» »

"экологический" брейн-ринг" с презентацией. Презентация к экологической игре брейн - ринг Всякий ли молот нужен кузнецу

30.12.2023

Цель:

  • развитие интеллектуальных способностей в области экологии, творческого потенциала и экологической культуры школьников
  • воспитание чувства коллективизма обучающихся.

Задачи:

  • способствовать углублению знаний обучающихся по экологии, показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека, научить школьников правильно вести себя на природе, вызвать интерес к родному краю
  • развивать у обучающихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации
  • развивать речь учеников, познавательную активность.

Оборудование и вспомогательные материалы:

  • Два стола для команд
  • Компьютер для презентации
  • 2 набора карточек с цифрами «1», «2», «3»
  • Листы с недописанными загадками для 1 раунда
  • Тексты экологических ситуаций для 5 раунда
  • Музыкальное оформление – Антонио Вивальди «Времена года»

Жюри: победители олимпиады по экологии

Команды: две команды от параллели 5 и 6 классов

Ход игры.

I. Организационный момент. Представление команд и жюри

Каждая команда должна придумать себе название и эмблему. За лучшее название команда получает дополнительный балл.

II. Первый раунд – разминка «Узнай загадку»: (слайд №5)

Команды получают листы с недописанными загадками. Их задача – восстановить пропущенные слова в загадке и отгадать ее. За правильные ответы – 2 балла.

(Количество звездочек соответствует количеству пропущенных слов)

Загадки для первой команды:

  1. * * *, а из болота не идет (В болоте плачет. Кулик )
  2. Без рук, * * * избенка (Без топоренка построена. Гнездо )
  3. На шесте дворец, * * * (Во дворце певец. Скворец )
  4. * *, не плотник, а первый в лесу работник (Не дровосек. Дятел )
  5. Он серенький, на вид, * * знаменит (Но пением. Соловей )

Загадки для второй команды:

  1. В воде купался, * * (Сухим остался. Гусь )
  2. * *, сзади вильце, на груди белое полотенце (Спереди шильце. Ласточка )
  3. Не ездок, * * *, не сторож, а всех будит (А со шпорами. Петух )
  4. Днем спит, * * и прохожих пугает (Ночью летает. Сова )
  5. Весной * * *, а под зиму с криком уходит (За пахарем ходит. Грач )

III. Игра со зрителями – Продолжи примету (слайд №6)

Каждого человека интересует, какая погода будет завтра, послезавтра, через неделю. Однако синоптики довольно часто ошибаются. Но на нашей планете есть существа, которые без всяких расчетов в состоянии предсказать погоду. Ученые называют сейчас около 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут выступать как барометры, индикаторы влажности, температуры воздуха, предсказатели штормов, бурь или хорошей безоблачной погоды.

Знаете ли вы народные приметы? Что означает следующее?

  1. Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник (Будет дождь )
  2. Комары и мошки вьются столбом (Будет хорошая погода )
  3. Синичка с утра начинает пищать (Жди мороза )
  4. Собака свертывается и лежит калачиком (Наступят холода )
  5. Лошадь храпит – (к ненастью ), фыркает – (к теплу )
  6. Воробьи купаются в пыли или в луже (Будет дождь )

IV. Второй раунд - Закончите пословицы: (слайд № 7)

Команды отвечают по очереди. За правильный ответ 3 балла. Если команда отвечает неправильно, этот же вопрос задается их соперникам. В том случае, если и они правильно не отвечают, вопрос задают зрителям.

  1. Старого воробья * * * * (на мякине не проведешь )
  2. На обед пичужке * * * (довольно и мушки )
  3. Кулик не велик, * * * (а все-таки птица )
  4. Ворона да кукушка обе в перьях, * * * (да голоса разные )
  5. Синица в избе – * * * (зима на дворе )
  6. Гусь летит – * * * * (зимушку на хвосте тащит )

V. Третий раунд - Правда ли, что…: (слайд № 8)

Команды по очереди должны быстро ответить на вопросы «Да» или «Нет». За каждый верный ответ – 1 балл.

  • …крокодилы могут взбираться на деревья? (Да )
  • …змеи могут совершать прыжки до метра в высоту? (Да )
  • …стрижи даже спят на лету? (Да )
  • …голубые розы растут только в Китае? (Нет )
  • …зеленый картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (Да )
  • …на зебрах водятся полосатые блохи? (Нет )
  • …сазан может забраться в океан? (Нет )
  • …медведь может зимой потолстеть? (Нет )

VI. Музыкальная пауза

VII. Четвертый раунд - Домашнее задание (слайд №9)

Команды подготовили экологические знаки – символы о правилах поведения и нормах действий в природной среде. Оценивается интересный замысел (5 баллов), аккуратность исполнения (2 балла), грамотность и образность изложения (3 балла).

VIII. Пятый раунд - Ситуации (слайд №10, 11)

Команды должны разрешить экологическую ситуацию. У каждой команд набор карточек с цифрами «1», «2», «3». По сигналу ведущего поднимается карточка, указывающая правильный ответ. За каждый правильный ответ – 3 балла.

Ситуация №1:

Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите любимой подруге?

  1. Искусно сделанный пластмассовый букетик
  2. Несколько благоухающих цветов
  3. Огромный букет этих нежных цветов

Ситуация №2:

Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад, варили суп из консервов.

I. Прежде чем уехать домой, вы:

  1. Сложили бумажки, бутылки и банки аккуратно под кустик
  2. Все бросили в костер
  3. Бумагу сожгли, а железные банки и пластиковые бутылки взяли домой

II. Прежде чем уехать домой, вы:

  1. Сложили все оставшиеся дрова в костер, чтобы не пропадали, и ушли
  2. Залили костер водой или засыпали землей
  3. Разбросали недогоревшие головешки по поляне

IX. Музыкальная пауза. Жюри подводит итоги. Награждение команд

Экологический брэйн – ринг для учащихся 7 – 8 классов.

Автор: Котченко Валентина Ивановна, педагог - библиотекарь МКОУ Веселовская СОШ,село Веселовское, Новосибирская область

Сценарий экологического брейн - ринга

Цели и задачи:
1. Расширить и углубить знания участников игры по основам экологии.
2. Способствовать развитию интереса детей к проблемам экологии.
3. Способствовать развитию у детей любознательности, сообразительности и находчивости.
Подготовка к игре:
В игре участвуют четыре команды по шесть человек, чтобы ответить на вопросы, ребята должны хорошо подготовиться, изучить предлагаемую литературу. Названия команд «Флора», «Фауна», «Юные экологи», «Защитники леса». Команды выбирают капитанов. Игра состоит из шести геймов, последний – блиц – турнир, во время которого конкурсанты за одну минуту должны дать как можно больше ответов на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Жюри подводит итоги. Игра может быть полезна в работе педагогам, воспитателям, библиотекарям.

Первый гейм «Чьи это строки»

Ведущий: каждой команде я прочитаю четверостишие одного из известнейших русских поэтов. Ваша задача – назвать его имя.
1.Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
(А. Пушкин)
2. Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком
И журавли печально пролетая
Уж не жалеют больше ни о ком
(С. Есенин)
3. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера
(Ф.Тютчев)
4. Ласточки пропали, а вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон за той горой
(А. Фет)

Второй гейм «Легенды о цветах»

Ведущий: Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы, этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучит как гимн природе, нежности, любви.
Цветы, как люди на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Цветы способны «задеть» самые сокровенные струны человека, его души. А сколько нежности в их названиях. А знаете ли вы названия цветов?
Итак, задания командам.
Фауна.
* Латинское название этого цветка «галактус», то есть молочно – белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было очень холодно. Тогда, чтобы как – то успокоить ее и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Отсюда символом этого цветка стала надежда.
(Подснежник)
* В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток, фей и нежных эльфов. Его родина – Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии существует культ этого цветка. В Амстердаме на три луковицы этого цветка были куплены два каменных дома.
(Тюльпан)
*Какой цветок считается символом Солнца и символом Японии?
(Хризантема)
Флора.
*Этот изящный и красивый цветок распускается весной. Назван он в честь греческой богини радуги Ириды. И на самом деле этот цветок - живая радуга.
Более трехсот оттенков всех красок вывели цветоводы. (Ирис)
*Ее родина Персия. Существует поэтическая легенда: однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на землю. Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать ими леса и луга. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только лиловая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты и выросла роскошная …
(Сирень)

*Где родилось искусство составления букетов? Какие страны славятся умением составлять букеты?
(Япония, Франция)
Юные экологи.
*Невозможно не залюбоваться красотой этого синего полевого цветка, яркие лужайки которого – настоящее украшение луга. Цветы эти очень необычной и красивой формы. Словно маленькие воронки – кулечки с зазубренными краями, расположились вокруг головки цветка. Основание цветка напоминает зеленую шишку: из этих лепестков получают стойкую голубую краску. (Василек)
*Какой цветок считают последней улыбкой осени? (Астра)
*Что означает понятие икебана?
(Живые цветы или цветы, которые живут)
Защитники леса.
*Старинная славянская легенда гласит: удалого Садко любила водяная царица Волхова. была свидетелем того, как эти чистые слезы превращались в нежные цветы, унизанные волшОднажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла. Из ее прекрасных синих глаз покатились слезы, и только луна ебными жемчужинами. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. Что это за цветок? (Ландыш)
*Она присутствует в гербе города Родоса. По словам Анакреома родилась она из нежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня любви выходила из моря. Кто она царица цветов? (Роза)
*Какой цветок всю жизнь любуется
собой: глядит и не наглядится?
(Нарцисс)


Третий гейм. «Если вы сбились с дороги»

Ведущий: Человек оказался в лесу один. Куда идти? Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, солнцу, растениям, птицам? Итак, каждая команда получает свой ориентир?
Флора. Вы в лесу немного заблудились и перед вами муравейник. Поможет ли он вам?
(Башня муравейника всегда находится в направлении к югу от дерева или пня)
Фауна. Перед вами только сосна и ель. Как сориентироваться?
(Смолы на стволе больше на той стороне, что обращена к югу)
Юные экологи. Вам стал попадаться подорожник...
(Значит где – то рядом тропа)
Защитники леса. Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягодка, где север, а где юг?
(Самая спелая ягода расположена на южной стороне)

Четвертый гейм «Живые барометры»

Ведущий: Вам предлагается стать предсказателями, по сегодняшнему состоянию природы угадать завтрашнюю…
Флора.

*Багряные зори… (к ветру)
*Утром туман стелется по воде… (к хорошей погоде)
*Дым столбом… (к морозу)
*Утром на траве роса… (дождя не будет)
*Длинные сосульки… (к затяжной весне)
Фауна.
*Вечером с реки поднимается пар… (Завтра пойдет дождь)
*Бледный цвет луны… (признак плохой погоды)
*Звезды ночью сильно мерцают, а с утра тучи… (В полдень быть грозе)
*Если ночью был иней… (снега не будет)
Юные экологи.
*Кукушка издает звуки, похожие на кваканье… (к дождю)
*Рыба выскакивает из воды… (к дождю)
*Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки… (будет ясно)
*Иней на деревьях… (к морозу)
*Грачи рано прилетели… (весна теплая будет)

Защитники леса.
*Клен плачет … (к близкому дождю)
*Днем, в самую жару, паук вышел на охоту – это значит…
(почувствовал изменения в погоде и старается нагреться до непогоды)
*Сильно пахнут цветы акации, смородины, донника, сон – травы, жимолости… (к дождю)
*Зимою туман… (будет оттепель)
*Снег скоро тает, и вода бежит дружно, лето будет… (дождливым)

Пятый гейм «Найди ответ в книге»

Ведущий: Сейчас в борьбу вступят капитаны. Этот гейм полностью посвящен творчеству писателя И. Акимушкина.
Флора (капитан)
*Какие живые существа имеют три сердца?
(У осьминогов, кальмаров, каракатиц три сердца. Одно гонит кровь по телу, а два других проталкивают ее через жабры. Сердце бьется 30-36 раз в минуту)
*Какого цвета у моллюсков кровь?
(Цвет крови у моллюсков голубой. Темно – голубой, когда кровь насыщена кислородом, бледно – голубой в венах. Цвет крови зависит от металлов, которые входят в состав водяных телец (эритроцитов) или веществ, растворенных в плазме)
*Чем опасен осьминог?
(Осьминоги вполне дружелюбны, они не высасывают кровь из человека, как считалось раньше. Но надо знать, что осьминоги, даже мелкие, опасны своим ядом. Правда они редко и неохотно пускают в ход это оружие)
Фауна (Капитан)
*Где сейчас живет медведь Гризли?
(Гризли или серый медведь – особый вид нашего бурого медведя. По легенде, это медведь непомерной силы и свирепости, он обитал на большой территории, включающей запад США и Канады, Аляску, северную Мексику. Сейчас проживает только в заповедниках. Гризли – вегетарианец.
Это самый крупный из всех медведей, кроме белого. Вес его 0,5 тонны, длина 3 метра)

*Кому нужен крокодил?
(Крокодилы нужны природе. Они поедают много больных рыб)
*Какие три вида диких пчел вам известны?
(Родина домашней пчелы – Южная Азия. Там и сейчас обитают три вида диких пчел: индийская пчела, похожая на домашнюю; гигантская пчела, которая строит единственный большой сот, доходящий в диаметре до одного метра; карликовая пчела, она чуть посолиднее комара, строит один – единственный сот, величиной с десертное блюдечко)
Юные экологи (Капитан)
*Для чего нужны жуку правила высшей математики?
(Жучок небольшой, совсем крошка – березовый трубковерт. Он сворачивает в трубки березовые листья не просто как – нибудь, а по всем правилам математики и делает это для того, чтобы его будущим детям было тепло и уютно).
*Почему у совы все птенцы разного возраста?
(У полярной совы старшие птенцы вылупляются в июне, а младшие в июле. В этом заключен большой смысл. Родителям трудно прокормить всех птенцов. Совы своих птенцов как бы по очереди вскармливают. Самка высиживает только первых, а затем улетает за едой и остальных птенцов высиживает урывками, а старшие птенцы согревают другие яйца. Старшие защищают младших)
*Могут ли живые существа питаться воздухом?
(Червя Конвомоту кормят водоросли, которые живут у него под кожей. С помощью солнечных лучей водоросли превращают углекислый газ и воду в крахмал. Этим крахмалом червь и сыт, не нужны ему ни желудок, ни кишечник. Зато должен этот червь подольше быть на солнышке. Он и бывает там, во время отлива принимает солнечные ванны. А когда начинается прилив прячется в песок, поэтому и считается, что Конвомоту питается лучами солнца и воздухом.
Защитники леса (Капитан)
*Джунгли во мраке, и вдруг перед нами пролетели калонг, тагуан и кагуан. Кто они?
(Калонг – это летучая собака. Тагуан – летучая белка. Кагуан – шерстокрыл. Все трое летающие звери. Летающие собаки – колонги – родичи летающих мышей, но похожи на собак. Размах их крыльев – 1.5 метра. С летучей белкой можно встретиться реже и только в полной тишине. Ее длина – 1,2 метра. Окрас черный с серым, размах крыльев 60 см. Кагуан тоже имеет летательную перепонку. Ростом с кошку, насекомоядный зверь, внешне похож на землеройку.
*Вечная ночь в царстве Плутона. И все же там есть обитатели. Один из них Ольм – кто он такой?
(Ольм – страшный дракон – так его назвали жители словенской деревни, а на самом деле это животное пещеры – Протей, житель подземного царства. Есть у него жабры и легкие, дышит всей кожей, цвет которой желтовато – белый. Протей альбинос, но если поживет некоторое время не в темноте, то его тело покроется бурыми и черными пятнами. Тело длиной 20 – 25 см, голова похожа на щучью. Протей – слепец).
*Кто такие лемминги? Почему они нужны всем?
(Лемминги. Их называют самыми нужными существами тундры. Они нужны здесь всем. Много леммингов – много песцов, горностаев, много оленей и полярных сов, потому что все они питаются леммингами. Лемминги – небольшие грызуны. Их роль – смертью своей обеспечивать жизнь других).
Ведущий: А сейчас, ребята, будет самый трудный блиц – гейм. Командам по очереди я буду задавать по 20 вопросов. Ваша задача – дать ответы на как можно большее их количество. Время на ответы – 1 минута. Жюри готовит секундомер.

Блиц – гейм.


Флора.
*Какое растение дает лучший мед? (Липа)
*Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)
*Соком каких растений выводят бородавки? (Чистотелом)
*Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка)
*Никто не пугает, а вся дрожит (Осина)
*Где раки зимуют? (В норах, по берегам рек и озер)
*Какая самая крупная летающая птица? (Дрофа, лебедь)
*Какая самая мелкая птица? (Колибри)
*Самое быстрое животное сушит? (Гепард)
*Кто больше всего ест? (Мотылек Полифемус)
*Какая птица иногда кричит как кошка? (Иволга)
*Кто строит себе дом под водой из воздуха? (Паук серебрянка)
*Назовите хищные растения? (Росянка пузырчатая)
*Самые долголетающие птицы? (Черные крачки. Они могут находиться в воздухе в течение 3 -4 лет после вылета из гнезда)
*Какое самое маленькое плотоядное животное суши? (Горностай)
*Самое быстрое морское животное (Дельфин, касатка)
* Какой зверек вьет гнездо на траве и в кустах? (Мышь – малютка)
*Каких птиц больше всего на земле? (Домашних кур, воробьев)
*Какая нить в природе самая тонкая (Паутина)
*Косой ли заяц? (Нет)
Фауна.
*Какая змея самая большая? (Анаконда)
*Кто сильнее лев или тигр? (Тигр)
*Какая змея плюется? (Кобра)
*Где у кузнечика ухо? (На ноге)
*У кого самый большой язык? (У Муравьеда)
*Какого цвета хамелеон? (Разного)
*Какая самая высокая трава? (Бамбук)
*Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (Передние)
*Чем стрекочет кузнечик? (Трением ноги о крыло)
*Чем блеет бекас? (Хвостом)
*Сколько ног у паука? (Восемь)
*Какие птицы ночуют в снегу? (Куропатка, тетерев, рябчик)
*Какая птица носит название танца? (Чечетка)
*Какое растение носит название глаза птицы? (Вороний глаз)
*Название, какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки?
(Незабудка)
*Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)
*Глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка)
*Какой зверь после еды зубы чистит? Полощет водой? (Тигр)
*У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвина)
*Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи)
Юные экологи.
*Всегда ли рак движется назад? (Нет, к пище устремляется вперед)
*Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины)
*У кого шея имеет больше позвонков у жирафа или у свиньи? (Одинаково)
*Какая птица совсем не имеет крыльев? (Киви – киви)
*У какого животного цвет жира зеленый? (У крокодила)
*Растет ли дерево зимой? (Нет)
*Какой цветок раскрывается только ночью и ароматно пахнет?
(Душистый табак)
*Умеют ли слоны плавать? (Да)
*Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (Грязный)
*Какая лесная птица резко меняет цвет своего оперения весной?
(Белая куропатка)
*Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими)
*У каких певчих птиц самцы желтые, а самки зеленые? (У клестов)
*Что вниз головой растет? (Сосулька)
*Весной или летом цветет сирень? (Весной)
*Спит на земле, утром исчезает (Роса)
*Что это за трава, которую и слепые знают? (Крапива)
*Что делает зимой еж? (Спит)
*Какие птицы еду себе добывают, ныряя в воду под лед? (Олепка)
*Дышит ли цыпленок в яйце? (Дышит)
*Когда температура воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова)
Защитники леса.
*Кто зимой голоден, а летом сыт? (Волк)
*У кого скелет снаружи? (У насекомых, раков и других членистоногих)
*Что птицам страшнее – голод или холод зимой? (Голод)
* Вороне через три года что бывает? (Четыре года)
*В пруду купался, а сух остался. (Гусь, утка)
*Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
*Куда осенью деваются бабочки? (Большинство гибнет, другие забиваются в щели)
*У кого осенью детеныши родятся? (У зайцев)
*Цветы ангельские, а когти дьявольские. (Шиповник, роза)
*Листья, каких деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины, клена)
*Из куста шипуля, за ногу тяпуля. (Гадюка)
*Птенцы, какой птицы шипят в дупле, как змеи? (Вертиголовки)
*Сколько крыльев у жука? (Две пары)
*Какая рыба может превращаться в шахматную доску? (Камбала)
*Какая самая маленькая птица в России? (Королек)
*Какая птица сама себя называет? (Утка кряква)
*Кит - рыба или зверь морской? (Зверь морской)
*Какое животное на дне морском на цветок похоже? (Актиния)
*Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Морской конек)
*Назовите город, носящий имя рыбы? (Судак, Калуга).
Жюри подводит итоги и награждает победителей.

Интеллектуально – творческая игра

«Экологический калейдоскоп»


Экологическое движение России

  • I этап: возникновение дружин по охране природы
  • II этап: создание экологического союза партии зеленых
  • III этап: регистрация национальной организации Гринпис


Брейн - ринг состоит из V раундов

  • I раунд: «Вопрос на засыпку»
  • II раунд: «Отгадай ученого»
  • III раунд: «Детские высказывания»
  • IV раунд: «Найди лишний рисунок»
  • V раунд: « Переведи слова»
  • В начале каждого раунда вам будет объяснены правила игры.

I раунд «Вопрос на засыпку»

  • Раунд состоит из решения 8 ситуационных задач. Ваша задача правильно ответить на поставленный вопрос.

1. Нередко в заповедниках практикуют следующее: при увеличении численности зайцев, их частично отлавливают и переселяют в другие заповедники. Почему это необходимо?

Ответ: таким образом учёные заповедника пытаются сохранить равновесие между приростом растительности и количеством зайцев.


2. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?

Ответ : в дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.


3. Один фермер скосил траву до цветения, другой – после цветения. Какое сено содержит больше питательных веществ?

Ответ: более питательное сено, если трава скошена до цветения растений, так как на цветение и образование семян расходуется много питательных веществ.


4. После дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления?

Ответ : дождевые черви дышат кислородом воздуха, проникающего между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и их дыхание затрудняется


5. В лесах Красноярского края, живёт великое множество самых разнообразных птиц: дятлы, рябчики, глухари, тетерева, ястребы, синицы, совы. Чем можно объяснить такое множество птиц?

Ответ: каждая птица в лесу занимает свою экологическую нишу, где находят пищу, место для гнезда и спасение от врагов.


6. Птицу клеста, еще называют “нетленной птицей”, так как его труп в случае гибели долго не подвергается разложению. Как это можно объяснить?

Ответ: в связи с тем, что клесты питаются семенами хвойных пород деревьев, в их организме накапливаются особые смолистые вещества, Они-то и обеспечивают птицам нетленность.


7 . Лесники, ведущие наблюдения за жизнью лесных обитателей, отмечают, что численность растительноядных животных постоянно колеблется. Это относится и к белкам, и к зайцам, и к птицам: снегирям, кедровкам. В чём причина этих явлений?

Ответ: это напрямую связано с наличием в тот или иной год с урожайностью плодов и семян, которыми питаются эти животные. В неурожайные годы снижается плодовитость животных, наблюдается их миграция.


8 . Наши северные олени летом откочёвывают ближе к морю, а с наступлением холодов снова возвращаются в тундру. Чем экологи объясняют такие кочёвки?

Ответ: олени постоянно осваивают новые кормовые угодья, к тому же вблизи моря животных меньше донимает гнус.


II раунд «Отгадай ученого»

  • Раунд состоит из кроссворда, в котором зашифрованы названия растений и грибов. Ваша задача решить кроссворд. Если задание, выполнено верно, то в выделенных клетках вы прочитаете фамилию известного русского ученого-биолога, основоположника лесоводческой науки.

  • Сфагнум
  • Сосна
  • Папоротник
  • Береза
  • Прострел
  • Подберезовик

III Раунд «Найди лишний рисунок»

  • Задание состоит из 4 групп картинок, каждая группа содержит 4 изображения. Ваша задача выбрать лишнюю картинку, и объяснить, что объединяет оставшиеся рисунки?

  • (ромашка) , остальные - растения красной книги

2. (божья коровка), остальные - насекомые вредители

3. (кипарис), остальные -хвойные деревья Сибири

4. (щавель), остальные - Однолетние


IV Раунд Переведи слова

1. Das Ozonloch 12. save

2. Verschmutzt sein 13. protect

3. Der sauere Regen 14. die out

4. Einatmen 15. pollute

5. Retten 16. dangerous

6. Aussterben 17. acid rain

7. Tiere und Pflanzen schützen 18. poisonous

8. Die Ozonschicht 19. waste

9. Das Grundwasser 20. destroy

10. Giftig 21. ozone hole

11. Die Luftverschmutzug 22. garbage


Игра со зрителями «Отгадай отходы»

  • Вам требуется разгадать детские высказывания и попытаться понять, что имели в виду дети?

  • 1. У меня очень много игрушек сделано из нее.
  • Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
  • Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
  • Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
  • Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

  • 2. Всегда черного цвета
  • Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики
  • Это очень вредно
  • У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной
  • Этого много образуется при горении

  • 3. Этого почти не видно
  • Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы
  • От этого у людей бывает астма, бронхит
  • Это могут собрать на свои листья зеленые растения
  • В городе, где этого много, не растут лишайники

  • 4. Это получается, когда становится старым или ломается
  • Это можно увидеть везде- в городе, в деревне, даже вдоль дорог
  • Это можно сдать и получить деньги
  • Это бывает цветным и черным
  • Его можно переплавить и сделать что-то новое

  • 5. Его производит обыкновенная корова.
  • В небольших количествах он полезен
  • Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием
  • При попадании в водоемы, он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться
  • Его необходимо компостировать

  • 6. Его делают из песка
  • Чаще всего оно прозрачное.
  • Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
  • Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

  • 7. Ее изобрели в Китае
  • У нас ее получают из дерева
  • Она легко горит
  • Из нее получается очень много мусора
  • На ней обычно пишут или рисуют.

  • 8. Это то, чего много в городе, но мало в деревне
  • Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик
  • От этого люди устают, болеют, много нервничают
  • Его издают разные приборы, машины

1. озоновая дыра 12. спасать

2. Быть загрязненным 13. охранять

3. Кислотный дождь 14. вымирать

4. Вдыхать 15. загрязнять

5. Спасать 16. вредный

6. Вымирать 17. кислотный дождь

7. Защищать животных и растения 18. ядовитый

8. Озоновый слой 19. отходы

9. Грунтовая вода 20. разрушать

10. Ядовитый 21. озоновый слой

11. Загрязнение воздуха 22. мусор


Цель:

  • развитие интеллектуальных способностей в области экологии, творческого потенциала и экологической культуры школьников
  • воспитание чувства коллективизма

Задачи:

  • способствовать углублению знаний обучающихся по экологии, показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека
  • развивать у обучающихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации
  • развивать речь учеников, познавательную активность.

Оборудование и вспомогательные материалы:

  • Столы для команд
  • Компьютер, интерактивная доска
  • Фонари
  • Музыкальное оформление

Ведущий: Добрый день, уважаемые участники, повелители мыслей! Знатоки всего и вся! Мы рады приветствовать вас в этом зале на Экологическом Брейн-ринге! Я рада, что все мы собрались, сегодня у нас необычное мероприятие.. мероприятие посвященное естественной тяге молодежи, да и человека вообще- к Познанию..Познанию мира, Познанию Жизни, познанию Самого Себя.

Название игры Брэйн-ринг произошло от англ. brain — мозг

И нашими главными действующим лицами в этом зале будут, конечно команды знатоков из экологических объединений.

Ну что же, давайте поприветствуем повелителей мысли, команды которые сегодня будут участвовать.

(каждая команда под музыку входят, машут руками, занимают свои места)

Знания, умения широко мыслить, слушать свою команду, рисковать и находить верный ответ — это все то, что вам пригодиться сегодня.

А теперь прошу капитанов представить свои команды в следующем порядке:

1.Название команды,

2. Капитан команды

3. Девиз команды

Поддержим команду Аплодисментами!

Итак, знакомство состоялось, но прежде, чем мы начнем, представим, конечно, многоуважаемое и компетентное жюри, на плечи которых ложится весьма важная миссия- оценивание ваших, уважаемые команды, ответов.(В состав жюри входят учителя начальных классов биологии, географии)

А теперь, Внимание правила игры:

  • В игре принимают участие команда из 5 человек.
  • Игра состоит из 2 раундов, которые содержат вопросы на разные темы, связанные с экологией
  • В соответствии с установленной очередностью каждая команда имеет право выбора одного вопроса.
  • На обдумывание ответа предоставляется 60 секунд. (секундомер)
  • По истечении 60 секунд отвечает команда, выбравшая вопрос. В случае неверного или неполного ответа, вопрос разыгрывается между 2-мя командами, первыми нажавшими на кнопку. Нажимать кнопку можно в течение 60 секунд, предоставленных для обдумывания ответа. Соответственно, команде, чей сигнальный фонарь загорится первым, будет предоставлена возможность первыми озвучить свой вариант ответа и т.д. В зависимости от полноты и верности ответа меняется и количество начисления баллов
  • Порядок озвучивания ответа командой следующий: Капитан встаёт, называет свою команду и представляет того, кто будет отвечать на вопрос , например: «Команда «......», на вопрос отвечает Иванова Екатерина» (желательно называть полные имена). Говорить может только ОДИН человек, никаких подсказок со стороны команды быть не должно.
  • Только три первые команды, быстрее всех нажавшие на кнопку, имеют возможность представить свою версию ответа.
  • Пользование телефонами и другими средствами поиска информации- запрещено.
  • В случае передачи информации о верных ответах другим командам, все команды дисквалифицируются из турнира.

Прошу соблюдать правила игры!

Итак, поехали! Теперь пора приступить к игре. Мы желаем всем успехов в состязании. Пусть победит сильнейший!

Внимание на экран! Команда ….. выбирает сначала тему вопроса, затем балл.

В первом туре разыгрываются вопросы по темам: «Вода вокруг нас», «Растения», «Юмор», «Экологический календарь»

Вода вокруг нас

Растения

Юмор

Экологический календарь

« Вода вокруг нас»

5 баллов- Сможет ли человек прожить без воды 100 дней (нет)

10 баллов - Какие животные на 90 % состоят из воды (медуза)

15 баллов- Всегда ли можно утолить жажду, если вокруг много воды?(нет, она может быть солёной)

20 баллов - Какое животное способно выпить 250 литров воды за раз?

(Верблюд)

«Юмор»

5 баллов - Какие камни в море? (мокрые)

10 баллов - На каких полях не растет трава? (На полях шляпы)

15 баллов - Зачем вода в бутылке?(За стеклом)

20 баллов - Что есть у сосны, тополя, осины, а у берёзы нет? (буква о)

«Растения»

5 баллов - Какое дерево называют символом России? (Береза)

10 баллов - Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья? (Лиственница)

15 баллов - Какой цветок до сих пор считают символом Японии и самого Солнца? (Хризантема)

20 баллов - Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

«Экологический календарь»

Музыкальная пауза

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников.
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

Во втором туре разыгрываются вопросы по темам: «Животные», «Пословицы», «Загадки», «Человек и экология».

Животные

Пословицы

Человек и экология

«Животные»

5 баллов - Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

10 баллов - Самая большая обезьяна? (Горилла)

15 баллов - Когда у совы появляются совята?(Июнь)

20 баллов - Когда бельчата начинают впервые грызть орехи и шишки?(на 40-й день)

«Пословицы»

5 баллов - Завершите пословицу: «Весна красна цветами, а осень…

(плодами).

10 баллов - Завершите пословицу: «Кто не сажал дерева, тому не лежать в…..» (тени)

15 баллов - Объясните смысл пословицы «Много леса - береги, мало леса - посади»

20 баллов - Объясните смысл пословицы «Не беречь поросли, не видать и дерева »

«Загадки»

5 баллов - Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, кур в деревне крадёт.(Лиса)

10 баллов - Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел - и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь ).

15 баллов - Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

20 баллов - Волны к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь - обжигает. (Медуза).

«Человек и экология»

Прослушав информацию, дать ответ - о чем идёт речь:

5 баллов-

1. Всегда черного цвета.

2.Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

3.Это очень вредно.

4.У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

5.Этого много при горении. (Сажа)

10 баллов-

1. Из нее делают очень много игрушек.

2.Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сделать.

3.Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4.Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

5.Ее нельзя выбрасывать, т. к. она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса)

15 баллов-

1.Ее изобрели китайцы.

2.У нас ее получают из дерева.

3.Она легко горит.

4.Из нее получается очень много мусора.

5.На ней обычно рисуют или пишут.

(Бумага)

20 баллов

1.Его делают из песка.

2.Чаще всего оно прозрачное.

3.Когда падает, оно разбивается.

4.Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5.Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло)


Полный текст материала Экологический брейн-ринг; 4 класс смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.