» »

Презентация на тему "молодежь в современном обществе". Молодёжь как особая социальная группа Роль молодежи в обществе

17.03.2024

Слайд 2

Молодые граждане

К молодежи многие социологи относят группу населения в возрасте от 14 до 25 лет.

Слайд 3

Молодежь с точки зрения правового статуса

Несовершеннолетние:

  • Граждане с 14 до 18 лет.
  • Они обладают частичной дееспособностью.

Совершеннолетние:

  • Граждане, достигшие 18 лет.
  • С этого возраста гражданин нашего государства может осуществлять свои права и обязанности в полном объеме.
  • Слайд 4

    Проблемы молодежи

    Данные социологических исследований показывают, что современная молодежь подвергает свое здоровье большим рискам, чем их сверстники десятилетие назад.

    Слайд 5

    Проблемы со здоровьем:

    • Курение
    • Алкоголь
    • Наркомания
    • Экстремистские молодежные движения и субкультуры
  • Слайд 6

    Проблемы, волнующие старшеклассников

  • Слайд 7

    Молодежная культура

    Вступающему во взрослую жизнь молодому человеку предстоит освоить то, что было создано предшествующими поколениями, узнать и принять сложившиеся нормы общественной жизни. Однако этот процесс не простой. Далеко не все ценности, которым привержено старшее поколение, воспринимается молодыми.

    Слайд 8

    Молодежная субкультура

    Отчасти это связано с присущей возрасту высокой критичностью, представлением, что «история начинается с нас». Сказывается и то, что молодежь по своей природе нацелена на преобразования, создание нового.

  • Слайд 10

    Виды

    • Байкеры
    • Рэперы
    • Готы и сатанисты
    • Скинхэды
    • Панки
    • Растаманы
    • Фрикки
    • Граффитеры и др.
  • Слайд 11

    Выделяют следующие основные признаки неформалов

    1. Неформальные коллективы не имеют официального статуса.
    2. Слабо выраженная внутренняя структура.
    3. Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.
    4. Слабые внутренние связи.
    5. Очень сложно выделить лидера.
    6. Не имеют программы деятельности.
    7. Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.
    8. Представляют альтернативу государственным структурам.
    9. Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.
  • Слайд 12

    В качестве причин «ухода в андеграунд» молодёжь называет

    1. Вызов обществу, протест.
    2. Вызов семье, непонимание в семье.
    3. Нежелание быть как все.
    4. Желание утвердится в новой среде.
    5. Привлечь к себе внимание.
    6. Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.
    7. Копирование западных структур, течений, культуры.
    8. Религиозные идейные убеждения.
    9. Дань моде.
    10. Отсутствие цели в жизни.
    11. Влияние криминальных структур, хулиганство.
    12. Возрастные увлечения.
  • Урок обществознания в 11 классе

    Тема: Молодежь в современном обществе

    Цели и задачи: 1) показать основные психологические особенности юношеского возраста, проследить процесс социализации

    среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной

    молодежной субкультуры;

    2) развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам,

    делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные

    задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические поло­

    жения и понятия социально-гуманитарных наук;

    3) формировать у учащихся отношение к проблеме молодежи и ответственности

    молодого поколения.

    Оборудование: схемы, пакет документов.

    Тип урока: урок-проблема .

    Ход урока

    I . Организационный момент

    Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они выказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Он и все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…(слайд1)

    Это сказал древнегреческий философ Сократ, который жил в 470-399 гг. до н. э.

    Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие?

    Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке.

    Тема урока: «Молодежь в современном обществе».(слайд2)

    План уроков

    1. Молодежь как социальная группа.

    2. Процесс социализации молодежи.

    3.Проблемы молодежи.

    4.Подведение итогов уроков.

    II . Изучение нового материала

    1. Молодежь как социальная группа

    Понятие «молодежь» не столько возрастное, сколько социальное и историческое. В разное время и в разных обществах под эту категорию попадали молодые люди различного возраста. К примеру, те, кого мы сейчас называем молодежью, столетие назад, вовсе таковой не считалась.

    В современном мире к молодежи как к социальной группе принято относить людей в возрасте от 16 до 25 лет. Все большую значимость для человека этого возраста приобретают его внутренний мир, собственные мысли, чувства, осознание своей неповторимости.

    Обществоведы дают следующее определение молодежи как социальной группы:

    Молодежь – это социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от16 до 25 лет(30), особенностей социального положения и определенных социально психологических качеств.(слайд3)

    Почему молодежь как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития?(слайд4)

    Найдите ответ на этот вопрос на с. 125учебника.

    (Примерный ответ. 1. - Углубление труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало семейное воспитание недостаточным для овладения социальными ролями.

    2. Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями навыками удлинения периода общего образования, поэтому молодые люди на рынок труда стали выходить позже.

    3. Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться.)

    2. Процесс социализации молодежи

    Как же идет процесс социализации, т. е. взросления?

    С какими проблемами сталкиваются молодые люди на своем пути?

    Разделитесь на три группы и, работая с учебником, охарактеризуйте и проанализируйте процесс социализации молодежи; определите проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодежи.

    Первая группа - гражданское совершеннолетие (пункт 2 § 13). (слайды 5,6,7,8 )

    Вторая группа - образование и профессиональная подготовка

    (пункт 3 § 13).

    Третья группа - начало трудовой деятельности (пункт 4 § 13).

    Вопросы для первой группы

    1. С какого периода согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

    2. Какие права и свободы получает молодой человек?

    3. С какого возраста молодые люди могут вступать в брак? Бывают ли исключения?

    4. Что означает полная правоспособность?

    5. Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?

    6. Как изменяется статус молодого человека с гражданским совершеннолетием?

    7. Легко ли быть молодыми?

    Вопросы для второй группы

    1. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

    2. На каких принципах строится образование в нашем обществе? Считаете ли вы их справедливыми?

    3. Как вы относитесь к появлению частных учебных заведений и частичному действию государственных учебных заведений на платной, коммерческой основе?

    4. Подберите аргументы «за» платное образование в России и «против» него.

    5. Какие риски поджидают первокурсников, поступивших в вузы? Можно и нужно ли с этим бороться?

    6. Легко ли быть молодым?

    Вопросы для третьей группы

    1. Когда подростки начинают задумываться о трудовой деятельности?

    2. Как вы думаете, что лежит в основе их выбора будущей профессии?

    3. Докажите, что нынешняя ситуация с точки зрения возможностей трудоустройства весьма непроста и противоречива.

    4. Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?

    5. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?

    6. Легко ли быть молодым? Слайд9

    3.Проблемы молодежи.

    Итак, не так уж легко быть молодым..

    Урок продолжается с постановки проблемного вопроса: “Легко ли быть молодым?”

    Классу предлагается занять позицию по данному вопросу, объединиться в группы, обсудить и аргументировать свою позицию. Через две минуты каждая группа защищает свою позицию. Входе обсуждения формируются три группы: одна считает, что молодым быть легко; другая – молодым быть нелегко; третья – молодым быть легко и нелегко. После обсуждения учитель делает вывод о том, что молодым быть легко, но проблематично.

    К уроку проводиться социологический опрос среди молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет. Большинство опрошенных считают, что молодым быть легко. А на вопрос: “Есть ли у вас проблемы?”, из сорока опрошенных только десять не имеют проблем. (Данные социологического опроса вывешиваются на доске или выводятся на мультимедийную доску; Кубекова Евг.,Кулманова Гиляна)слайды10,11,12,13.

    Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру. Молодежь не стала исключением - она тоже создала свою собственную субкультуру.(Лиджиева Нюдля,Дорджиева Деля) слайды14

    Молодежная субкультура обладает:

    Своим языком;

    Особой модой;

    Искусством и стилем поведения.

    Ее носителями чаще всего выступают неформальные подростковые группы.

    Как вы думаете, что побуждает молодежь к созданию субкультуры? (Примерный ответ. Внутренне одиночество. Потребность в друзьях. Конфликты в школе и дома. Недоверие к взрослым. Протест против вранья. Бегство от социальной действительности или неприятие ее.)

    111 . Итог уроков

    Разделитесь на группы. Участники групп получают листки с выражениями, отражающими отношение к молодежи различных социальных групп:

    «Яйца курицу не учат» («Родители»);

    «Молодо-зелено» («Старшее поколение»);

    «Алло, мы ищем таланты!» («Учителя»);

    «Молодым везде у нас дорога!» («Молодежь»).

    1. Вы должны определить, какой группе соответствует данное

    выражение.

    В результате образуются четыре группы: «Родители», «Молодежь», «Учителя» и «Старшее поколение».

    2. Интерактивное упражнение. Группы получают задание:

    Изобразить схематично или с помощью рисунка портрет современного молодого человека в соответствии со взглядами, характерными для данной социальной группы («родители», «учителя», «старшее поколение», «молодежь»);

    Подготовить выступление по своей схеме или рисунку, в котором указать, чем руководствовались при создании портрета.

    Итак, презентации позволили нам сделать следующие выводы:

    нельзя однозначно судить о современной молодежи;

    молодежь в нашем обществе неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации;

    проблема молодежи была актуальна во все времена;

    в жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.

    Домашнее задание

    Выучите § 13, составить синквейн на тему «Современная молодежь – какая она?»

    В демократических странах каждое новое поколение – новый народ . Алексис Токвиль



    Молодежь как социальная группа

    • Переход в индустриальное общество;
    • Люди в возрасте от 16 до 25 (30) лет;
    • Особенный стиль жизни и поведения;
    • Открытие собственного «Я»;
    • Собственная уникальность осознается как ценность.

    Гражданское совершеннолетие

    • Конституция РФ «Права и свободы человека и гражданина»;
    • 18 лет – права и обязанности;
    • 18 лет – социальные позиции;


    Образование и профессиональная подготовка

    • Учащиеся и студенты;
    • Образование – показатель социального статуса;
    • Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ»

    Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

    3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.


    Начало трудовой деятельности

    14 лет

    16 лет

    18 лет


    Подумайте

    • Доля молодежи среди безработных в крупных городах ниже общероссийского показателя. В то же время в отдельных регионах молодые безработные составляют половину всех потерявших работу. Чем можно объяснить эти факты?


    Домашнее задание

    • Параграф 13 прочитать
    • Задание на выбор:

    2.1. Приведите не менее двух аргументов подтверждающих и опровергающих следующую точку зрения: «Знания, за которые платят, запоминаются лучше».

    2.2. Признак хорошего образования - говорить о самых высоких предметах самыми простыми словами. Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Молодёжь Молодежь как социальная группа Основные социальные роли молодежи Роль молодежи в обществе Молодежная субкультура Основные направления молодежной политики РФ

    Высказывания разных людей о молодёжи. Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

    Высказывания о молодёжи 2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь завтра возьмёт в руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

    Высказывания о молодёжи 3. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк. 4. Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.

    Авторы этих высказываний: Все эти изречения о молодёжи, о безнадёжном будущем были встречены в парламенте аплодисментами. Тогда оратор раскрыл карты. Оказывается, первое изречение принадлежит Сократу, второе Гесиоду, третье египетскому жрецу, а четвёртое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка 3000 лет.

    Молодёжь как социальная группа. Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания в данном обществе.

    Молодежь – понятие, возникшее в XX в. Причины возникновения молодежи: Акселерация (ускоренное физиологическое развитие) Удлинение периода учебы, отдаление сроков вступления в профессиональную жизнь Возрастные границы молодости: 16-25 (30) лет Детство молодость взрослость Промежуточный (переходный) возраст

    Переходность положения Высокий уровень мобильности Освоение новых социальных ролей, связанных с изменением статуса Активный поиск своего места в жизни Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане

    Роль молодежи в обществе Освоение новых профессий, новых отраслей производства. Освоение новых территориально-производственных комплексов. Культурно-интеллектуальная и информационная мобильность.

    Работник Студент Семьянин Гражданин Основные социальные роли молодых

    Трудности социализации несовпадение высокого уровня притязаний и низкого социального статуса молодых, который задан их возрастом; несовпадение старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей молодых, связанных с психофизиологическим повзрослением; противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.

    Когда заканчивается молодость? Критерии взрослости социологический правовой психологический Независимое проживание от родителей Самостоятельное обеспечение средствами существования Самостоятельное определение образа жизни 1.Достижение полной дееспособности: создание семьи, голосование на выборах, вся полнота правовой ответственности. Готовность работать и отвечать за свои поступки Психологическая зрелость Инфантилизм – сохранение у взрослого человека физических и психических черт детского возраста.

    Молодёжная субкультура под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

    Черты молодежной субкультуры Нонконформизм, сознательное противопоставление культуре взрослых. Эксперименты с собственной жизнью. Радикализм, культ силы. Своеобразные вкусы в одежде, музыке. Сленг. Культура досуга, а не работы. Создание множества неформальных молодежных объединений, групп.

    Типология молодежных субкультур: Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет. Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие. По специфике поведения членов группы выделяют: просоциальные; асоциальные; антисоциальные. - Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают. - Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера. - Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

    Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур: политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность; эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду; нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм); радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды); субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки); субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др; субкультура "золотой молодежи" - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

    Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую типологию молодежных субкультур: - романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры). - гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.), - криминальные ("гопники", "люберы") - анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

    Мотивы участия молодых в неформальных объединениях и группировках. социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации).

    Причины вступления в группы: одиночество непонимание родителей стремление к защищенности; свобода эмоциональная насыщенность общения Объединение в группы - средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения.

    Особенность отечественных молодежных субкультур в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. На Западе альтернативное движение, выросшее из молодежных субкультур 60-70 гг., активно участвует в социальных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым

    Популярное