» »

Устав общественной организации без регистрации. Образец устава некоммерческой организации. Органы управления общественной организации

19.01.2024

«УТВЕРЖДЕН»

решением учредителей Общественной организации

"Защитников православных христиан

имени святого князя Димитрия Донского"

Протокол № 1 от 09.09.2009 года

УСТАВ

ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

«ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН

ИМЕНИ СВЯТОГО КНЯЗЯ ДИМИТРИЯ ДОНСКОГО»

М О С К В А

2009 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Общественная организация "Защитников православных христиан имени святого князя Димитрия Донского" (далее именуемая - "Общественная организация") является общественным объединением, созданным гражданами для развития и укрепления православной культуры и ее традиций, защиты прав и законных интересов ее членов, а также для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных настоящим Уставом.

1.2. Общественная организация осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

1.3. Общественная организация вправе иметь свои печать, штамп, бланки, символику, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

1.4. Местом нахождения Общественной организации является город Москва, местонахождение постоянно действующего органа - Правления: 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, дом 15/22.

2. ПРАВА ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

2.1. Общественная организация вправе:

2.1.1. распространять информацию о своей деятельности;

2.1.2. вступать в иные общественные организации, союзы, ассоциации, а также создавать на территории Российской Федерации и за ее пределами свои филиалы и представительства и территориальные отделения в соответствии с действующим законодательством.

2.1.3. проводить конференции, семинары, иные массовые мероприятия, а также проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования и другие организационно-массовые мероприятия в соответствии с действующим законодательством;

2.1.4. выступать с инициативами по вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти, участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2.1.5. представлять своих членов в судах, во всех учреждениях, предприятиях и организациях всех форм собственности по вопросам защиты их прав и законных интересов в рамках осуществления уставных задач своей деятельности.

2.2. Общественная организация способствует защите прав своих членов на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; а также тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, ставших известными Общественной организации в результате осуществления своей деятельности.

2.3. Общественная организация представляет интересы своих членов и осуществляет их защиту на основании поручений от членов Общественной организации и протоколов собрания Правления, а в случае необходимости - доверенности, выдаваемой данными членами.

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

3.1. Общественная организация преследует общественно полезные цели, направленные на:

Накопление и обобщение информации связанной с православной культурой;

Содействие созданию приоритетных условий развития и укрепления православной культуры;

Сохранение и укрепление традиционных культурных ценностей и исторических традиций;

Содействие охране прав в сфере образования, здравоохранения, культуры и в области средств массовой информации и книгоиздания, иных сферах общественной жизни связанных с христианской культурой;

Охрану и защиту прав и свобод человека;

Выступления в защиту нравственных, моральных устоев, традиционных культурных ценностей общества.

3.2. Деятельность Общественной организации направлена на:

3.2.1. Поддержку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление нравственных и моральных устоев общества.

3.2.2. Защиту (включая представительство в судах, иных организациях и учреждениях всех форм собственности) членов Общественной организации и членов их семей в случаях нарушения их конституционных прав и законных интересов, в том числе прав на человеческое достоинство, права на неприкосновенность личной жизни, на свободу совести и вероисповедания, здоровье, достойное, нравственное воспитание детей, в случаях нарушения их прав в области СМИ, в том числе на надлежащую информацию.

3.2.3. Обеспечение прав членов Общественной организации по созданию надлежащих условий нравственного и духовного развития личности.

3.2.4. Обобщение информации, связанной с христианской культурой, поддержка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение православного христианского исторического наследия.

3.2.5. Осуществление издательской и информационной деятельности в сфере электронных, печатных средств массовой информации и иных возможных информационных сетях, учреждает средства массовой информации, а также осуществление иной, не запрещенной законом деятельности, направленной на реализацию целей Общественной организации.

3.2.6. Проведение социологических исследований.

3.2.7. Содействие разработке и реализации социальных, культурных, образовательных, проектов, программ, иных мероприятий, направленных на формирование гармоничной личности, укрепление нравственных устоев общества, а также на охрану защиты нравственного, духовного, психического и физического здоровья человека.

3.2.8. Реализации своими силами и с привлечением специалистов широкого профиля научно-исследовательских аналитических программ, имеющих целью оценку нравственного состояния общества, его духовности, а также устранения факторов, оказывающих на него вредное влияние.

3.2.9. Участие в международных мероприятиях по обмену опытом в области содействия созданию приоритетных условий развития и укрепления христианской культуры.

3.2.10. Осуществление благотворительной деятельности и привлечение добровольных пожертвований на реконструкцию, и восстановление православных храмов, в том числе храма Ново-Иерусалима, христианских памятников, памятников истории и иные цели Общественной организации.

3.2.11. Консультирование по вопросам обеспечения безопасности, защиты жизни священнослужителей и сотрудников Русской православной церкви, охраны культовых зданий, сооружений и другого имущества Русской православной церкви.

3.2.12. Организация обеспечения безопасности, защиты жизни священнослужителей и сотрудников Русской православной церкви, охраны культовых зданий, сооружений и другого имущества Русской православной церкви.

3.3. Имущество Общественной организации создается за счет:

Членских взносов, размер и порядок уплаты которых утверждается Общим собранием членов;

Добровольных пожертвований граждан и организаций.

4. ЧЛЕНСТВО. ПОРЯДОК ПРИЕМА И ВЫХОД ИЗ ЧЛЕНОВ.

4.1. Членами Общественной организации могут быть физические лица, достигшие 18 лет.

4.2. Прием в члены Общественной организации осуществляется решением Общего собрания членов Общественной организации на основании заявления кандидата.

4.3. Права члена Общественной организации не могут быть переданы третьим лицам без согласия Правления Общественной организации.

4.4. Выбытие члена из Общественной организации происходит либо путем самовольного выхода, либо в результате исключения его из членства.

4.5. Выход члена из состава Общественной организации осуществляется путем подачи заявления в Правление Общественной организации.

4.6. Вступительные и периодические взносы членов Общественной организации возврату не подлежат.

4.7. Член Общественной организации, систематически не выполняющий или ненадлежащим образом выполняющий свои обязанности, либо нарушивший принятые на себя обязательства перед Общественной организацией, а также препятствующий своими действиями или бездействием нормальной работе Общественной организации или дискредитирующий её своим поведением, может быть исключен из нее по решению Общего собрания Общественной организации.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ.

5.1. Члены Общественной организации - имеют право:

5.1.1. Избирать и быть избранными в органы управления Общественной организации и ее территориального отделения;

5.1.2. Участвовать в Общем собрании Общественной организации и голосовать по вопросам повестки дня;

5.1.3. Получать услуги Общественной организации по защите своих прав и законных интересов;

5.1.4. По своему усмотрению выходить из Общественной организации;

5.1.5. Вносить предложения в повестку Общих собраний членов Общественной организации;

5.1.6. Обращаться в руководящие органы Общественной организации по любым вопросам, связанным с ее деятельностью;

5.2. Члены Общественной организации обязаны:

5.2.1. Соблюдать положения настоящего Устава;

5.2.2. Принимать посильное участие в деятельности Общественной организации, её территориальных отделений;

5.2.3. Своевременно вносить членские взносы, размер и порядок уплаты которых определяется Общим собранием членов Общественной организации;

5.2.4. Предоставлять информацию, необходимую для решения вопросов, связанных с деятельностью Общественной организации;

5.2.5. Не разглашать конфиденциальную информацию Общественной организации.

6. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

6.1. Органы Управления Общественной организации:

высший орган управления Общественной организации - Общее собрание членов Общественной организации;

исполнительный орган управления Общественной организации - Правление.

7. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Общее собрание членов Общественной организации

7.1. Высшим органом управления Общественной организации является Общее собрание членов Общественной организации.

7.2. Общее собрание избирает из числа своих членов председателя собрания, руководящего собранием, и секретаря.

7.3. К компетенции Общего собрания относится решение следующих вопросов:

7.3.1. Внесение изменений и дополнений в Устав Общественной организации;

7.3.2. Определение приоритетных направлений деятельности Общественной организации, принципов формирования и использования ее имущества;

7.3.3. Избрание Председателя и членов Правления Общественной организации;

7.3.4. Реорганизация и ликвидация Общественной организации;

7.3.5. Избрание ревизионной комиссии;

7.3.6. Принятие решения о создании, реорганизации, ликвидации отделения, филиала, представительства Общественной организации;

7.3.7. Определение величины и порядка уплаты членских взносов;

7.3.8 Решение иных вопросов, переданных на разрешение Общего собрания Правлением.

7.4. Общее собрание членов Общественной организации созывается Правлением, Председателем Правления, либо членами Правления.

7.5. Общее собрание правомочно, если на нем представлено более половины ее членов.

Решения Общего собрания принимаются большинством голосов. Решения по вопросам, предусмотренным пунктами 7.3.1 - 7.3.3 принимаются квалифицированным большинством голосов - участников Общего собрания.

7.5.1. Решения Общего собрания могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем). Такое голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение. Сроки проведения Общего собрания путем заочного голосования должны быть установлены таким образом, чтобы принимающие участие в голосовании члены организации имели возможность ознакомиться с дополнительной информацией по вопросам, поставленным на голосование.

7.6. Очередное Общее собрание созывается не реже 1 раза в два года.

7.7. Внеочередные Общие собрания созываются по мере необходимости.

Правление

7.8. В Общественной организации создается постоянно действующий коллегиальный орган - Правление, состоящее из 5 человек и возглавляемое Председателем Правления. Члены Правления по представлению Председателя Правления избираются Общим собранием, председатель избирается избранными членами правления.

7.9. Правление осуществляет общее руководство деятельностью Общественной организации в период между Общими собраниями.

7.10. Проведение заседаний Правления организует Председатель, который подписывают все документы от имени Общественной организации, протоколы заседания и решения Правления.

Правление Общественной организации:

Принимает решение о созыве Общего собрания членов Общественной организации, определяет вопросы повестки дня, обеспечивает выполнение решений Общего собрания;

Утверждает целевые программы и определяет источники финансирования;

Принимает положения о Ревизионной комиссии, о Представительствах и филиалах.

Заседания Правления Общественной организации проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Протоколы заседания Правления подписываются Председателем и всеми членами Правления.

7.11. Председатель Правления без доверенности действует от имени Общественной организации, осуществляет оперативное руководство деятельностью Общественной организации, руководит Правлением, организует исполнение решений Общих собраний и Правления Общественной организации, выдает доверенности, подписывает финансово-хозяйственные документы, заключает сделки от имени Общественной организации.

7.12. Председатель избирается Общим собранием и осуществляет свои полномочия на постоянной основе до момента отзыва по собственному желанию или по решению Общего собрания. В случае отзыва либо невозможности исполнения Председателем своих обязанностей, его полномочия возлагаются Правлением до созыва Общего собрания на одного из членов Правления.

7.13. Председатель подотчетен Общему собранию и Правлению, несет ответственность перед Общественной организацией за результаты и законность деятельности.

8. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ, ФИЛИАЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА.

8.1. Общественное объединение может иметь отделения, филиалы и представительства, деятельность которых осуществляется в соответствии с настоящим Уставом и Положением, утверждаемым Правлением.

9. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

9.1. Организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых создана организация, и соответствующую этим целям.

9.2. Организация не преследует цели извлечения прибыли; доходы от предпринимательской деятельности Организации направляются на достижение уставных целей и задач Организации и не подлежат перераспределению между членами Организации.

10. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

10.1. Прекращение деятельности Общественной организации может осуществляться по решению Общего собрания в связи с отсутствием необходимости дальнейшей деятельности Общественной организации или по другим основаниям в соответствии с действующим законодательством.

10.2. При ликвидации Общественной организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, направляется в соответствии с настоящим Уставом на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

В случае, если использование имущества ликвидируемой Общественной организации в соответствии с настоящим Уставом не представляется возможным, решение о его использовании принимается Правлением Общественной организации.

Если граждане готовы объединиться между собой ради общей цели, они создают общественную организацию . Объединение проходит на добровольной основе, для регистрации в налоговом органе участникам необходимо собрать документы. В их число входит устав организации — главный учредительный документ, содержащий максимум информации о создаваемой организации.

Основу для деятельности общественной организации составляет ГК РФ (ст. 50, 52 и 117), а также 82-ФЗ от 1995 года. Статья 50 ГК РФ устанавливает, что в уставе юридического лица необходимо отражать:

  • местонахождение;
  • порядок управления деятельностью организации;
  • иные данные.

Типовой устав общественной организации – это учредительный документ, который создается для обществ, занимающихся аналогичным видом деятельности.

Правила регистрации

Для регистрации устава необходимо собрать дополнительные документы, правильно их оформить. Учредительный документ оформляется на бумаге А4, русским языком, в точном соответствии с правилами делопроизводства.

В налоговый орган подается заявление о регистрации организации, определив ее наименование. В заявлении на регистрации указываются данные по принятию устава , в частности, дата и место, а также орган, который принял учредительный документ общественной организации.

Разрабатывается устав в 2 экземплярах. В документе полностью прописывается компетенция участников ОО, условия приема в организацию и выхода из нее.

Условиями могут быть:

  • возрастной показатель человека;
  • согласие осуществлять периодические платежи;
  • профессиональная деятельность человека;
  • принадлежность к определенной категории населения.

Правом вступления в общественную организацию обладают граждане, достигшие 16 лет. Если в уставе прописано, что с разрешения законных представителей вступить в общество могут дети более раннего возврата, то это можно сделать, если родители не против.

Все страницы устава должны быть пронумерованы, на последнем листе фиксируется общее число листов, стоит печать.

Образцы

В уставе обязательно должна быть прописана цель и функция общественной организации. Например, детский устав, школьный и т.д. Кроме того, в уставе должен быть определен правовой статус организации (региональный устав), с указанием территории, на которую он будет распространять действие, а также контактные данные участников общества.

Оформление отчетности

№402-ФЗ устанавливает, что общественные организации и их подразделения, не осуществляющие коммерцию, должны сдавать раз в год по отчетному периоду документы в упрощенном составе:

  • баланс;
  • документ о прибылях, убытках;
  • отчет о целевом применении полученных средств.

Отчет присылается в подразделение Минюста (региональное). Основная суть отчета заключается в том, что объединение не получало денежных средств от зарубежных компаний.

Остальная отчетность ОО:

  • НДС, налог на имущество – каждый квартал;
  • НДФЛ – если были выплаты физлицам.

Договоры ОО

Чаще всего некоммерческие организации заключают договора :

  • возмещенного оказания услуг;
  • пользования имуществом;
  • поставка, купля-продажа.

Кроме того, с некоммерческими организациями заключаются иные гражданско-правовые договоры :

  • поручения;
  • хранения;
  • комиссии.

Контрагент обязан убедиться в том, что заключенный с НКО договор отвечает ее уставным целям.

Постановления и протоколы

Постановление выносится коллегиальным органом управления общественной организации. Документ имеет распорядительный характер, включает два раздела: констатирующий и распорядительный . Решение подписывает председатель и секретарь.

Форма протокола не утверждена специально для общественных объединений, поэтому при оформлении этого документа они ссылаются на практике на форму протокола, принятого для АО (ст. 63 соответствующего закона).

Таким образом, протокол, изданный в ОО, должен содержать в себе сведения:

  • место проведения собрания;
  • дата проведения собрания;
  • инициалы и фамилия председательствующего лица;
  • повестка дня;
  • главные положения выступлений участников собрания;
  • вопросы, поставленные на голосование;
  • итоги голосования;
  • принятые собранием решения.

На заседании сначала составляется черновик этого документа. Потом, не позднее трех дней, его внимательно перечитывают и создают чистовик, который подписывается председательствующим и секретарем. Оформление протоколов происходит на А4 (общий бланк организации).

Письма

Письма включают в себя обобщенное наименование документов, различающихся между собой по содержанию. Они служат средством для коммуникаций между организациями, ИП, а также средством оповещения о каком-либо событии.

Составление писем включает в себя несколько этапов:

  1. Изучение сути вопроса, планируемого к отображению в письме. Включает в себя сбор сведений по существу.
  2. Подготовка проекта письма, его написание.
  3. Согласование проекта.
  4. Подписание чистовика руководителем.
  5. Регистрация, отправление письма.

Бланк письма включает реквизиты:

  1. Логотип ОО.
  2. Наименование ОО.
  3. Данные об организации (адреса, телефоны, факс).
  4. Дата, регистрационный номер.
  5. Адресат.
  6. Заголовок.
  7. Текст.
  8. Отметка о наличии приложения.
  9. Подпись.
  10. Данные об исполнителе.

Требования к письму:

  • лаконичность;
  • грамотность;
  • краткость изложения;
  • ясность;
  • объективность;
  • одноаспектность;
  • последовательность;
  • убедительность;
  • корректность.

Письмо включает в себя две части — это вводная и главная . Во вводной излагаются факты, которые послужили мотивом для создания письма. В главной прописывается цель и просьба по существу вопроса, отказ и т.д.

В целях составления этого документа применяется специальный бланк. Если письмо включает в себя две страницы и более, вторая и последующая страница должны быть пронумерованы арабскими цифрами, в середине, на странице сверху.

Виды писем:

  • просьба;
  • предложение;
  • приглашение;
  • ответ;
  • извещение;
  • напоминание;
  • рекламация;
  • информационное;
  • сопроводительное;
  • гарантийное;
  • подтверждение.

Распоряжения

Распоряжение – это акт, который издается для решения срочных и проходящих вопросов. Его ратифицирует руководитель ОО. Распоряжения руководителя могут касаться вопросов:

  • кадрового делопроизводства;
  • экономических.

Оформляют распоряжение аналогично приказам ОО. Текст распоряжения включает в себя две части — это констатирующая и распорядительная, начинающаяся со словами «предлагаю». Распоряжение нумеруются по порядку в пределах отчетного года.

Как создать общественную организацию, можно узнать на данном видео.

Потребуется сбор целого пакета документов, а также его правильное оформление. Написание устава выполняется русским языком на бумаге А4 формата печатным способом в соответствии с нормами делопроизводства. Регистрация производится в месячный период со дня организации

Для этого в органы, производящие данную процедуру, подают заявление, в котором просят зарегистрировать новое ОО, указав его полное и сокращенное наименование. Кроме этого, требуется зарегистрировать и символику общества при ее наличии. В заявлении указывают дату и место принятия устава, наименование принявшего решение по утверждению устава органа (конференция, общее собрание, съезд и т.д.), цели и направления деятельности ОО (экологическая, спортивная, научная, благотворительная и т.д.).

Также в заявлении должен быть указан статус ОО (местное, региональное, международное и др.), территорию, на которую новый орган будет распространять свое действие, наименование руководящего органа и его адрес, фамилии и телефоны трех и более членов руководящего состава, которые имеют право представлять любые интересы организации при регистрации или при возникновении споров. Они же и подписывают образец устава общественной организации.

Документ разрабатывается в двух экземплярах. В нем отражается информация о полном и сокращенном названии, целях, задачах и методах деятельности ОО. должно отображать и указывать на характер деятельности и организационную правовую форму. Название должно иметь отличия от других подобных структур и не нарушать прав интеллектуальной собственности.

В уставе должно быть описано направление деятельности и территория, на которой будет распространяться действие общества. Устав общественной организации содержит условия утраты и приобретения членства в организации. Условиями приема в общество может быть признание устава, возраст, согласие вносить членские платежи, профессия, принадлежность к некоторым категориям граждан (инвалиды, ветераны и др.)

Вступить в ОО могут граждане, которым исполнилось 16 лет, но если в уставе предусмотрено, то при письменном разрешении родителей или опекунов стать членами организации могут и лица младшего возраста. Руководителями и членами контрольных и ревизионных органов могут стать только лица, достигшие совершеннолетия.

Устав может включать обязанности и права своих членов, в нем также должна быть описана структура ОО, статус и компетенция входящих если их создание предусмотрено уставом. Общественная организация может быть целостной и не иметь организационных структур в своем составе. В случае необходимости в ОО создаются структурные подразделения по направлениям работы или по территориальному признаку (областные, районные, первичные и т.д.).

Устав общественной организации (образец) включает сроки полномочий, порядок формирования и компетенцию руководящих, контрольных и ревизионных органов, а также порядок обжалования и принятия решений. В этом документе прописывается порядок и источники формирования собственности, описываются органы, которые могут принимать решения о распоряжении, приобретении или отчуждении собственности ОО.

Устав общественной организации содержит порядок добавления дополнений и внесения изменений в данный документ, процедуру ликвидации или реорганизации, юридический адрес или место расположения руководящего органа. В документе могут быть и другие положения, которые относятся к деятельности и созданию ОО, если они не противоречат или вытекают из законодательства страны. Все страницы обоих экземпляров должны иметь нумерацию, а на последней должно быть зафиксировано общее количество листов и стоять печать.

Устав некоммерческой организации - образец 2018 - 2019 года

Устав некоммерческой организации 2018 - 2019 годов является основным документом, регулирующим основы ее деятельности. Закон определяет требования к нему и его регистрации, но оставляет на усмотрение учредителей некоммерческой организации (далее - НКО) ряд положений, в отношении которых они самостоятельно принимают решение об отражении в уставе.

Как подготовить устав НКО

П. 3 ст. 123.1 Гражданского кодекса РФ установил, что устав НКО корпоративной формы утверждается на учредительном собрании или конференции некоммерческой организации. К моменту их созыва проект документа должен быть подготовлен и разослан учредителям для одобрения и последующего утверждения.

Для унитарной НКО устав утверждается учредителем, собственником имущества — в зависимости от формы НКО, наличия специальной нормы, применимой к данному виду организаций или конкретной организации.

После утверждения устава документы юридического лица передаются на регистрацию в Министерство юстиции. В п. 3 ст. 14 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ) определен перечень сведений, которые обязательно должны быть внесены в устав НКО. Это:

  • местонахождение (согласно п. 2 ст. 4 закона № 7-ФЗ оно совпадает с местом регистрации);
  • порядок управления (органы и их полномочия);
  • цели деятельности (некоммерческие) и конкретный предмет (виды деятельности, их перечень должен быть исчерпывающим, формулировка «и иные» недопустима);
  • сведения об обособленных подразделениях;
  • права и обязанности членов НКО, если членство как форма участия предусмотрено, то порядок вступления в членство и его прекращения;
  • сведения об имуществе НКО и источниках его возникновения, его судьба при прекращении деятельности;
  • описание символики организации;
  • процедуры по изменению документов.

Модельный устав Минюста РФ

Министерство юстиции РФ в 2016 году подготовило рекомендации по составлению модельного устава НКО, найти их можно на сайте Минюста. Рекомендации были разработаны с учетом сложившейся правоприменительной практики. Опираясь на них, при подготовке проекта устава необходимо соблюдать требования Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее — Регламент).

  • Отказ от обязательного оформления титульного листа.
  • Сквозную нумерацию всех страниц.
  • Разделение документа на разделы, нумеруемые римскими цифрами, главы и статьи.
  • Описание символики или герба НКО в виде приложения к уставу.
  • При разработке названия организации соблюдение требования к его ясности, четкости и информационной насыщенности. Если НКО имеет намерение использовать в своем бренде наименование российского государства, ему потребуется получить разрешение в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753.

Нюансы, которые необходимо учесть при подготовке устава

Устав НКО предполагает возможность структурирования управления НКО наиболее удобным для учредителей способом. Так, в компетенцию коллегиального органа может быть передано принятие решения:

  • о создании других юридических лиц и участии в них;
  • создании филиалов в других регионах и открытии представительств.

На усмотрение учредителей для отражения в уставе остаются и такие вопросы, как:

  • указание в уставе данных об учредителях;
  • указание на право НКО заниматься приносящей доход деятельностью в соответствии с ее генеральными целями и конкретные виды этой деятельности, направление прибыли на конкретные цели;
  • право на формирование целевого капитала;
  • регламенты функционирования высшего и исполнительного органа управления, периодичность проведения заседаний, порядок их проведения.

Образец устава некоммерческой организации 2018 — 2019 года можно скачать по ссылке: Устав НКО 2018 — 2019 - образец .

При составлении документа необходимо помнить, что требования устава обязательны для всех участников. Так, решением Московского арбитражного суда от 23.06.2017 по делу № А40-42357/17 подтверждена правомерность установления в уставе требований к квалификации участников.

Внесение изменений в устав НКО

Внесение изменений в устав НКО, аналогично процедуре его принятия, осуществляется на общем собрании участников, по решению учредителя или, если это предусмотрено уставом, высшим коллегиальным органом. Процедура внесения изменений должна отражаться в отдельном разделе устава. В том числе они вносятся в случае изменения законодательства, регулирующего деятельность НКО. Ряд изменений, в частности в составе учредителей, смене юридического адреса, видов участников, отражению в уставе не подлежат, но информация о них должна быть внесена (и при необходимости изменена) в ЕГРЮЛ.

Ограничивается возможность предусмотреть порядок изменения устава в нем самом специальными правилами, установленными Правительством РФ или высшими исполнительными органами региона, поселения — для казенных предприятий соответствующего уровня.

Регистрация изменений производится в соответствии с требованиями Регламента Минюстом РФ, на его же плечи ложится обязанность по передаче информации об изменениях в ЕГРЮЛ. Пакет документов для внесения изменений включает:

  • обязательные новые редакции (в 3 экземплярах);
  • протокол об их принятии;
  • заявление по форме Р13001;
  • сведения об учредителях;
  • данные об оплате пошлины.

Смена юридического адреса НКО

Для НКО процесс изменения юридического адреса не обязательно влечет за собой внесение изменений в устав. Согласно п. 2 ст. 4 закона № 7-ФЗ указываемое в уставе местонахождение общества совпадает с местом регистрации и отражается в уставе только как наименование населенного пункта. Минюст РФ при регистрации не требует обязательного указания в уставе конкретных данных, таких как:

  • наименование улицы;
  • индекс;
  • номер помещения.

Все эти сведения вносятся в заявление о регистрации.

Таким образом, при смене местонахождения в пределах одного населенного пункта, если конкретные данные изначально не были внесены в устав, вносить изменения в него в связи со сменой юридического адреса НКО не потребуется. При этом сведения об изменениях необходимо будет в обязательном порядке внести в ЕГРЮЛ, подав соответствующие заявления.

При составлении устава НКО законодатель не ограничивает НКО строгой регламентацией и дает возможность отразить в документе ту систему управления, тот порядок внесения изменений в устав, которые будут удобны для организации. Исключения сделаны для казенных предприятий, в отношении которых нормы об уставе вводятся компетентным органом.

МОДЕЛЬНЫЙ УСТАВ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Модельный устав некоммерческой организации разработан в целях оказания помощи некоммерческим организациям при подготовке их уставов .

Модельный устав некоммерческой организации подготовлен на основании анализа действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения в отношении некоммерческих организаций, созданных на территории Российской Федерации в организационно-правовых формах (типах):

ассоциаций (союзов);

казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ
в Российской Федерации;

фондов;

частных учреждений;

общественных организаций;

общественных движений;

автономных некоммерческих организаций.

Модельный устав некоммерческой организации и его положения, рекомендации и требования не могут считаться исчерпывающими, ввиду того, что они являются обобщенными, а специальными законами, регулирующими деятельность отдельных организационно-правовых форм, типов и видов некоммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, создаваемых для достижения определенных целей или осуществления деятельности
в определенных сферах, могут устанавливаться дополнительные условия, подлежащие отражению в уставах этих организаций.

В настоящее время законодательство Российской Федерации в сфере некоммерческих организаций подвержено значительным изменениям, в том числе
в связи с его приведением в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации
и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Модельный устав носит универсальный характер, в нем приведены отдельные примерные положения устава некоммерческой организации, а также некоторые пояснения и рекомендации по их дополнению.

С учетом динамики изменения законодательства Российской Федерации
в сфере некоммерческих организаций модельный устав в последующем будет корректироваться и актуализироваться.

При оформлении устава некоммерческой организации следует учитывать, что в соответствии с пунктом 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, листы всех экземпляров устава некоммерческой организации, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Два из трех представляемых на государственную регистрацию экземпляров устава должны быть прошиты и заверены подписью заявителя (на обороте последнего листа на месте прошивки).

Наличие титульного листа устава некоммерческой организации не является обязательным.

При оформлении титульного листа рекомендуется указывать: слово «устав», полное наименование некоммерческой организации (в родительном падеже), сведения об утверждении устава , год утверждения устава. На титульном листе устава могут содержаться иные сведения, а также проставляться отметки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, например,
об утверждении и согласовании устава казачьего общества.

Пример:

Утвержден

Учредительным собранием

Протокол от ________

УСТАВ

Межрегиональной общественной организации _________________________________

Москва

2017 г.

Или:

Утвержден

Общим собранием членов

Ассоциации ________________________________

«________________________________________»

Протокол от ________ № ________

УСТАВ

Ассоциации _________________________________

«______________________________________________»

Москва

2017 г.

Деление устава на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в его тексте.

Как правило, употребляются следующие структурные единицы уставов
по нисходящей:

раздел;

глава;

статья.

Раздел устава имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами
и наименование. Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.

Пример:

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Главы устава нумеруются арабскими цифрами и также имеют наименования.

Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа. Наименование главы печатается с прописной буквы в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.

Пример:

Глава 5. Права, обязанности и ответственность членов общественной организации

Статья устава является его основной структурной единицей, имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, и наименование
(в отдельных случаях может его не иметь).

Пример:

Статья 33. Высший орган общественной организации

Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа. Наименование статьи печатается с прописной буквы в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.

Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.

Статья подразделяется на части. Части статьи обозначаются арабской цифрой
с точкой. Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы. Для удобства
не рекомендуется подразделять пункты и подпункты более, чем на пять абзацев.

По усмотрению некоммерческой организации в ее уставе может использоваться иная нумерация, например, устав может быть разделен на разделы
и пункты.

Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц устава должна быть сквозной. Не желательна, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.

Уставы могут иметь приложения, например, содержащие описание используемой некоммерческой организацией символики или ее изображение.

Если к уставу имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака №. При ссылках на приложения в тексте устава знак
№ также не указывается.

Пример:

согласно приложению 4

Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста устава.

Примеры:

Приложение

к Уставу Общероссийской общественной организации…

или

Приложение 2

к Уставу Общероссийской общественной организации…

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ УСТАВА

В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица действуют на основании уставов, которые утверждаются
их учредителями (участниками).

Устав некоммерческой организации, утвержденный ее учредителями (участниками), должен содержать сведения о:

наименовании некоммерческой организации;

организационно-правовой форме некоммерческой организации;

месте нахождения некоммерческой организации;

порядке управления деятельностью некоммерческой организации;

предмете и целях деятельности некоммерческой организации.

Уставы некоммерческих организаций согласно Федеральному закону
«О некоммерческих организациях» наряду с указанными выше сведениями должны содержать сведения о:

правах и обязанностях участников (членов) некоммерческой организации;

условиях и порядке приема в участники (члены) некоммерческой организации и выхода из нее (для корпоративных некоммерческих организаций);

источниках формирования имущества некоммерческой организации;

порядке внесения изменений в устав некоммерческой организации;

порядке использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;

символике некоммерческой организации – описание эмблем, гербов, иных геральдических знаков, флагов и гимнов (в случае использования таковой).

структуре, компетенции, порядке формирования и сроках полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядке принятия ими решений
и выступления от имени некоммерческой организации.

Устав фонда также должен содержать указания о попечительском совете фонда, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке его формирования, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения.

В уставе ассоциации (союза) и общественной организации дополнительно указываются сведения о порядке принятия решений органами ассоциации (союза)
и общественной организации по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также
об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза)
и общественной организации.

Кроме того, устав общественной организации и общественного движения должен предусматривать:

структуру общественной организации и общественного движения;

территорию, в пределах которой общественная организация
и общественное движение осуществляет свою деятельность;

место нахождения постоянно действующего руководящего органа общественной организации и общественного движения;

права общественной организации и общественного движения и их структурных подразделений по управлению имуществом;

порядок реорганизации и ликвидации общественной организации
и общественного движения.

Устав некоммерческой организации может предусматривать иные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Отдельными положениями Гражданского кодекса Российской Федерации
и иных федеральных законов к уставу некоммерческих организаций могут предъявляться дополнительные требования.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УСТАВА

Раздел может включать в себя характеристику некоммерческой организации
с учетом особенностей ее организационно-правовой формы, сведения о правовых основах деятельности некоммерческой организации, полном и сокращенном наименованиях некоммерческой организации, в том числе на иностранном языке (при наличии), месте нахождения некоммерческой организации, описание символики, в случае ее использования некоммерческой организации, сведения
об учредителях некоммерческой организации (включение в устав сведений
об учредителе (учредителях) и (или) собственнике обязательно для образовательных организаций), о правах и обязанностях учредителей автономных некоммерческих организаций, фондов и частных учреждений, территориальную сферу деятельности общественной организации и общественного движения, а также иные сведения, необходимые в силу закона или включаемые в устав по решению учредителя (учредителей), участников или членов некоммерческой организации.

Пример:

1. Межрегиональная общественная организация _________________________ «______________________________________________» (далее – Организация) является добровольным объединением граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения целей, определенных настоящим Уставом.

2. Правовыми основаниями деятельности Организации являются:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность общественных организаций.

3. Полное наименование Организации на русском языке:

Межрегиональная общественная организация _________________________ «______________________________________________»;

Сокращенное наименование Организации на русском языке: _________

Необходимо учитывать, что наименование некоммерческой организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму, характер деятельности (краткое отражение характера деятельности, указанного в целях
и предмете деятельности организации), а также иные сведения в соответствии
с законодательством Российской Федерации, например, в наименованиях общественных организаций и общественных движений должно содержаться указание на их территориальную сферу деятельности.

В случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, в наименовании допускается указание только на такой вид без указания на организационно-правовую форму. Например: объединение работодателей как вид ассоциации (союза).

Наименование некоммерческой организации должно быть точным, четким
и максимально информационно насыщенным, правильно отражать обязательные
в силу закона сведения с тем расчетом, чтобы третьи лица могли по наименованию некоммерческой организации определить цели ее деятельности, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.

Использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных
от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» (если иное
не предусмотрено федеральными законами).

Официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, используются без указанного выше разрешения в наименованиях:

некоммерческих организаций, созданных на основании федеральных законов, а также в соответствии с актами Президента Российской Федерации
или Правительства Российской Федерации;

общероссийских общественных объединений;

структурных подразделений общероссийских общественных объединений
в случае использования в наименованиях указанных структурных подразделений полного наименования такого общественного объединения;

некоммерческих организаций, единственным учредителем которых является юридическое лицо, созданное на основании актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, или юридическое лицо, использующее в своем наименовании официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, в силу закона или в соответствии с разрешением, полученным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае использования в наименованиях указанных некоммерческих организаций полного наименования учредившего их юридического лица;

общероссийских и общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей.

Право на использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, прекращается в связи с:

отзывом разрешения по основаниям, установленным Правительством Российской Федерации;

прекращением юридического лица - единственного учредителя некоммерческих организаций, указанных в подпункте 5 пункта 5 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

прекращением права юридического лица - единственного учредителя некоммерческих организаций, указанных в подпункте 5 пункта 5 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», на использование в своем наименовании официального наименования Российская Федерация или Россия,
а также слов, производных от этого наименования.

В случае прекращения права на использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, некоммерческая организация обязана внести соответствующие изменения в свой устав в течение трех месяцев с даты наступления обстоятельств, повлекших прекращение права
на использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных
от этого наименования.

Иностранные слова в наименовании некоммерческой организации могут использоваться с учетом следующего. В соответствии с требованиями статьи 68 Конституции Российской Федерации и статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (далее – Закон
№ 53-ФЗ), государственным языком Российской Федерации на всей территории является русский язык. Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 53-ФЗ предусмотрено, что государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в наименованиях организаций всех форм собственности. В случаях использования в наименованиях некоммерческих организаций, наряду
с государственным языком Российской Федерации, государственного языка республики, находившейся в составе Российской Федерации, других языков народов Российской Федерации или иностранного языка, тексты на русском языке и на ином языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, должны быть идентичными по содержанию и техническому исполнению. Кроме того, иностранные слова могут быть включены в наименование некоммерческой организации с учетом требований части 2 статьи 3 Закона № 53-ФЗ с помощью транслитерации с указанием их перевода на русский язык.

4. Место нахождения Организации: г. ____________.

Место нахождения некоммерческой организации определяется местом
ее государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Указание в уставе адреса места нахождения, включающего в себя помимо наименования населенного пункта (муниципального образования) такие сведения, как индекс, улица, номер дома, номер помещения и т.д., является
не обязательным. Данные сведения подлежат указанию в соответствующих формах заявлений, используемых для государственной регистрации некоммерческих организаций для внесения их в Единый государственный реестр юридических лиц.

5. Организация использует в своей деятельности эмблему (герб, иные геральдические знаки, флаг и гимн), представляющую собой ___________________ ________________________________________________________________________.

Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности.

Символика некоммерческих организаций не должна совпадать
с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы
и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.

5. Учредителями Организации являются:

Включение в устав сведений об учредителе (учредителях) и (или) собственнике обязательно только для образовательных организаций.

6. Учредители (члены) Организации вправе:

___________________________________________________________________;___________________________________________________________________;___________________________________________________________________.

Учредители (члены) Организации обязаны:

___________________________________________________________________;___________________________________________________________________;___________________________________________________________________.

Территориальная сфера деятельности указывается для общественных организаций и общественных движений.

7. Территориальной сферой деятельности общественной Организации является территория:

___________________________________________________________________;___________________________________________________________________;___________________________________________________________________.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные организации
и общественные движения.

Под общероссийской общественной организацией (движением) понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы
и представительства.

Под межрегиональной общественной организацией (движением) понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы
и представительства.

Под региональной общественной организацией (движением) понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Под местной общественной организацией (движением) понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

8. Организация имеет печать с ее полным наименованием на русском языке.

9. Организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием.

10. ________________________________________________________________.

(иные сведения, необходимые в силу закона или включаемые в устав по решению учредителя (учредителей), участников или членов некоммерческой организации)

ЦЕЛИ И ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рекомендуется выделять самостоятельный раздел устава некоммерческой организации, посвященный целям и предмету ее деятельности. При этом под предметом деятельности некоммерческой организации следует понимать совокупность видов деятельности, которые она осуществляет или планирует осуществлять.

Пример:

11. Целями Организации являются:

___________________________________________________________________;___________________________________________________________________;___________________________________________________________________.

12. Предмет деятельности Организации (виды деятельности Организации):

___________________________________________________________________;___________________________________________________________________;___________________________________________________________________.

В уставе некоммерческой организации указывается исчерпывающий (закрытый) перечень целей и видов деятельности, которые она планирует осуществлять или осуществляет. Использование формулировок «иные цели»,
«и иные виды деятельности», «и другую деятельность» и им подобных не допускается.

В соответствии с пунктом 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. При этом Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит прямого запрета на осуществление некоммерческими организациями предпринимательской деятельности. Использование в Гражданском кодексе Российской Федерации понятия «приносящая доход деятельность» применительно
к некоммерческим организациям обусловлено их спецификой – некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная
на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными
в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона
«О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана
и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана
в уставе.

Термин «приносящая доход деятельность» является общим родовым понятием, который с учетом приведенных положений законодательства Российской Федерации включает две категории: предпринимательская деятельность и иная приносящая доход деятельность (не являющаяся предпринимательской).

Следовательно, некоммерческие организации дополнительно наряду
с уставной деятельностью могут осуществлять приносящую доход деятельность
(как предпринимательскую деятельность, так и иную приносящую доход деятельность).

Пунктом 5 статьи 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

ИМУЩЕСТВО НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Положения, относящиеся к порядку и источникам формирования имущества некоммерческой организации, особенностям его использования (в том числе
в случае ликвидации некоммерческой организации), рекомендуется объединить
в самостоятельный раздел устава некоммерческой организации.

Пример:

13. Организация может иметь в собственности или на ином вещном праве здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Организация может иметь земельные участки в собственности или на ином вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом могут быть установлены право некоммерческой организации формировать в составе имущества целевой капитал, а также особенности правового положения некоммерческих организаций, формирующих целевой капитал.

14. Организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.

Законом или уставом ассоциации (союза) может быть предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.

Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.

15. Источниками формирования имущества организации являются:

регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

добровольные имущественные взносы и пожертвования;

выручка от реализации товаров, работ, услуг;

дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

другие не запрещенные законом поступления.

Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов отдельных некоммерческих организаций.

16. Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) Организации определяется настоящим уставом.

17. Полученная Организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) Организации.

При подготовке устава благотворительной организации следует учитывать особенности использования ее имущества, например, чтопри превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.

Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства
и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

Благотворительная организация может совершать в отношении находящегося
в ее собственности или на ином вещном праве имущества любые сделки,
не противоречащие законодательству Российской Федерации, уставу этой организации, пожеланиям благотворителя.

Благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение
не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

В случае, если благотворителем или благотворительной программой
не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования
в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются
на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

Имущество благотворительной организации не может быть передано
(в формах продажи, оплаты товаров, работ, услуг и в других формах) учредителям (членам) этой организации на более выгодных для них условиях, чем для других лиц.

Особенности использования имущества также предусмотрены для частных учреждений. Так, например, учреждения, за которыми имущество закреплено
на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом
в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником
на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его уставе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом
и иными правовыми актами или решением собственника.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося
в оперативном управлении учреждения, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, прекращаются по основаниям
и в порядке, предусмотренным данным кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.

Некоммерческие организации, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников,
и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.

Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, подлежит обязательному аудиту.

Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации
не могут быть предметом коммерческой тайны.

ОРГАНЫ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Некоммерческая организация приобретает гражданские права и принимает
на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии
с законом, иными правовыми актами и уставом.

Порядок образования и компетенция органов некоммерческой организации определяются законом и уставом .

По общему правилу обязательными органами некоммерческой организации являются высший и исполнительный органы.

Перечень и виды коллегиальных и (или) единоличных органов некоммерческой организации зависит от ее организационно-правовой формы, видов осуществляемой деятельности или статуса. Так, для общественных организаций наряду с высшим и исполнительным органами, обязательными органами являются постояннодействующий руководящий орган (например, Правление) и контрольно-ревизионный орган (Ревизор или Ревизионная комиссия), перечень обязательных органов управления для образовательных организаций предусмотрен статьей 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» и зависит от типа образовательной организации, для фондов – Попечительский совет.

В отношении каждого органа некоммерческой организации в уставе должны быть указаны сведения о:

структуре;

порядке формирования;

сроках полномочий;

компетенции, в том числе исключительной;

условиях правомочности заседаний (собраний), их периодичности, порядке принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации.

Пример:

18. Органами Организации являются:

Общее собрание членов Организации;

Правление;

Исполнительный директор;

Контрольно-ревизионная комиссия.

____

_________________________________________________________________.

(уставом некоммерческой организации может предполагается формирование органов,
не предусмотренных законом)

19. Общее собрание членов Организации является ее высшим органом, основной целью которого является обеспечение соблюдения организацией цели (целей), для которых она создана.

Формирование высшего органа является обязательным.

Для корпоративных некоммерческих организаций высший орган всегда является коллегиальным (Общее собрание членов или Общее собрание участников).

В корпоративных некоммерческих организациях при достижении числа членов (участников) более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами
в соответствии с законом. В данном случае устав организации должен предусматривать порядок избрания делегатов и норму представительства.

В унитарных некоммерческих организациях состав и порядок формирования высшего органа зависит от организационно-правовой формы.

Высший орган фонда всегда является коллегиальным. Его состав может формироваться из числа учредителей (учредителя) и (или) третьих лиц
в зависимости от того, как будет предусмотрено уставом фонда. Решение
о формировании высшего органа фонда может быть принято учредителями (единственным учредителем) или им самим в порядке, предусмотренном уставом, например, в порядке кооптации в его состав новых членов.

Кроме того, закон не исключает возможности вхождения учредителя (учредителей) фонда в состав иных органов управления, а также возможность учредителя быть назначенным на должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени фонда, или входить в состав коллегиального исполнительного органа фонда.

Также закон не содержит запрета для единоличного исполнительного органа фонда входить в состав высшего коллегиального органа фонда, в том числе благотворительного, и иметь право голоса.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона
от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в составе высшего органа благотворительного фонда может быть
не более одного работника его исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).

Порядок управления автономной некоммерческой организацией определяется уставом, поэтому ее высший орган может быть коллегиальным или единоличным
в зависимости от того, как это будет предусмотрено уставом организации.

Каких-либо специальных требований к составу и порядку формирования высшего органа автономной некоммерческой организации закон
не предусматривает. Исключение составляет правило, согласно которому лица, являющиеся работниками автономной некоммерческой организации,
не могут составлять более чем одну треть общего числа членов ее коллегиального высшего органа.

Состав высшего органа автономной некоммерческой организации, являющегося коллегиальным, может формироваться из числа учредителей (учредителя) и (или) третьих лиц в зависимости от того, как будет предусмотрено уставом организации. Кроме того, закон не исключает возможности вхождения учредителя (учредителей) организации в состав иных органов.

Анализ положений действующего законодательства показывает,
что указанные нормативные акты не предусматривают каких-либо специальных требований к составу и порядку формирования органов учреждения. Высший орган учреждения может быть как единоличным в лице собственника учреждения или иного лица, так и коллегиальным. Состав высшего коллегиального органа учреждения может формироваться из числа собственника и (или) третьих лиц
в зависимости от того, как будет предусмотрено уставом учреждения. Решение
о формировании высшего органа принимается собственником учреждения. Также закон не исключает возможности вхождения собственника учреждения в состав иных его органов, в том числе возможность собственника выступать руководителем учреждения, то есть лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени учреждения или войти в состав коллегиального исполнительного органа. Кроме того, закон не содержат запрета на вхождение единоличного исполнительного органа учреждения в состав иных органов учреждения.

Периодичность проведения заседаний высшего органа некоммерческой организации определяется организацией самостоятельно с учетом периодичности принятия решений, отнесенных к его компетенции.

Пример:

20. Заседания Общего собрания членов Организации проводятся не реже, чем один раз в ___ год.

21. К исключительной компетенции Общего собрания членов Организации относится:

определение приоритетных направлений деятельности Организации, принципов формирования и использования ее имущества;

изменение устава Организации;

определение порядка приема в состав членов Организации и исключения
из их состава;

образование органов Организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности Организации;

принятие решений о создании Организацией других юридических лиц,
об участии Организации в других юридических лицах, о создании филиалов
и об открытии представительств Организации;

принятие решений о реорганизации и ликвидации Организации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

утверждение аудиторской Организации или индивидуального аудитора Организации;

________________________________________________________________.

(к компетенции (в том числе исключительной) высшего органа некоммерческой организации может быть отнесено решение иных вопросов)

Высший орган некоммерческой организации вправе рассматривать
и принимать решения по любым вопросам, относящимся к уставной деятельности организации.

В зависимости от вида, организационно-правовой формы некоммерческой организации или ее типа федеральными законами и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции ее высшего органа некоммерческой организации может быть отнесено решение иных вопросов.

При определении исключительной компетенции высшего органа фонда следует учитывать особенности, установленные статьями 123.19 и 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующих управление фондом, в соответствии с которыми: устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя. Кроме того, в связи с тем, что фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, а реорганизация фонда не допускается, решения
о ликвидации и реорганизации фонда, не могут быть включены в перечень вопросов исключительной компетенции высшего органа управления фондом».

Вопросы, отнесенные законом к исключительной компетенции высшего органа некоммерческой организацией, не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации, если иное не предусмотрено законом.

Перечень вопросов исключительной компетенции высшего органа, предусмотренный законом не может быть уменьшен по усмотрению организации, но может быть расширен.

Если высший орган автономной некоммерческой организации не образуют учредители (учредитель), например, данный орган является коллегиальным
и в его состав входят не все учредители и (или) уставом предусмотрена возможность включения в его состав третьих лиц, уставом автономной некоммерческой организации компетенция учредителей (учредителя) и компетенция высшего органа управления должны быть разделены с учетом исключительной компетенции учредителя (учредителей), которая предусмотрена положениями статей 123 24 - 123 25 Гражданского кодекса.

Согласно указанным нормам, к компетенции учредителей автономной некоммерческой организации отнесены следующие вопросы: принятие в состав учредителей новых лиц; утверждение устава; определение порядка управления; создание постоянно действующего коллегиального органа (органов); назначение единоличного исполнительного органа; преобразование организации в фонд. Данными нормами предусмотрены вопросы, решения по которым принимаются исключительно всеми учредителями при соблюдении порядка принятия решений собраний, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса, или единственным учредителем.

Также Гражданским кодексом выделена исключительная компетенция собственника учреждения, которая не может быть передана другим лицам.
В соответствии с положениями статей 123 21 и 123 23 Гражданского кодекса собственник учреждения назначает руководителяучреждения, по его решению
в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, ему подотчетные, компетенция которых, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения, а также принимает решение о преобразовании учреждения в автономную некоммерческую организацию или фонд. Если высшим органом учреждения не является его собственник, компетенция собственника учреждения и компетенция высшего органа управления должны быть разделены.

Важным является определение исчерпывающим образом в уставе некоммерческой организации порядка созыва заседаний ее высшего органа
и условий правомочности таких заседаний (кворума).

22. Общее собрание членов Организации правомочно, если на указанном собрании присутствует более половины членов (участников) высшего коллегиального органа некоммерческой организации.

Необходимое количество присутствующих может быть увеличено,
но не уменьшено .

23. Решения Общего собрания членов Организации принимаются простым большинством голосов его членов, присутствующих на заседании. Решения
по вопросам исключительной компетенции, принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов присутствующих его членов.

Количество голосов, необходимых для принятия решения по вопросам исключительной компетенции высшего органа может быть увеличено,
но не уменьшено уставом или изменено в силу закона, предусматривающего особенности правового положения некоммерческих организаций отдельных форм или видов.

В случае если высший орган некоммерческой организации является единоличным, решения во всем вопросам, отнесенным к его компетенции, принимаются им единолично.

Решение высшего органа некоммерческой организацией может быть принято без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем), за исключением принятия решений по вопросам, исключительной компетенции, которые предусмотрены законом. Такое голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений
и их документальное подтверждение.

Порядок проведения заочного голосования определяется уставом некоммерческой организации, который должен предусматривать обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа некоммерческой организации предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех учредителей (участников, членов) некоммерческой организации или членов коллегиального высшего органа некоммерческой организацией до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами, возможность вносить предложения
о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией
до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования. в протоколе заседания, подписываемом Председателем и Секретарем заседания.

При закреплении в уставе некоммерческой организации порядка оформления решений ее коллегиальных органов следует учитывать требования главы 9 1 Гражданского кодекса.

25. Постоянно действующим руководящим органом является Правление.

26. Правление формируется по решению Общего собрания членов Организации из числа членов Организации. Срок полномочий Правления ___лет.

В состав Правления Организации может входить единоличный исполнительный орган.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» права юридического лица от имени общественной организации осуществляет ее постоянно действующий руководящий орган. В некоммерческих организациях иных организационно-правовых форм также допустимо включение исполнительного органа в состав постоянно действующего органа, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Наличие постоянно действующего органа является обязательным в случаях, предусмотренных законом, например, для общественных и саморегулируемых организаций.

Также от формы или вида некоммерческой организации зависит состав постоянно действующего руководящего органа. В общественных организациях
данный орган состоит только из числа ее членов, в ассоциациях (союзах) – может состоять из числа членов ассоциации и (или) третьих лиц, в зависимости от того как будет предусмотрено ее уставом, особенности формирования постоянно действующего руководящего органа саморегулируемых организации предусмотрены специальными законами.

27. К компетенции Правления относится:

_______________________________________________________________;

_______________________________________________________________;

_______________________________________________________________.

К компетенции постоянно действующего руководящего органа могут быть отнесены вопросы, не относящиеся к исключительной компетенции высшего органа.

28. Заседание Правления правомочно, если на указанном заседании присутствует более половины членов Правления.

Решения Правления принимаются простым большинством голосов его членов, присутствующих на заседании.

Уставом некоммерческой организации может быть предусмотрено иное условие правомочности заседания постоянно действующего руководящего органа
и количество голосов, необходимых для принятия им решений по вопросам своей компетенции, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Наименование исполнительного органа определяется некоммерческой организацией самостоятельно.

По общему правилу, в корпоративных некоммерческих организациях образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.).

29. Единоличным исполнительным органом Организации является Директор.

30. Директор избирается Общим собранием членов Организации сроком
на __ года.

30. Директор осуществляет следующие полномочия:

действует без доверенности от имени Организации;

_______________________________________________________________;

_______________________________________________________________;

_______________________________________________________________.

Сведения обо всех лицах, имеющих право действовать от имени некоммерческой организации без доверенности, должны быть внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

Уставом корпоративной некоммерческой организации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга.

В случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.).

К компетенции указанных органов корпоративной некоммерческой организации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего органа и иного коллегиального органа управления.

Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов
в корпоративных некоммерческих организациях, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться
их председателями.

В общественной организации, ассоциации (союзе) образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).

Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление) или иной коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом указанные полномочия
не отнесены к компетенции учредителя фонда.

К компетенции единоличного исполнительного и (или) коллегиальных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один
из ее учредителей.

Уставом общественной организации может быть предусмотрено, что образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относятся к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации.

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ

Структура организации характерна и обязательна для некоммерческих организаций, формирующихся по территориальному признаку (например, общественные организации и общественные движения), для некоммерческих организаций, имеющих филиалы и представительства, а также для образовательных организаций.

Описание структуры некоммерческой организации в ее уставе включает виды структурных подразделений, порядок их создания и прекращения их деятельности, порядок управления в структурных подразделениях, полномочия относительно участия в управлении организацией, в структуру которых они входят, а также иные положения по усмотрению организации или необходимые в силу закона.

Пример:

31. Структура Организации строится по территориальному признаку.

32. В субъектах Российской Федерации создаются региональные отделения Организации, действующие на основании настоящего устава.

Структурные подразделения общественных организаций и общественных движений – организации и отделения могут действовать как на основании собственных уставов, так и на основании устава организации, в структуру которой они входят.

33. Решения о создании, реорганизации и ликвидации региональных отделений Организации принимаются Общим собранием членов Организации.

Как правило, система органов структурных подразделений общественных организаций и общественных движений формируется по аналогии с системой органов некоммерческой организации, в структуру которой они входят. В случае, если структурные подразделения общественных организаций и общественных движений регистрируются и приобретают права юридического лица, система
их органов должна соответствовать описанным выше требованиям к управлению соответствующей организацией.

34. Филиалы и представительства Организации – ее структурные подразделения, не являющиеся юридическим лицами, действующие
на основании положения, утвержденного Общим собранием членов Организации.

Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени Организации. Организация несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств. Имущество филиала или представительства Организации учитывается на отдельном балансе и на балансе Организации.

В настоящее время требование об указании в уставе некоммерческой организации перечня ее структурных подразделений отсутствует. Филиалы
и представительства некоммерческой организации должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц.

Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические
и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ

В уставе некоммерческой организации может быть предусмотрен раздел, посвященный порядку внесения изменений в ее устав, реорганизации и ликвидации.

Наличие данного раздела не является обязательным, в случае, если порядок принятия соответствующих решений, а также порядок использования имущества некоммерческой организации в случае ее ликвидации урегулированы другими разделами устава.

При описании процедуры реорганизации некоммерческой организации
в форме преобразования следует руководствоваться специальными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации для отдельных организационно-правовых форм, которыми предусмотрены возможные варианты преобразования.

Также следует учитывать, что реорганизация фонда не допускается
в любых формах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено федеральным законом, направляется в соответствии с ее уставом на цели,
в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.
В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее уставом не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Таким образом, в уставе должна быть исчерпывающим образом определена судьба имущества некоммерческой организации, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.

Пример:

35. Имущество Организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляются на уставные цели по решению Общего собрания членов Организации.

Популярное