» »

Презентация по истории на тему: «Деревянное зодчество». Деревянное зодчество руси-презентация по мхк Презентация на тему деревянное зодчество

04.04.2024

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русское деревянное зодчество Презентация учителя МОУ Милютинской СОШ Хижняк Анны Викторовны 2010год

Цель урока: - изучить особенности русского деревянного зодчества; - понять роль, значение храмов в жизни русского народа.

На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным строительным материалом. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, оказавшие позднее немалое влияние на формирование каменного зодчества.

Сокровищницей русского деревянного зодчества по праву называют русский Север. Незатронутость монголо-татарским нашествием, отсутствие крепостничества, удаленность от промышленно развитых районов способствовали развитию и сохранению этого уникального вида народного творчества.

В соответствии с канонической схемой в основе церкви простейшего типа лежит сочетание трех срубов (клетей): большего, центрального – для самой церкви и двух меньших для притвора – сеней на запад и алтаря (апсиды) – на восток. Каждый сруб перекрывался двускатной клинчатой кровлей с главой и крестом. Такой тип храма носил название клетского.

Время сохранило лишь несколько древнейших клетских церквей. Одна из них – церковь Лазаря из Муромского монастыря на восточном берегу Онежского озера (ныне – в музее «Кижи»), срубленная в XVI веке. Небольшая по размеру (длина 9 метров, ширина 4 метра, высота 5,5 м), она состоит из двух рубленых клетей (церкви и алтаря) и тесовых сеней. Точность пропорций и пластичность ставят эту небольшую церковь в ряд шедевров деревянного зодчества. Церковь Лазаря из Муромского монастыря.

Церковь Ризположения из села Бородава Вологодской области

К клетскому типу церквей относится также церковь на сваях-столбах из села Спас – Вёжи Костромской области, срубленная в 1628 году (ныне в музее деревянного зодчества на территории Ипатьевского монастыря под Костромой). Церковь из села Спас – Вёжи Костромской области.

Необходимость увеличения площади храмов привела к появлению новых плановых приемов, позволяющих расширить площадь при сохранении длины бревен. Так появились церкви, рубленые восьмериком. Эта форма, значительно увеличивая площадь, позволяла с двух противоположных сторон прирубать четверики притвора и алтаря (апсиды), а с двух других – прирубы (приделы). В результате родилась восьмериковая церковь с четырьмя прирубами, или, как называли ее в старину, – «круглая о двадцати стенах». Прототипом таких церквей были многогранные дозорные башни – вежи. Логика перекрытия восьмистенных срубов привела к появлению шатра. Шатровых храмов-башен сохранилось не много. Наиболее древняя из них – Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области, срубленная в 1587 году.

С конца XI века появились крещатые в плане церкви, перекрытые шатром. Для этого на среднюю квадратную часть церкви становился восьмерик. Такое решение имеет Успенская церковь в селе Варзуга (1674 г.) на Кольском полуострове (Терский берег Белого моря). Здесь на центральный квадрат крещатого сруба поставлен четверик, на котором возвышается невысокий восьмерик, крытый шатром. Ветви «креста» перекрыты насаженными одна на другую бочками. Верхние из них примыкают к стенам восьмерика и повторяют кокошники. Внизу с трех сторон к церкви примыкает галерея с тремя крыльцами. От нее взгляд бежит по ступеням – ярусам бочек-кокошников, подхватывается вертикалью шатра и устремляется вверх, к Богу. Успенская церковь в селе Варзуга.

Выдающимся архитектурным произведением прионежской школы является Успенская церковь в селе Кондопога Карелии (1774 г.). Этот храм был памятником погибшим во время Кижского восстания (1769-1771 гг.). Высокий четверик на подклети завершается повалом, на котором стоит восьмерик, имеющий два повала, и перекрыт шатром. Успенская церковь в селе Кондопога Карелии.

С конца XVII века начали строиться многошатровые храмы. Это придало им еще большую живописность и выразительность. Успенский собор, поставленный в честь победы над шведами в 1714-1717 гг., состоит из трех отдельных шатровых церквей, с трех сторон примыкающих к обширной трапезной, крытой в два ската. Вынесенные вперед шатровые приделы подхватывают стремление вверх, служат как бы ступенькой на пути к небу, к Богу. Успенский собор (г.Кемь).

В XVII веке появилась еще одна форма завершения храмов – кубоватая, очень устойчивая при ветровых нагрузках. Куб обычно венчал квадратный в плане сруб и завершался одной либо (после запрета одноглавия) пятью главами. Вознесенская церковь из села Кушерека

Троицкая церковь в селе Ненокса

В XVII-XVIII веках распространились ярусные храмы, завершавшиеся несколькими уменьшенными срубами, поставленными друга на друга. Богородицкая церковь из села Холм (Галицкий район Костромской области).

Последним этапом развития храмового зодчества стали многоглавые храмы, в основе объемного построения которых лежит ярусный принцип. Характерный вариант многоглавого венчания восьмерика, стоящего на четверике, представляет Покровская церковь (1764 г.) б. Кижского погоста (Медвежьегорского района Карелии) – одного из древнейших поселений Заонежья. На кровле восьмерика расположены девять небольших восьмериков, несущих главы. Покровская церковь б. Кижского погоста

Преображенская церковь в Кижах – самая сложная, самая нарядная среди всех памятников северного деревянного зодчества. Это одно из самых величайших достижений русской и мировой архитектуры.

Русская деревянная архитектура создавалась талантом и трудом многих поколений зодчих-плотников. Отбирая и совершенствуя все лучшее, они выработали в дереве конструктивные приемы, соответствовавшие свойствам этого материала, разработали самобытную систему архитектурных форм, ставшую основой национальной русской архитектуры. Более стойкая к испытанию временем каменная архитектура сохранила множество приемов, зародившихся еще в народном деревянном зодчестве.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Деревянное зодчество Старшая группа Составила воспитатель Чирухина Галина Владимировна 2015 год Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 комбинированного вида Колпинского района города Санкт – Петербурга

Русское деревянное зодчество. На большей территории Древней Руси именно из дерева, как из наиболее доступного строительного материала, были выработаны многие архитектурные формы еще до появления каменных построек. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Это и предопределило главенствующую роль дерева как строительного материала, легко обрабатываемого и доступного самым широким слоям населения Руси. Памятники деревянного зодчества - весьма хрупкая часть историко-культурного наследия. Расцвет их приходится на XVII-XVIII вв. и их можно, вероятно, отнести к своеобразному «русскому барокко». Десятки музеев деревянного зодчества возникли на территории Российской Федерации. Эволюция деревянных построек великолепно прослеживается в крупных музеях деревянного зодчества под открытым небом, прежде всего в Кижах и Малых Корелах, где представлены десятки разнообразных сооружений. В лесной зоне Европейской территории России осталось множество заброшенных храмов, часовен, колоколен, да и за Уралом, в Сибири, сохранились уникальные объекты деревянного зодчества. Долгое время трудности пути закрывали к ним доступ, позволяя им медленно стареть и дряхлеть.

Эволюция деревянных построек великолепно прослеживается в крупных музеях деревянного зодчества под открытым небом, прежде всего в Кижах и Малых Корелах, где представлены десятки разнообразных сооружений. Древняя Русь, хотя и имела немало городов, но основа ее была деревня. Именно в ней сформировались строительно-архитектурные особенности деревянного зодчества, начиная от архитектурно-планировочных решений и до выбора стандартов - модулей при сооружении разных видов построек.

Что такое изба? Слово «изба» произошло от древнего « ызба », « истьба », « изъба », « истобка », « истопка » (эти синонимы употребляются в древнерусских летописях с самых древнейших времён). Изначально так называлась отапливаемая часть дома с печью. В XI – XII вв. изба состояла из двух помещений: жилой комнаты и сеней. В XVI – XVII вв. – преимущественно из трёх: «изба да клеть да меж ими сени». Жилище крестьянина Древней Руси отличалось разумным устройством, а утварь была простой и скромной. Ничего лишнего, ненужного. Всё было приспособлено для труда и отдыха. Места добрые и недобрые. Выбор деревьев для строительства. «Без Троицы дом не строится». С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство.

Зачем людям дом? Кров – это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома. Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью, полом) – с землёй, а подклеть (погреб) – с подземным миром. Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом

Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы? - Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом? Дерево – постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы. Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву. Резьба по дереву возникла ещё с древнейших времён. Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья. Люди изображали зверей, птиц, солнце, луну и поклонялись им, считая, что вырезанные фигурки приносят в дом счастье, отгоняют всякую нечисть и оберегают хозяев от несчастий. Каждый мастер выполнял то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым, показав природную красоту дерева и усилив её. Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь силы добра и света и защититься от злых духов. На крыше дома обязательно должен быть конь – охлупень.

Вспомните, что символизировал образ коня? Конь часто был символом солнца, движущегося по небу. Крестьянская изба - это одно из тех явлений, которое с первого взгляда кажется обыденным, мимо нее обычно проходят не замечая. А при ближайшем рассмотрении она оказывается чудом, которым без конца можно любоваться, восторгаться, удивляться делу рук русских умельцев. Различные символы солнца в виде розеток и полурозеток украшали доски – полотенца и причелины. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизировали полуденное солнце в зените. Левый конец причелины – утреннее, восходящее, а правое – вечернее, заходящее. В украшении фронтона, «лица» дома, использовались ромбы, точки-отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь. В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия. Похожие на капли.

Какой смысл они несут? Наши предки-земледельцы знали цену пролившейся на землю с небес живительной влаги. Они считали, что дождь берётся из каких-то небесных запасов воды, находящихся выше солнца и луны. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды, то есть «хляби небесные». Особым местом дома считались окна – «глаза» дома, его связь с внешним миром. Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы. Такую резьбу называли глухой, долблённой, а ещё корабельной. Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входил свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно наряден был декор окон. Разнообразию оформления изб нет конца. Но помимо эстетических функций, в старые времена все эти кружочки, ломанные линии, точки символизировали молитву, охраняли от злых сил, были "оберегами". Одним из важных элементов украшения избы были наличники.

Вслушайтесь в это слово: " наличник" – "находящийся на лице ". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Именно наличники делают каждый дом не похожим на своих соседей. В них многое перекликается с узорами кружев и вышивок. Орнамент - язык тысячелетий, поэтому выбор узоров избы не случаен. Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа. Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа – русалки, львы-собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и водный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор – символы земли, выше – в диковинных птиц и образы солнца.

Внимательно рассмотри изображения животных и птиц, которыми украшалась верхняя часть наличников. Образы животных порой едва угадываются: настолько обобщённо, декоративно они решены. Резные узорчатые доски наличников оберегали, их переносили со старых разрушившихся домов на новые, а создавая новые детали украшений, следовали традиционным образам и формам. Так сохранились народные традиции. Такие наличники, требующие огромного труда и любви к своему дому и семье, могли быть изготовлены только настоящими мастерами. Их берегли как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему до нашего времени сохранились шедевры деревянного зодчества. В узорном убранстве изб можно увидеть символические образы солнца, птиц, растений, животных, фантастических существ, которые олицетворяли сферу, землю и водную стихию. Всё, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Можно себе представить, как преображался крестьянский дом в солнечный день. Свет создавал волшебную игру светотени, оживлял поверхность тенями, превращая островки рукотворной красоты в настоящую драгоценность.


Издревле главными строительными материалами для русских зодчих были дерево и глина, благо что и того и другого было в избытке. Глиняные кирпичи, по свидетельству историков, получили на Руси распространение начиная с середины X века, а дерево в качестве основного строительного материала использовалось с незапамятных времен. Именно деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского средневекового зодчества, которое подразумевает оптимальное сочетание красоты и функциональности построек... Главным, и часто единственным, орудием строителя долгие века оставался топор. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». Поэтому пилы применялись исключительно в столярном деле.


Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север. В Архангельской губернии сохранившихся деревянных построек больше, чем где бы то ни было в России. Осмотреть все эти памятники физически невозможно, поэтому в свое время часть из них была перенесена в один из самых знаменитых архитектурных музеев России в деревушке Малые Корелы, что находится неподалеку от Архангельска. В Малых Корелах воссозданы несколько жилых комплексов различных районов Каргопольско- Онежского, Мезенского, Пинежского и Северо-Двинского, при этом все строения группируются по «географическому» признаку, как бы создавая в комплексе уменьшенную модель всего русского Севера.


Еще один непревзойденный по красоте архитектурный ансамбль расположен неподалеку от деревни Кижи. По концентрации объектов наследия Кижский историко - культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России. Вместе с архитектурными памятниками, сохранившимися в неизменном виде с момента строительства или вывезенными из других районов и воссозданных на территории заповедника, кижское музейное собрание иллюстрирует основные аспекты традиционной культуры коренных народов Карелии: карелов, вепсов, русских.


Прекрасный материал для изучения основных направлений средневекового деревянного зодчества дает Кострома. Город возник в Среднем Поволжье, то есть в местности исключительно богатой лесами, что и определило характер застройки. Надо сказать, что каменное строительство до самого конца XVII века в Костроме было явлением крайне редким даже дома богатейших дворян и купцов и дом матери царя Михаила Романова Марфы, были деревянными. Восстановить образ древних деревянных храмов Костромы можно по памятникам архитектуры, сохранившимся в музее деревянного зодчества и на территории Костромской области. Исключительно богат архитектурными памятниками старинный русский город Суздаль. Живописно и равномерно расположенные по всей территории города, они образуют редкий по красоте и целостности архитектурный ансамбль. Стиль, избранный древними зодчими, придает очарование древнему городу, чья история исчисляется почти тысячелетиями. Вашему вниманию предлагается уникальный альбом фотографий, объединяющий воедино красоту и неповторимость ансамблей русского деревянного зодчества Малых Корел и Кижей, Суздаля и Костромы. Мы надеемся, что альбом подарит немало приятных впечатлений, и что Вы по достоинству оцените мастерство и инженерную смелость древних зодчих.


Поначалу этот музей возник на небольшой безлесном и почти пустынном острове Кижи на Онежском озере. А когда-то здесь было обширное поселение, именуемое в новгородских писцовых книгах "Спасский Кижский погост". Кижский - от названия острова, а Спасский - от названия церкви на погосте острова.











Старинное кижское строение уже в течение трех веков стоит на берегу Онежского озера (бревна часовни срублены в 1702 г). Как и раньше, часовня служит ориентиром для рыбаков. Ее небольшой силуэт придает островной деревне особое обаяние простоты, надежности и гармонии.


На побережье Белого моря тип кубоватого храма был широко распространен. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Отличительная особенность архитектурного облика северных кубоватых церквей - их красота, изящество и гармония.



Это традиционное заонежское строение. история его создания во многом не ясна. До 1882 г. включительно в документах Кижского прихода часовня не упоминается. Возможно в конце 19 в. ее перевезли из другого места, дополнив обшивкой тесом и кровельным железом. Восстановлена в гг.



Слайд 2

На большей территории Древней Руси именно из дерева, как из наиболее доступного строительного материала, были выработаны многие архитектурные формы еще до появления каменных построек. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Это и предопределило главенствующую роль дерева как строительного материала, легко обрабатываемого и доступного самым широким слоям населения Руси.

Слайд 3

Памятники деревянного зодчества - весьма хрупкая часть историко-культурного наследия. Расцвет их приходится на XVII-XVIII вв. и их можно, вероятно, отнести к своеобразному «русскому барокко». Десятки музеев деревянного зодчества возникли на территории Российской Федерации. Эволюция деревянных построек великолепно прослеживается в крупных музеях деревянного зодчества под открытым небом, прежде всего в Кижах и Малых Корелах, где представлены десятки разнообразных сооружений.

Слайд 4

Слайд 5

  • В лесной зоне Европейской территории России осталось множество заброшенных храмов, часовен, колоколен, да и за Уралом, в Сибири, сохранились уникальные объекты деревянного зодчества. Долгое время трудности пути закрывали к ним доступ, позволяя им медленно стареть и дряхлеть.
  • Но не только время разрушало памятники деревянного зодчества, но и удары молний поджигали горделиво возвышающиеся над окружающим ландшафтом колокольни, огромные избы со взвозами. Беззащитны были они и от бродяг, находивших временный приют под их крышами, а позже, и от туристов, забывших погасить костер.
  • Слайд 6

    Вознесенская церковь. Село Кушерка. Архангельская область. 1669 г.

    Слайд 7

    ТИПЫ ХРАМОВ РУССКОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА 17 века

    • Типы храмов
    • КЛЕТСКИЕ храмы, представляющие собой прямоугольный сруб (клеть), покрытый двусторонней кровлей, увенчанной маковкой с крестом
    • ШАТРОВЫЕ храмы, основу конструкций которых составляли восьмерик на крестообразном основании или четверик, покрытый шатром
    • ЯРУСНЫЕ храмы – особый тип высотной композиции, представляющий собой нарастание уменьшающихся четвериков и восьмериков
    • МНОГОГЛАВЫЕ храмы, состоящие из двух и более глав
  • Слайд 8

    Клетские церкви и часовни

    Лазаревская церковь Муромского монастыря-самый древний из всех сохранившихся до наших дней памятников русского деревянного зодчества. Построена она шестьсот лет назад, в конце XIV века, и относится к простейшему типу клетских церквей, существовавших на Руси с незапамятных времен вплоть до начала XIX века. Размеры 9х3,5 м.

    Слайд 9

    Спасо-Преображенская церковь села Спас-Вежи

    Двухскатная с высоким, крутым подъемом – «клинчатая» крыша

    Слайд 10

    Шатровые храмы

    В русском деревянном зодчестве шатёр является распространённой, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей. Так как с древнейших времен деревянное строительство на Руси было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева. Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола - необходимого элемента храма византийского типа. Вероятно, именно техническими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями.

  • Слайд 11

    • Воскресенская церковь
    • село Потакино
    • (Музей деревянного зодчества в Суздале).
    • 1776 год.
  • Слайд 12

    Ярусные церкви

    • Ярусные деревянные церкви появились в конце XVII в.
    • Их основа – 4-угольный сруб, на котором крепится сложная конструкция, увенчанная одной или несколькими главами. Таких церквей сохранилось немного.
    • Церковь Иоанна Богослова в селе Богослов Ярославской области
  • Слайд 13

    • Деревянная церковь Иоанна Предтечи Богослова
    • в Широкове. 1697 г.
  • Слайд 14

    Кубоватые церкви

    • Такие храмы строились с середины XVII до конца XVIII века, район их постройки ограничивался Поонежьем и поморским побережьем Белого моря. Куб представляет собой трехсоставную фигуру: квадратный четырехгранный пояс, на который снизу и сверху поставлены две четырехгранные пирамиды, при этом верхняя пирамида всегда выше нижней.
    • Вознесенская церковь.
    • Село Кушерка.
    • Архангельская область. 1669 г.
  • Слайд 15

    Многоглавые храмы

    • Многоглавые храмы являются лебединой песней древнерусского деревянного зодчества.
    • Многоглавие использовалось еще в XVII в., как прием организации верха и приобрело каноническое воплощение в виде девятиглавия, символизирующие девять чинов ангельских или девять чинов святых угодников.
    • Девятиглавие реализовывалось следующим образом: четыре главы ставились по углам четверика, пятиглавие на крещатой бочке или кубе, завершавшем храм.
    • Преображенская церковь.
    • Погост Кижи. Карелия. 1714 г.
  • «Деревянное зодчество Руси» – презентация, которая познакомит с историей и многообразными типами древнерусских деревянных построек. Эта работа является логическим завершением серии презентаций, посвящённых древнерусскому зодчеству .

    Деревянное зодчество Руси

    «Деревянная Русь:
    колокольни шатровые,
    Колыханье лесов,

    деревеньки в снегу,
    Вой метельных ветров

    да закаты багровые,
    И дрожанье ракит

    на речном берегу».

    Любовь Полякова

    Корни древнерусского зодчества уходят в глубину времён. На Руси самым распространённым строительным материалом было дерево. Именно от него получили своё название русские деревни. Из дерева рождались и неповторимые по красоте, лёгкие, гармоничные, радостные, соразмерные человеку храмы.

    Русская деревня

    Не счесть сёл и деревень на бескрайних просторах Руси.Но все они такие разные. В одной – избы взбираются по косогору и рассыпаются вдоль ручья, перекатившись через него. В другой – дома смотрятся с обрыва в реку, утопая в пахучей черёмухе. В третьей – отражаются в блестящей глади пруда.

    Но все деревни так умело и органично вписываются в окружающую природу, что кажутся её продолжением. Русские мастера умели использовать особенности ландшафта: высокий берег реки, вершину косогора, перекрёсток дорог, чтобы строение могло показаться с лучшей свой стороны. Здание и окружающая природа существовали в полной гармонии. К возведению здания относились как к писанию икон.Конечно, квадратную клеть в одно окно, с плоской односкатной крышей любой мужик поставить умел. Но вот справный дом, чтобы подвал был, и крыльцо с балясинами, и резные украшения – полотенца и причелины – по фасаду, и верхняя горница, − по плечу лишь настоящему мастеру. Послушное умелой руке дерево любую форму принимало, позволяло при отделке и причудливое кружево выплетать, и затейливый узор во всю стену пустить.

    Русская деревня. Художник Ярцев

    Восьмое чудо света

    К 17 столетию русские зодчие достигли таких высот в своём мастерстве, что любую постройку: и боярские хоромы, и церковь и башню сторожевую возводили не только прочной, но и украшенной с фантазией и выдумкой людям на радость. Похожим на сказочный, вдруг предстал перед восхищёнными взорами людей огромный деревянный дворец, выстроенный в 1666-1671 годах для царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Всё, чего достигли мастера-древоделы, вобрало в себя это произведение искусства.

    Башенки, переходы, гульбища, крылечки – весь дворец, в уборе богатой резьбы, украшенный шатрами, скирдами, бочками, маковками, разноцветной кровлей и куполами, сияющий позолотой, казался настоящим чудом света.

    Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

    К концу 18 века по приказу императрицы Екатерины дворец был разобран до последнего бревна. В 2010 году, благодаря сохранившемуся макету, это чудо удалось реконструировать, правда, уже на новом месте.

    Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Реконструкция

    Деревянная сказка

    Дерево долго не живёт, и большая часть богато и причудливо украшенных деревянных построек до наших дней не сохранилось. Но есть на Онежском озере остров Кижи, здесь существует один из немногих музеев деревянного зодчества. Жемчужинами этого музея являются две церкви. Обе они сказочно хороши, но особенно прекрасен 22-двуглавый Преображенский храм, созданный словно мановением волшебной палочки.

    «Купола, купола, купола … Двадцать два. Разметали в стороны свои крылья стрельчатые «бочки» – словно кокошники русских красавиц. А на гребнях – стройные барабаны и луковичные главы с крестами, покрытые чешуёй серебристого лемеха. В северные белые ночи светятся они загадочным фосфорическим блеском; на закате полыхают торжественным багрянцем … Один ярус, другой, третий, четвёртый … Всё выше, выше, и в самое небо врезалась верхняя глава, венчающая всю эту грандиозную тридцатисемиметровую пирамиду». Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная