» »

Труд-Эксперт.Управление. Организация, методика и срок проведения специальной оценки условий труда Вновь созданное предприятие срок проведения соут

07.04.2024

20.03.2014 14:23:00


Если вновь созданное рабочее место аналогично уже существующим рабочим местам, на нем все равно нужно провести спецоценку условий труда, рассказал в своем эксклюзивном интервью журналу «Главная книга» первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ Сергей Вельмяйкин.

Сергей Федорович, зачем была введена спецоценка вместо аттестации? И в чем разница между ними?

С.Ф. Вельмяйкин: Сразу скажу: революции не произошло. В основе процедуры аттестации рабочих мест тоже лежала оценка условий труда. Вообще институту оценки условий труда в этом году будет уже 28 лет, впервые она проводилась в 1986 г. на ВАЗе в качестве эксперимента.

Изменив название, отказавшись от слова «аттестация», мы постарались избавиться от тех вещей, которые себя не оправдали. В порядке проведения аттестации рабочих мест было прописано, что каждое рабочее место должно быть обязательно аттестовано. На практике это оказалось невыполнимым. Из 48 млн рабочих мест в стране за все эти годы было аттестовано чуть более 6 млн.

Закон о спецоценке мы готовили совместно с представителями и профсоюзов, и работодателей. Профсоюзы настаивали на сохранении полномасштабной оценки абсолютно всех рабочих мест. А работодатели хотели, чтобы им разрешили просто декларировать безопасность рабочих мест.

Думаю, нам удалось соблюсти баланс интересов сторон социального партнерства. Мы исходили из того, что полномасштабная оценка условий труда должна проводиться только в отношении действительно вредных рабочих мест. Это в основном рабочие места тех, чьи профессии перечислены в советских Списках: шахтеров, металлургов, железнодорожников. Таких рабочих мест как раз около 6,5 млн. Для остальных рабочих мест процедура оценки условий труда должна быть упрощенной и менее затратной.

Эта упрощенная процедура называется идентификацией?

С.Ф. Вельмяйкин: Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов — это первый этап специальной оценки условий труда на «обычных» (не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) рабочих местах. Если эксперт организации, проводящей спецоценку, подтвердит, что рабочие места безопасны и измерять вредные факторы необходимости нет, условия труда на этих рабочих местах признаются допустимыми.

В этом случае следующий этап спецоценки (измерение уровней вредных факторов) не нужен. Работодателю надо будет просто подать в Роструд декларацию о соответствии условий труда на рабочих местах нормативным требованиям, которая будет действительна в течение 5 лет.

Если же эксперт сочтет, что на рабочих местах возможно наличие вредных факторов, то начнется следующий этап спецоценки - замер этих факторов.

Нужно ли будет проводить спецоценку офисных рабочих мест?

С.Ф. Вельмяйкин: Идентификацию потенциально вредных и опасных производственных факторов надо проводить в отношении всех рабочих мест, в том числе так называемых офисных рабочих мест. Необходим ли следующий этап - заме р вредных факторов, решает эксперт оценивающей организации. Потенциально вредные производственные факторы на офисных рабочи х местах - это микроклимат в помещении, освещенность, электромагнитное поле.

Отдельную же оценку возможных вредных воздействий самой офисной техники методика проведения спецоценки (сейчас соответствующий приказ находится на регистрации в Минюсте) не предполагает. Мы исходим из того, что эта техника приобретается легально, имеет все необходимые сертификаты, в том числе гигиенические, а значит, безопасна.

Надо ли будет при спецоценке или в случае проверки ее результатов контролирующими органами предъявлять документы, подтверждающие легальность приобретения и безопасность так

ой техники?

С.Ф. Вельмяйкин: Нет, документацию на приобретение техники предъявлять не нужно.

Как будет проходить для работодателей переход с аттестации на спецоценку? Будут ли действительны результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 г. ?

С.Ф. Вельмяйкин: Да, итоги аттестации рабочих мест с некоторыми изъятиями будут действительны в течение 5 лет после ее проведения.

А если организация начала процедуру аттестации рабочих мест в конце 2013 г., но до нового года не успела ее закончить? Ведь Закон о спецоценке был принят в конце декабря прошлого года, а уже с 1 января вступил в силу.

С.Ф. Вельмяйкин: Завершить процедуру аттестации рабочих мест и утвердить ее итоги необходимо было не позднее 31 декабря 2013 г. Если организация не успела это сделать, ей придется изменить либо перезаключить договор и провести именно спецоценку.
О введении с нового года спецоценки было известно заранее. Еще в апреле 2013 г. мы объявили об этом на конференции, посвященной Всемирному дню охраны труда. А затем в течение 2013 г. неоднократно обсуждали на самых разных общественных площадках. Согласитесь, заключать в конце года договор на проведение аттестации рабочих мест, зная о предстоящих изменениях, - это как минимум безответственно.

Если организация никогда раньше не проводила аттестацию рабочих мест, в какой срок она обязана провести спецоценку?

С.Ф. Вельмяйкин: Спецоценку вредных рабочих мест (перечисленных в Списках) необходимо провести до конца 2014 г. (с 2015 г. за ее непроведение предусмотрены административные штрафы). Спецоценку остальных рабочих мест можно проводить не торопясь, поэтапно. Завершить ее надо до конца 2018 г.

В какой срок должны провести спецоценку вновь созданные организации?

С.Ф. Вельмяйкин: Спецоценку условий труда на любых вновь созданных рабочих местах надо провести в течение полугода. Но если в организации все рабочие места не включены в Списки, проводить спецоценку можно до конца 2018 г.

Раньше, если по результатам аттестации условия труда были признаны безопасными, повторную аттестацию можно было не проводить. Действует ли это правило и в отношении спецоценки?

С.Ф. Вельмяйкин: Если спецоценка подтвердила безопасность условий труда на рабочем месте и в течение 5 лет на нем не произошло никаких несчастных случаев и у работников не было выявлено профзаболеваний, повторную спецоценку можно не проводить. Достаточно снова подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям6. Эта декларация будет действовать в течение еще 5 лет.

А еще через 5 лет можно будет снова подать декларацию?

С.Ф. Вельмяйкин: Закон о спецоценке не дает прямого ответа на этот вопрос. Но такая ситуация будет актуальна только через 10 лет. Думаю, что за это время практика подскажет, можно продлевать действие результатов спецоценки только однократно или несколько раз.

Если безопасность условий труда была подтверждена результатами недавней аттестации, надо ли через 5 лет проводить спецоценку или можно просто подать декларацию?

С.Ф. Вельмяйкин: В этой ситуации надо будет провести спецоценку. Но если у вас не вредное производство, то, как я уже говорил, спецоценку можно проводить вплоть до конца 2018 г.

Например, если на «несписочных» рабочих местах проводили аттестацию в марте 2012 г., действие ее результатов истекает в марте 2017 г. Но вам не обязательно проводить спецоценку до марта 2017 г., вы можете провести ее и в 2017 г., и в 2018 г.

Как будет проводиться спецоценка условий труда на аналогичных рабочих местах?


С.Ф. Вельмяйкин:
Критерии признания рабочих мест аналогичными прописаны в Законе. И если это офисные рабочие места, там должны быть не только одинаковые компьютеры, но и одинаковые системы освещения, отопления и вентиляции, а работники на таких рабочих местах должны выполнять одинаковую работу. Проводить спецоценку условий труда на аналогичных рабочих местах можно, как и раньше, в отношении 20% от их общего количества (но не меньше чем на двух таких рабочих местах).

При создании нового рабочего места надо ли проводить в отношении него спецоценку условий труда, если оно аналогично тем, где уже была проведена спецоценка?

С.Ф. Вельмяйкин: Работодатель обязан провести спецоценку условий труда на таком рабочем месте в течение 6 месяцев после его создания. Признать его аналогичным уже существующим рабочим местам автоматически нельзя.

Какие организации будут вправе проводить спецоценку? Могут ли заниматься спецоценкой те же самые организации, которые занимались аттестацией рабочих мест?

С.Ф. Вельмяйкин: Для того чтобы работать на рынке спецоценки, необходимо получить в Росаккредитации аттестат аккредитации на ведение этой деятельности. Срок действия аттестата - 5 лет.

Организации, которые раньше занимались аттестацией рабочих мест, а таких компаний в стране около 900, имеют право проводить спецоценку до истечения срока действия аттестатов своих испытательных лабораторий.
Более того, тем организациям, у которых действие аттестата истекает в 2014 г., мы дали возможность работать на рынке спецоценки до конца года для того, чтобы они подготовились и выполнили новые требования.

Как изменились требования к оценивающим организациям по сравнению с требованиями к аттестующим организациям?

С.Ф. Вельмяйкин: Они стали более строгими. Оценивающей организации нужно иметь собственную лабораторию. Эта лаборатория должна быть оснащена оборудованием, способным измерять все предусмотренные законом производственные факторы, за исключением четырех - очень редких и крайне дорогих в измерении.

В штате организации должно состоять как минимум пять специалистов-экспертов, имеющих сертификаты Министерства труда и социальной защиты РФ. Сертификат каждому из экспертов необходимо получить лично. Это делает его профессионально независимым: поскольку сертификат оформлен на него самого, а не на организацию, ему проще сменить работодателя.

Но одновременно это накладывает на эксперта и большую ответственность. Эксперт лично отвечает за результаты своей работы и в случае нарушений может быть дисквалифицирован.

Какова роль работодателя в проведении спецоценки?

С.Ф. Вельмяйкин: Работодатель выбирает оценивающую организацию. Он создает и возглавляет комиссию, которая контролирует весь процесс и утверждает результаты спецоценки.

В комиссию по проведению спецоценки входят представители профсоюза и представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. В такой конструкции специально заложен тройной конфликт интересов - работодателя, профсоюза и оценивающей организации.

Оценивающая организация, естественно, заинтересована в том, чтобы заработать побольше, а работодатель - в том, чтобы не переплачивать. А представитель профсоюза защищает интересы работников и требует, чтобы по всем возможным вредным факторам провели объективные замеры и установили классы и подклассы условий труда.

Как будут защищаться интересы работников, если в организации нет профсоюза?

С.Ф. Вельмяйкин: Даже если нет профсоюза, но трудовой коллектив хочет принять участие в спецоценке, он может ввести в комиссию своего представителя.

Изменились ли факторы рабочей среды и трудового процесса, которые измеряются при спецоценке, по сравнению с аттестацией? Есть ли изменения в классификации условий труда по степени вредности и опасности?

С.Ф. Вельмяйкин: Изменения не принципиальны. За основу мы взяли ту гигиеническую классификацию, которая применяется уже не один десяток лет.
Мы исключили те факторы, которые практически невозможно измерить. Например, психоэмоциональную напряженность труда. Это крайне субъективный показатель. Любой труд, требующий хотя бы минимальных интеллектуальных усилий, мог расцениваться как вредный.

Как оформляются результаты спецоценки? С какого момента они вступают в силу?

С.Ф. Вельмяйкин: По завершении спецоценки эксперт готовит отчет и представляет его на рассмотрение комиссии. Все члены комиссии должны его изучить и подписать. С того дня, когда результаты спецоценки утверждены председателем комиссии, они вступают в силу.

Именно с этой даты возникают, изменяются или прекращаются обязательства перед работниками в связи с их работой во вредных условиях. С этого же дня работодатель рассчитывает взносы в Пенсионный фонд по новым тарифам (вместо тех тарифов, по которым он платил взносы до спецоценки).

С 2015 г. санкции за нарушения при проведении спецоценки ужесточаются. Кто несет ответственность за результаты спецоценки с учетом того, что подписывает документы представитель работодателя?

С.Ф. Вельмяйкин: И работодатель, и оценивающая организация, и эксперт отвечают за правильность проведения процедуры аттестации, каждый в своей части. Так, эксперт отвечает за правильность проведения замеров и расчетов, за их интерпретацию. Работодатель - за организацию процедуры спецоценки.

Обязан ли работодатель публиковать результаты спецоценки в периодических изданиях, размещать в Интернете? Должен ли он представлять их в какие-нибудь надзорные инстанции?

С.Ф. Вельмяйкин: Работодатель должен разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте, но только если у него есть такой сайт. А оценивающая организация, которая провела спецоценку, с 2016 г. обязана будет вводить данные о результатах спецоценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки.
У работодателя также есть право (но не обязанность) передать данные о результатах спецоценки в территориальный орган Роструда. Это дополнительная гарантия на случай, если оценивающая организация по каким-либо причинам данные в систему не введет. Тогда данные, представленные работодателем, в систему введет Роструд.

Что будет представлять из себя эта информационная система? С какой целью она создается?

С.Ф. Вельмяйкин: Эта информационная система уже работает, но пока в тестовом режиме, а к 2016 г. будет выведена на производственную мощность.

Работодатели рассчитывают дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд на основании данных спецоценки. С 2016 г. ПФР будет получать данные о тарифах конкретных страхователей непосредственно из этой системы.
Кроме того, система позволяет отслеживать возможные нарушения при проведении спецоценки. Так, по данным этой системы мы иногда выясняли, что один и тот же эксперт в один и тот же день проводил замеры в разных уголках страны. Или один и тот же хроматограф одновременно брали в аренду разные аттестующие организации. И как раз такие факты побудили нас ужесточить требования к оценивающим организациям.

Смогут ли работодатели пользоваться этой системой?

С.Ф. Вельмяйкин: Скорее всего, работодателям будет доступна информация о них самих. Посмотреть информацию о других работодателях они не смогут.

Для чего необходимо под роспись знакомить работников с результатами спецоценки?


С.Ф. Вельмяйкин:
От результатов спецоценки зависит объем предоставляемых работникам гарантий и компенсаций: надбавка к заработной плате, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск. Кроме того, если рабочее место «списочное», но условия труда по результатам спецоценки были признаны безопасными, с этого момента у работника прекращает формироваться льготный пенсионный стаж. Заработанный до этого льготный стаж не сгорает, но новый начисляться не будет. Если работник не согласен с результатами спецоценки, он может пожаловаться в трудовую инспекцию, и по его жалобе государственная экспертиза условий труда проведет проверку.

Компенсационные меры работникам за вредные условия труда не могут быть ухудшены, а их размер не может быть снижен по сравнению с размером тех мер, которые предоставлялись работникам до вступления в силу Закона о спецоценке. Так происходит только в том случае, если условия труда работников по результатам спецоценки не улучшились?

С.Ф. Вельмяйкин: Мы несколько изменили систему предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях: значительно больший вес придали отраслевым соглашениям и коллективным договорам на уровне предприятий.
Например, до 1 января 2014 г. запрещалось заменять дополнительный отпуск за вредные условия труда денежной компенсацией. Это не устраивало не только работодателей, но и самих работников. Вплоть до того, что шахтеры в Кемерове обращались к Президенту с просьбой разрешить им вместо ненужного трехмесячного отпуска получать дополнительные деньги.

С нового года нельзя заменять компенсацией лишь 7 дней дополнительного отпуска, остальные дни по договоренности работников и работодателей можно поменять на деньги. А чтобы работник не пострадал и получил такую компенсацию в полном объеме, мы и предусмотрели норму о том, что в январе 2014 г. работник, трудящийся в тех же условиях, не может получить меньше, чем он получал в декабре 2013 г., до вступления в силу Закона о спецоценке. Эта норма касается не только дополнительного отпуска, но и надбавки к заработной плате и сокращенной продолжительности рабочего времени.

Если же условия труда работника улучшились, стали более безопасными, его объем гарантий и компенсаций, естественно, сократится. Ведь цель введения спецоценки состоит как раз в том, чтобы заинтересовать работодателей улучшать условия труда, применять наиболее качественные средства индивидуальной защиты. Кстати, сейчас мы совместно с Роспотребнадзором разрабатываем методику, позволяющую снижать класс условий труда в зависимости от качества средств индивидуальной защиты.

Источник : glavkniga.ru

Каждый работодатель должен помнить о том, что проведение специальной оценки условий труда рабочих мест - это его обязанность, закрепленная на законодательном уровне в Трудовом кодексе РФ. За ее неисполнение, либо исполнение неподобающим образом он может быть привлечен к ответственности.

Общая информация

Которую далее мы будем именовать для простоты восприятия СОУТ, была введена в действие Федеральным законом с 01.01.14 г., заменив предшествующую ей аттестацию рабочих мест. Она является обязательным мероприятием, проводимым работодателем совместно с привлекаемой специализированной организацией.

Нарушение трудового законодательства влечет наступление ответственности, которая может выражаться не только в наложении штрафов, ставших в последнее время весьма крупными, но и в определенных последствиях уголовно-правового характера. Важно запомнить для себя раз и навсегда, что такое СОУТ, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, а также некоторые особенности ее осуществления на практике и информацию о мероприятиях, проводимых после ее завершения.

Официальное определение понятия СОУТ

Определение СОУТ дано в части первой ст. 3 ФЗ № 216, принятого 28.12.13 года. Согласно данной норме, она является единым комплексом осуществляемых последовательно мер по выявлению факторов трудового процесса и среды производства, определяемых, как вредные и/или опасные, оценке уровня их влияния на работника. При этом учитывается фактическое отклонение показателей от установленных государством гигиенических требований, применение средств защиты (коллективной и индивидуальной).

В чем заключается суть СОУТ?

Суть организации проведения специальной оценки условий труда заключается в следующем. Независимая специализированная компания проводит детальный анализ состояния условий, в которых работники трудятся, причем работает она по приглашению работодателя. Рабочие места в организации, на которых планируется проведение проверки, определяются заранее. Главная цель процесса - это выявление факторов производства, определяемых как опасные и/или вредные, далее проводится оценка уровня их влияния на работника. Под ними следует понимать такую совокупность факторов, которые, оказывая влияние на человека, могут привести к получению травмы или развитию заболевания.

Имея на руках результаты СОУТ, специалисты компании, занимающейся ее проведением, устанавливают подклассы (классы) условий на тех местах, которые были обследованы. Утвержденная законодателем методика проведения специальной оценки условий труда различает в зависимости от степени выраженности вредного и/или опасного влияния четыре класса: опасный, вредный, допустимый и благоприятный. Отнесение к той или иной категории сказывается на размере страховых взносов, которые перечисляет в ПФР работодатель.

Кроме того, деление условий труда на классы, степени напрямую влияет на уровень предоставляемых сотрудникам, занятым на опасном и/или вредном производстве, компенсаций и гарантий (сокращенное время работы, дополнительный отпуск и денежные выплаты).

Рабочие места, подлежащие СОУТ

В ТК РФ (ст. 209, ч. 6) законодатель устанавливает, что рабочим следует считать то место, на котором сотрудник обязан находиться, либо куда необходимо ему прибыть в связи с характером работы, и над которым косвенным или прямым образом осуществляется контроль со стороны работодателя. На первый взгляд все довольно просто. Однако имеет некоторые особенности. Так, СОУТ проводится на всех существующих у работодателя рабочих местах, за исключением дистанционных сотрудников, тех, что осуществляют трудовую функцию на дому и работников, которые работают у физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, спецоценка не может быть проведена на рабочем месте, которое в настоящий момент является вакантным. По данному поводу были даны разъяснения Минтруда России.

Список подлежащих спецоценке мест работы, в т. ч. и аналогичных, в организации составляется, а затем утверждается специально созданной комиссией работодателя.

Рабочие места, признаваемые аналогичными

На самом деле, на практике у работодателей сложности возникают не столько при определении срока проведения специальной оценки условий труда, сколько при составлении перечня аналогичных (похожих) рабочих мест. Более чем в половине случаев список формируется неправильно.

Во-первых, работодатель самостоятельно принять решение о признании конкретных рабочих мест аналогичными не может, т. к. это задача эксперта организации, занимающейся проведением СОУТ. Во-вторых, оно должно быть утверждено в завершении комиссией по проведению спецоценки.

Обратите внимание на то, что аналогичные места обладают совокупностью общих признаков:

  • однотипное (одинаковое) оснащение системой отопления, освещения, вентиляции и кондиционирования воздуха;
  • расположение в одном или нескольких одинаковых (однотипных) производственных зонах, либо помещениях;
  • работники занимают одну должность и трудятся по одной и той же специальности или профессии;
  • сотрудники выполняют одинаковые функции (трудовые) в условиях однотипного технологического процесса и при идентичном режиме рабочего времени;
  • сотрудники в работе используют одинаковое оборудование и инструменты, материалы и сырье, приспособления;
  • работники оснащены одинаковыми (идентичными) СИЗ.

В соответствии с установленным порядком проведения специальной оценки условий труда, при наличии в компании рабочих мест, являющихся аналогичными, исследуют их не все, а 20% от общего количества, но не менее 2-х. Результаты СОУТ при этом распространяются на все.

Результаты СОУТ

Результат проведения СОУТ выражается в установлении на каждом конкретном месте работы класса условий труда. Данная работа выполняется экспертом организации, занимающейся проведением спецоценки. Итоги должны быть оформлены в виде отчета по установленной форме. В нем ставят свои подписи все члены комиссии работодателя, а затем в течение трех дней (рабочих) уведомляют об этом организацию, проводившую СОУТ.

Отчет есть не что иное, как комплект документации, включающий в т. ч. сведения об организации и работодателе, протоколы замеров, карты спецоценки.

Использование результатов СОУТ

Результаты должны применяться с даты подписания всеми членами комиссии отчета о проведении специальной оценки условий труда. Срок ознакомления работников с ними, предоставляемый законом, тоже начинает исчисляться с этого времени.

Когда условия труда по итогам СОУТ признаются опасными и/или вредными, работодатель обязан своим сотрудникам:

  • предоставить компенсации и гарантии, предусмотренные ТК РФ;
  • обеспечить их средствами (сертифицированными) для коллективной защиты и индивидуальной;
  • предоставлять молоко и иные пищевые равноценные продукты.

Кроме того, в сферу обязанностей работодателя входит проведение мероприятий, целью которых является изменение в лучшую сторону условий труда сотрудников. Например, снижение уровня загазованности, запыленности воздуха, модернизация производства.

Если среды, определяемые как опасные и/или вредные, не выявлены, и условия труда официально признаны безопасными, работодатель в целях поддержания их в таком виде должен осуществлять своевременный и полный контроль над такими местами, а также проводить мероприятия, направленные на поддержание их на безопасном уровне.

Результаты СОУТ: ознакомление работников

Ознакомление сотрудников с результатами СОУТ - это один из вопросов, который волнует работодателя после проведения специальной оценки условий труда. Какой срок для этого предоставляется, можно узнать, обратившись к тексту ФЗ № 426.

Работник должен быть ознакомлен в течение тридцати дней (календарных), отсчет при этом начинается с момента утверждения (подписания всеми членами комиссии) отчета о результатах СОУТ. В данный промежуток не включается период нахождения работника на больничном листе, в отпуске, командировке или межвахтовый отдых.

Факт ознакомления должна подтверждать подпись сотрудника в карте СОУТ. С документом также каждый раз знакомят вновь принятых работников.

Работник не принимает результаты спецоценки: что делать?

Довольно часто можно наблюдать ситуацию, когда работник отказывается знакомиться с результатами СОУТ, либо категорически с ними не согласен. В этом случае представителю работодателя необходимо оформить акт, подтверждающий это, и засвидетельствовать его, как минимум тремя подписями. В комиссию можно пригласить начальника или специалиста кадровой службы, руководителя структурного подразделения, в котором работник трудится. Кроме того, сотруднику нужно разъяснить его право на обращение в Трудовую инспекцию с целью обжалования результатов СОУТ.

Срок проведения специальной оценки условий труда по плану: впервые, повторно

Если СОУТ работодатель проводит впервые, и причиной тому служит принятие ФЗ № 426, то предусмотрены переходные положения, касающиеся сроков. Существует три варианта развития дальнейших действий:

  1. На рабочем месте ранее была проведена аттестация (АРМ). В этом случае СОУТ организовать работодатель обязан в срок не позднее пяти лет. Отсчет начинается с даты утверждения результатов последней аттестации. Однако следует помнить, что если срок действия ее результатов истек, т.е. прошло более пяти лет, спецоценку проводят безотлагательно. В противном случае есть риск привлечения к адм. ответственности.
  2. На рабочем месте ранее никогда не проводилась АРМ, оно не включено в список, указанный в п.п. 1, 2-й части шестой статьи 10 ФЗ № 426 и введено в эксплуатацию до 01.01.2017 г. В этом случае прямого указания на срок проведения специальной оценки условий труда в законе нет. Правовые эксперты предполагают, что руководствоваться нужно ч. 6 ст. 27 указанного нормативно-правового акта. В ней указано, что СОУТ может проводиться работодателем поэтапно, но не позднее 31.12.18 года.
  3. На рабочем месте ранее не проводилась АРМ, и оно включено в список, указанный в п.п. 1, 2-й части шестой статьи 10 ФЗ № 426. В этом случае СОУТ должна быть проведена в самые кратчайшие сроки. Обусловлено это тем, что трудовые условия на данных рабочих местах заведомо принадлежат к категории опасных и/или вредных.

Повторная плановая СОУТ проводится не позднее 5 лет с того момента, как был утвержден отчет последней спецоценки.

Внеплановая специальная оценка условий труда: срок проведения

Проведение внеплановой СОУТ организуется на вновь образованных рабочих местах (недавно введенных в штатное расписание). Для этого работодателю предоставляется срок 12 месяцев. Отсчет начинается со дня ввода их в эксплуатацию. Аналогичные правила действуют в ситуациях, когда рабочее место перемещают в другое помещение или если на нем меняется технология производства, происходит замена оборудования. Эти изменения могут оказать воздействие на уровень (степень) влияния производственных факторов, определяемых как опасные и/или вредные, на сотрудников.

Существуют из данного правила исключения. Так, в соответствии с законом, установленные сроки проведения СОУТ (специальная оценка условий труда) могут быть уменьшены до полугода. Наблюдается это в случае, если на рабочем месте (ах):

  • произошли изменения в составе применяемых материалов и сырья или (и) используемые сотрудниками средства для коллективной защиты и индивидуальной, что может привести к изменению уровня воздействия факторов производства, определяемых как опасные и/или вредные, на работников;
  • произошел несчастный случай, в котором третьи лица не виноваты;
  • у работника обнаружено профессиональное заболевание.

Кроме того, СОУТ проводится в течение полугода в отношении мест (рабочих), по поводу которых высказал свое мотивированное мнение профсоюз, а затем от него поступило письмо с предложением провести внеплановую спецоценку, либо в отношении которых существует предписание госинспектора труда.

Во всех перечисленных случаях срок проведения специальной оценки условий труда исчисляется со дня их наступления.

Ответственность за нарушение законодательства о СОУТ

Согласно ТК РФ, в сферу обязанностей каждого работодателя входит обеспечение безопасных условий, в которых работают его работники, в т. ч. организация проведения СОУТ.

Неисполнение, либо нарушение порядка (установленного законом) осуществления спецоценки грозит административной ответственностью. Для должностного лица штрафы варьируются в пределах 5 000 -10 000 руб., для юр. лиц - 60 000 - 80 000 руб. При выявлении повторного нарушения сумма денежного взыскания увеличивается практически вдвое, к тому же список санкций расширяется: возможна дисквалификация или приостановление деятельности компании.

Анализируя нормы Федерального закона, можно сделать вывод о том, что нарушением порядка проведения спецоценки признаются, например, следующие действия со стороны работодателей: несоблюдение срока, неправильно оформленная документация (результаты), отсутствие специально созданной комиссии и т. д.

Особенности спецоценки при вводе новых рабочих мест

Одним из оснований для проведения внеплановой спецоценки является ввод в эксплуатацию новых рабочих мест (подп. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Ввод в эксплуатацию возможен в случаях, когда происходит:

  • создание нового предприятия;
  • введение в штатное расписание новой должности либо изменение структуры штатного расписания;
  • фактическое появление нового рабочего места, когда организация находится по прежнему адресу;
  • переезд организации на новое место;
  • перемещение сотрудников в другое помещение по тому же адресу;
  • реорганизация предприятия путем выделения, разделения, слияния или присоединения;
  • создание филиала или представительства.

Спецоценку нужно провести в течение полугода после одного из перечисленных событий. Срок отсчитывают в каждом случае по-разному. Но, так или иначе началом срока является документальное подтверждение указанных событий.

С момента государственной регистрации считают срок, если:

  • создана новая организация, в том числе в результате реорганизации путем выделения, разделения, слияния или присоединения;
  • образован филиал или создано представительство, в том числе другое обособленное подразделение юридического лица.

С момента утверждения нового (впервые созданного) штатного расписания, если введена новая штатная должность.

Такое может произойти:

  • при фактическом оборудовании нового места;
  • когда одно и то же рабочее место используется двумя и более сотрудниками, занимающими разные должности;
  • когда изменяется функционал работника либо наименование должности;
  • если на одном рабочем месте трудится сотрудник, официально совмещающий две различные должности с различным функционалом.

Советует
Алексей СУТЯГИН,
главный редактор журнала «Охрана труда: просто и понятно»

Если причиной введения нового штатного расписания явилось лишь переименование должности работника, а функционал и рабочее место остались прежними, можно избежать спецоценки. Закон в данном случае не дает четких ответов. Поэтому руководителю организации нужно издать приказ, в котором признать результаты спецоценки рабочего места по старой должности действительными для рабочего места с новой должностью. Указать причину произошедших изменений, сроки очередной спецоценки. При этом не следует делать ссылки на изменение функционала или технологического процесса. И не забудьте все согласовать с профсоюзами, а работника ознакомить с картой спецоценки.

С момента принятия нового сотрудника на вакантную должность, если ранее спецоценка не проводилась.

Внеплановая спецоценка после несчастного случая

Несчастный случай, связанный с производством, может служить основанием для внеплановой спецоценки (подп. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

При этом определяющим условием является место, где произошло происшествие. Если работник получил травму не на своем рабочем месте, то спецоценка не проводится независимо от того, случилось это на территории работодателя или за ее пределами.

Пример:

Электрик по заданию работодателя поехал на личном автомобиле в магазин для покупки инструмента. В дороге произошло ДТП, и сотрудник получил травму. Происшествие по результатам расследования было признано несчастным случаем, связанным с производством.
Рабочим местом электрика, которое указано в трудовом договоре, являлся отдел эксплуатации. Поскольку автомобиль не относился к рабочему месту, внеплановую спецоценку проводить не стали.

Несчастный случай может произойти и на территории работодателя, но не на рабочем месте сотрудника. Например, когда работник шел из цеха в цех по разовому поручению руководителя.
Дополнительные проблемы возникнут с рабочим местом, на которое была оформлена декларация соответствия условий труда. Если произойдет несчастный случай, декларация прекращает свое действие. На этом рабочем месте придется провести полноценную спецоценку (ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Не проводится внеплановая спецоценка, если несчастный случай произошел по вине третьих лиц.

Пример:

Пассажир автобуса потребовал у водителя остановиться вне остановочного пункта. Получив отказ, пассажир ворвался в кабину водителя и попытался его ударить. От неожиданности водитель съехал с дороги и врезался в столб. В результате ДТП работник получил травму.
Происшествие произошло по вине третьего лица - пассажира. Поэтому проводить внеплановую спецоценку на рабочем месте водителя не нужно.

Предупреждает
Зульфия ЮПАШЕВСКАЯ,
руководитель отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing (Москва)

Скрывать несчастный случай при наличии декларации не следует. За это предусмотрен штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (ст. 15.34 КоАП РФ). Плюс к этому высока вероятность, что трудовая инспекция оштрафует за нарушение государственных требований охраны труда на сумму от 50 000 до 80 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ). В итоге сумма штрафа может вырасти до 90 000 рублей. При этом за каждое выявленное нарушение может быть оформлен отдельный штраф.

Внеплановая спецоценка при приеме нового работника

Нужно ли проводить внеплановую спецоценку, если один сотрудник уволился, а на его место принят новый? Такой вопрос возникает на практике потому, что в карте спецоценки нужно указывать СНИЛС работника. А работодателю запрещено вносить в нее изменения.

Однако прием нового работника не связан с проведением спецоценки. Работодатель обязан лишь ознакомить сотрудника под роспись с условиями труда на его рабочем месте (ст. 212 ТК РФ). Но ни Трудовой кодекс, ни Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» не требуют от работодателя при приеме нового сотрудника проводить спецоценку. Среди оснований внепланового мероприятия прием нового работника не указан.

Можно поступить так. Оформить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором перечислить условия труда из карты спецоценки. И ознакомить работника под роспись с картой СОУТ.

Ответы на ваши вопросы

Какие компенсации нужно было предоставить за вредные условия труда?

По результатам аттестации рабочих мест дворнику установлено повышение оклада на 4 процента. На основании постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 дополнительно к повышению оклада предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней, сокращена продолжительность рабочего времени - 36 часов в неделю. Правильно ли мы поступили или надо было только увеличить оклад? Как исправить ситуацию?

Однозначно ответить на Ваш вопрос затруднительно. Работодатель обязан был предоставлять компенсации, перечисленные в постановлении Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870, по результатам аттестации рабочего места. При этом каждая компенсация должна быть указана в карте аттестации.
В то же время работодателю никто не запрещает предоставлять и другие виды компенсации на свое усмотрение. Но в этом случае возникающие затраты не могут быть включены в расходы при исчислении налога на прибыль.
Компенсации за вредные условия труда, предоставленные сверх обязательных, могут быть отменены решением работодателя, если они не закреплены в коллективном договоре.

Должен ли работник расписаться в карте спецоценки?

Должен ли вновь принятый работник расписываться в картах спецоценки, проведенной непосредственно на его рабочем месте?

Да. Работник обязан ознакомиться с результатами спецоценки на его рабочем месте (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Поскольку они отражаются в карте спецоценки, то работник должен поставить в ней свою подпись, подтверждая, что с условиями труда ознакомлен.

Как провести спецоценку, если работник трудится на неподконтрольной территории?

Как проводить спецоценку, если организация оказывает услуги по ремонту и обслуживанию электрооборудования на территории другого предприятия? Рабочее место нашего сотрудника, который оформлен у нас по трудовому договору, находится на территории другого предприятия.

Все зависит от того, на каких условиях выполняются трудовые обязанности. С 1 января 2016 года заемный труд запрещен. Работник может выполнять трудовые функции по договору о предоставлении персонала (ст. 341.1 ТК РФ). В этом случае сведения об условиях труда предоставляются принимающей стороной. И в ее обязанности входит проведение спецоценки конкретного рабочего места. Компенсации за работу во вредных условиях предоставляются на основании информации принимающей стороны.

Если работодатель направил работника на основании договора оказания услуг, то рабочее место не находится под контролем исполнителя. В этом случае спецоценку также должен проводить заказчик.
Другая ситуация со строителями. Спецоценку их рабочих мест проводит работодатель-подрядчик.

Самые необходимые нормативные акты:

Запомните главное:

  1. Чаще всего под введением новых рабочих мест понимается введение в штатное расписание новой должности.
  2. После несчастного случая спецоценка не проводится, если виновником было третье лицо, а также когда происшествие случилось не на рабочем месте сотрудника.
  3. Если на рабочем месте проведена спецоценка, то при трудоустройстве нового сотрудника проводить внеплановую оценку не нужно.

Олег КОНОВАЛОВ, генеральный директор ООО «Юридическое сопровождение трудовых отношений» (Москва)

Работодатели обязаны проводить на новых рабочих местах специальную оценку условий труда, чтобы в дальнейшем определить класс их опасности и, соответственно, тариф взносов на соцстрахование, вид и объемы компенсаций для сотрудников.

Методика проведения спецоценки условий труда на новом рабочем месте не отличается от процедуры анализа производственных факторов в остальных случаях. Но на этот раз работодатель обязан помнить о сроках проведения СОУТ, а также понимать, когда именно он должен проводить внеплановую спецоценку.

Разъяснения чиновников

С момента вступления в силу прошло уже несколько лет. За это время чиновники и эксперты выпустили много разъяснений относительно проведения СОУТ на вновь организованных рабочих местах.

Одним из таких разъяснений стало Письмо Департамента условий и охраны труда Минтруда от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169. В этом документе чиновники напомнили, что внеплановая спецоценка условий труда в связи с перемещением, созданием нового рабочего места должна проводиться по нормам статьи 17 , из которой следует, что СОУТ необходимо провести в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованного рабочего места.

Чиновники подчеркивают, что под вводом в эксплуатацию надо понимать дату начала штатного производственного процесса на новых местах или в новом помещении, например при переезде в новый офис.

Очень важно: проводить СОУТ на вновь организованном рабочем месте, которое вакантно, нецелесообразно. Поэтому даже если рабочее место создано, но на нем никто не трудится, оценивать его не стоит, говорят в Минтруде.

Когда на вакантную должность будет трудоустраиваться гражданин, работодателю надо договориться с ним о гарантиях и компенсациях на основании результатов СОУТ на аналогичных местах, предлагают чиновники. После проведения спецоценки трудовой договор дополняется сведениями о классе (подклассе) условий труда. В нем также уточняются полагающиеся работнику по закону гарантии и компенсации (при необходимости).

Что касается ранее созданных мест, то еще 5 лет назад в их отношении должна была проводиться аттестация, которую позже заменили спецоценкой условий труда. В отношении таких мест СОУТ действительно имеет конкретный срок завершения — 31.12.2018.

Судебная практика

В большинстве случаев чиновники признают, что их разъяснения не являются окончательной трактовкой законодательных норм. Правоприменительная практика строится все-таки на решениях судов. В каких же случаях, по мнению судей, работодатель должен провести внеплановую СОУТ в связи с введением в эксплуатацию нового рабочего места?

Исходя из Постановления Самарского областного суда от 12.02.2016 по делу № 4А-75/2016, ввод в эксплуатацию рабочего места — это дата утверждения штатного расписания с указанием должности сотрудника либо даты принятия иных документов, подтверждающих наличие рабочего места (например, утверждения инструкции по охране труда или должностной инструкции). Если руководствоваться этим правилом, то с даты появления в штатном расписании работодателя нового рабочего места надо начинать отсчет 12 месяцев, предоставленных на проведение спецоценки условий труда.

При этом суды считают, что не является поводом для внепланового проведения СОУТ следующие ситуации (см. Решение Тамбовского областного суда от 09.11.2015 по делу № 7-353/2015, Решение Красноярского краевого суда от 24.12.2015 по делу № 7р-1262/2015):

  • работник фактически осуществляет свои трудовые функции на прежнем рабочем месте, но наименование его должности было изменено и внесены поправки в штатное расписание;
  • организация-работодатель была переименована или реорганизована.

Отдельно следует сказать о введении в эксплуатацию аналогичных рабочих мест. Они тоже считаются вновь организованными. Но комиссия по проведению спецоценки может решить, что такие места являются аналогичными тем, в отношении которых уже проводилась СОУТ, а значит, проводить оценку в их отношении не надо. Такое решение обязательно должно быть оформлено протоколом.

Цена вопроса и некоторые особенности выбора оценщика

Интернет пестрит предложениями о проведении оценки условий труда на одном рабочем месте за 500-600 рублей. В иных случаях оценщики берут больше — от 1500 рублей, акцентируя внимание на том, что стоимость работы зависит от количества рабочих мест, объема и трудоемкости необходимых измерений, количества привлекаемых экспертов, удаленности производства и прочих факторов.

Сколько платить за СОУТ — дело индивидуальное, но здесь надо помнить о нескольких моментах. Во-первых, организация или эксперт, который будет проводить спецоценку условий труда, должны быть аккредитованы. Данные об оценщике должны быть внесены в специальный реестр, который ведет Минтруд (вся актуальная информация доступна на сайте). Во-вторых, необходимо учитывать удаленность оценщика от рабочих мест, поскольку все командировочные расходы в итоге лягут на заказчика. Еще один немаловажный момент — надо избегать ошибок при проведении СОУТ, иначе ее результаты могут быть признаны недействительными.

Исходя из судебной практики, среди наиболее частых нарушений при проведении СОУТ являются (более подробно см. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19.11.2014 по делу № 33-9563/14, Апелляционное определение СК по административным делам Свердловского областного суда от 08.07.2015 по делу № 33- 9418/2015, Апелляционное определение СК по гражданским делам ВС Республики Коми от 21.09.2015 по делу № 33-5055/2015):

  • несоблюдение права работников присутствовать при проведении спецоценки и давать предложения по идентификации потенциально вредных и(или) опасных производственных факторов (статья 5 );
  • неознакомление работников с результатами СОУТ в письменном виде в установленный срок (статья 4 и п. 5 статьи 15 );
  • отсутствие сведений, подтверждающих проведение исследований (испытаний) в отношении не менее 20 % рабочих мест (в случае аналогичности) (статья 16 );
  • несоответствие дат составления различных документов, что является нарушением методологии проведения СОУТ.

Если вам попадется недобросовестный оценщик, деньги по договору в судебном порядке, конечно, вернут (см. решение Арбитражного суда Московской области от 22.12.2015 по делу № А41-71418/2015). Однако это не избавит от необходимости провести качественную спецоценку, по результатам которой будет определен объем дополнительных обязанностей работодателя.

Спецоценка условий труда: реальная экономия

Тем, кто пока не увидел выгоды от СОУТ, эксперты Клинского института охраны и условий труда предлагают посмотреть на реальную экономию после ее проведения. По их подсчетам, выгода работодателей по разным видам компенсаций варьирует от 45 до 5 процентов. На чем можно сэкономить и сколько, см. график.

Если «пряник» работодателю не нравится, у властей всегда наготове «кнут». Согласно п. 2 , ответственность работодателей за отказ проводить спецоценку условий труда существенная: штраф от 60 000 до 80 000 рублей — для организаций, а для должностных лиц — до 10 000 рублей.

При этом практика показывает, что за непроведение СОУТ в совокупности санкции могут составить до 400 000 рублей. И поскольку нарушение правил охраны труда — проступок, который суды расценивают как значительный (см., например, решение Московского городского суда от 14.12.2015 № 7-13480/15), избежать наказания вряд ли удастся.

Отметим, что в Роструде уже готовятся проводить рейды с целью выявить компании, где не проводилась СОУТ либо были допущены какие-то нарушения. Такие внеплановые визиты могут закончиться также привлечением к административной ответственности и штрафам. Если же рабочее место пока вакантно либо оно создано менее 12 месяцев назад, инспекторы ГИТ наказать за непроведение спецоценки не смогут.

Вместе с тем, в Министерстве труда заверили , что штрафовать всех работодателей в 2019 году не будут. Чиновники намерены воспользоваться так называемым механизмом предупреждения о недопустимости нарушения требований по охране труда. Это значит, что если в компании не проведен СОУТ, то ей вынесут предупреждение с указанием сроков, в течение которых нужно устранить нарушение. Если организация откажется следовать предписанию, только тогда ее можно будет оштрафовать.

В Министерстве труда уверены, что это позволит «добросовестному и ответственному работодателю устранить нарушение без наложения на него предусмотренных Кодексом штрафов». Но фактически это еще одна небольшая уступка со стороны властей, которой, на наш взгляд, было бы глупо не воспользоваться.

Срок для специальной оценки условий труда (СОУТ), которую обязаны провести все работодатели, подходит к концу. Можно ли избежать штрафов?

Что такое СОУТ

Специальная оценка условий труда (СОУТ) проводится в отношении рабочих мест. Она является одной из мер по охране труда и призвана выявить вредные и опасные факторы, влияющие на работников. Правовым основанием служит Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ .

Для каких рабочих мест нужна СОУТ

Оценке подлежит каждое рабочее место. Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ, абсолютно все работодатели обязаны обеспечить проведение СОУТ в соответствии с законодательством. Даже если рабочие места сотрудников находятся в комфортных помещениях и не таят в себе никаких опасностей, этот факт нужно подтвердить документально. Разъездной характер работы - тоже не повод не проводить СОУТ.

Исключение сделано лишь для двух категорий работников, в отношении которых СОУТ не нужна (п.3 ст.3 426-ФЗ):

  • работающих на дому и дистанционно;
  • работающих у обычных физлиц, не являющихся ИП - например, для нянь или репетиторов.

Кроме того, спецоценка условий труда не проводится для таких категорий как сотрудники службы исполнения наказаний, органов внутренних дел, национальной гвардии, которые проходят государственную правоохранительную службу, а также работники таможенных органов. Их условия труда регулируются специальными законами. Военнослужащие тоже не проходят СОУТ. В настоящее время не предусмотрена и процедура СОУТ для государственных гражданских и муниципальных служащих. (Письмо Минтруда от 08.06.2017 № 15-1/ООГ-1593).

Как проводить СОУТ

СОУТ проводится работодателем совместно со специализированной организацией, с которой необходимо заключить договор. Все организации, имеющие право проводить спецоценку, включены в реестр Минтруда.

Для СОУТ на предприятии создается комиссия, в состав которой должен войти специалист по охране труда, при его наличии. Если же такового нет в штате, и в организации менее 50 работников, руководитель может возложить на себя его функции. (При численности работников более 50 специалист по ОТ обязательно должен быть). Состав комиссии, перечень оцениваемых рабочих мест и график спецоценки утверждаются приказом руководителя.

Во время спецоценки члены комиссии и представители специализированной компании посещают рабочие места, проводят необходимые технические измерения.

Если в компании есть аналогичные рабочие места, разрешается провести СОУТ только для 20% из них. При этом под аналогичностью понимаются не просто одинаковые условия (например, вентиляция, отопление, освещение) и оборудование, но и работа на этих местах сотрудников с одинаковыми должностями, трудовыми функциями и режимом.

Подробный порядок проведения СОУТ изложен в пошаговой инструкции от правового портала «Гарант».

Результаты

Отчет о СОУТ подписывается комиссией и утверждается руководителем. С этим отчетом необходимо в 30-дневный срок ознакомить работников, чьи рабочие места оценивались.

Результаты СОУТ должны применяться на практике. Работники, условия труда которых были признаны вредными или опасными, имеют право на льготы в соответствии с законодательством (например, сокращенную рабочую неделю, дополнительный отпуск, компенсацию). Работодатель обязан обеспечить такие льготы

Если же спецоценка признала условия труда оптимальными либо допустимыми, вредные и опасные факторы не обнаружились - об этом в 30-дневный срок нужно уведомить местную трудовую инспекцию, заполнив специальную декларацию .

При наличии у предприятия официального сайта необходимо на нем опубликовать сводные данные СОУТ: сведения об установлении классов (подклассов) условий труда и перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Кроме того, организация обязана отразить результаты СОУТ в специальном разделе формы 4-ФСС , ежеквартально подаваемой в Фонд социального страхования. От них зависит размер взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Сроки и ответственность

Спецоценку условий труда необходимо проводить не реже, чем раз в 5 лет. Нормы СОУТ действуют с 2014 года. Поэтому для тех, кто еще не провел СОУТ, последний срок ее проведения - 31 декабря 2018 года.

В некоторых случаях предусмотрена внеплановая СОУТ: например, при замене оборудования, изменении технологических процессов, использовании новых материалов или новых средств защиты, а также, если на производстве произошел несчастный случай, выявлено профзаболевание, либо организация получила соответствующее предписание от инспектора по труду или мотивированное требование профсоюза.

СОУТ необходимо провести и в отношении вновь созданных рабочих мест в течение 12 месяцев.

За нарушение законодательства о СОУТ предусмотрены штрафы: для должностных лиц и ИП - от 5 до 10 тыс. рублей, для юридических лиц - от 60 до 80 тыс. рублей.

Если не успели провести СОУТ в 2018 году

Что же делать, если вы еще не провели спецоценку условий труда, и даже не начали ее готовить? Как пояснили в инспекциях по труду, закон обязывает работодателей «обеспечить проведение специальной оценки условий труда» (пп. 1 п. 2 статьи 4 Закона № 426-ФЗ). При этом под «обеспечением» следует понимать такие меры как издание приказа о СОУТ, создание комиссии, утверждение графика, заключение договора со специализированной организацией. А если она может провести спецоценку лишь в следующем году, это уже лежит за пределами ответственности работодателя.

Таким образом, можно надеяться, что заключенный в 2018 году договор о СОУТ с большой долей вероятности избавит работодателя от штрафов, даже если сама спецоценка последует лишь в следующем году.