» »

Управление организацией и предприятием специальность. Экономика и управление на предприятии. Работа на предприятиях, связанных с зарубежными партнерами

20.12.2023

От грамотного управления во многом зависит эффективность работы предприятий. Руководящие кадры - это наше всё. Где же их готовят? Что может дать будущим студентам специальность "Экономика и управление на предприятии"? Какие перспективы в плане устройства на работу? Обо всем этом мы расскажем в статье.

Общая информация

Итак, специальность «Экономика и управление на предприятии» - это универсальная специальность, что позволяет овладевать методами и приемами эффективной организации производства, ведения бизнеса, достижения максимальных результатов за счет наименьших затрат и учит поддерживать стратегическую конкурентоспособность. Какую профессию осваивают люди, прошедшие обучение? Они получают специальность экономиста-менеджера. По сути, это интегратор базовых бизнес-процессов, которые имеют место на предприятии. Хотя не только это. Но обо всём по порядку.

Какие перспективы?

Что даёт «Экономика и управление на предприятии»? Кем работать после обучения? По сути, это подготовка руководящих кадров. Во время обучения человеком получаются теоретические знания, умения и навыки, что помогут разработать стратегию развития организации в рыночных условиях, управлять вложениями и разработками, ростом капитализации, оптимально распределять ресурсы в соответствии с установленной приоритетностью, осуществлять анализ и проводить оценку финансового состояния предприятия.

Специалисты этой профессии изучают основы рационального управления производством, социального развития компаний с учетом их отраслевой специфики, технологии работы и экономики. Это позволяет работать на разных предприятиях, в проектных организациях, органах государственного управления и местных структурах, а также в образовательных и научно-исследовательских учреждениях. Занимаемые должности - от специалиста по инвестициям до широкого спектра экономистов, так сказать, на все случаи жизни.

Решаемые задачи

Какие профессиональные проблемы сможет решать человек, который выучился по направлению «Экономика и управление на предприятии»? Высшее образование позволит решать такие задачи:

  1. Прогнозировать и планировать деятельность организаций с разными формами собственности.
  2. Подготовка экономического обоснования для вложений и разработок.
  3. Управление деятельностью субъекта.
  4. Разрабатывать стратегии развития организации.
  5. Оценка результатов работы структуры.
  6. Анализ деятельности организации.

Особенное внимание делается на рациональное использование доступных возможностей. Подготавливаются люди, что должны обеспечить эффективную реализацию программ и проектов. Перед ними стоят задачи организации процесса создания совокупного общественного продукта, а также - национального дохода. Специалисты после окончания факультета экономики и управления на предприятии смогут заниматься организационной, руководящей, проектной, аналитической, финансовой, внешнеэкономической, предпринимательской, научно-исследовательской и образовательной деятельностью.

Где можно получить?

Сейчас наметилась тенденция универсальности университетов, когда они осуществляют обучение по множеству специальностей, часть из которых не является целевой в рамках первоначальной доктрины. Поэтому желательно ориентироваться на наиболее престижные заведения. Конечно, чтобы в них поступить, необходимо обладать хорошими баллами и, что важнее, знаниями. Где же может быть освоена «Экономика и управление на предприятии». Вузы, предлагающие эту услугу:

  1. Академия МНЭПУ.
  2. МИФИ.
  3. Государственный университет имени Н. Э. Баумана.
  4. Международная академия бизнеса и управления.

Вот такой небольшой список. У многих может возникнуть впечатление, что освоить данную специальность можно только перебравшись в Москву. Это не так. Обучение этой специальности предоставляют и многие региональные высшие образовательные учреждения. Конечно, многим бы хотелось иметь престижный диплом. Но самое главное - это знания. Преподаватели все аспекты не рассмотрят, и много внимания придётся уделять самообразованию. Это даже предусматривается в современных учебных планах. Не является исключением из этого направление «Экономика и управление предприятием». Институт может подсказать, в каком направлении двигаться, но обучаться придётся самостоятельно. И, вероятно, всю жизнь.

Немного о будущей работе

Квалификация специальности звучит как «экономист-менеджер». Если перевести по смыслу на русский язык, то получится хозяйственник-руководитель. Где же можно будет использовать полученные знания? Условно можно выделить следующие направления:

  1. Предпринимательство.
  2. Квалифицированный работник, задействованный в структуре управления.
  3. Советник.

Каждое из этих направлений имеет свои специфические особенности. И для лучшего понимания ситуации они будут рассмотрены по отдельности.

Предпринимательство

Что собой по сути представляет экономика и управление предприятием? Обучение в рамках этого направления позволяет получить базовые знания об экономических процессах, используемой терминологии и ряде иных моментов, из которых цементируется фундамент для уверенной деятельности в этой сфере. Если иметь представление о том, как всё устроено, то можно и самостоятельно попробовать свои силы на поприще предпринимательского успеха. И здесь вовсе не обязательно начинать всё с нуля и изобретать свой велосипед. Можно воспользоваться наработками других организаций и структур, приобретя франшизу.

Единственное, без чего сложно начать - это капитал. Но если работа ведётся в сфере услуг, то это не так-то уж и критично. Конечно, уехать далеко на одной теории будет довольно сложно. Необходимо ещё иметь практику и представление о реальном положении дел. Конечно, управлять предприятием в данном случае никто не даст. Но кто сказал, что именно это и нужно? Необходимо искать возможность наблюдения за процессами, чтобы получить реальное представление о работе предприятия. Даже если есть возможность просто носить важные бумажки, это тоже прогресс. Ведь реально заинтересованный человек сможет их изучать, запоминать и оценивать принимаемые действия, что позволит более уверенно начать работу на себя. Конечно, можно обойтись и без всего этого, и, определив фронт работ, начинать действовать.

Квалифицированный работник

В таком случае человек устраивается на предприятие с целью набраться опыта и сделать карьеру. Необязательно думать, что вся жизнь будет проведена в рамках одной структуры. Уже давно минули те времена, когда на одном предприятии люди работали десятилетиями. Поэтому, набравшись опыта, можно попробовать себя на другом предприятии. Первоначально вряд ли стоит рассчитывать на получение критически важных поручений, где можно будет существенно проявить себя. Хорошую репутацию и опыт ждут годами. Хотя как раз надеяться на то, что возможность проявить себя появится с неба - не приходится. Необходимо искать пути пробиться наверх. Этого можно достичь, совестно выполняя свои обязанности, проявляя инициативу, разбирая сложившуюся ситуацию и давать дельные советы. Но при этом необходимо учитывать существующие реалии. Возможно, руководитель не захочет прощаться с таким хорошим работником. Такая вероятность, увы, тоже существует. При невозможности продвижения и роста лучше сделать шаг назад, оглядеться по сторонам и принять решение о переходе в другую компанию.

Можно работать не только на свою компанию, но и на другую, выступая в качестве консультанта по инвестициям. В таком случае необходимо уметь трезво и объективно оценить ситуацию, что сложилась в другой организации, и предоставлять собственные рекомендации по принятию решений. Со временем можно «скрестить» это занятие с предпринимательством.

Давайте рассмотрим небольшой пример. Есть такой довольно известный инвестор - Уоррен Баффет. Это один из самых богатых людей в мире. Первоначально он тоже работал в качестве советника по инвестициям. Постепенно он начал часть заработанных денег вкладывать в то же, что рекомендовал своим клиентам. Результат такого подхода, помноженный на знания, нам всем прекрасно виден - Уоррен Баффет по праву считается одним из самых богатых людей на земле и чрезвычайно успешным инвестором. Конечно, повторить его путь всем не дано. Но хотя бы попытаться стоит. Даже если не получится достичь его высот, то вполне можно стать миллионером, что не является чем-то из ряда вон выходящим и фантастическим.

В заключение

Так выбирать ли эту специальность? И куда поступать? Ответы на эти вопросы абитуриенты должны найтисамостоятельно. Если нужны знания для организации собственного дела, есть талант в работе с другими людьми, дисциплина и желание трудиться, то это, безусловно, очень полезная специальность. Также она подойдёт людям с математическими и аналитическими навыками. Но следует помнить, что идти нужно туда, где есть интерес, и важно хорошо учиться. Это не значит зазубривать материал, а разбираться в нём и понимать, почему всё так. Именно понимая связи, причины и следствия, можно действовать оптимально. К тому же, человек, который может живо найти проблему и доступным языком описать её для всех остальных, явно ценный кадр.

Сентябрь 20

Специальность Экономика и управление на предприятии

Экономисты нужны любой организации, будь то завод, страховая компания или туристическая фирма. Эксперты рынка труда уверены: переизбытка этих специалистов быть не может, поскольку они - основа всего предпринимательства и производства.

Есть несколько экономических специальностей. Самая прикладная из них - «Экономика и управление на предприятии». Именно эти два ключевых слова - экономика и управление - определяют характер будущей деятельности выпускников. Они готовы к работе в финансово-аналитических, производственных, плановых, маркетинговых, проектно-экономических отделах. Ситуация на современном рынке труда такова, что и в руководящих структурах любого предприятия востребованы прежде всего специалисты с экономическим образованием.

На этапе выбора вуза нужно сначала определиться, в какой отрасли вы хотели бы работать. Если, например, в торговле, можно поступать в Российский государственный торгово-экономический университет, если в сельском хозяйстве - в Российский государственный аграрный университет (РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева) или в Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина, если в транспорте - в Московский государственный университет путей сообщения (МГУПС), Московский государственный автодорожный институт, Московскую государственную академию водного транспорта и т. д. Словом, все зависит от ваших предпочтений.

Для тех, кто не готов загадывать так далеко вперед, есть универсальный вариант - государственная Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В. Плеханова) или негосударственные Институт МИРБИС, Международная академия бизнеса и управления, Институт современной экономики и др.

Специализации

Они могут быть связаны с профилем учебного заведения или оставаться достаточно универсальными. Скажем, в Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса есть такие специализации, как «организация деятельности турфирмы», «организация деятельности гостиничного комплекса» и «организация деятельности предприятий общественного питания», а в Институте безопасности бизнеса (ИББ) - «управление экономической безопасностью». Институт экономики и управления Международной академии бизнеса и управления предлагает студентам на выбор «финансовый менеджмент», «банковское дело», «административный менеджмент», «управление программами и проектами» или «внешнеэкономическую деятельность» и т.д.

Подготовка

Подготовительные курсы разной продолжительности (от двух недель до восьми месяцев) есть сегодня, наверное, в любом учебном заведении. В негосударственные вузы и на платное отделение государственных вполне реально поступить по результатам выпускных испытаний восьмимесячных курсов. Правда, для этого надо посещать все занятия и добросовестно выполнять задания преподавателей.

Елена С., студентка РЭА им. Г.В. Плеханова : «У каждого вуза своя специфика. Я ходила на курсы при Плехановском и занималась с репетитором по математике оттуда же. Но экзамены сдавала сразу в два вуза - еще и в Финансовую академию. В итоге там я за полтора часа из десяти заданий правильно только шесть решила. А в РЭА - без проблем».

В зависимости от выбранной специальности абитуриентам предлагают изучать тот или иной набор предметов. Если нет возможности оплачивать курс в комплексе, преподаватели советуют в первую очередь «подтягивать» профильную математику. Для того чтобы получить представление об остальных экзаменах в вузе, можно записаться на экспресс-курсы. Там бегло пройдутся по всем темам и расскажут, как не попасться на «провокационных» вопросах.

После самостоятельной подготовки в престижный вуз поступить очень сложно. Хотя известны и такие счастливые случаи.

Поступление

Профильное испытание в государственных вузах - математика. Обычно это письменный экзамен (реже - тестирование). Он считается самым сложным. Основной отсев абитуриентов - до 40 % - происходит именно после него. Хотя, если отметка низкая, но все же удовлетворительная, остается надежда добрать недостающие баллы за счет остальных предметов. Но сможете ли вы затем учиться в этом вузе, если проблемы возникли уже на вступительных экзаменах?

Второй обязательный предмет - русский язык. На «Экономику и управление на предприятии» он сдается в форме диктанта, изложения или тестирования. Сложность экзамена нередко зависит от количества абитуриентов, оставшихся на потоке к тому моменту: чем их меньше, тем легче задание. Игорь В. , студент РЭА им. Г.В. Плеханова : «Я сдал русский «с закрытыми глазами». Текст диктовали со всеми запятыми - такие паузы делали, что не ошибешься. По-моему, его мог бы написать любой восьмиклассник обычной школы, знакомый с элементарными правилами орфографии».

Третьим экзаменом могут быть иностранный язык, обществознание, история. А в отраслевых вузах - профильные предметы: физика (Московский авиационный институт (МАИ), Московский государственный университет природообустройства), химия (Московский институт тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова (МИТХТ), биология (РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева) и др.

Большинство экзаменов сдается в письменном виде. Считается, что такая форма позволяет оценить знания максимально объективно. Да и при подаче апелляции можно аргументированно доказывать обоснованность (или необоснованность) поставленной отметки.

На платные отделения государственных вузов задания, как правило, проще, иногда их меньше. Принимаются и абитуриенты, не прошедшие по конкурсу на «бюджет».

В негосударственных вузах испытания проводятся преимущественно в форме несложного тестирования или собеседования.

Обучение

Обучение в любом аккредитованном вузе всегда ведется по программам госстандарта, где указан определенный набор обязательных предметов. Однако учебные заведения могут дополнять его за счет так называемого вузовского компонента. Одни считают нужным больше внимания уделять иностранным языкам, другие - планированию, третьи - математическому анализу.

Но основа основ - экономические и управленческие дисциплины: макро- и микроэкономика, мировая экономика, менеджмент (финансовый, стратегический, инновационный), организация производства и др. Основательно изучается экономика отрасли. Эти предметы сопровождают студентов в течение всего периода обучения. Помимо них, в учебном плане обязательно присутствуют философия, политология, правоведение, культурология, физкультура...

Несмотря на схожие программы и образовательные стандарты по специальности, одинаковым обучение в разных вузах не назовешь. Зависит оно от нескольких факторов.

  • Преподавательский состав и характер занятий. Преподаватели бывают разные: теоретики и практики. И если первые дадут знания по основам экономической науки, помогут разобраться в терминах, расскажут об экономико-математических методах и моделях, то вторые научат все эти знания применять на практике. В серьезных вузах, которые заботятся о своей репутации, регулярно устраиваются мастер-классы с успешными предпринимателями, проводятся тренинги и деловые игры, на занятиях анализируются реальные жизненные ситуации.
  • Специфика вуза. Обучаясь в Московском государственном институте стали и сплавов (технический университет), например, не избежать знакомства с азами металлургической промышленности. В Институте туризма и гостеприимства МГУС студенты изучают особенности туристического бизнеса, в Университете нефти и газа - тонкости организации работы в нефтяной отрасли и т. п.
  • Техническая оснащенность. Хороший экономист должен обладать не только развитым математическим мышлением, но и владеть информационными технологиями.
  • Обеспеченность учебными материалами. Сборники нормативных актов, пособия, методички, учебники, подшивки специализированных газет и журналов - все это должно быть в институтской библиотеке.
  • И, наконец, отношение студента к учебе. Тот, кто действительно хочет получить образование, должен приложить для этого усилия. Иначе не помогут даже самые замечательные преподаватели.

Специализацию студенты обычно выбирают в конце второго курса. А в МИТХТ им. М.В. Ломоносова и вовсе интересная система. Здесь все абитуриенты сдают одинаковые экзамены и прошедшие конкурс зачисляются на первый курс. Два года они обучаются по общей программе естественно-научного факультета, а затем студентов распределяют на направления подготовки и специальности в зависимости от личного рейтинга каждого. Чем он выше, тем больше шансов попасть на самую востребованную специальность (среди них, кстати, и «Экономика...»). Согласитесь, неплохой стимул, чтобы учиться хорошо - по крайней мере, на первых двух курсах.

ИББ предлагает студентам необычные факультативы: огневой подготовки по стрельбе из стрелкового оружия с выдачей сертификатов РОСТО МЭИ и специальной физической подготовки с выдачей сертификатов спортивных организаций.

В Институте МИРБИС работают программы международного обмена. Начиная со второго курса, студенты могут отправиться на обучение в один из зарубежных вузов - партнеров (на срок от одного семестра до одного года). Для этого нужно получить рекомендацию учебного отдела и пройти отборочное собеседование в институте.

«За» и «против» негосударственного образования

Ольга Карбышева, студентка:

Учусь в негосударственном вузе на специальности «Экономика и управление на предприятии». Лекций мало и качество их оставляет желать лучшего. Есть всего лишь два-три преподавателя, к которым хочется ходить и которых интересно слушать. За год обучения написала курсовую и два ответа на вопросы, экзамены не сдавала. Смысл такой: если тебе надо - учи сама, не надо - и не спросит никто. Из плюсов - только невысокая стоимость обучения. В общем, это вариант законной покупки диплома, знания здесь получить невозможно.

Базис экономики — производство, без него нельзя осуществить обмен, потребление и торговлю. Цель экономической деятельности — увеличение прибыли. В зависимости от подхода к процессу управления экономической деятельностью выделяют четыре вида экономических систем:

  • Традиционная. Главная составляющая — традиции, на основе которых решается, что и для кого производить. Она характеризуется отсталой технологией производства и низким уровнем жизни населения.
  • Командная. Все экономические решения принимают представители государственной власти. Основная цель — повышение эффективности производства отсутствует, главная зада экономических субъектов — выполнение плана.
  • Рыночная. Ее характеризует свободная конкуренция и преобладание частной собственности. Распределение ресурсов осуществляется за счет изменения цен на рынке. Основная задача предприятий — получение прибыли.
  • Смешанная. Сочетает в себе все типы экономических систем, что позволяет применять преимущества одного типа, компенсируя им недостатки другого.

Менеджмент имеет тесную связь с экономикой, но представляет собой отдельную науку. Менеджмент направлен на создание, проектирование и реализацию плана развития организации с целью максимального повышения потенциальной прибыли компании. Менеджмент изучает управление определенными составляющими хозяйственной деятельности.

Экономика управления — одна из важнейших составляющих экономической науки. Она основана на методах достижения необходимого результата в отдельных отраслях или в рамках конкретного субъекта. Менеджмент используется в рамках микроэкономики, так как рассчитан на производителей товаров и услуг.

Понятие и функции менеджмента

Менеджмент — умение управлять деятельностью компании или производственными процессами на предприятии. Основная цель — получение конкурентоспособной продукции, приносящей прибыль. Управленческие функции менеджмента заключаются в руководстве:

  • Персоналом. Контроль трудовой деятельности, стимулирование работников на достижение поставленных целей.
  • Сбытом продукции. Поиск потребителей товаров и услуг.
  • Технологией производства. Поиск нового оборудования и внедрение передовых технологий производства.

Хозяйственной деятельностью. Создание и контроль системы, выпускающей высококачественную конкурентоспособную продукцию. Реализация товаров и услуг на рынке.

Преимущества обучения

  • Программа направлена на подготовку менеджеров, способных обеспечить устойчивое развитие и конкурентоспособность бизнеса в условиях глобализации, перехода к цифровой экономике и инновационных изменениях бизнес-процессов, вооруженных современными информационными технологиями и методами управления организациями
  • Программа сочетает фундаментальные знания и практические навыки принятия наиболее эффективных управленческих решений на предприятии, используя инструменты экономического анализа
  • Обучающиеся на программе получают возможность создания гибкой траектории обучения, посредством выбора вариативных дисциплин и факультативов.
  • Магистранты могут сформировать траекторию обучения с углубленным изучением методов управления организацией, в том числе в условиях кризиса. Это позволит им овладеть современными, ориентированными на лучший международный опыт, методами производственного и операционного менеджмента, эффективного управления цепями поставок, получить глубокие теоретические знания и практические навыки принятия и реализации эффективных управленческих решений в условиях неопределенности и рисков, обусловленных социально-политическими, финансово-экономическими и экологическими факторами, освоить методы прогнозирования динамики основных финансово-экономических показателей на микро-, макро- и мезо- уровнях, используемых для повышения конкурентоспособности бизнеса.
  • Магистранты могут сформировать траекторию обучения, которая позволит им углубленно изучить дисциплины, связанные с маркетингом и продвижением товаров и услуг. Это позволит им овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками разработки и реализации маркетинговых, ценовых, кадровых стратегий управления предприятием, освоить методы разработки и анализа бизнес-планов предприятия, планирования ассортимента, создания конкурентоспособной продукции, выбора перспективных рынков сбыта, продвижения продукции, изучить методы проведения маркетинговых исследований и оценки их результатов с использованием информационных технологий
  • В реализации программы участвуют ведущие преподаватели, а также практикующие специалисты ведущих российских компаний
  • Очно-заочная форма обучения позволяет успешно сочетать обучение в магистратуре с практической деятельностью, использовать результаты научных и практических исследований для повышения эффективности функционирования предприятий
  • Образовательная программа разработана с учетом профессиональных стандартов и мнения работодателей о соответствии компетенций выпускников и трудовых функций в области профессиональной деятельность

Известные преподаватели

  • К. К. Рихтер - доктор физико-математических наук, профессор Европейского университета «Виадрина», заведующий кафедрой экономики предприятия и предпринимательства, ведущий специалист по логистике и управлению цепями поставок, операционному и производственному менеджменту
  • И. А. Аренков - доктор экономических наук, профессор, автор научных работ, монографий по маркетингу, управлению брендами
  • В. В. Ковалев - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, ведущий в стране специалист по финансовому менеджменту, корпоративным финансов, конвергенции моделей бухгалтерского учета
  • Е. Н. Корсакова - кандидат экономических наук, практикующий специалист в области бухгалтерского учета и аудита
  • Ю. А. Маленков - доктор экономических наук, профессор, известный специалист в области стратегического менеджмента, обладает опытом управленческой работы в ключевых отраслях экономики страны
  • Н. Н. Молчанов - доктор экономических наук, профессор, участник ряда международных проектов, область научно-прикладных интересов: методы современного маркетинга, маркетинг в информационном обществе
  • В. В. Наумов - кандидат юридических наук, доцент, практикующий специалист в области информационного права
  • Н. В. Пахомова - доктор экономических наук, профессор, специалист в области экономики отраслевых рынков и конкурентной политики, инновационной экономики, продовольственной и экологической безопасности

Международные связи

Магистранты могут приобрести опыт включенного обучения на профильных факультетах ведущих университетов Европы, Америки и Азии в рамках программ международного академического обмена СПбГУ:

  • Международный университет Женевы (Швейцария)
  • Нью-Йоркский университет (США)
  • Общественный колледж Фредерика (США)
  • Университет Билефельда (Германия)
  • Университет Ла Сапиенца (Италия)
  • Университет Стокгольма (Швеция)
  • Университет Тампере (Финляндия)
  • Университет Хельсинки (Финляндия)

Основные направления исследований

  • Разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок в области управления предприятиями различных организационно-правовых форм, подготовка заданий для групп и отдельных исполнителей
  • Разработка инструментария проводимых исследований в области антикризисного управления, финансового менеджмента, маркетинга; анализ полученных результатов
  • Подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций
  • Сбор, обработка, анализ и систематизация информации в области антикризисного управления, маркетинга, менеджмента; выбор методов и средств решения задач исследования
  • Организация и проведение научных исследований в области антикризисного управления, менеджмента, маркетинга, интегрированных маркетинговых коммуникаций, Интернет-маркетинга
  • Анализ сделок слияний и поглощений
  • Диагностика банкротства предприятий
  • Маркетинговый анализ рынков, разработка планов продвижения продукции и услуг
  • Анализ трансформации бизнес-моделей в цифровой экономике

Практика и будущая карьера

Людмила Леонидовна Калинина к.э.н., доцент

ИНТЕРВЬЮ С ЛЮДМИЛОЙ ЛЕОНИДОВНОЙ КАЛИНИНОЙ

Вопрос: Какую роль в современных условиях выполняет экономика? Для чего сегодня нужны экономические знания?

Ответ: Экономические знания и профессиональные компетенции в этой сфере нужны в первую очередь для того, чтобы правильно выстроить работу современного предприятия. Организовать ее таким образом, чтобы затраты на производство не превышали доходов от продажи готовой продукции. По сути, нужно создать экономическую модель предприятия, чтобы объективно оценивать его текущую деятельность и прогнозировать будущее. Иначе может оказаться, что самые высокие доходы организации ниже затрат на ее текущую деятельность. Сейчас многие хозяйствующие субъекты только фиксируют общие расходы, которые несут при выпуске готовых изделий. То есть оценивают общую себестоимость так называемым «котловым методом». При таком подходе непонятно, где можно снизить затраты без ущерба для производства, а где расходы действительно необходимы. Только проведение экономического анализа работы предприятия дает достоверную информацию для выработки управленческих решений. Следует отметить, что глубокое понимание экономики предприятия в целом и экономики отдельных его подразделений помогает находить и принимать решения, выгодные для предприятия.

Ответ: В настоящее время знание правил и особенностей функционирования предприятия, экономики его процессов, даже отдельных технологических переделов необходимо для менеджмента (руководителей, организаторов производства) всех уровней. Конечно, на каждом уровне требуется свой определенный объем данных. Главное, чтобы сотрудники предприятия хорошо понимали, как результаты их труда влияют на работу всего предприятия, на его экономическую эффективность. Нередко на практике встречаются примеры, когда при высокой эффективности выполнения отдельных операций предприятие в целом дает низкий доход. А использование высокопроизводительного современного оборудования не приносит желаемую прибыль. Поэтому экономическое образование требуется всем руководителям и специалистам. Именно экономические знания помогают выстроить процесс производства, всю технологическую цепочку наиболее выгодным для всего предприятия образом.

Вопрос: Расскажите подробнее, как знания об экономическом состоянии предприятия могут быть использованы для управления его деятельностью.

Ответ: Изучение экономики предприятия, экономических характеристик его процессов позволяет сделать экономическую оценку данного предприятия. Это важно для оперативного управления предприятием, разработки и принятия управленческих решений, повышения эффективности использования ресурсов предприятия. Именно экономическая оценка дает возможность объективно оценить реальное состояние предприятия, достигнутый уровень экономической эффективности, его общий потенциал. На этой основе уже возможно определить его сильные и слабые стороны. Получить исходную информацию для разработки стратегии развития. Наметить пути преобразования предприятия как целостной системы и дать прогноз повышения его экономических характеристик.

Вопрос: Может ли проведение экономического анализа работы предприятия выявить какие-либо возможности развития, которые не были известны руководству предприятия и его сотрудникам?

Ответ: Да, обязательно. Например, подробный экономический анализ состояния предприятия и его функционирования может выявить возможности развития предприятия за счет внутренних резервов без привлечения ресурсов внешних инвесторов.

Вопрос: На каких уровнях управления предприятием экономические знания важны в наибольшей степени.

Ответ: Нужно сказать, что экономические знания важны на самых разных уровнях управления предприятием. Они очень важны на уровне руководства предприятием в целом. Эти знания необходимы для управления деятельностью подразделений компании. Они также важны при планировании, подготовке и осуществлении и отдельных проектов. Вне зависимости от масштаба управленческой деятельности знания экономики безусловно необходимы и важны для успешного выполнения запланированных работ и достижения запланированных результатов. Следует отметить, что на всех уровнях предприятия возможны экономические риски, связанные с его текущей деятельностью. Глубокое изучение и понимание экономических законов помогает снижать вероятность возникновения неблагоприятных для предприятия событий и уменьшать величину возможных потерь, поэтому потенциальные слушатели кафедры экономики и права ИППК УрФУ программы дополнительного профессионального образования "экономика и управление на предприятии" получают высокое качество экономических знаний, которые в практической сфере трансформируются в профессиональные компетенции.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ"

Анализ и планирование основных экономических показателей деятельности предприятия – главные аспекты, которые будут изучены в ходе программы. Слушатели программы познакомятся с современными технологиями осуществления экономической деятельности предприятия, изучат основы анализа деятельности и исследования конкурентной экономической среды. Управление денежными потоками предприятия. Работа финансового отдела. Бизнес- планирование. Экономические компьютерные программы.Программа "Экономика предприятия" успешно реализуется на протяжении 10 лет, соответствует тенденциям современного бизнеса с учетом изменяющихся экономических условий, сформирована по требованиям заказчиков и корпоративных клиентов. За последние годы среди корпоративных клиентов программы были сотрудники различных организаций, таких как ОАО "МТС", Уральский банк Сбербанка России. Целью программы является не только систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний в области экономики, но и важное для практической жизни каждого человека умение применять эти знания при решении конкретных профессиональных задач. Теоретическое изложение сопровождается анализом практического опыта и разбором конкретных экономических задач, встающих перед современным предприятием.