» »

Презентация "кто как к зиме приготовился". Презентация "кто как к зиме приготовился" I. Организационный момент

15.04.2024

Класс: 1

Презентация к уроку

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомить учащихся с осенними явлениями, научить их отличать признаки осени.

Задачи урока: познакомить с основными признаками осени; развитие умений наблюдать, анализировать, делать выводы, способствовать расширению кругозора; воспитывать любовь к природе родного края, животным; бережное отношение к тому, что нас окружает.

Планируемые результаты:

  • личностные – проявлять интерес к изучаемому материалу, развивать устную речь; формирование уважительного отношения к природе, осознание целостности окружающего мира;
  • предметные – освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, сравнение); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; учиться высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией учебника; проводить самостоятельные наблюдения на экскурсии;
  • коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме, согласовывать действия с партнером.

Оборудование: набор иллюстраций живой и неживой природы, учебник, рабочая тетрадь, демонстрационный материал – плакат «Осень».

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Звонок зовет
Первоклашек на урок
Слушать, видеть, рисовать,
Мир вокруг нас изучать,
А сейчас, ребята, поудобнее садитесь,
Не шутите, не вертитесь,
Слушайте внимательно.
А спрошу вас – отвечайте.
Вам условие понятно?
Это слышать мне приятно.

Дети приводят в порядок рабочее место.

Регулятивные УУД (самоконтроль).
Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)
2. Актуализация знаний и постановка проблемы

Подготовка к восприятию нового материала.

– Послушайте стихотворение А.С.Пушкина:

«Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса–
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса …»

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний).
Регулятивные УУД (уметь высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника)
Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя.
– А каком времени года идет речь в этом стихотворении? – Об осени.
– Посмотрите внимательно на иллюстрацию в учебнике на с.48 и дайте общее название (что здесь изображено?) или на слайд №2. Отвечают на вопросы учителя:
– По каким признакам вы узнали, что здесь изображено именно это время года?
– О чем наш сегодняшний урок?
– На уроке мы уточним, как природа готовится к зиме. Слайд №3
– Осень, осенняя природа.
– Птицы улетают, дети тепло одеты, грибы в корзинке …
– Об осени.
3. Совместное открытие новых знаний

1. Работа с плакатом «Осень»

– Осень – одно из самых красивых времен года. Многие поэты посвятили свои стихи именно осени. Давайте послушаем небольшие отрывки стихотворений, которые вам прочитают девочки из нашего класса. Слушайте внимательно. Ответьте на вопрос:
– О каком месяце идет речь?

За ранее подготовленные ученики читают стихи о временах года, после ответа вывешивают табличку с названием данного месяца и иллюстрации осенних месяцев.

1) «Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?» (Сентябрь) . Слайд №4.

Познавательные УУД (умение работать с предложенным заданием, перерабатывать полученную информацию).
Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний).
Регулятивные УУД (уметь высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией).
– А как вы догадались? (назовите признаки сентября). – Улетели птицы, люди убирают урожай, школьники начинают учиться.
2) «Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?» (Октябрь) . Слайд №5
– О каком месяце идет речь? Что помогло узнать название месяца? – Увяли травы, оголились деревья, часто идет дождь, земля стала черная, многие животные готовятся к спячке, уже собран урожай. Слайд №6
3) «Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
Льдом покрыты воды рек,
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь). Слайд №7
– По каким признакам вы догадались, что речь идет именно о ноябре?

– Появляется снег, реки покрываются льдом, становится еще холоднее.

– Мы с вами знаем одну физкультминутку об осени. Я предлагаю вам ее выполнить. Физкультминутка

«Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз наклон и два – наклон,
Зашумел листвою клен.

2. Работа с «Дневником наблюдений»

– Приготовились слушать. Заиграл, засверкал всеми своими нарядными красками сентябрьский осенний лес. Стоит в ярком убранстве багрянца и позолоты, сыплет под ноги грибникам множество цветных листьев. А как горят в эту пору костры рябин! Слайд №8
Впечатляюще! Недаром с ней, осенней красавицей, связана народная примета: «В лесу много рябины – осень будет дождливая, а мало – сухая». Часто приносит с собой сентябрь и пасмурное небо, и хмурый горизонт, и мелкую сетку дождей. Но на переломе месяца подчас возвращаются сухие, солнечные деньки. Пору эту издавна называют в народе «бабьим летом». Это то, что мы сейчас наблюдаем за окном. С ним связана одна долгосрочная примета: «Много паутины на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме».

Слушают. Познавательные УУД (уметь перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт).
– О том, как меняется природа, вы самостоятельно пронаблюдали в дневнике и сделали выводы. Несколько учеников читают свои выводы, написанные в рабочей тетради на с.21.
– Давайте подумаем, почему так происходит?
– Главное изменение, которое происходит осенью – это похолодание. За короткий день воздух и земля не успевают прогреться, поэтому наступает похолодание. Дуют холодные ветры, идут затяжные дожди, понижается температура воздуха и почвы, Становится меньше тепла и света, больше облаков на небе.
– Похолодание меняет жизнь растениям. У деревьев начинают опадать листья. Как называется это явление? – Это явление называется листопад. Слайд №9
– Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?
– С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней почвенная влага. Холодную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега. Поэтому происходит листопад.
Ученики высказывают свои версии.
– Вместе с листьями опадают семена. Дуб рассеял свои желуди, клен и липа – крылатки, семена, похожие на крылья стрекоз.
– Что же произойдет с этими семенами? Какой же вывод можно сделать? Так, что осенью жизнь умирает?
Ученики рассматривают плоды и семена.

– Прорастут на следующий год.
– Жизнь продолжается.

3. Игра «От какого дерева листья?»

– А теперь, ребята, поиграем. Проверим, сможете ли Вы по листочкам отгадать дерево. Я показываю листья, а вы мне название дерева, к которому они принадлежат.
– Молодцы! Отлично справились с заданием.

Отгадывают названия деревьев (клен, рябина, дуб, тополь, береза). Слайд № 10, 11, 12,13,14

– А все ли деревья сбрасывают листья и меняют свою окраску?
Ветки ели и сосны покрыты игольчатыми листьями, которые называются хвоей.
– Нет, не все. Хвойные деревья круглый год зеленые и иголки не сбрасывают. Слайд №15
4. Беседа об изменениях в живой природе

– Про желтые листочки я знаю физкультминутку. Предлагаю ее выполнить.

Физкультминутка

«Дует, дует ветер, (наклоны влево, вправо)
Дует, задувает,
Желтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки (вниз руками, медленно)
С ветки на дорожки,
И бегут по листьям (бег)
Маленькие ножки.
Мы с тобой гулять пойдем (шаг)
И листочки соберем. (наклон вперед)

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)
– С приходом осени изменяется жизнь не только растений, но и животных. А об этом нам расскажет Виталик. Слайд №16. Слушайте внимательно, я буду задавать вопросы. Заранее подготовленный ученик рассказывает о том, как животные готовятся к зиме. Общеучебные УУД (умение выделять существенное)
Познавательные УУД (умение работать с предложенным заданием, перерабатывать полученную информацию)
Коммуникативные УУД (уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других).
Вопросы:
1.Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы? (белка)
2.Как животные готовятся к зиме?
Отвечают на вопросы учителя.
Готовят жилища к зиме – барсук, енот, медведь. Слайд №17. Меняют летнюю «шубку» на зимнюю – заяц, лиса, волк. Слайд 18. Накапливают жир – кабан, барсук, бобер. Слайд №19. Птицы улетают в теплые края –журавли, гуси, ласточки. Слайд №20. Делают запасы на зиму – мыши, белка, еж. Слайд №21
5. Самостоятельное применение знаний

– Предлагаю вам поработать в паре и выполнить задание в рабочей тетради с.19 №5 Задание. Раскрась осенние листья в нужный цвет. Найди ошибку.

Дети работают в паре. Отвечают по заданию. Общеучебные УУД (умение работать в паре, умение работать в рабочей тетради, умение выделять существенное)
Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний, согласованность действий с партнером).
6. Рефлексия и подведение итогов урока

– Какая была тема нашего урока?
– По каким признакам мы установили, что наступила осень?
– Как же растения и животные готовятся к зиме?

– Тема нашего урока «Осень».
– Стало холоднее, день короче становится, дуют холодные ветры, идут дожди. Слайд №22.
– Листья деревьев меняют свою окраску и опадают. Животные делают запасы на зиму, готовят жилище, меняют «шубку».
Коммуникативные УУД (уметь оформлять свои мысли в устной форме)
– Наш урок подошел к концу. Вы все очень хорошо работали. А сейчас определим, с каким настроением вы уйдете с урока. Слайд №23. Если у вас хорошее настроение, вы узнали что-то новое, хотите поделиться с родителями – нарисуйте солнышко. Если у вас что-то не получилось, и из-за этого хмурое настроение – нарисуйте тучку. Спасибо за внимание. Урок закончен. Слайд №24. Определяют свое настроение на уроке. Личностные УУД (уметь определить свое настроение на основе критерия успешности учебной деятельности).

КТО КАК К ЗИМЕ ПРИГОТОВИЛСЯ.

Презентацию выполнила

Воспитатель МБДОУ№161

Г.Кемерово

Беликова Ирина Петровна

КАК ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ

Заяц серый чаще всего встречается в наших лесах. В отличие от других зверей, зайцы не имеют постоянных логов, не роют нор. Питаются они чаще на зеленых посевах клевера и других многолетних трав, где находят достаточно кормов вплоть до глубокой зимы. Запасов пищи на зиму зайцы не заготовляют. Они питаются мелкими корешками, которые добывают из-под снега, сгрызают молодые поросли деревьев, кору.

Бобры заготавливают много веток, уносят их под воду и складывают в кучу около своего жилья.

Мыши запасают в норках жёлуди, орехи, зёрна.

Интересно то, что белки очень старательно запасают на зиму корм - желуди, орехи, грибы, которые прячут в дуплах, под опавшей листвой, или развешивают на сучках деревьев. Иногда в беличьих запасах бывает до трех и больше килограммов орехов. В зимнюю спячку белки не залегают, хотя в очень лютые морозы и в вьюгу несколько дней спят.

Поздно осенью, когда промерзает почва и уменьшается количество корма, ежи зарываются в опавшую листву и завертываются в непрочный клубок,

впадая в глубокую спячку вплоть до марта. В это время у них очень замедляется дыхание (до 6 раз в минуту), резко снижается температура тела, падает кровяное давление, сердце делает лишь несколько ударов в минуту. Во время спячки у ежей больше, чем на треть, уменьшается масса,

так как на протяжении спячки они не питаются, а живут благодаря жиру, отложенному в теле осенью.

Отгадай загадку

Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь)

Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь)

Есть на речках лесорубы

В серебристо-белых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

Осенью в щель заберется,

А весной проснется.

Медведь за осень нагулял жирка, нашёл место, где два дерева упали, эта полянка мишке приглянулась. Ёлок наломал, установил всё – знатную берлогу к зиме приготовил.

Хищникам лесным запасы на зиму не нужны, а вот тёплая шубка в морозную зиму не помешает

Все звери стараются к зиме окрепнуть, жирку набрать, приодеться.

Лежит, рыжая, прямо на снегу, и мороз ей нипочём!

И волку мороз хоть бы что...

Вот и собираются волки к зиме стаями. Так легче изловить добычу: кабана, лося, оленя или зайчишку неосторожного.

Только голодно...

Лось. Питается лось растениями. А много ли растений зимой можно найти в лесу? В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? Много. Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.

Птицы.

Осенью всё меньше становится корма.

Исчезают насекомые, травянистые растения увядают. Зимой многие птицы совсем не смогли бы находить себе корм. В конце лета и осенью они улетают в тёплые края.

Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученной стаей.

Одни летят днём (аисты, журавли, хищные птицы, ласточки, стрижи), а другие ночью (мухоловки, славки, трясогузки), а некоторые и летят и идут пешком. Например, коростель -дергач

Перелёт птиц Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученной стаей. Одни летят днём (аисты, журавли, хищные птицы, ласточки, стрижи), а другие ночью (мухоловки, славки, трясогузки), а некоторые и летят и идут пешком. Например, коростель -дергач

Птичья дорога далека и полна опасностей. Очень много пернатых во время перелётов погибает. Только самые сильные, самые выносливые добираются до тёплых краёв.

А вот воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать в наших краях. На осень и зиму многие из них прилетают поближе к человеческому жилью. Здесь и корма побольше раздобыть можно, и есть куда от ветра и мороза спрятаться.

Люди…

А как готовятся к зиме люди? Последние плоды собирают с огородов.

Грибники по лесам бродят в надежде, что удастся найти поздние грибы: грузди, опята, сыроежки, моховики.».

Хозяйки рубят и заквашивают капусту,

варят варенье, компоты из ягод.

Закладывают овощи на хранение в погреба.

Упражнение на слуховое восприятие

Детям предлагают внимательно послушать стихотворение.

Хозяйка однажды с базара пришла

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Морковку,

Петрушку и свеклу.

Я. Тувим

Какие овощи принесла с базара хозяйка? Повторите стихотворение.

Домовитые хозяева дрова заготавливают, печи топить, что бы тепло в доме было.

… и конечно покупают теплую одежду, что бы мы не мерзли в морозные денечки … и конечно покупают теплую одежду, что бы мы не мерзли в морозные денечки Спасибо за внимание

Тема урока : Осень. Природа готовится к зиме.

Цели урока : познакомить учащихся с названиями осенних месяцев, названиями времен года; рассказать учащимся об особенностях осенней природы, о подготовке природы к зиме; развивать интерес и любовь к природе; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: листья разных деревьев, иллюстрации осенней природы, альбом, цветные карандаши.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация ранее изученного.

Что такое экология? Зачем надо охранять природу?

  1. Сообщение темы и целей урока.
  2. Изучение нового материала.

Какие времена года вы знаете?

Что такое времена года?

Чем они отличаются?

Какие осенние месяцы вы знаете? (весенние, зимние, летние)

  1. Рассказ учителя.
  1. Признаки осени

Вот и кончилось теплое лето. Солнышко уже не успевает согреть за короткий день землю. Ночи стали длиннее и холоднее. Утром на лужицах можно увидеть ледок. Листья на деревьях окрасились в разные цвета. Вот они уже и падают, устилая всю землю пёстрым ковром. Лишь ёлочки да сосны продолжают стоять зелёными. Полетели на юг стаи птиц. Остающиеся зимовать звери и птицы готовятся к зиме. Белки запасают грибы, орехи, медведь ищет теплую берлогу. Скоро станет совсем холодно и выпадет первый снег.

  1. Листопад

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришёл!»

О каком природном явлении говорится в стихотворении поэта А. Майкова? (О листопаде)

А что такое листопад?

Почему листья меняют окраску?

Осень. До зимних заморозков ещё далеко, а деревья уже начинают сбрасывать листья.

Зачем же им нужен листопад? Почему листья изменяют свою окраску? Зелёный цвет растениям придаёт особый пигмент – хлорофилл. Но это не единственное "красящее вещество" в тканях растений. Наряду с ним постоянно присутствуют жёлтые и оранжевые пигменты. Однако летом интенсивная окраска хлорофилла их подавляет. Осенью в листьях замедляется и постепенно совсем прекращается образование хлорофилла. В результате теряется зелёная окраска и незаметные до этого времени пигменты обнаруживаются. Лист меняет цвет.

Но почему же вскоре листья опадают? Это связано с процессами жизнедеятельности растений. Учёные установили, что к осени в клетках листьев накапливаются вредные для растения вещества. Лист становится тяжёлым, и порой достаточно небольшого порыва ветра, чтобы сорвать его с ветки. Установлено, что перед опадением листьев в них не только повышается содержание вредных, но и существенно увеличивается количество полезных веществ. Из листьев в другие части растения перемещаются углеводы и азотосодержащие вещества – очень полезные для дерева вещества.

Листопад – это ещё и приспособление растений к уменьшению испарения воды в холодное и сухое время года. Если бы деревья оставались на зиму с листьями, то они погибли бы от недостатка влаги, так как испарение воды не прекращалось бы, а её поступление могло почти полностью остановиться, потому что зимой корни растений не могут всасывать холодную воду.

Как известно, осенью в листьях прекращается синтез зеленого пигмента хлорофилла, необходимого для фотосинтеза. После чего листья меняют свою окраску и опадают, но перед этим дерево извлекает из них все питательные вещества и запасается ими на зиму. И особенно это важно для деревьев, растущих на бедной почве.

  1. Осенние месяцы

У красавицы Осени три сына, а какие отгадайте:

Опустел наш школьный сад.

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к вам пришёл? (Сентябрь)

Всё мрачней лицо природы –

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился? (Октябрь)

Поле черно-белым стало.

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)

  1. Физкультминутка.
  2. Продолжение изучения нового материала
  1. Подготовка растений, животных, птиц к зиме

Осень - очень важная пора для наблюдений. Все живое готовится к приходу зимы. Загляните в лес и постарайтесь подметить эти приготовления.

Раннее утро. Солнце еще невысоко. Его лучи скользят по верхушкам деревьев, а на земле лежит седая роса. Лес совсем не такой, каким он был летом - зеленым, тенистым. Теперь он весь разноцветный. Желтеют березы, клены, и среди них выделяются своим ярко-красным нарядом осины. Только ели да сосны остались по-прежнему зелеными.

Подует ветер, и в воздухе запорхают и упадут на землю разноцветные листья. С каждым днем их падает все больше и больше, оголяются ветки деревьев, и от этого в лесу становится как-то просторнее и светлее. Огромное большинство растений давно отцвели и теперь уже завяли. Но зато все они рассеяли на землю множество семян; из них будущей весной снова вырастут зеленые молодые растеньица.

21 сентября - день осеннего равноденствия. Теперь дни, продолжая убывать, будут уже короче ночей. Становится все холоднее. Забились в разные щели насекомые. Многие из них, отложив яички, погибают, а другие на зиму засыпают непробудным сном. Как только похолодает, прячутся лягушки, змеи, ящерицы. Лягушки зарываются в тину на дне водоемов, а некоторые забираются в ямы под опавшие листья. Ящерицы и змеи заползают в разные норки, щели или в трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.

В воздухе летают тонкие серебряные нити паутины. Поймайте такую паутинку, и вы увидите, что на ее конце сидит крошечный паучок. Это он выпустил из себя длинную серебристую нить, а ветер подхватил ее и понес вместе с паучком. Так на своей паутинке и расселяются молодые паучки.

Осенью, куда ни погляди, всюду видишь, как разные животные готовятся к зиме. Белка сушит грибы, собирает и прячет в дупла орехи и желуди. Все это ей пригодится в бескормицу зимой. А вот барсуку не нужно делать запасы. За осень он так отъелся, разжирел, что еле-еле ходит. Натаскает барсук в свою глубокую нору сухую подстилку из листьев и уляжется спать до весны.

Особенно заметны осенние приготовления у птиц. Высоко в небе уже слышится прощальное курлыканье улетающих журавлей. Собираются в огромные стаи грачи, скворцы и другие перелетные птицы. Поглядите на ласточек, вон как их много уселось на телеграфных проводах, будто черные бусинки на нитку нанизаны. Сидят и щебечут, словно переговариваясь о предстоящем далеком пути.

Зато вместо улетающих птиц в наших лесах скоро появятся стайки снегирей, клестов, свиристелей. Это все зимние гости. Они залетают к нам из более северных лесов, чтобы вместе с нами провести долгую суровую зиму.

Много интересного можно увидеть осенью в лесу. Нужно только уметь все подмечать и со вниманием, с любовью вглядываться в жизнь окружающей нас родной природы.

Ребята, а как ведут себя другие животные? Как они спасаются от непогоды, где ищут приют? (Учащиеся дают ответы.)

В октябре давно уже исчезло большинство насекомых, жуков. Следом за ними стал делать в глубине в земле свои ловчие ходы неутомимый охотник - крот.

Не встретишь поздней осенью в лесу и ежика. Забрался он куда-нибудь под кучу хвороста или в другое укромное место, свернулся в клубок и уснул.

Огромный медведь тоже скоро ляжет в берлогу и задремлет там до теплых весенних дней.

Но совсем по-иному готовятся к холодам те звери, которые не спят зимним сном и запасов себе не делают: зайцы, лисицы, волки. Все они только переодеваются осенью в теплую шубу. В ней и мороз не страшен.

  1. Работа с листьями.

Возьмите листья деревьев, которые принесли и рассмотрите их. Листья, каких деревьев у вас на столе?

Сравните листья и иголки деревьев. Чем они отличаются, чем – похожи? Почему листья опадают, а иголки остаются и остаются ли?

Запасают ли животные шишки и зачем?

Животные готовятся к суровой зиме. Как?

  1. Физкультминутка.
  2. Практическая работа

Рассмотрите еще раз листья и нарисуйте в альбоме листья разных деревьев.

Кленовый лист. Лист берёзы. Лист дуба. Лист осины.

Рябиновый лист Лист липы. Лист ольхи. Лист калины и так далее.

Каким цветом мы разукрасим их осенью? Почему?

  1. Итог урока.

Литература:

  1. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры)/Сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2003. – 123 с.
  2. Руднянская Е.И. и др. Экскурсии в природу. По югу России. Осень. 1 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2007. – 126 с.
  3. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 266 с.: ил.

Надежда Шанаурова
Формирование целостной картины мира. Конспект НОД в старшей группе «Осень. Природа готовится к зиме»

Конспект НОД в образовательной области «Познание: формирование целостной картины мира» в старшей группе 05 «Знайки» МБДОУ № 121 г. Красноярск Шанауровой Н. Н.

Тема: «Осень. Природа готовится к зиме»

Цели: познакомить воспитанников с признаками осени и осенними явлениями.

Задачи: систематизировать знания детей о временах года; развивать речь и обогащать словарный запас; развивать интерес и любовь к природе; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, чтение.

Оборудование:

Презентация;

Музыкальная композиция «Времена года» П. И. Чайковского (осень);

Вырезанные из цветной бумаги листья (клен, дуб, береза, осина).

Предварительная работа с детьми: беседа об осени; наблюдение за погодой на прогулке; наблюдение за птицами; рассматривание тематических иллюстраций; загадывание загадок; заучивание стихотворений, песен об осени; рисование осенних листьев; разучивание танца с осенними листочками.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия и его целей. Рассказ о признаках осени.

III. Изучение нового материала. Рассказ о том, как идет подготовка растений, животных, птиц к зиме.

IV. Подведение итогов. Беседа о том, что узнали воспитанники.

I. Организационный момент.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года». Дети усаживаются на стульчики перед экраном и слушают композицию.

Воспитатель:

Ребята, послушайте, что это за мелодия такая, задумчивая, печальная? Какое настроение она у вас вызывает? Хочется ли под нее веселиться, радоваться, танцевать?

(Ответы детей).

Воспитатель:

Чтобы понять о чем эта мелодия, попробуйте отгадать загадку:

«Пусто в поле, дождь идёт.

Ветерок срывает листья.

С севера туман ползёт,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,

Что за время года?»

(Дети отвечают: осень).

Воспитатель:

Правильно ребята, эта мелодия об осени. Осень - грустная и унылая пора. Осенью в природе все как будто на время умирает. Увядают цветы на клумбах. Листья на деревьях желтеют и опадают. Дует холодный ветер. Часто идут дожди. На лужах появляется тонкий ледок. Скоро пойдет снег и какое время года наступит?

(Ответы детей).

Воспитатель:

Животные и птицы начинают основательно подготавливаться к суровой зиме. А как, это мы сейчас с вами узнаем!

II. Сообщение темы занятия и его целей. Рассказ о признаках осени.

Воспитатель:

Сегодня мы с вами отправимся в лес и понаблюдаем, что же там происходит в осеннюю пору, как природа готовится к зиме.

Представьте себе, что мы с вами собрали в дорогу все необходимое, оделись потеплее и пошли в лес. Идем, идем… (дети имитирующими движениями показывают как взяли рюкзак, сложили в него компас, термос, бутерброд, гостинцы для зверят. Одели шапки, куртки, сапоги, и притопывая ногами представляют как идут).

Воспитатель (включая звуковой аудиофайл «Голоса живой природы»):

Вот мы и заходим в лес. Сучки трещат под ногами, листва шелестит. Еще слышится щебетание птиц. Как красив лес осенью! Словно невидимый волшебник-художник, разукрасил золотой кистью все вокруг! А что вам увиделось, ребята?

(Ответы детей).

III. Изучение нового материала. Рассказ о том, как идет подготовка растений, животных, птиц к зиме.

Воспитатель воспроизводит презентацию и комментирует каждый слайд. Дети сидят на стульчиках и смотрят.

(слайд 1, 2)

Вот и кончилось теплое лето. Солнышко уже не успевает согреть за короткий день землю. Ночи стали длиннее и холоднее. Утром на лужицах можно увидеть ледок.

Листья на деревьях окрасились в разные цвета. Вот они уже и падают, устилая всю землю пёстрым ковром. Лишь ёлочки да сосны продолжают стоять зелёными.

Раннее утро. Солнце еще невысоко. Его лучи скользят по верхушкам деревьев, а на земле лежит седая роса. Лес совсем не такой, каким он был летом - зеленым, тенистым. Теперь он весь разноцветный. Желтеют березы, клены, и среди них выделяются своим ярко-красным нарядом осины.

Собран урожай на полях. Осень принесла свои щедрые дары.

Из-за хмурых, нависающих туч небо как будто бы ниже, и кажется вот-вот пойдет дождь.

Погода переменчива. То моросит дождь, то подует холодный, резкий ветер. Солнце выглядывает все реже и реже.

Воспитатель: Ребята, мы с вами проделали длинный путь и немного устали, чтобы отдохнуть давайте поиграем в игру «Листья»! (воспитатель приглашает детей в свободное в группе место, рассыпает вырезанные из цветной бумаги листочки, и предлагает детям пособирать их, приговаривая):

«Неуемный ветерок

Дует, задувает,

Жёлтые листочки

С дерева срывает.

И летят листочки

С ветки на дорожки (движение руками сверху вниз).

И бегут по листьям

Маленькие ножки (лёгкий бег на месте).

Мы с тобой гулять пойдём (шаг на месте,

И листочки соберём» (присаживаются, наклоняются, собирая листочки).

Воспитатель:

Ах, какие красивые листья мы собрали! Молодцы ребята! Назовите пожалуйста, с каких деревьев они упали?

(Ответы детей).

Воспитатель:

Хорошо! Вот как здорово вы умеете определять деревья с которых упали листочки!

Воспитатель приглашает детей вернуться на свои места перед экраном.

Все в природе готовится к зиме. Особенно заметны осенние приготовления у птиц. Высоко в небе уже слышится прощальное курлыканье улетающих журавлей. Собираются в огромные стаи грачи, скворцы и другие перелетные птицы.

Зато вместо улетающих птиц в наших лесах скоро появятся стайки снегирей, клестов, свиристелей. Это все зимние гости. Они залетают к нам из более северных лесов, чтобы вместе с нами провести долгую суровую зиму.

Остающиеся зимовать звери и птицы готовятся к зиме. Белка сушит грибы, собирает и прячет в дупла орехи и желуди. Все это ей пригодится в бескормицу зимой.

Медведь ищет теплую берлогу, чтобы задремать в ней, до наступления теплых весенних дней. Скоро станет совсем холодно и выпадет первый снег.

Осенью, куда ни погляди, всюду видишь, как разные животные готовятся к зиме. А вот барсуку не нужно делать запасы. За осень он так отъелся, разжирел, что еле-еле ходит. Натаскает барсук в свою глубокую нору сухую подстилку из листьев и уляжется спать до весны.

Не встретишь поздней осенью в лесу и ежика. Забрался он куда-нибудь под кучу хвороста или в другое укромное место, свернулся в клубок и уснул.

Как только похолодает, прячутся лягушки, змеи, ящерицы. Лягушки зарываются в тину на дне водоемов, а некоторые забираются в ямы под опавшие листья. Ящерицы и змеи заползают в разные норки, щели или в трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.

21 сентября – день осеннего равноденствия. Теперь дни, продолжая убывать, становятся короче ночей. Становится все холоднее. Забились в разные щели насекомые. Многие из них, отложив личинки, погибают, а другие на зиму засыпают непробудным сном.

В воздухе летают тонкие серебряные нити паутины. Поймайте такую паутинку, и вы увидите, что на ее конце сидит крошечный паучок. Это он выпустил из себя длинную серебристую нить, а ветер подхватил ее и понес вместе с паучком. Так на своей паутинке и расселяются молодые паучки.

Зайцы меняют серую шубку на белую, чтобы хищный зверь не смог его заметить в лесу.

Но совсем по-иному готовятся к холодам те звери, которые не спят зимним сном и запасов себе не делают. Это лисицы, волки. Все они только переодеваются осенью в теплую шубу. В ней и мороз не страшен.

Воспитатель:

Вот и подходит к концу наша прогулка в лес. Пора нам с вами в сад возвращаться, ребята. Давайте скажем осеннему лесу «До свидания» и отправимся в обратный путь.

(дети машут рукой, прощаются с обитателями леса и снова притопывая ногами имитируют путь обратно).

IV. Подведение итогов. Беседа о том, что узнали воспитанники.

Воспитатель задает вопросы, выслушивает ответы детей:

Ну как, понравилась вам наша прогулка?

А что вам больше всего понравилось? Что вам больше всего запомнилось?

Давайте назовем признаки осени – какие они?

Назовите по порядку осенние месяцы?

Как изменяется растительность (цветы, деревья, кустарники) осенью?

Как к зиме готовятся животные?

Как к зиме готовятся птицы?

Какие птицы перелетные, а какие оседлые?

Воспитатель хвалит всех воспитанников, отмечает особенно внимательных детей.

По материалам В. Бианки.

Популярное