» »

Что проверяет инспектор гит. Рейтинг нарушений законодательства о труде по данным проверок гит. Какие документы запрашивают проверяющие

23.02.2024

Ежегодно Роструд составляет план, определяющий работодателей, которых будут проверять в следующем году. Этот план согласуется с прокуратурой и находится в свободном доступе. Для того чтобы проверить, включена ли ваша организация в план проверок, необходимо посетить сайт инспекции по труду http://git78.rostrud.ru/plan/ или сайт прокуратуры http://procspb.ru/plan-proverok . В информации, размещенной на этих сайтах, кроме прочего, будет указан месяц проведения проверки, основания ее проведения, вид проверки (В - выездная или Д - документарная), а также название органа государственного контроля (надзора), с которым совместно данная проверка будет проводиться. Утвержденный план в течение года не корректируется.

Заглянуть в этот план будет нелишним перед тем, как утверждается график отпусков на следующий год с тем, чтобы в указанный в графике месяц проверки ключевые сотрудники не оказались в отпуске. А если вы уже график утвердили, то, при необходимости, его придется скорректировать. Извлечение из плана проверок на 2016 год приведено в таблице 1.

Кроме того, если в плане проверок вы видите неправомочное основание ее проведения (например, не прошло 3 года с даты государственной регистрации юрлица), то вам следует написать об этом письмо в государственную инспекцию труда, приложить копии подтверждающих документов, и тогда проверка не состоится. Как показывает практика, около 10% компаний, попадающих в план проверок, оказываются в нем без законных оснований.

Таблица 1

План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год (извлечение)

Характер, виды, основания, сроки и цели проведения проверок приведены в таблице 2.

Таблица 2

Проверки ГИТ: виды, основания, сроки проведения

Характер проверок

Плановые

Внеплановые

Предмет проверки

  • Ø Соблюдение организацией обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами;
  • Ø соответствуют ли обязательным требованиям сведения, которые содержатся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
  • Ø Соблюдение организацией обязательных требований нормативных правовых актов;
  • Ø выполнение предписаний компетентных органов;
  • Ø проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Основания для проведения

Проводится по истечении трех лет со дня:

1) государственной регистрации юрлица;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;

3) начала осуществления предпринимательской деятельности юридическим лицом.

1) Истечение срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений;

2) поступление в инспекцию труда обращения и заявления о фактах нарушения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

Если в федеральную инспекцию труда поступили:

а) обращение или заявление работника о нарушении работодателем трудовых прав;

б) запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте (ст. 219 ТК РФ);

Издание руководителем инспекции труда приказа (распоряжения) по поручениям Президента РФ, Правительства РФ, либо на основании требования прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Срок уведомления

Не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала любым доступным способом.

Не позднее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом.

В случае, когда уведомление о проверке может нанести ущерб ее эффективности и позволит скрыть факт нарушения - уведомление работодателя о предстоящей проверке не допускается.

Полученное от ГИТ уведомление следует зарегистрировать в регистрационном журнале для входящей корреспонденции в целях фиксации срока уведомления.

Сроки проведения

Общее правило - срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней.

Для субъектов малого предпринимательства срок проведения плановой проверки составляет:

  • 50 часов - для малого предприятия;
  • 15 часов - для микропредприятия.

При проведении внеплановой выездной проверки, а также документарной проверки субъектов малого предпринимательства применяется общеустановленное правило - 20 рабочих дней.

При необходимости трудовая инспекция может продлить сроки проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - не более чем на 15 часов.

Если инспекция труда приняла решение о продлении сроков проверки, то оно должно быть доведено до сведения работодателя не менее чем за 3 рабочих дня до окончания основного срока проведения проверки.

Для юрлица, которое ведет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ одновременно, сроки проверки устанавливаются отдельно по каждому филиалу, обособленному подразделению, представительству, но при этом общий срок не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Виды проверок

Выездные

Документарные

Место проведения

На территории работодателя.

На территории проверяющего органа власти.

Плюсы и минусы видов проверок

Плюсы - не нужно копировать, заверять, сшивать и передавать для проверки большое количество документов.

Минусы - проверяющие могут запросить любой документ. Также инспекторы могут проверить помещения, занимаемые компанией, задавать вопросы персоналу.

Плюсы - документы для проверки запрашиваются заранее, есть возможность их подготовить.

Если контролирующему органу будет недостаточно предоставленных документов для проведения проверки в полном объеме, то в адрес работодателя может быть направлен запрос о предоставлении дополнительной информации.

Работодатель обязан предоставить указанные в запросе документы или иную информацию в течение десяти рабочих дней.

Минусы - при большом документообороте придется готовить большое кол-во документов, составлять описи и передавать документы по акту.

Правительство России внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект № 983383-6 , которым предлагается установить специальные штрафы за задержку выплаты заработной платы, повысить проценты, предусмотренные статьей 236 Трудового кодекса, увеличить срок обращения работников в суд, разрешить инспекторам ГИТ проводить внеплановые проверки без согласования с органами прокуратуры.

В проекте предполагается, что в случае несвоевременной выплаты заработной платы либо установления заработной платы в размере ниже МРОТ инспекторы ГИТ получат право на проведение внеплановой проверки работодателя. Сейчас для проведения такой проверки требуется наличие жалоб и согласие органов прокуратуры.

Автором законопроекта является Правительство России, поэтому вероятность того, что в ближайшее время Госдума рассмотрит и примет этот законопроект, весьма высока. Таким образом, в ближайшем будущем, количество внеплановых проверок может существенно увеличиться.

Согласно информации, размещенной на сайте трудовой инспекции по г. Санкт-Петербургу, за 2015 год было проведено 7153 проверки, из них всего 1170 проверок выездных, остальные 5983 - документарные (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1

По проведенным проверкам за 2015 год можно сделать вывод, что в 78% случаях проведения проверок ГИТ основанием для проведения являлись обращения граждан и только 16% - были плановыми проверками (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2

По еженедельным отчетам, размещаемым на сайте трудовой инспекции по г. Санкт-Петербургу за 2016 год, можно сделать следующие выводы:

1) в 85 случаях из 100 проверки заканчиваются выявлением правонарушений;

2) из выявленных нарушений более половины касаются охраны труда на предприятии;

3) средний размер административного штрафа составляет 50 000 руб.

Права работодателя при проведении выездной проверки

По требованию работодателя проверяющие обязаны предъявить служебные удостоверения.

Перед началом проверки руководитель организации (представитель) должен получить под роспись копию распоряжения (приказа) руководителя ГИТ, ее обязаны предоставить лица, проводящие проверку.

Работодатель наделен правом запрашивать у должностных лиц всю информацию о том органе, который направил их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней ч. 3 ст. 14 .

Руководитель проверяемой организации или его уполномоченное лицо имеют право присутствовать при проверке, а также давать соответствующие разъяснения п. 1 ст. 21 , абз. 2 п. 8 и проверяющие не имеют права этому препятствовать.

Работодатель имеет право на ознакомление со всеми административными регламентами мероприятий по контролю и порядку их проведения на тех объектах, которые юридическое лицо использует при ведении своей деятельности.

Если руководитель организации (уполномоченный представитель) отсутствует при проведении проверки - выездная проверка (плановая, внеплановая) не может проводиться. Исключением являются случаи, когда проводится проверка по таким основаниям как: причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия.

По окончании проверки инспектор должен составить акт, в котором руководитель (уполномоченное лицо) ставит свою подпись, тем самым подтверждая, что ознакомлен с результатами проведенных мероприятий ч. 1 ст. 16 , абз. 1 п. 61 .

Если работодатель не согласен с выводами или фактами, изложенными в акте по результатам проверки (либо в предписании об устранении выявленных нарушений), он может представить свои возражения в письменной форме. Возражения представляются в орган, производивший мероприятия по контролю в течение 15 дней, с даты получения акта проверки ч. 12 ст.16 , абз. 1 п. 63 .

Если у организации есть документы, которые могут подтвердить обоснованность возражений, то к акту прикладывают заверенные копии таких документов.

Работодатель обладает правом обжаловать в административном или судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, в результате которых были нарушены его права ст. 254 ГПК РФ .

Если к работодателю было применено административное наказание по результатам проверки - его тоже можно оспорить. Для этого следует представить документы, свидетельства или иные аргументы, которые могут подтвердить вашу правоту.

Работодатель также имеет право обратиться с иском в суд о взыскании вреда или упущенной выгоды, которые были причинены действиями (бездействием) должностных лиц органа государственного контроля, и которые были признаны неправомерными ст. 22 .

Обязанности работодателя при выездной проверке

Работодатель обязан предоставлять для проверки документы только в том случае, если до выездной не была проведена документарная проверка ч. 5 ст. 12 , абз. 7 п. 8 .

Если передаются оригиналы документов, то лучше всего оформлять такую передачу письменно. Сделать это можно в виде акта приема-передачи или описи.

При подготовке документов работодатель должен руководствоваться порядком передачи персональных данных работников, который предусмотрен ст. 88 ТК РФ . А именно: в акте нужно указать, что передаваемые данные могут быть использованы только для процедур по контролю.

Руководитель проверяемой организации обязан лично присутствовать при проведении проверки, либо обеспечить присутствие уполномоченных представителей, которые отвечают за организацию и проведение мероприятий по выполнению всех обязательных требований в сфере труда и его охраны ч. 1 ст. 25 , абз. 9 п. 8 .

Кроме того, работодатель обязан обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, а также в здания, строения, и помещения, которые используются организацией при осуществлении ее хозяйственной деятельности, а также к оборудованию и транспорту.

Оформление результатов проверки

По окончании проверки инспектор должен составить акт в двух экземплярах, типовая форма акта утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 .

Один экземпляр вручают руководителю (уполномоченному лицу) проверяемой организации под роспись. Если руководитель отказывается ставить свою подпись - на акте делается соответствующая запись.

Все юридические лица и предприниматели должны вести журнал учета проверок согласно ч. 8 ст. 16 и, в свою очередь, работодатель вправе потребовать от проверяющих произвести запись в таком журнале.

В случае выявления правонарушений по результатам проведенной проверки государственные инспекторы труда одновременно с актом имеют право предъявлять работодателям либо их представителям предписание об устранении нарушений трудового законодательства ч. 3. ст. 16 , абз. 4 п. 60 .

Предъявленные предписания являются обязательными для исполнения ст. 357 ТК РФ .

Срок обжалования предписания не должен превышать:

  • 15 дней, если обжалование производится вышестоящему руководителю или Главному государственному инспектору труда РФ п. 12 ст. 16 .
  • 10 дней при обжаловании в суд ч. 2 ст. 357 ТК РФ .

Срок обжалования начинает исчисляться с даты получения работодателем предписания, приложенного к акту проверки.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения трудового законодательства и сроки привлечения к ответственности, которые установлены ст. 4.5 КоАП РФ , еще не истекли, инспектор в дополнение к акту составляет протокол об административном правонарушении абз. 6 п. 60 Регламента , п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ .

Может случиться, что в ходе проверки будут допущены грубые нарушения установленных требований к организации и проведению проверок, тогда, согласно ч. 1 ст. 20 , ее результаты не могут являться доказательствами нарушения работодателем обязательных требований и требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами. Результаты таких проверок подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) либо судом на основании заявления работодателя.

Грубыми нарушениями при проведении проверок являются (ч. 2 ст. 20 ):

  • отсутствие оснований для проведения плановой проверки;
  • несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки;
  • несоблюдение сроков проведения плановых проверок;
  • привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также не прошедших аттестацию граждан;
  • отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки;
  • несогласование с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
  • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя (заместителя) органа государственного или муниципального контроля;
  • затребование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • превышение установленных сроков проведения проверки;
  • непредставление акта проверки;
  • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план;
  • проведение выездной проверки с участием экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка.

Глубина проведения проверки

В статье 357 ТК РФ указано, что при проведении проверок государственные инспекторы труда имеют право запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций. При этом закон не ограничивает контролеров в отношении периода для охвата проверкой. Однако работодатель не обязан представлять документы, срок хранения которых истек.

Все кадровые документы должны храниться в организации в соответствии с установленными сроками их хранения. Существует Перечень, регламентирующий сроки хранения кадровых документов, утвержден он приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 . Соблюдать указанные в Перечне сроки должны все организации независимо от формы собственности.

Обратите внимание на Федеральный закон от 02.03.2016 N 43-ФЗ , согласно которому документы по личному составу, созданные после 2003 года необходимо хранить 50 лет. Для документов по личному составу, которые касаются прохождения госслужбы (кроме государственной гражданской) этим законом предусмотрены специальные правила.

Какие документы запрашивают проверяющие

До настоящего времени нет законодательно закрепленного единого перечня документов, который должна иметь в наличии каждая организация. Анализ различных нормативно-правовых актов показывает, что организации должны формировать отдельные локально-нормативные акты, вести те или иные журналы, издавать приказы и другие документы, а также соблюдать сроки их хранения. Каждая организация может составить свой перечень документов, которые должны быть именно в этой компании. В таком перечне необходимо указать не только наименования документов, но и основания их ведения, а также журналы учета документов.

Примерный список документов, который может затребовать при проверке трудовая инспекция, приведен в таблице 3.

Таблица 3

№ п\п

Наименование документа

Трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним

Договоры о полной индивидуальной материальной ответственности и договоры о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности

Ученические договоры

Трудовые книжки

Книга учета движения и приходно-расходная книга по учету трудовых книжек и вкладышей к ним

Личные карточки работников

Штатное расписание

График отпусков и извещение о начале отпуска

Табель учета рабочего времени

Расчетные листы и приказ об утверждении формы расчетного листка

Локальные акты. К обязательным локальным актам относятся правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о персональных данных работников (ст. 87 ТК РФ) и инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ)

Документы по охране труда

Приказы (распоряжения) работодателя

Документы воинского учета граждан

Положение о филиале, представительстве

Положение об аттестации

Положение об охране коммерческой тайны

График сменности

Результаты медицинских обследований работников, если необходимо (ст. 212 ТК РФ)

Иные документы (должны быть в наличии только в тех случаях, когда какие-либо действия работодателя зависят от волеизъявления работника или предусмотрены законодательством РФ)

Трудовые инспекторы имеют право осуществлять надзор и контроль над реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (ст. 356 ТК РФ ). Кроме документов, подтверждающих выплату пособий, трудовые инспекторы могут проверить наличие аптечки, поскольку статья 223 ТК РФ обязывает работодателей создавать санитарные посты с аптечками. Аптечку иметь обязаны все организации независимо от того, относится их деятельность к производственной или нет. Инспекторы могут проверить не только само наличие аптечки в организации, но и ее комплектацию.

Срок давности привлечения к ответственности и размеры штрафов за нарушение трудового законодательства

Затрагивая тему проверок, невозможно обойти стороной информацию о сроке давности привлечения к ответственности за нарушения трудового законодательства. По истечении этого срока работодатель не может быть привлечен к ответственности за совершенное правонарушение независимо от наличия вины в совершении правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения ст. 4.5 КоАП РФ .

Если же срок давности привлечения к ответственности истек - дело об административном правонарушении должно быть прекращено п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ .

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает истекать с момента наступления указанного срока.

Размер административной ответственности приведен в таблице 4.

Таблица 4.

Ответственность за «трудовые» нарушения

Норма

КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

ИП

организаций

ч. 2 ст. 5.27

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, если последний отказывается заключить трудовой договор с человеком, допущенным к работе

ч. 3 ст. 5.27

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора

5 000 - 10 000 руб.

50 000 - 100 000 руб.

Заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения

ч. 5 ст. 5.27

Совершение правонарушения по ч. 2 или 3 ст. 5.27 КоАП РФ лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение

Дисквалификация на 1-3 года

30 000 - 40 000 руб.

100 000-200 000 руб.

ч. 1 ст. 5.27

Иные нарушения законодательства и нормативных актов о труде

Предупреждение или 1 000 - 5000 руб.

Предупреждение или 30 000 - 50 000 руб.

ч. 4 ст. 5.27

Совершение правонарушения по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение

20 000 руб. или дисквалификация на 1-3 года

10 000 - 20 000 руб.

50 000 - 70 000 руб.

ч. 3 ст. 5.27.1

Допуск к труду работника, не прошедшего:

  • обучение требованиям охраны труда и проверку знаний по ним;
  • обязательный предварительный либо периодический медосмотр;
  • обязательный медосмотр в начале рабочего дня (смены);
  • обязательное психиатрическое освидетельствование

15 000 - 25 000 руб.

110 000 - 130 000 руб.

Допуск к труду работника при наличии у него медицинских противопоказаний

ч. 4 ст. 5.27.1

Не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

20 000 - 30 000 руб.

130 000 - 150 000 руб.

ч. 1 ст. 5.27.1

Нарушение иных государственных нормативных требований охраны труда

Предупреждение или 2 000 - 5 000 руб.

Предупреждение или 50 000 - 80 000 руб.

ч. 5 ст. 5.27.1

Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 - 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение

30 000 - 40 000 руб. или дисквалификация на 1 - 3 года

30 000 - 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

100 000 - 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

ч. 23 ст. 19.5

Невыполнение в срок или ненадлежащее выполнение законного предписания государственного инспектора труда

30 000 - 50 000 руб. или дисквалификация на 1-3 года

30 000 - 50 000 руб.

100 000 - 200 000 руб.

Наиболее часто встречавшиеся нарушения трудового законодательства по результатам проверок ГИТ по г. Санкт-Петербургу за 2015 год, количество вынесенных решений о назначении административной ответственности и суммы штрафов приведены в диаграммах 3, 4 и 5.

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Список литературы
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
2. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
3. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н.
4. Методические рекомендации по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденные Приказом Роструда от 28.10.2010 N 455
5. Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».
6. Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
7. Конвенция N 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле». Заключена в г. Женеве 11.07.1947.
8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
9. Приказ Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
10. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ.
11. Постановление Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации (вместе с «ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»).
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
14. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».
15. Проект Федерального закона N 983383-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.01.2016).
16. Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»
17. Федеральный закон от 02.03.2016 N 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации».

Инспекторы могут прийти к вам в гости в трех случаях: в рамках плановой, внеплановой проверки (например, после жалобы сотрудника на работодателя), а также в ходе расследования несчастного случая с работником компании. О дате проведения плановой проверки можно узнать на сайтах соответствующих надзорных ведомств (ГИТ соответствующего региона, Генеральной прокуратуры РФ).

Если посмотреть поэтапно, проверка проходит по следующему алгоритму: организация получает уведомление от ГИТ о предоставлении документов, затем – сама проверка, после нее составляется акт и предписания по ее итогам и происходит привлечение к административной ответственности в случае нарушений.

В каких случаях ГИТ откажет в рассмотрении жалобы работника? Узнайте ответ экспертов по телефону, подключив новый продукт "Советы экспертов. Проверки, налоги, право" .

Безусловно, на каждом этапе могут быть свои тонкости. Например, список запрашиваемых документов обязательно будет расширен: у вас в гостях инспекторы в любом случае попросит показать что-то дополнительно. И к этому надо быть готовым. С другой стороны, увидев в календаре дату визита в вашу компанию, не надо сразу впадать в уныние. Если в назначенный день компании по объективным причинам не получается принять "гостей", с ГИТ обязательно стоит обговорить возможность переноса. С датой связан и еще один момент, важный после завершения проверки. Обжаловать акт и предписание в суде можно лишь в течение 10 календарных дней со дня вручения или получения копии документа. Не забывайте об этом, если визит ГИТ в компанию намечен в преддверии праздников.

Какие же темы и документы интересуют инспекторов, прежде всего?

Начну с главного лица компании – генерального директора. Как вы знаете, при нарушениях ответственность может быть возложена на организацию и отдельно на должностное лицо, которым является руководитель предприятия. В этой связи особенно рискует директор-экспат. В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ " " после двух административных штрафов, его могут просто не пустить на территорию России. В этой связи я рекомендую документально перенести ответственность с генерального директора на HR-руководителя или функционального менеджера. Для этого нужно будет издать приказ о возложении на него обязанности по ведению кадрового делопроизводства и ответственности за нарушения, внести соответствующие изменения в трудовой договор и должностную инструкцию, а также выдать ему доверенность на представление интересов, на право подписи в кадровых вопросах.

Столь же интересен ГИТ трудовой договор руководителя. Практика BLS показывает, что в этом документе всегда есть ошибки: не указаны функционал и ответственность, неправильно указано место работы, условия труда и другие условия, в том числе обязательные ().

Сразу же советую подготовить учредительные документы компании (как правило, ГИТ запрашивает копии, заверенные нотариально или печатью компании).

В ходе проверки обязательно будет изучено штатное расписание компании. Именно в нем можно увидеть разные оклады на одинаковых должностях, что, в соответствии с законодательством, является нарушением (). Проще говоря, у одинаковых должностей должен быть одинаковый оклад. Если у вас не так, будьте готовы, что, помимо собственно штрафа за нарушение в соответствии с , придется доплатить тем, у кого зарплата была меньше (минимум за три года (срок исковой давности), а, возможно, и за весь период, если так решит инспектор ГИТ). Выход из такой ситуации есть, например, во введении уникальных должностей с разделением функционала и уникальными должностными инструкциями. Но это нужно сделать прямо сейчас, не дожидаясь плановой или чего хуже – внеплановой проверки, так как этот проект достаточно объемный и трудозатратный.

Столь же интересны инспекторам будут документы, касающиеся зарплаты: расчетные и платежные ведомости, справки о различных выплатах и т.п. Обращу ваше внимание на то, что в документах даты выплат должны быть точными, а не плавающими "до такого-то числа". Естественно, что и начислять зарплату необходимо день в день: ни раньше, ни позже, за исключением выходных дней, в этом случае зарплата выплачивается накануне ().

Отдельного внимания заслуживает индексация заработной платы. Она обязательно должна быть (). Следовательно, у вас запросят отдельный локальный нормативный акт, регулирующий ее проведение. Порядок ее проведения, как правило, прописывается в Положении об оплате труда или Правилах внутреннего трудового распорядка. Если его еще нет, рекомендую прямо сейчас приступать к его разработке. Напомню, что индексацию проводят на одинаковую величину и в отношении абсолютно всех сотрудников. Если у вас в ЛНА указано на 2% в год, значит, именно на этот уровень у каждого сотрудника индексируется зарплата.

Еще один предмет анализа – табель учета рабочего времени. Этот документ – основной источник информации по охране труда. Представьте, у вас указано: инструктаж проведен и имеются подписи всех сотрудников, а табель покажет, что один из работников был в отпуске, еще двое – в командировке и т.д. А ведь именно охрана труда несет самые большие риски бизнесу. Непроведение вводного инструктажа, периодических инструктажей, медосмотров (для обязательных случаев) и многое другое – все это чревато огромными рисками. Просто скажу, если в организации нет системы охраны труда, совокупный штраф по нарушениям на одного сотрудника может достигать 600 тыс. рублей.

Здесь добавлю еще один риск: он связан со специальной оценкой условий труда. Закон требует размещать ее результаты на корпоративном сайте (п.6 ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "). У кого-то, даже сегодня, его может не быть, у иностранных представительств, возможно, нет доступа к корпоративному сайту. Уверена, проще и дешевле сделать отдельный простой сайт, чем потом доказывать в суде, что у вас не было возможности опубликовать эту информацию. Кроме того, спецоценку надо проводить не только в отношении вновь созданных рабочих мест, но и в случае переименования должностей. Об этом помнят далеко не все.

Серьезные риски несет бизнесу система отпусков. ГИТ в ходе каждой плановой проверки проверяет график отпусков. Само отсутствие графика влечет штраф в размере до 50 тыс. руб. (), а вот непредоставление отпуска грозит таким же штрафом, но за каждый случай, то есть за каждого работника. К тому же, появилась и еще более серьезная опасность из-за неиспользованных отпусков. По результатам одной из недавних проверок столичная ГИТ озвучила новую "трактовку" нарушения. Инспекторы усмотрели признаки ("Использование рабского труда"). Возможное наказание за это – вплоть до лишения свободы на срок от 3 до 10 лет.

Очень внимательно отнеситесь к теме корпоративного автопарка: выдаче служебных автомобилей или компенсации за использование личного авто. ГИТ настойчиво пытается признать водителями всех сотрудников, использующих автомобили компании. Даже если это, например, региональный менеджер по продажам, который не выполняет функции водителя, а только перемещается между клиентами. Если эта тема затрагивает вас, будьте готовы предоставить максимум документов: от справок о прохождении медосмотров до документов, подтверждающих техническую исправность транспорта.

Конечно, это не весь перечень запросов и документов, интересующих ГИТ. Но все они напрямую связаны с соблюдением законодательства, а значит, в ваших силах своевременно и тщательно анализировать его, следить за изменениями и судебной практикой.

Одним из показателей качества работы кадровика является отсутствие или наличие предписаний и штрафов по результатам проверок инспекторов по труду . Отсутствие претензий со стороны проверяющих – это результат вашей правильной работы. Был выписан штраф – значит, залезли в карман учредителя, чем и подорвали себе репутацию . Чтобы исключить подобные казусы нужно не только знать, как проводится проверка ГИТ, что проверяют инспекторы, но и то, как вести себя при проверках. Ведь инспекторы не могут просто прийти и переворошить все ваши документы, у них тоже есть правила, которые вы обязаны знать!

Что такое ГИТ

Вся 57 глава Трудового кодекса посвящена тому, как государство обязано надзирать за исполнением норм ТК . Функции надзора возложены на РОСТРУД (это общепринятое название Федеральной службы по труду – ФСТ). У службы есть территориальные органы – ГИТ .

ГИТ – это государственная инспекция труда . 6 частью Приказа Минтруда №354н именно эти инспекции имеют право проверять деятельность всех организаций и предпринимателей на соответствие ТК.

Законные основания

Инспекции действуют на основании Положения, утверждённого постановлением Правительства №875 от 01.09.2012г. И именно в 8 части этого Положения есть фраза о том, что все проверки ГИТ обязаны проводить в строгом соответствии с законом о защите прав организаций и предпринимателей при проверках (№294-ФЗ от 26.12.2008). Именно этот закон требует особого внимания.

Что такое проверка ГИТ

В 6 части 2 статьи 294 Закона есть определение термина «проверка». Это комплекс действий инспекторов по труду по оценке соответствия деятельности фирмы на соответствие нормам трудового права. То есть инспекторы проверяют – правильно ли вы действуете (или бездействуете) при ведении кадрового дела.

По характеру проверки могут быть:

  • документарными (инспекторы просто требуют, чтобы им привезли интересующие документы);
  • выездными (инспекторы приезжают к вам).

Проверка может быть плановой (по графику) или внеплановой.

Проверка по плану

По общему правилу такие проверки проводятся не чаще раза в три года (9 статья
закона)
. Но есть некоторые виды деятельности, которые предоставляют инспекторам право наведываться с проверкой и чаще:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • социальная сфера;
  • теплоснабжение;
  • электроэнергетика;
  • энергосбережение.

Эти сроки плановых проверок установлены в перечне, который .

Как формируется план проверок :

  • ФСТ разрабатывает план проверок на год (какие организации и в какие сроки будут проверять);
  • до 1 декабря года перед проверкой план передаётся в Генпрокуратуру;
  • Генпрокуратура до 31 декабря на своём сайте размещает сводный план проверок (можно найти по этой ссылке http://plan.genproc.gov.ru/plan2016 /).

Нашли себя? Готовьтесь к проверке!

Внимание!

Важно: первая проверка не должна проводиться раньше трёх лет с момента регистрации фирмы или ИП!

За три дня до проведения проверки вас должны предупредить (ч.12 ст.9).

Внеплановая проверка

Бывают случаи, когда инспекторы могут нагрянуть и не по графику Генпрокуратуры . И это случается, если:

  • закончился срок предписания, по которому ваша фирма должна была исправить какие-то выявленные нарушения;
  • поступила жалоба работника.

О такой проверке вам должны сообщить за сутки до её проведения .

Важно!

Обратите внимание : предупреждение может быть направлено любым способом, даже по факсу или телефонограммой!

Документарная проверка

Такой характер проверка приобретает, когда инспекторам достаточно видеть минимум документов вашей организации . Если вас проверяют именно так, учтите нюансы (ст.11 закона 294):

  • вы имеете право требовать основания , если проверка внеплановая (в случае жалобы работника вам обязаны предоставить на обозрение эту жалобу, и это не должна быть анонимка);
  • требуемые документы вы должны привезти инспектору в течение 10 дней со дня запроса ;
  • документы не обязательно привозить в подлинниках – сделайте копии и заверьте своей печатью (у нотариуса заверять их не обязательно, а требование незаконно);
  • документы, не относящиеся к жалобе, у вас требовать не имеют права .

Выездная проверка

Проверка на месте проводится только тогда, когда нельзя провести документарную
(не предоставлялись документы), или она проводилась, но выявлены нарушения в оформлении документов или дел.

В начале проверки вам обязаны представить :

  • служебные удостоверения;
  • распоряжение о проведении проверки.

Распоряжение или приказ должен содержать :

  • состав проверяющих (кого нет в списке, имеете право на допускать до дел );
  • основание (жалоба, например, или план);
  • задачи проверки (должны быть определены чётко – не «проверить документы отдела кадров», а «проверить наличие трудовых договоров и их соответствие законодательству». При этом кроме договоров, вы не обязаны показывать другие документы );
  • сроки проведения проверки.

Кстати, о сроках: они тоже расписаны в законе! Поэтому проверка проводится в таких рамках:

  • 20 дней – для градообразующих и других крупных предприятий;
  • 50 часов – если фирма у вас относится к малому бизнесу (штат до 100 человек);
  • 15 часов – для микропредприятий (штат до 15 человек).

Если вы примете к сведению все эти правила проверок, можете смело ими апеллировать.

Пример

Например, проводится проверка по правильности начисления зарплаты . В вашей компетенции показать инспекторам только трудовой договор, в котором зафиксирована зарплата, штатное расписание, на основании которого зарплата установлена и положение об оплате труда . Требовать других документов у вас не должны по 294 закону.

За что можно получить предписание или штраф

Любые нарушения трудового законодательства наказуемы . Но самые типичные вот:

  • задержка зарплаты;
  • невыдача трудовой книжки в последний день работы;
  • неправильное оформление трудовых договоров;
  • незаконное увольнение или перевод;
  • незаконные удержания из зарплаты.

Некоторые фирмы до сих пор применяют систему штрафов, хотя это запрещено . Если и у вас такой случай, совет: не штрафуйте, а начисляйте премию в меньшем размере. Но для этого зарплата работника должна состоять из оклада и премии. А невыплата премии должна быть обоснована, например, невыполнением показателей премирования.

Заключение

Внимание!

Если к вам грозится нагрянуть проверка ГИТ , что проверяют в отделе кадров вы узнаете из уведомления. Ваши первые действия: незамедлительно исправить нарушения, если они есть и послужили основанием для проверки.

Если нарушения обнаружатся в ходе проверки, вам вручат предписание, которое обязательно к исполнению . Не исполните – наложат штраф (до 50 тысяч).

Но оптимальнее, конечно, до предписаний дела не доводить, просто делайте свою работу правильно изначально, чтобы не переделывать потом.

Порядок проверки организаций и предпринимателей Государственной инспекцией труда (ГИТ) регламентирован ст. 360 ТК РФ. В статье разберем, как проводится проверка работодателя трудовой инспекцией, каков порядок уведомления организации о плановой проверке, уведомляет ли ГИТ работодателя о внеплановой проверке по жалобе работника.

Проверка работодателя трудовой инспекцией: общие положения

На основании ст. 360 ТК РФ ГИТ уполномочена осуществлять проверку организаций ИП с наемными работниками с целью контроля за соблюдением работодателями норм трудового законодательства. Проверки могут проводиться в плановом и внеплановом порядке.

Когда проводится плановая проверка ГИТ

ГИТ проводит плановые проверки на основании категории риска, который присваивается организации в порядке, установленном ФЗ-294 от 26.12.2008 года (с учетом внесенных изменений):

  • категория высокого риска – 1 раз в 2 года;
  • категория значительного риска – 1 раз в 3 года;
  • категория среднего риска – 1 раз в 5 лет;
  • категория умеренного риска – 1 раз в 6 лет;
  • для работодателей, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не предусмотрены.

Присвоение организации определенной категории риска осуществляется на основании оценки работодателя, проведенной ГИТ с учетом следующих показателей:

  • наличие жалоб в ГИТ на работодателя за последние несколько лет;
  • наличие предписаний ГИТ о нарушении трудового законодательства;
  • задолженности работодателя по оплате налогов, сборов;
  • прочие случаи нарушения работодателем действующего законодательства, зафиксированные контролирующими органами.

После присвоения категории риска организации ГИТ включает работодателя в график плановых проверок. На официальном сайте Роструда работодатель может найти информацию о сроках проверок, установленных для организаций категорий значительного и высокого риска (https://www.rostrud.ru/control/plani_proverok/).

Для того, чтобы выяснить, грозят ли организации проверки ГИТ в ближайшее время, работодателю необходимо:

  • зайти на официальный сайт Роструда (rostrud.ru);
  • перейти по ссылке на план проверок (https://www.rostrud.ru/control/plani_proverok/);
  • выбрать одну из категорий риска;
  • выбрать регион;
  • проверить, включена ли организация в график проверок.

Основания для внеплановых проверок ГИТ

Статьей 360 ТК РФ содержат закрытый список оснований, в соответствие с которыми трудовая инспекция вправе провести внеплановую проверку работодателя. Виды внеплановых проверок можно условно разделить на 3 группы.

Группа 1 – Внеплановая проверка по истечению срока действия предписания ГИТ

При нарушении работодателем положений трудового законодательства ГИТ вправе выдать организации предписание об устранении выявленных нарушений. В срок, установленный предписанием, работодатель обязан предпринять меры по устранению нарушений и уведомить об этом ГИТ в письменном виде. В случае если по истечению срока действия предписания ответа от работодателя не поступило, ли сотрудниками трудовой инспекции необходимо на месте убедиться в факту устранения нарушений, ГИТ назначает внеплановую проверку.

Группа 2 – Внеплановая проверка по жалобе работника

Трудовое законодательство гарантирует гражданам соблюдение трудовых прав на рабочем месте. В случае нарушения работодателем положений ТК, сотрудник вправе подать жалобу в ГИТ.

Трудовая инспекция назначает внеплановую проверку в случае, если в адрес ГИТ поступила жалоба от работника в отношении нарушения работодателем:

  • порядка оплаты труда (задержка выплаты заработной платы, неоплата переработок, т.п.);
  • обязательств по обеспечению безопасных условий труда (сотрудник работает в условиях, которые содержат угрозу жизни, здоровью, работодатель не обеспечил работника СИЗ в установленном порядке);
  • правил трудового распорядка (привлечение работника к сверхурочное работе без его согласия);
  • обязательств по обеспечению отдыха (отказ в предоставлении дней отпуска);
  • прочих условий, предусмотренных трудовым законодательством.

Кроме того, в 2018 году расширен список основании, в соответствие с которыми ГИТ может назначить внеплановую проверку. Речь идет о следующих нарушениях:

  • уклонение от заключения трудового договора;
  • ненадлежащее заключение трудового договора;
  • заключение договора ГПХ в случае, когда между работником и работодателем установлены трудовые отношения.

Если в трудовую инспекцию поступила жалоба от работника в отношении нарушения работодателем правил заключения трудового договора, то внеплановая проверка в ГИТ в таком случае производится незамедлительно, без предварительного уведомления работодателя.

Группа 3 – Внеплановая проверка по инициативе прокуратуры

Основанием для внеплановой проверки также может выступать приказ, подписанный руководителем органа ГИТ и составленный на основании требований прокуратуры, Правительства или Президента РФ.

Как проводится плановая проверка ГИТ

Плановая проверка ГИТ проводится в соответствие со следующими этапами:

  1. После присвоения организации определенной категории риска, ГИТ включает работодателя в график плановых проверок и публикует информацию на официальном сайте Роструда.
  2. Работодатель может в любое время ознакомиться с графиком плановых проверок ГИТ на сайте. Дополнительное письменное уведомление о предстоящей плановой проверке трудовая инспекция не направляет.
  3. Перед началом проверки орган ГИТ составляет приказ, в котором указывает цели и задачи проверки, а также период, в течение которого трудовая инспекция будет проверять работодателя. Бланк приказа можно скачать здесь ⇒ .
  4. Во время проверки ГИТ вправе запрашивать у работодателя необходимые документы, а также проводить осмотр производственных помещений, беседовать с сотрудниками, т.п.
  5. По окончанию проверки ГИТ оформляет акт, в котором описывает результаты проведенных мероприятий (бланк акта можно скачать здесь ⇒ ). В случае выявления нарушений, ГИТ выдает работодателю предписание о необходимости их устранений.

Проверка работодателя трудовой инспекцией по жалобе работника

При нарушении трудовых прав работник вправе оформить жалобу на работодателя в ГИТ, на основании которой трудовая инспекция назначает и проводит внеплановую проверку организации-работодателя.

Этап-1. Подача жалобы в ГИТ

Действующим законодательством не установлена форма, согласно которой работник обязан подать жалобу в ГИТ, поэтому документ может быть составлен в свободной форме, с указанием:

  • наименования органа ГИТ, в который подается заявление;
  • информации о заявителе (ФИО, адрес, контактный телефон);
  • даты составления обращения.

При составлении жалобы работник должен.

  • указать место работы (должность, структурное подразделение, полное наименование работодателя), основания трудовых отношений (трудовой договор №___ от ____ года );
  • изложить суть претензии, опираясь на конкретные факты (например, зарплата за май 2018 выплачена с задержкой 20 дней ) и ссылаясь на нормативные документы (ТК, НК, ГК, т.п.);
  • приложить документальные основания, подтверждающие нарушение работодателя трудовых прав работника (например, банковская выписка с информацией о выплате зарплаты позже установленного трудовым договором срока ).

Для признания жалобы действительной обязательно наличие на документе собственноручной подписи работника.

Работник может подать жалобу, лично отправившись в территориальный орган ГИТ, либо оформив электронную заявку на сайте трудовой инспекции (https://онлайнинспекция.рф).

Срок подачи жалобы в ГИТ – не позже истечения 3-месячного срока с момента, когда работник узнал о нарушении собственных трудовых прав.

Этап-2. Назначение внеплановой проверки

ГИТ рассматривает заявление от работника в течение 30-ти календарных дней с момента обращения (жалобы о незаконном увольнении – в течение 10-ти дней).

По истечении установленного срока ГИТ назначает внеплановую проверку работодателя, а работнику направляет письменный ответ о мероприятии, предпринятом в отношении поступившей жалобы.

В общем порядке ГИТ обязана уведомить работодателя о внеплановой проверке не позже чем за 24 часа до ее начала. При этом трудовая инспекция может не уведомлять работодателя, если внеплановая проверка назначена в связи с:

  • причинением работнику вреда здоровью по вине работодателя;
  • уклонением работодателя от оформления трудового договора, ненадлежащее оформление трудовых отношений, т.п.

Данный порядок закреплен в ст. 360 ТК РФ.

Рассмотрим, что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке, и как часто они могут проводиться.

Плановые проверки трудовой инспекции: порядок проведения

Инспекция по труду проводит проверки соблюдения в организациях трудового законодательства основываясь на ст.353 и 356 ТК. Специализированных нормативно-правовых актов, которые регулировали бы конкретно проверки трудового законодательства, в РФ нет. Поэтому в своей деятельности инспекторы руководствуются:

  • Конвенцией МОТ №81, составленной в 1974 году;
  • Законом «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора)» от 19.12.2008 №294-ФЗ.

Частота проведения плановых проверок

График проведения ревизий составляется за год. То есть план проверок трудовой инспекции на 2019, готовился в 2016 году. Каждый желающий может ознакомиться с ним на официальном сайте Роструда.

График составляется с учётом того, что соблюдение трудового законодательства можно проверять на предприятии не ранее чем через 3 года после:

  • Государственной регистрации юрлица или ИП;
  • Окончания проведения последней проверки.

Уведомление о проведении проверки

Перед началом проверки руководитель трудовой инспекции по месту нахождения организации издаёт соответствующее распоряжение. В нём указывается:

  • Дата издания;
  • Должностные лица, уполномоченные проверять организацию;
  • Полное название и юридический адрес проверяемой организации;
  • Точная дата проведения проверки, её цели и задачи.

Копия распоряжения направляется руководителю объекта проверки, таким образом, чтобы он был уведомлен о проведении ревизии не позднее 3 дней до её начала. Уведомление может быть отправлено факсом, почтой либо передано в руки.

Внимание! Инспекторы не могут:

  • Запрашивать информацию, образцы, не имеющих отношение к объекту проверки;
  • Изымать оригиналы каких-либо документов.

Проверяемый период

В ходе проверки исследуются документы за последние 3 года. Таким образом, в ходе плановой проверки трудовой инспекции в 2017 году будут изучаться документы с 2015 по 2017 год.

Какие документы проверяет трудовая инспекция

Закон не ограничивает инспектора в своих действиях. Он может потребовать для проверки любой документ, который тем или иным образом касается соблюдения трудового законодательства. В любом случае перед приходом проверяющих организации необходимо привести в порядок следующие бумаги.

Договоры

  • Трудовые договоры с работниками должны соответствовать требованиям ст.57 ТК.
  • Договоры об индивидуальной или коллективной материальной ответственности. Они могут заключаться с работниками, перечень должностей которых указан в постановлении Минтруда №85 от 31.12.2002 .
  • Ученические договоры, если в организации практикуется ученичество.

Учредительные документы

  • Устав;
  • Свидетельство о госрегистрации.

Локальные НПА

  • Правила внутреннего трудового распорядка.
  • Коллективный договор.
  • Положение, регулирующее оплату труда и премирование работников (это необязательный документ, такие же сведения могут содержаться в колдоговоре).
  • Положение о персональных данных сотрудников в соответствии со ст.88 ТК.
  • Другие возможные локальные акты организации, устанавливающие график сменности, вахтовый метод, ненормированный рабочий день или разделение рабочего дня для сотрудников.

Документы по охране труда

  • Инструкции по охране труда;
  • Журнал обучения и прохождения инструктажа по охране труда;
  • Другие документы: журнал вводного инструктажа, личная карточка обучения работников, перечень должностей, освобождённых от первичного инструктажа и т.д.

Приказы

  • О приме на работу;
  • Об увольнении;
  • О привлечении к дисциплинарной ответственности и др.

Законодательство не содержит закрытого перечня приказов, которые может издавать руководитель организации, поэтому все распоряжения, касающиеся трудового права должны храниться в отделе кадров.

Важная информация

Кроме документов нужно учесть и соблюдение всех норм трудового права. Вовремя проводимые аттестации и безопасность сотрудников на их рабочем месте также имеют значение. Нужны ли специальная одежда для работников или аксессуары, защитные маски или перчатки, и многое другое зависит от типа осуществляемых ими работ.

Бухгалтерские документы

Трудовая инспекция проверяет трудовые договора на наличие там информации о днях выплаты заработной платы, а затем сверяет эти даты с реальными датами выплат. Инспектора изучают:

  • Формы расчётных листов;
  • Извещение о выплате зарплаты, составляемое в соответствии со ст.136 ТК.

Документы об отпусках

Извещения работников о предоставлении отпуска. Согласно ст.123 ТК работник должен быть уведомлен об очередном отпуске не позднее, чем за 2 недели до начала.

Документация по учёту рабочего времени

  • Табель учёта (составляется в соответствии со ст.91 ТК);
  • Штатное расписание (необязательный документ).

Другие документы

Сюда можно отнести:

  • Трудовые книжки;
  • Личные карточки работников (форма Т-2);
  • Уведомления работников о переносе рабочего времени, сокращении штата, расторжении трудового договора и т.д.;
  • Заявления работников о предоставлении отпуска, расторжении трудового договора и т.д.;
  • Больничные листы;
  • Различные журналы учёта (командировок, движения трудовых книжек, несчастных случаев на производстве и т.д.).

Виды плановых проверок

В зависимости от способа изучения документации плановые проверки делятся на выездные и документарные.

Выездная проверка

При таком способе проверки уполномоченные должностные лица приезжают непосредственно в организацию, включённую в график проверок трудовой инспекции на 2019 год, для исследования документов.

ИП или руководитель организации, в которой проводится проверка, обязаны:

  • Обеспечить проверяющим возможность ознакомиться с документами, касающимися предмета проверки;
  • Предоставить им доступ в офис, здания и сооружения проверяемого предприятия.

В таблице указана максимальная длительность проверки

Документарная проверка

Такую проверку инспектор осуществляет на своём рабочем месте, то есть в территориальном органе трудовой инспекции. Документы для исследования предоставляются ему проверяемой организацией после получения уведомления о проверке.

Для проверки в инспекцию необходимо отправить копии документов, заверенные печатью и подписью руководителя организации. Печать на копиях может стоять любая: «для документов», «для отдела кадров» и т.д. Если ИП или организация не имеют собственной печати, на копии достаточно удостоверительной подписи руководителя.

Такой реквизит как удостоверительная подпись включает в себя:

  • Надпись — Верно; либо — Копия верна;
  • Должность лица, удостоверившего копию;
  • Его подпись с расшифровкой (фамилия и инициалы);
  • Дату.

Так как перечень того, что проверяет государственная инспекция труда не исчерпывающий, в ходе проверки инспектор может затребовать дополнительные документы, которые он сочтёт необходимыми для исследования. Для этого он направляет субъекту проверки соответствующий запрос. Руководитель организации должен в течение 10 рабочих дней предоставить в инспекцию затребованные документы (п.5 ст.11 Закона №294).

Подробно о проверках государственной инспекции труда рассказывает специалист

Сколько времени занимает проверка

Общий срок для проведения проверки трудовой инспекцией составляет 20 дней. Но из этого правила есть исключения для субъектов малого предпринимательства:

  • На малом предприятии можно проводить плановую выездную проверку не дольше в общей сложности 50 часов;
  • Аналогичная проверка микропредприятия — 15 часов.

Это исключение касается только плановых выездных проверок. Внеплановые или документарные проверки проводятся по общему правилу.

На территории России действует до конца 2018 года мораторий на проверки малого бизнеса, эти организации освобождены от плановых проверок трудовой инспекцией.

Как проходит выездная плановая проверка

Алгоритм действий проверяющего примерно одинаковый во всех организациях.

  1. Согласно графику проверки трудовой инспекции на 2019 год инспектор приезжает на предприятие. Предъявляет своё служебное удостоверение и распоряжение о проведении проверки.
  2. Проводит проверку документов кадровой службы: трудовые договора, трудовые книжки, приказы по кадрам и т.д.
  3. Проверяет бухгалтерскую документацию (все бумаги, касающиеся оплаты труда).
  4. Изучает документы по охране труда.
  5. Составляет акт проверки, в котором указываются обнаруженные нарушения. Документ составляется в 2 экземплярах: первый – для инспектора, второй – для проверяемой организации.

Остались вопросы? Задавайте их в комментариях к статье