фонда;

10) утверждает положение о правлении Фонда, принимает решения о назначении на должность и об освобождении от должности членов правления Фонда, утверждает размер вознаграждения членов правления Фонда и (или) компенсации произведенных ими расходов;

11) утверждает положение о ревизионной комиссии Фонда, принимает решения о назначении председателя и членов ревизионной комиссии Фонда, о прекращении их полномочий, в том числе о досрочном прекращении их полномочий;

12) утверждает положение об экспертных советах Фонда;

13) утверждает перечень, составы экспертных советов Фонда и их председателей;

14) осуществляет контроль за деятельностью других органов управления Фонда, принятием ими решений и обеспечением выполнения этих решений, использованием денежных средств и другого имущества Фонда;

15) утверждает положения о филиале Фонда и о представительстве Фонда, назначает их руководителей;

16) принимает решения о передаче части имущества Фонда в государственную казну Российской Федерации;

17) определяет предельный объем инвестируемых временно свободных средств Фонда;

18) утверждает аудиторскую организацию, прошедшую отбор на конкурсной основе, для проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда и размер вознаграждения этой организации за оказываемые ею услуги;

19) принимает решения:

а) о вступлении Фонда в ассоциации и союзы;

б) о создании Фондом юридических лиц и (или) об участии в них;

в) о создании филиалов Фонда и об открытии представительств Фонда;

20) согласовывает утверждаемые генеральным директором Фонда:

а) организационную структуру и штатное расписание Фонда, а также внесенные в них изменения;

б) размер и форму оплаты труда работников Фонда;

в) размер вознаграждения экспертов, входящих в составы экспертных советов Фонда;

г) размер вознаграждения специалистов в области науки и техники, не входящих в составы экспертных советов Фонда, но дополнительно привлекаемых к участию в работе этих советов (далее — специалисты в области науки и техники);

21) принимает решения по иным вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к полномочиям высших органов управления некоммерческих организаций.

10. Полномочия попечительского совета Фонда не могут быть переданы другим органам управления Фонда.

11. Заседания попечительского совета Фонда созываются его председателем или иным членом попечительского совета Фонда, уполномоченным председателем попечительского совета Фонда, не реже чем один раз в полгода. Заседание попечительского совета Фонда также может быть созвано по инициативе ревизионной комиссии Фонда или по инициативе аудиторской организации, проводящей обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда.

12. Заседания попечительского совета Фонда проводятся его председателем, а в его отсутствие иным членом попечительского совета Фонда, уполномоченным председателем попечительского совета Фонда.

13. Попечительский совет Фонда правомочен принимать решения, если на его заседании присутствует не менее половины членов попечительского совета Фонда. Решения попечительского совета Фонда принимаются простым большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов попечительского совета Фонда. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании попечительского совета Фонда является решающим.

14. Протокол заседания попечительского совета Фонда подписывается председательствующим на заседании попечительского совета Фонда. Мнения членов попечительского совета Фонда, оставшихся в меньшинстве при голосовании, заносятся по их требованию в протокол.

15. Попечительский совет Фонда вправе принимать решения без созыва заседания попечительского совета Фонда путем проведения заочного голосования в порядке, установленном попечительским советом Фонда.

16. Секретарь попечительского совета Фонда, назначаемый попечительским советом Фонда из числа работников Фонда, обеспечивает подготовку и проведение заседаний, заочного голосования, ведение документации, организует хранение протоколов заседаний попечительского совета Фонда.

« УТВЕРЖДАЮ »

Директор Подборовской средней

муниципальной общеобразовательной

______________ /Кошельникова Л.В./

Положение

о попечительском совете в общеобразовательном учреждении

в Подборовской средней муниципальной общеобразовательной школе

I . Общие положения.

Попечительский совет может быть создан при образовательном учреждении, имеющем все права юридического лица.

Попечительский совет взаимодействует с советом образовательного учреждения; представитель попечительского совета может участвовать в работе педагогического совета образовательного учреждения с правом решающего голоса.

II. Состав попечительского совета.

В попечительский совет входят ответственные лица учредителей, глава администрации муниципалитета или его заместитель, ответственные лица организаций или учреждений, постоянно спонсирующих данное образовательное учреждение.

В попечительский совет может входить на правах почётного члена ответственное лицо организации, предоставившей большой благотворительный вклад в фонд образовательного учреждения, или представитель науки или искусства, имеющий высокий авторитет в сфере образования.

III. Задачи попечительского совета:

Формирование заказа на виды и уровни образовательных услуг, предлагаемых

обучающимся;

Проведение независимой экспертизы уровня и качества подготовки выпускников

(отслеживание выполнения государственных стандартов и т.д.);

Формирование устойчивого финансового фонда образовательного учреждения;

Финансирование капитального ремонта основных фондов образовательного

учреждения; выделение необходимых средств для реконструкции помещений,

обусловленной учебно-методическими целями; финансирование

совершенствования материально-технической базы учреждения крупными

Организация конкурсов, соревнований и других массовых внеклассных

мероприятий с призовым фондом;

Установление размеров стипендий для учащихся (воспитанников) в соответствии с

положением о стипендиатах;

Решение вопросов об освобождении от уплаты за введение дополнительных

курсов сверх базисного образования для отдельных обучающихся;

Выделение средств для международного культурного обмена, в том числе

профессионального.

IV. Попечительский совет имеет право:

Контролировать финансово-хозяйственную деятельность образовательного

учреждения;

Знакомиться с перспективой развития образовательного учреждения; вносить

соответствующие коррективы; заслушивать отчёты о реализации программы

развития образовательного учреждения на данном этапе.

Положение о попечительском совете образовательного учреждения утверждается учредителем (учредителями).

Срок действия данного положения - не устанавливается.