» »

Классный час "Моя будущая профессия" классный час (10 класс) на тему. Классный час на тему:«ты и твоя будущая профессия Интернет и моя будущая профессия классный час

23.03.2024

В мире существует более 50 тысяч профессий. Выбор профессии - очень серьезеное и ответственное дело. Сейчас от человека всё в большей степени требуются высочайший профессионализм, готовность быстро адаптироваться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Быстро растет интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что все-таки необходимо для того, чтобы сделать собственный профессиональный выбор? Для этого разработан данный материал. Конечно, одного классного часа мало, нужна целая серия занятий. Тем не менее, с данного классного часа можно начать работу по профориентации.

Классный час «Моя будущая профессия»

Цель: дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности, формировать умения ориентироваться в современном мире профессий.

Эпиграфы:

«Истинное сокровище для людей - умение трудиться» (Эзоп)

«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн)

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы являетесь учениками уже 7 класса! И сегодня мне бы хотелось обсудить с вами очень серьезную проблему, с которой вы столкнётесь в будущем.

Работа с эпиграфом. Прочитайте, пожалуйста, эпиграфы.

Беседа.

1.Что объединяет эти высказывания?(Они о труде. Труд- это сокровище).

2. Где основной труд человека?(на работе)

3. Прежде чем начать работу, что нужно сделать?(получить образование профессию)

4. О какой же серьезной проблеме мы будем рассуждать сегодня?

Тема классного часа « Моя будущая профессия»

Почему этот вопрос важен уже сегодня? Вы же еще не являетесь выпускниками?

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? От этого выбора может зависеть вся дальнейшая жизнь. Выбрать профессию - это не столько выбрать себе работу, сколько выбрать определенный образ жизни.

Что же означает слово «профессия»? Слайд№3)

Слово профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.

Как вы думаете, отчего зависит выбор профессии? Слайд№4)

Итак, чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трех вещах:

Определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, т.е. желания и потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением «Я хочу» ;

Оценить свои профессионально важные качества, которые определят, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность. Кроме здоровья, к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности условно выражают словами «Я могу» ;

Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, что сегодня «Надо».

Если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию которая:

  • интересна и привлекательна для вас;
  • соответствует вашим способностям;
  • пользуется спросом на рынке труда.

Выбор профессии- очень важное и серьезное дело. Психологи даже разработали специальную диаграмму выбора профессии (Слайд№6 «Восьмиугольник Климова»

или восемь факторов выбора профессии)

2.Групповая работа. Профессии 21 века.

Вы уже, наверное, думали, кем хотите стать в будущем. А знаете ли вы, какие профессии будут востребованы на рынке труда будущего?

Объединяемся в 3 группы. Задание: составьте рейтинг профессий будущего.

3.Типы профессий(слайд 10-14)

А теперь давайте подумаем, можно ли сгруппировать профессии? (Да, по интересам)

Различают пять типов (слайд №9)

Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека.

1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства. В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы - ткани, пластмассы, пищевое сырье.

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей или взаимодействия с другими людьми. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

4. Человек - знаковая система. Есть профессии, труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Художник, актер, писатель. Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и много часов работает над совершенствованием своего мастерства, строго соблюдает специальный режим.

4. Тест «Профориентация»

Вам стало интересно, какая сфера вам ближе всего? Какая профессия для вас?

Ответьте на вопросы теста, расставьте баллы с учетом критериев и подведите итог.

Слайд№15

5. Факторы, влияющие на выбор профессии

Какие же факторы обуславливают выбор человеком той или иной профессии?

1. Позиция старших членов семьи.

Родители несут прямую ответственность за то, как складывается жизнь их детей. Эта забота распространяется и на вопрос о вашей будущей профессии.

2. Позиция друзей, подруг.

Дружеские связи в вашем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии.

3. Позиция учителей, школьных педагогов.

Наблюдая за поведением, учебной и внеурочной активностью учащихся, опытные педагоги знают много такого о вас, что скрыто от непрофессиональных глаз.

4. Личные профессиональные планы.

Под планом в данном случае подразумеваются ваши представления об этапах освоения профессии.

5. Способности.

О своих способностях надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Информированность.

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые вами сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

7. Склонности.

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

К неправильному выбору профессии могут привести две причины:

  • искаженное представление о будущей профессии (незнание требований к человеку, превратные представления об условиях работы);
  • искаженное представление о своих возможностях (переоценка или недооценка своих способностей, навыков).

Наша задача - сделать эти представления более реалистичными.

6. Заключительное слово учителя

Надеюсь, наш сегодняшний классный час не прошел для вас даром. Возможно, многие из вас уже выбрали будущую профессию, другие же задумались над выбором- это первый шаг к правильному выбору. А если вдруг ваши желания не совпали с вашей мечтой не отчаивайтесь! У вас еще есть время все изменить!!! Займитесь самовоспитанием и выработайте именно те качества, которые требует от вас выбранная вами профессия. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно слушать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта может стать реальностью.


КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ:

МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ

Классный руководитель 6 б класса Хот А. Э.

Эпиграф : «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет» Константин Дмитриевич Ушинский

Цель:

  • формирование у обучаемых готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению через коллективную проектную работу;
  • расширить знания о мире профессий, возможности подготовки к ним;
  • обучить выявлению соответствия требований выбранной профессии способностям и возможностям учащихся;
  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях.

Ход мероприятия.

1. Рассказать что такое профессия и как ее выбрать

Учитель : Очень скоро вам предстоит совершить один из наиболее ответственных, определяющих вашу судьбу выборов - выбор профессии. Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда ещё нет за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения. В мире насчитывается более 40 000 профессий. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям и обществу?!

1 Профессия-это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенные им туда возможность существования и развития. Специальность-вид занятий в рамках одной профессии. В книге американских профессий написано о том, что в мире существует около 40 тысяч видов профессии. В книге профессий России написано, что у нас в стране имеется около 20 тысяч профессий. Некоторые профессии отмирают, а другие появляются. К примеру, вымирает профессия оператора ЭВМ, с появлением компьютерной техники . Недавно появились новые: дизайнер, рекламный агент, маркетолог и многое другое.

Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того, чтобы этого не случилось с вами, мы сегодня и обсуждаем данную тему.

Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много денег, сформулировали три главных требования , которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:

  • профессия должна быть интересной,
  • профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,
  • профессия должна соответствовать собственным возможностям.

Один из наиболее существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. Это первое требование к профессии.

Давайте порассуждаем о том, как нужно выбирать профессию, что важно учитывать при этом.

Формула выбора профессии

«ХОЧУ»

«МОГУ»

«НАДО»

Интерес - побуждение познавательного характера

Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает.

Способности - это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельности

Состояние здоровья

Личные качества

Потребности рынка труда - наличие рабочих мест по избранной специальности

Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией. Профессия — это:

деятельность, направленная на пользу общества,

деятельность, требующая профессионального обучения,

деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

2. Типы профессий

Чтобы легче было ориентироваться в мире профессий, специалисты условно объединили их в группы по различным типам. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности. Различают пять типов профессий.

Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека.

1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства. В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье.

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей или взаимодействия с другими людьми. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

4. Человек - знаковая система. Есть профессии, труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Художник, актер, писатель. Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и много часов работает над совершенствованием своего мастерства, строго соблюдает специальный режим.

3. Факторы, влияющие на выбор профессии

Какие же факторы обуславливают выбор человеком той или иной профессии?

1. Позиция старших членов семьи.

Родители несут прямую ответственность за то, как складывается жизнь их детей. Эта забота распространяется и на вопрос о вашей будущей профессии.

2. Позиция друзей, подруг.

Дружеские связи в вашем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии.

3. Позиция учителей, школьных педагогов.

Наблюдая за поведением, учебной и внеурочной активностью учащихся, опытные педагоги знают много такого о вас, что скрыто от непрофессиональных глаз.

4. Личные профессиональные планы.

Под планом в данном случае подразумеваются ваши представления об этапах освоения профессии.
Ребят, а какие профессии вы знаете?

С развитием новых технологий в настоящее время появляются новые профессии. На сегодняшний день нужны профессионалы с высшим образованием:

1) программисты

2) секретарь - референт со знанием иностранного языка

3) инженер - технолог

4) бухгалтер

5) дизайнер

6) менеджер по продажам

8) менеджер офиса

9) юрист

10) логистик

3 Самые интересные профессии

В мире существует много редких и необычных профессии. Я расскажу вам о некоторых из них.

Интересные профессии: дегустатор кошачьего корма

В рекламных роликах мы часто слышим какой прекрасный и невероятно вкусный корм для вашего любимца. Но вы никогда не думали, откуда берутся такие познания вкусовых качеств? Уверен, что на заводах нет специально обученных кошек, которые тестируют корм, а потом рассказывают свои впечатления. Все гораздо проще, существует специальная команда дегустаторов. Запах, вкус, консистенция, послевкусие, внешний вид - все это попадает под чуткий контроль. Уверен, что желудок у таких людей переварит даже гвозди, ведь в день им приходится перепробовать более десятка различных вариаций кормов.
Самое главное в этой профессии - тщательно жевать, чтоб убедиться в том, что в корме отсутствуют жилы и маленькие части костей.
Интересно, а что едят эти люди дома? Не Whiskas ли?

Интересные профессии: трамбовщик в метро

Если население мегаполисов будет увеличивать в таком темпе как сейчас, то данная вакансия станет актуальной во всем мире. Утрамбовшик людей в метро - еще одна необычная профессия которая пользуется популярность в китайском метрополитене. Людей много, ехать хотят все, а вот двери вагона не закрываются. Что же делать? Тут на помощь приходят утрамбовшики, которые буквально запихивают людей в вагоны. Тут главное все делать аккуратно, так, чтоб пассажир вошел как по маслу и не получил никаких травм.
Кстати, а когда двери открываются, люди ж просто выпадают из вагона? Тут уже нужна другая вакансия - ловец пассажиров.

Интересные профессии: Постижер

Такое необычное, и довольно интересное название у данной профессии. Но на самом деле все гораздо проще, ведь постижеры занимаются изготовлением париков, усов и всевозможных накладных бакенбардов. Многие могут подумать, а что ж тут такого интересного и необычного? Дело в том, что пастежер должен владеть невероятной усидчивостью. Один качественный парик, изготавливаемые в ручную, делается не менее 15 дней. Все аккуратно, по локону, по волоску вкладывается в будущую модель.

Интересные профессии: Подбиратель мячей

Владельцы гольф клубов посчитали, что очень много лишних расходов идет на покупку потерянных мячей для гольфа. Если игрок забивает мяч куда-то далеко, то легче взять новый, чем идти искать старый. В таком случае было принято решение нанять подбирателя мячей. Данный человек должен иметь зоркий взгляд, и находить абсолютно все мячи, что остались на поле.

Интересные профессии: Торседорос

Торседорос - в названии этой необычной профессии можно проследить нотки чего-то мексиканского, кубинского, и даже испанского. На самом деле, торседорос - это профессиональный крутильщик сигар. Научиться мастерству правильно крутить сигару можно только на Кубе. Именно там Вам и выдадут диплом торседороса. Ну не думайте, что все так просто. Для того, чтоб иметь это почетное звание, нужно учиться не менее десяти лет. Вот такая редкая и необычная профессия существует на острове свободы.

Интересные профессии: Педекюрщик для коров

Плохое состояние копыт рогатых может негативно сказаться на их самочувствии, возможности размножаться и давать нормальные удои молока. Чтоб всего этого избежать, на многих фермах была введена вакансия мастера педекюра для коров. Работа довольно интересная, но совершенно не легкая.

Необычные профессии: ловец муравьев

Да, да, вы все правильно поняли. Уверен, что многие из Вас в детстве ловили и собирали муравьев, но не многие догадывались, что существует такая работа. Как не странно, но для этого нужно пройти специальное обучение и стать настоящим профессионалом. Ловец должен понимать анатомию муравья, знать как найти и обследовать муравейник, а потом выбрать самых крепких и живучих особей для того, чтоб разводить их на специальных муравьиных фермах. Чаще всего такие фермы используют муравьем в медицинских целях, собирая их яд и на его основе создавая всевозможные мази и настойки.

Необычные профессии: Собеседник

Мы живем в век технологического прогресса, где общаться с человеком на другом конце планеты не составляет труда. Но все больше и больше людей чувствуют нехватку общения, у них нет друзей, которые могут выслушать проблемы, дать совет или просто поддержать разговор. Так и появилась необычная профессия собеседника.

Необычные профессии: выниматель мозга

Звучит жутко, не правда ли? На самом деле название соответствует действительности. Человек данной профессии должен аккуратно вынуть мозги животного и отправить их в ресторан, где особые гурманы, за большие деньгу будут такое заказывать.

Необычные профессии: запаховед

Уверен, что вы не раз смотрели рекламу дезодорантов, которые защищают от запаха пота. Реклама гласит, что вы будете чудесно пахнуть до 72 часов. Как это узнают? Для чистоты эксперимента компании нанимают специальных нюхачей которые определяют запах подмышки до применения дезодоранта, и на протяжении всего времени тестирования. Довольно необычная профессия, нюхать чужие подмышки.

Необычные профессии: переворачиватель пингвинов

Как бы это не странно звучало, но такая профессия есть. Особенно она востребована там, где вблизи места жительства пингвинов расположены аэропорты. Любопытные пернатые поднимают голову в небо, следя за взлетом самолетов и… падают на спину. Для нас это звучит забавно, а вот пингвинам совсем не до смеха. Бедные пернатые не могут самостоятельно встать и тогда на помощь приходят отважные переворачиватели пингвинов. Очень часто, пингвины благодарят своих спасателей, пощипывая их за руки и ноги.

4. Игры

А теперь давайте поиграем..

Игра «Отгадай профессию по описанию?»

К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами во двор не придут - требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер )

Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функция этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня - это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и уметь применять их в жизни - вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер )

«Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат, квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или хризантем) - размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод)

Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист )

В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейский стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающих получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена является психологические испытания. Их задача - установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственный способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)

Игровая ситуация «Скептик и оптимист»

Я предлагаю двум ребятам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, стать на минутку оптимистом, другому - все отрицательные качества профессии, отнестись к данной профессии достаточно скептически. А вы, ребята, также попытайтесь помочь им. Итак, к примеру, очень популярная в наше время профессия учителя. Проверим, насколько реально мы можем её оценить, каков уровень осведомлённости о ней.

5. Определяемся с выбором профессии

А кем хотели бы стать Вы?

6. Заключение

А закончить классный час мне хотелось бы стихотворением.

«Тропинка»

Саматова Л.С.
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет - тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном - самым смешным -
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны -
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе -
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.

Артемьева Л.В. 10 класс

Классный час

«Моя будущая профессия»

Цель мероприятия : знакомство учащихся с технологией выбора профессии, подготовка к поступлению в вузы и выбору профиля обучения.

Эпиграф : «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет» Константин Дмитриевич Ушинский

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Сенека

Ход мероприятия:

Учитель : Очень скоро вам предстоит совершить один из наиболее ответственных, определяющих вашу судьбу выборов – выбор профессии. Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда ещё нет за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения. В мире насчитывается более 40 000 профессий. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям и обществу?!

Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того, чтобы этого не случилось с вами, мы сегодня и обсуждаем данную тему.

Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много денег, сформулировали три главных требования , которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:

  1. профессия должна быть интересной,
  2. профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,
  3. профессия должна соответствовать собственным возможностям.

Один из наиболее существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. Это первое требование к профессии.

Давайте порассуждаем о том, как нужно выбирать профессию, что важно учитывать при этом.

Формула выбора профессии

«ХОЧУ»

«МОГУ»

«НАДО»

Интерес – побуждение познавательного характера

Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает.

Способности - это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельности

Состояние здоровья

Личные качества

Потребности рынка труда – наличие рабочих мест по избранной специальности

Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией.

Профессия - это:

  • деятельность, направленная на пользу общества,
  • деятельность, требующая профессионального обучения,
  • деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Игра «Отгадай профессию по описанию?»

  • К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер )
  • Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функция этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и уметь применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер )
  • «Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат, квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или хризантем) – размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод)
  • Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист )
  • В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейский стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающих получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена является психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственный способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)

Игра "Закончить предложения"

  1. Люди работают ради…
  2. Настоящий труд – это…
  3. При выборе профессии люди часто не учитывают…
  4. В любом профессиональном труде самое важное…
  5. Счастье – это…

(Записали, зачитали).

Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2.
Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3.
При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу - своё желание.
Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо - потребности рынка труда.

4 . В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: " Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

Тест. Коммуникативные способности . (да «+», нет « - »)

  1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
  2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем - то из ваших товарищей?
  3. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми.
  4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким – либо другим занятием, чем с людьми?
  5. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
  6. Трудно ли для вас включиться в новые для вас компании?
  7. Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми для вас людьми?
  8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
  9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с незнакомыми людьми?
  10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
  11. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
  12. Испытываете ли вы затруднение, неудобства или стеснение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
  14. Правда ли, что вы чествуете себя не уверенно среди малознакомых вам людей?
  15. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
  16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
  18. Правда ли, что вы чествуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что либо большой группе людей?
  19. Верно ли, что у вас много друзей?
  20. Часто ли вы находитесь в центре внимания у своих товарищей?

Обработка результатов :
Сверти ваши результаты с ключом (всем выдается ключ для обработки результатов) и подсчитайте количество совпадающих ответов. Вычислите оценочный коэффициент коммуникативных способностей
К=Х / 20,(деление) где К – величина оценочного коэффициента;
Х – количество совпадающих ответов с ключом,
20- максимально возможное число совпадений

Ключ к определению коммуникативных способностей.

Средний

0, 66 – 0, 75

Высокий

0, 76 – 1,00

Очень высокий

Интерпретация результатов
Оценка «1». Получившие ее, испытуемые, характеризуются крайне низким уровнем проявления способностей к коммуникативной деятельности.
Оценка «2». Для испытуемых получивших такую оценку характерно отсутствие стремления к общению. Они чувствуют себя скованно в незнакомой компании и новом коллективе. Они предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства с новыми людьми. Им трудно выступать перед аудиторией. Они плохо ориентируются в незнакомой ситуации. Не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды.
Оценка «3». Получившие такую оценку испытуемые, обладая средними данными, стремятся к новым контактам с людьми, не ограничивая круг своих привычных знакомств. Они охотно проявляют лидерское поведение, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их способностей не отличается устойчивостью. Если они хотят быть успешными в общении с людьми, нуждаются в серьезной и планомерной работе по формированию и развитию способностей.
Оценка «4». Испытуемые этой группы не теряются в новой для них обстановке, быстро находят друзей, постоянно расширяют круг своих знакомств. Они охотно занимаются общественной работой, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении.
Оценка «5». Люди с высоким уровнем проявления коммуникативных способностей быстро ориентируются в сложных ситуациях, они непринужденно ведут себя в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны. Предпочитают самостоятельность в выборе и принятии решений, отстаивают свое мнение и добиваются чтобы оно было принято. Они легко вливаются в незнакомую компанию.


Учитель . В заключение нашей встречи хочется дать несколько советов тем, кто выбирает профессию сегодня.

  1. Необходимо узнать не только о радужной стороне профессии, но и о теневой. Врач – это не только белоснежный халат, выход из операционной навстречу признательным родственникам. Стоптанные башмаки терапевта от десятков ежедневных вызовов - это тоже медицинская помощь.
  2. Выбирая профессию, ты выбираешь и образ жизни. Судьба актера, спортсмена, строителя неотделима от поездок. Один человек не выносит монотонности. Другой не терпит суеты, постоянных перемен. Все это надо учитывать.
  3. Возьми за правило: мечтать о большом, но радоваться пока малому. «Не сразу Москва строилась». Претендовать сразу на должность директора завода бессмысленно. Все знают, что квалифицированные директора заводов и универмагов получились как раз из тех, кто прошел всю служебную лестницу снизу вверх, от станка и от прилавка.

Учитель: Дома вы приготовили презентации

Классный час «Моя будущая профессия»

Аннотация. Проблеме самоопределения подрастающего поколения всегда уделялось достаточно много внимания. Однако в последнее десятилетие она стала особенно актуальной. Это связано прежде всего с тем, что переход страны с командной экономики на рыночную поставил россиян перед сложной проблемой переквалификации с «ненужной» специальности на востребованную, хорошо оплачиваемую. Проблема безработицы не решена до сих пор, и в годы экономического кризиса, стала ещё более острой. В связи с этим, современным старшеклассникам необходима помощь в выборе будущей профессии не только со стороны родителей, но и конечно же со стороны школы. Ведь зачастую бывает так, что занятые на работе родители учащегося не могут уделить время на беседу с психологом по вопросу самоопределения подростка и основная нагрузка ложится на школу. Поэтому в нашем образовательном учреждении классный руководитель старших классов совместно с психологами проводит курс классных часов по профориентации и личностному развитию школьников. Мы представляем одно из занятий из серии «Профориентация», которое направлено на выявление у учащихся способностей к определённому виду деятельности. Функции классного руководителя при подготовке классного часа: подбор соответствующей литературы по теме занятия, подбор с помощью психолога тестов по профпригодности, разработка методики деловой игры и игровых ситуаций занятия. Функции учащихся-помощников классного руководителя: подготовка слайдов презентации по теме занятия, анализ ситуации на бирже труда по городу Орску и по России в целом, позволяющий сделать вывод о наиболее востребованных профессиях на ближайшее десятилетие.

Прошкин Роман Владимирович, Карякина Юлия Николаевна – учителя истории и обществознания МОАУ «Гимназия № 2 г. Орска»

Классный час «Моя будущая профессия»

Цель: дать учащимся представления о наиболее востребованных на сегодняшний день профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности.

Задачи:

    Формирование актуального для подростков «информационного поля»;

    Развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;

    Формирование мотивов саморазвития и личностного роста.

Оборудование:

    Листы для проведения анкетирования;

    Компьютер с проектором для демонстрации презентации;

    Доска с мелом для выполнения заданий.

Используемая литература:

    Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М.: - Вако, 2005.

    Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.:Просвещение, 2003.

    Материалы сайта www . orsk . ru , рубрика «Вакансии».

Ход мероприятия:

    Типы профессий.

    « Мозговой штурм». Работа в группах по составлению памятки «Это важно при выборе профессии»

    И гровая ситуация

    Тест «Профпригодность»

    Д еловая игра

    Подведение итогов

    Вступительное слово классного руководителя.

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для того чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно?

    Типы профессий

Нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках. Сегодня мы постараемся узнать основные типы профессиональной деятельности человека.

Во многих станах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:

I .Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

Вот вам приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования. Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются. Если автоматизм управления автомобилем у 10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых - за 50 часов.

    «Мозговой штурм». Составление памятки «Это важно!» или 5 правил, чтобы не ошибиться.

Но кроме способностей необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов это и есть призвание. А ведь сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, кто-то просто потому, что когда-то не очень серьёзно отнёсся к собственному выбору. Сегодня попытаемся честно оценить свои способности, желания и возможности при выборе будущей профессии.

Предлагаю разделиться на две группы: юноши и девушки. В течении 5 минут, составьте памятку, которая на ваш взгляд, поможет вам не ошибиться в выборе своей профессии.

По окончании работы в группах, подводятся итоги. Группы дополняют памятки друг друга и соотносят свои предложения с памяткой, заготовленной классным руководителем, которая проецируется на экран. Запись памятки учащимися в тетрадь, комментируется учителем.

Памятка.

Прежде всего, надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

П ри выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.

Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество - хорошо, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.

    Диагностика «Мой выбор»

Проанализируй профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Ответьте на 9 вопросов честно и серьёзно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а потом посмотрите на них со стороны, как будто вас убеждает кто-то другой. Отнеситесь к тексту критически, действительно ли выбор обоснован. Видны ли в нём знания профессии, оценка своих возможностей? Попробуйте покритиковать текст, может быть даже переубедить «собеседника». И не поддавайтесь эмоциям, при решении таких важных задач они бывают неподходящими помощниками. Если вы ответите серьёзно на вопросы, я думаю, это поможет вам в профессиональном выборе.

Если вы не ответили на все вопросы или у вас возникали затруднения, обязательно нужно посоветоваться с родителями, психологом, старшими товарищами и т.п. Возможно, это не ваша профессия.

    Игровая ситуация «Скептик и оптимист»

Я предлагаю двум ребятам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, стать на минутку оптимистом, другому - все отрицательные качества профессии, отнестись к данной профессии достаточно скептически. А вы, ребята, также попытайтесь помочь им. Итак, к примеру, очень популярная в наше время профессия журналиста. Проверим, насколько реально мы можем её оценить, каков уровень осведомлённости о ней.

Оптимист:

    работа имеет огромное общественное значение;

    высокая зарплата;

    встреча с интересными людьми;

    командировки, дающие возможность многое увидеть;

    использование современной техники.

С кептик:

    трудности, связанные с устройством на работу;

    частые командировки, осложняющие личную жизнь;

    трудности получения образования (например, наличие печатных работ);

    большая ответственность;

    нервные перегрузки;

    ненормированный рабочий день;

    постоянное общение с людьми.

Скептик вполне обоснованно назвал нам на 2 отрицательных момента больше, чем смог найти положительных качеств оптимист. Значит ли это, что нужно подумать о другой специальности? Возникает мини-дискуссия, в ходе которой дети приходят к выводу, что простых и лёгких профессий, где всегда всё «гладко», не бывает, и трудности будут возникать в любом виде деятельности.

    Рейтинг востребованных профессий

Чтобы быть успешным, необходимо быть востребованным. Для этого нужно «попасть» в тот разряд профессий, в котором будут искать вас, как специалиста, а не вы будете сбиты с ног в поиске работы. Предлагаем вашему вниманию анализ ситуации на рынке труда, подготовленный заранее вашим товарищем. Эта информация необходима для правильного выбора будущей профессии.

Как бы ни менялся рынок труда, высококвалифицированный специалист востребован всегда. Каким именно специальностям работодатели отдают предпочтение, зависит в первую очередь от того, какая ситуация складывается в стране.
Единого рейтинга "самых нужных" профессий не существует. Каждая компания, занимающаяся трудоустройством и подбором персонала, составляет свой рейтинг, напрямую зависящий от клиентов, с которыми агентству приходится работать. Кроме того, ситуация на кадровом рынке меняется ежедневно.
Так, например, по данным агентства Zarplata.ru, самыми востребованными сегодня являются специалисты в области бухгалтерии и аудита - для них предлагается более 3500 вакансий, далее идут специалисты в области информационных технологий - более 2800 вакансий, работникам кадровых служб предлагается около 1000 вакансий.
По данным электронного банка профессиональных резюме, самыми востребованными являются специалисты по IT, финансисты, бухгалтеры и аудиторы делят между собой второе место, на третьем - специалисты в области торговли, на четвертом - специалисты по недвижимости.
Впрочем, несмотря на непостоянство рейтингов, о высокой востребованности специалистов в области бухучета, IT-технологий и торговли можно судить по тому, что спрос на эти профессии был также и в минувшем году. В рейтинге самых востребованных профессий 2009 года, составленном компанией "РБК", в "горячую десятку" вошли главный бухгалтер, директор по персоналу, руководитель департамента IT, менеджер по продажам.

Проанализировав рейтинги профессий, востребованных в прошлом и в начале этого года, социологи составили пятерку самых востребованных специальностей: бухгалтеры, менеджеры по продажам, специалисты в области информационных технологий, HR-менеджеры (от human resource, «человеческие ресурсы»), инженеры.

Б ухгалтерия

Чрезвычайно востребованы специалисты по международной финансовой отчетности (МСФО).
Напомним, что согласно постановлению правительства РФ система бухгалтерского учета реформируется, к 2007 году все российские компании должны были перейти на МСФО.

Умеющие продавать

Сегодня на рынке труда спросом пользуются узкие специалисты, умеющие продавать не только снег зимой, но конкретные товары и услуги. Они должны досконально знать специфику товара и иметь большую клиентскую базу. Главным фактором при приеме на работу и назначении зарплаты менеджеру по продажам является опыт работы. Кроме того, менеджеру по продажам необходимы коммуникабельность, целеустремленность, знание иностранного языка. Имея все в совокупности, можно рассчитывать на зарплату от 1000 долларов в месяц.

IT-технологии

В компаниях, которые занимаются внедрением программного обеспечения, очень востребованы профессиональные программисты, специалисты по IT-технологиям.
Зарплата IT-специалиста в Москве может достигать 3500 долларов в месяц.

Охотники за ресурсами

Кроме того, сегодня руководители многих российских компаний приходят к выводу, что залог успешности компании - в структурировании персонала. Поэтому востребованными являются HR-менеджеры - это люди, которые в комплексе выстраивают систему управления компанией, занимаются оценкой личностных компетенций сотрудников, разрабатывают систему вознаграждения персонала, организовывают различные тренинги и семинары по повышению квалификации сотрудников. Подчеркнём, что сегодня востребованность каждого специалиста измеряется не только степенью владения теми или иными знаниями, но и умением применять их на практике.

Инженеры

В последние год-два, как говорят сотрудники кадровых агентств, наблюдается дефицит инженеров, причем в совершенно разных областях. Так что те, у кого инженерный диплом пылится на полке, могут смело вспомнить азы профессии. Но работодатели рады даже выпускникам технических вузов без опыта работы. При этом важно знание английского языка (особенно профессиональных терминов) и способность постоянно учиться и переучиваться в процессе работы. Средняя зарплата инженера - 1500 долларов.

Система поощрений

Заметим, что востребованность профессии и высокие заработки - не всегда синонимы. В первую очередь зарплата зависит от занимаемой должности: руководитель всегда получает больше подчиненного. Немаловажную роль играют и статус компании, и личностные качества самого кандидата.
Кроме того, рекрутеры отмечают, что сегодня уровень зарплаты зависит от прежнего места работы. Например, если специалист приходит в коммерческую структуру из государственной, руководство компании понимает, что этот работник стоит не так дорого, как работник, перешедший из коммерческой структуры.
Тем не менее представители востребованных профессий могут смело рассчитывать на повышенную заботу работодателей. Если сотрудник успешно справляется со своей работой, начальство понимает, что его необходимо поощрять: спрос на специалистов в его области высок, а значит, высок и шанс, что работник захочет перейти к конкурентам. В качестве поощрения используются премиальные, соцпакет, дополнительные профессиональные тренинги и курсы повышения квалификации за счет компании.

Д анные приведённые в моём сообщении, конечно же в большей степени актуальны для крупных городов страны. Однако хочется заметить, что проанализировав сайт www . orsk . ru , раздел «Вакансии работы в Орске», я пришла к выводу, что и в нашем провинциальном городе наблюдается похожая тенденция: есть вакансии менеджеров с опытом работы и высшим образованием, инженеров разных специальностей, управленцев разных профилей. Наряду с этим требуются крановщики, токари, сварщики и другие рабочие специальности. Причём заработанная плата, которая предлагается рабочим специальностям, не уступает, а иногда даже превышает предлагаемую заработанную плату, например, директора большого магазина. Стоит это принять во внимание – а нужно ли при такой ситуации на рынке труда поступать в юридические и экономические ВУЗы, тем более на коммерческой основе.

    Тест «Профпригодность»

Итак, мы попытались разобраться типом профессий, с важными правилами, на которые нужно ориентироваться при выборе, с ситуацией на современном рынке труда и в заключении давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

а) выспаться; б) посмотреть телевизор вместе с семьёй; в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания; б) коньки или лыжи; в) турпутевку или билет на интересное представление.

3 . Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку; б) с семьёй или друзьями; в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4 . Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу; б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом; в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать; б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор; в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

    Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

    Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

    Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о бухучёте, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно слушать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

Прошкин Роман Владимирович, учитель истории и обществознания

МОУ «Гимназия № 2 г. Орска»

Популярное