» »

Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Основные мотивы общения Факторы, определяющие уровень мотивации

19.12.2023

Творческая работа

По теме «Знания – дети удивления и любопытства

(к вопросу о мотивации учения школьников)»

Ковдор, 2004

© сайт

2 . Виды мотивов и мотивации учебной деятельности

Тема мотива и мотивации очень хорошо разработана в педагогической психологии, и это, как ни странно, создаёт определённые трудности в овладении этой темой, поскольку часто по одному и тому же вопросу у психологов существует несколько разных мнений, а и следовательно, отличающихся методик для выявления какого-либо факта. Похоже, единственный способ решения этих трудностей – определить свою собственную позицию по этой проблеме, и выбрать для своей работы те термины, те методики, которые более понятны и ближе к «стилю» преподавания. Что я и сделала в последующей моей работе.

Для лучшего понимания проблемы целесообразно условиться об однозначности определений терминов «мотив» и «мотивация», хотя в психологии встречаются различные определения этих понятий.

Итак: что такое «мотив»?

Мотив - это то, что побуждает деятельность

(является формой проявления потребности).

Что такое «мотивация»?

Мотивация - процесс побуждения себя и других

к деятельности для достижения личных целей.

Итак, существует несколько классификаций мотивов, перечислю некоторые из них.

2.1. Классификация мотивов по Т.­ А. ­Ильиной

Мотивы, непосредственно побуждающие:

  1. зависят от личности и деятельности учителя, отобранного материала, методов.
  2. опираются на непроизвольное внимание, основаны на положительных эмоциях.

Мотивы, перспективно побуждающие:

  1. связаны с предметной целеустремлённостью самого ученика, нацеленностью его деятельности на будущее.
  2. это интерес к предмету, к определенной деятельности, к которой есть склонность; желание заслужить одобрение товарищей.
  3. мотивы часто могут быть связаны с отрицательными эмоциями – страх перед учителем, родителями.
  4. опираются на произвольное внимание, связанное с сознательно поставленной целью.

Мотивы интеллектуального побуждения:

  1. интерес к процессу умственной деятельности;
  2. стремление найти самостоятельный ответ на вопрос, чувство удовлетворения от успешного решения, чувство удовлетворения от самого процесса мыслительной работы;
  3. пробуждение и поддержание подобных интересов зависит от учителя, т.е. необходимо обучение учащихся приёмам умственной деятельности, овладения общеучебными умениями.

Это разделение очень условное, мотивы переплетаются друг с другом, переходят один в другой, объединяются; кроме того, соотношение мотивов меняется в зависимости от возраста; так в младших классах – преобладают непосредственно побуждающие мотивы; в старших – перспективно-побуждающие и социальные.

2.2. Другой вариант классификации мотивов учения по Т.­ А.­ Ильиной
(опирается на две тенденции: к достижению успеха и избеганию неудачи)

Задача учителя при этом – развивать у учеников стремление к успеху, поощрять даже маленькие достижения, не акцентировать внимание на неудачах.

2.3. Вариант классификации мотивов по А.­ К.­ Марковой

(характеризующий отношение к самой деятельности)

По этой же классификации внешние мотивы называются социальными , а внутренние – познавательными (именно эту классификацию я и буду использовать в дальнейшем).

2.4. Выводы по мотивам деятельности ученика

  1. Ведущими мотивами ученической деятельности могут быть и внешние, и внутренние мотивы. Разумеется, все мы хотим, чтобы деятельность наших учеников направлялась внутренними мотивами, но и внешняя мотивация может привести к постановке цели деятельности, если это только не отрицательный (боязнь плохой отметки), а положительный мотив (желание получить хорошую отметку).
  2. Крайне важно знать динамику развития мотивов, и следить за тем, чтобы внешние положительные мотивы не перешли во внешние отрицательные. При правильно поставленном обучении происходит наоборот, интерес к учителю перерастает в интерес к предмету и позже – к науке, которую он представляет.
  3. Реально каждый ученик побуждается несколькими мотивами, т.к. учебная деятельность всегда полимотивирована.

2.5. Вариант классификации мотивов по Е. ­П.­ Ильину

Для понимания специфики мотива необходимо их соотнесение с возрастом. Возрастные особенности детей оказывают влияние на мотивацию. Например, готовность школьников подчиняться требованиям взрослых резко снижается от 4-го к 7-му классу, что свидетельствует о снижении роли внешней и увеличении внутренней мотивации. К сожалению, этот факт редко принимается во внимание как родителями, так и учителями.

Теперь же интересно будет посмотреть, как мотивируется учебная деятельность школьника по возрастам. Ниже я привожу таблицу, где показан возраст и соответствующий возрасту мотив (таблица составлена обзорно, и мотивы сознательно упрощены, а некоторые даже и не включены, т.к. главное назначение этой таблицы – показать другой принцип классификации, а также показать взаимосвязь возраста и мотива).

Таблица «Мотивы учебной деятельности»

Возраст/Группа

Мотив

Первоклассники
(дошкольники)

  1. интерес к учению вообще
  2. стремление к взрослости

Младшие школьники

  1. беспрекословное выполнение требований учителя (т.е. у большинства – социальная мотивация);
  2. получаемые отметки;
  3. престижный мотив;
  4. познавательный мотив (очень редко).

Средние классы

  1. стойкий интерес к определённому предмету на фоне снижения общей мотивации к учению;
  2. мотив посещения уроков – «не потому, что хочется, а потому, что надо»;
  3. требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок;
  4. потребность в познании и оценке свойств своей личности;
  5. главный мотив – стремление найти своё место среди товарищей (желаемое место в коллективе сверстников);
  6. особенность мотивации – наличие подростковых установок.

Старшие классы

  1. основной мотив – подготовка к поступлению.

Как видно из этой таблицы – мотив с возрастом меняется, и меняется потому, что меняются потребности. Предлагаю посмотреть взаимосвязь мотива и потребности и убедиться, насколько однозначно потребность обуславливает мотив.

Последовательность появления потребностей в онтогенезе – снизу вверх (по А. Маслоу):

Последовательность появления мотивов (составлено автором исследования):

2.6. Способы мотивации по Д. ­Г.­ Левитесу

Психологами и педагогами предлагаются разные способы мотивации. Я остановилась на тех, которые мне представляются более приемлемыми с точки зрения использования их на каждом уроке. Это следующие способы:

Остановлюсь подробнее на каждом способе мотивации, сопроводив его следующими пояснениями: суть способа – через афоризм; что дает этот способ, или каков его результат; чего «требует» этот способ для лучшего его применения; помимо этого каждый способ я сопроводила фотографией собственных уроков, когда мною применялся тот или иной способ. Сразу оговорюсь, что способы мотивации «культура общения» и «чувство юмора» показать на фото оказалось проблематичным – не потому, что я эти способы не использую, а потому, что сфотографировать запах «Шанель №5» также невозможно.

Мотивация – это внутренне состояние человека, связанное с его потребностями. Мотивы являются движущей силой, которая активизирует физические и психические функции, побуждая человека к действию и достижению поставленной цели.

Функции и виды мотивов

Основные виды мотивов человека содержат шесть составляющих:

Внешние мотивы . Они обусловлены внешними составляющими. Например, если ваш знакомый приобрел новую вещь, и вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже приобрести подобную вещь.

Внутренние мотивы . Возникают внутри самого человека. Например, она может выражаться в желании куда-либо уехать и сменить обстановку. Причем если вы поделитесь этой мыслью с окружающими, то для кого-то это может стать внешним мотивом.

Положительные мотивы . Основаны на положительных подкреплениях. Например, такой мотив содержится в установке – буду много работать, получу больше денег.

Отрицательные мотивы . Являются факторами, отталкивающими человека от совершения ошибки. Например – не встану вовремя, опоздаю на важную встречу.

Устойчивые мотивы . Основаны на нуждах человека и не требуют дополнительного подкрепления со стороны.

Неустойчивые мотивы . Требуют постоянного подкрепления со стороны.

Все эти виды мотивов выполняют три основных функции:

1.побуждение к действию. То есть выявление тех мотивов, которые заставляют человека действовать;

2.направление деятельности. Функция, с помощью которой человек определяет, за счет чего он сможет добиться цели и удовлетворить свою потребность;

3.контроль и поддержание поведения направленного на достижение. Помня о своей конечной цели, человек будет корректировать свою деятельность с учетом её достижения.

Кстати, что касается деятельности, то и здесь существует свой набор мотивов. Он зависит не только от внутренних потребностей человека, но и от его взаимодействия с социальной средой.

Понятие потребности: основные характеристики и виды. Специфика человеческих потребностей.

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА - переживаемые, осознаваемые и неосознаваемые человеком нужды, зависимости в том, что необходимо для жизнедеятельности его организма и развития его личности.

Потребности человека:

1) Физиологические (дыхание, питание, сон...).

2) Потребность в безопасности и защищенности

3) потребность быть принятым в обществе

4) потребность в уважении и самоуважении

5) потребность с самоактуализации

Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности личности выражаются в мотивации ее поведения.

Направленность личности, её виды. Интересы, ценностные ориентации, мировоззрение.

Под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития в процессе обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т. д.

Компоненты направленности личности:

  • Влечение
  • Желание
  • Стремление
  • Идеал
  • Ценности
  • Установка
  • Компонент направленности личности
  • Мировоззрение
  • Убеждение

В самом общем виде мотивация личности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих личность к осуществлению определенных действий. Для понимания мотивационной сферы необходимо раскрыть некоторые термины, тесно связанные с этим процессом.

Под деятельностью в психологии понимают мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели. Важнейшими видами деятельности являются: игра, учение и труд.

Потребностно-мотивационная сфера личности включает в себя три группы потребностей: витальные, социальные и идеальные. Удовлетворение витальных потребностей обеспечивает биологическое существование индивида, признание со стороны себе подобных связано с социальными потребностями. В идеальных потребностях лежит причина творчества, добра, красоты, справедливости и всего подобного. Социальные потребности возникают вследствие осознания личностью общественной необходимости труда каждого человека для общества, государства. Все социальные потребности личности осознаваемы. Биологические потребности могут, как осознаваться, так и не отражаться в сознании. Например, потребность в витаминах.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направленно действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализирующую потребность. Цели разделяют на объективные (заданные обществом) и субъективные (самостоятельно поставленные человеком или принятые извне). Цель, поставленная человеком самостоятельно, усиливает мотивацию, создает позитивное настроение и удерживается дольше.

Под мотивом Леонтьев рассматривал, то объективное, что отвечает за потребности, побуждает и направляет деятельность. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Выделяют следующие виды мотивов:

1. Мотив самоутверждения , связанный с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

2. Мотив идентификации - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического "заимствования" энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.).

3. Мотив власти - одна из самых главных движущих сил человеческих действий, это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Этот мотив является едва ли не единственным мотивом деятельности, активность которого не следует усиливать, поскольку последствия могут быть ужасными.

4. Мотив саморазвития - это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность, это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Саморазвитие часто сопровождается внутриличностным конфликтом, но не является насилием над собой.

5. Мотив достижения цели - это стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Может оказаться, что у субъекта с сильным мотивом достижения в определенной ситуации мотивация достижения будет невысока, поскольку эта деятельность не имеет для него ценности. А человек с высоким показателем мотива достижения в некоторой конкретной ситуации, возможно, не будет стремиться достичь успеха, поскольку задание будет слишком сложным и вероятность достижения успеха – незначительными. Тогда как индивид, с низким мотивом достижения, при определенных обстоятельствах (посильность задания, большие шансы достичь успеха, привлекательность деятельности) будет демонстрировать высокий уровень мотивации достижения.

6. Мотив аффилиации - это стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Потребность в нем возникает как стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и самооценке. Эта потребность строиться в онтогенезе на основе других потребностей, которые начинают функционировать ранее.

По направленности и содержанию мотивы классифицируют на:

    Социальные

    Познавательные

    Профессионально-ценностные

    Эстетические

    Коммуникационные

    Статусно-позиционные

    Традиционно-исторические

    Утилитарно-практические (меркантильные)

Все группы мотивов находятся в динамической связи между собой, сочетаясь самым причудливым образом в зависимости от возникающих условий.

По степени осознанности можно выделить осознанные и неосознанные мотивы. Выделяют мотивы реальные , осознаваемые личностью и определяющие достижения и мотивы мнимые (надуманные), которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах. Также мотивы можно разделить на: побудительные (они лежат в основе различных целенаправленных действий) и смыслообразующие (переводят общественно значимые ценности на личностный уровень – «для меня»).

Мотивы бывают внутренние и внешние. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе деятельности, познание нового, неизвестного. К внешним мотивам можно отнести стремление к похвале, общению, потребность быть первым и т.д.

Л.И. Божович : по критерию общественной значимости выделяла:

    Общественно значимые мотивы.

    Личностно значимые мотивы (эгоистические).

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность личности, называются действующими мотивами. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияют на активность человека и часто вообще не проявляются. А.Леонтьев называет их потенциальными мотивами, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Выделяют следующие функции мотивов:

    Побуждающая - связана с возникновением потребностей, которые приводят к мобилизации силы человека для их удовлетворения

    Направляющая - направляет деятельность на конкретный объект

    Управляющая - связана с планированием действий

    Организующая - деятельность мысленно организовывается

    Смыслообразующая - человек оценивает жизненное значение потребностей в связи с существующими обстоятельствами

    Отражательная - отражение в сознании человека средств достижения и последствий достижения поставленных целей или потребностей.

Потребности, цели и мотивы – являются основными составляющими мотивационной сферы человека. Поиск методов повышения мотивации личности к активной деятельности привел к рождению множества теорий мотивации. Каждая из них по-своему пытается ответить на вопрос, чем именно определяется тот или иной поступок в деятельности личности. Современные теории мотивации разделяются на две категории: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют личность делать так, а не иначе. Эти теории в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию. При закладке основ современных концепций наибольшее значение имели работы Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКелланда.

Процессуальные тории мотивации появились позже содержательных и основываются в первую очередь на том, что как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера Лоулера.

В современной психологии мотивом называют все, что составляет так называемые внутренние силы поведения, что актуализирует деятельность человека. По Леонтьеву, в ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом. В момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности. Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности.

Если посмотреть на то же событие со стороны потребности, то можно сказать, что через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. В связи с этим мотив определяется еще иначе – как опредмеченная потребность.

Ведущий мотив в одном или во многих произведениях писателя может определяться как лейтмотив. Иногда говорят и о лейтмотиве какого-либо творческого направления (нем. Leitmotiv; термин был введен в употребление музыковедами, исследователями творчества Р. Вагнера). Обычно он становится экспрессивно-эмоциональной основой для воплощения идеи произведения. Лейтмотив может рассматриваться на уровне темы, образной структуры и интонационно-звукового оформления произведения. Например, через всю пьесу А.П. Чехова «Вишневый сад» проходит мотив вишневого сада как символ Дома, красоты, и устойчивости жизни. Этот лейтмотив звучит и в диалогах, и в воспоминаниях героев, и в авторских ремарках: «Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник» (д. 1): «Посмотрите, покойная мама идет по саду… в белом платье!» (д. 1, Раневская); «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!» (д. 3, Лопахин).

Можно говорить об особой роли как лейтмотива, так и мотива в организации второго, тайного смысла произведения, другими словами - подтекста, подводного течения. Лейтмотивом многих драматических и эпических произведений Чехова является фраза: «Пропала жизнь!» («Дядя Ваня», д. 3, Войницкий).

Особые «отношения» связывают мотив и лейтмотив с темой произведения. В 20-е годы утвердился тематический подход к изучению мотива. «Эпизоды распадаются на еще более мелкие части, описывающие отдельные действия, события или вещи. Темы таких мелких частей произведения, которые уже нельзя более дробить, называются мотивами »,- писал Б. Томашевский 12 . Мотив можно рассматривать как развитие, расширение и углубление основной темы. Например, темой повести Ф.М. Достоевского «Двойник» является раздвоение личности бедного чиновника Голядкина, пытающегося утвердится в отвергнувшем его обществе с помощью своего уверенного и наглого «двойника». По мере развертывания основной темы возникают мотивы одиночества, неприкаянности, безнадежной любви, «несовпадения» героя с окружающей жизнью. Лейтмотивом всей повести можно считать мотив фатальной обреченности героя, несмотря на его отчаянное сопротивление обстоятельствам.

В современном литературоведении существует тенденция рассматривать художественную систему произведения с точки зрения лейтмотивного построения : «Основным приемом, определяющим всю смысловую структуру «Мастера и Маргариты» и вместе с тем имеющим более широкое общее значение, нам представляется принцип лейтмотивного построения повествования. Имеется в виду такой принцип, при котором некоторый мотив, раз возникнув, повторяется затем множество раз, выступая при этом каждый раз в новом варианте, новых очертаниях и во все новых сочетаниях с другими мотивами» 13 .

В лирическом произведении мотив - прежде всего повторяющийся комплекс чувств и идей. Но отдельные мотивы в лирике гораздо более самостоятельны, чем в эпосе и драме, где они подчинены развитию действия. «Задача лирического произведения - сопоставление отдельных мотивов и словесных образов, производящее впечатление художественного построения мысли» 14 . Ярче всего в мотиве выдвинута повторяемость психологических переживаний:

Забуду год, день, число.

Запрусь одинокий с листом бумаги я,

Творись, просветленных страданием слов

Нечеловечья магия!

Сердце обокравшая,

Всего его лишив,

Вымучившая душу в бреду мою,

Прими мой дар, дорогая,

Больше я, может быть, ничего не придумаю.

(В. Маяковский. «Флейта-позвоночник»)

Так развивается мотив безысходного страдания из-за неразделенной любви, разрешающегося в творчестве.

Иногда творчество поэта в целом может рассматриваться как взаимодействие, соотношение мотивов. Например, в поэзии Лермонтова выделяют мотивы свободы, воли, действия и подвига, изгнанничества, памяти и забвения, времени и вечности, любви, смерти, судьбы и т.д. «Одиночество - мотив, пронизывающий почти все творчество и выражающий умонастроение поэта. Это одновременно и мотив, и сквозная, центральная тема его поэзии, начиная с юношеских стихов и кончая последующими <…> Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова» 15 .

Один и тот же мотив получать разные символические значения в лирических произведениях разных эпох, подчеркивая близость и в то же время оригинальность поэтов: ср. мотив дороги в лирических отступлениях Гоголя в поэме «Мертвые души» и в стихотворении «Бесы» Пушкина, «Родина» Лермонтова и «Тройка» Некрасова, «Русь» Есенина и «Россия» Блока и др.

Кто из нас не слышал выражений «Бизнес – это люди» или «Кадры решают все»? Действительно, персонал - важнейший ресурс предприятия. Производительность труда в компаниях, которые эффективно используют своих сотрудников, может в десятки и более раз превышать показатели «отдачи» в фирмах, не уделяющих должного внимания менеджменту человеческих ресурсов.

Среди прочих функций управления персоналом (прогнозирование и планирование; организация работы; координация и регулирование; контроль, учет и анализ) в рамках данной статьи хотелось бы выделить мотивационную сторону вопроса. Ведь успех и конкурентоспособность любой фирмы во многом зависит от отношения работников к выполняемой работе, их заинтересованности в конечных результатах, от их активности и вовлеченности в процесс профессиональной деятельности. Так как же вдохновить персонал на «трудовые подвиги»?

Чтобы работники выполняли свои обязанности «на совесть» и с удовольствием, во-первых, полезно знать их «красные кнопки» - то есть ведущие мотивы, побуждающие их к деятельности, а во-вторых, соотнести их с требованиями к должности и корпоративными ценностями организации. Ведь независимо от того, насколько талантливы люди, если здесь существует принципиальное расхождение, человек не будет счастлив и успешен в работе. Так, например, если сотрудником движет дух новаторства, а его текущая деятельность предполагает выполнение работы по строго установленным правилам «от забора и до обеда», то как долго он задержится на этом месте и будет ли продуктивен?

Исследования доказывают, что люди охотнее трудятся в той среде, которая совпадает с их внутренними ценностями. А какие они бывают?

Виды мотивов

В психологии существует множество классификаций мотивов, которые легли в основу различных опросников. Я же хочу взять за основу классификацию, предложенную международной авторитетной системой независимой оценки личности . Данная система оценки родилась в США в 1970-х годах и лично мне симпатична именно тем, что была разработана специально для применения в бизнес-среде (а не просто как «психологический тест для работающей аудитории возрастом 18 и старше»).

При этом компания гарантирует высокую точность полученных результатов , что обеспечивается:

Во-первых, масштабной доказательной базой (протестированы миллионы человек) - то есть, в отличие от большинства аналогичных методик, система опирается не на психологическое предположение, а на реальный, многократно выверенный накопленный годами опыт. Кроме того, компания ежегодно проводит 10-15 новых исследований, постоянно пополняя архив исследований новыми доказательствами;

Во-вторых, большим количеством вопросов в каждом опроснике (порядка 200), и многократной перепроверкой ответов оцениваемого (до 5-7 раз). Ни один другой тест не имеет такого количества проверки.

Разумеется, такое компания предлагает пройти на коммерческой основе. И вместе с тем, если знать, что искать (см таблицу выше), можно подобрать и иные, бюджетные способы оценки.

Самый простой из них – это специальные вопросы во время интервью при приеме на работу . Наиболее полезными являются все вопросы, начинающиеся со слов «Зачем», «Почему» и «Что для вас важного в …».

Классическими вопросами для определения мотивации человека являются следующие:

Почему вы решили сменить работу?
Что в этой работе вас привлекает?
Что в этой работе вам не нравится?
А за что вас критиковали за последний год, полгода? Ведь у любого человека, даже у самого лучшего, есть за что критиковать.
Можете назвать две-три ситуации, где вам удалось добиться успеха?
Вы обычно соглашаетесь с критикой или спорите – почему?
Вы являетесь командным игроком или больше одиночкой?
Какую цель вы преследуете, устраиваясь к нам на работу? Чего вообще вы ожидаете от новой должности?
Работа в компании для вас это способ заработать деньги или еще что-то? Что (если еще что-то)?
и проч.

Так, например, очень многое может сказать причина, по которой человек уволился с предыдущего места работы. Соискатель с ведущим мотивом «Коммерция» скажет о низкой з/п и отсутствии перспектив повышения личного заработка, а вот работники-«альтруисты» будут сетовать на бесчувственность руководства и невнимательность к личным проблемам персонала.

Обратите внимание, что формальные ответы на вопросы необходимо сопоставлять с эмоциональной окраской говорящего, а также перепроверять с помощью уточняющих вопросов. Это поможет вам раскрыть истинную мотивацию кандидата. Например, что значит «маленькая зарплата»? Не позволяющая существовать семье, меньше, чем у других работников в той же фирме, или не соответствовавшая принесенной, на взгляд сотрудника, для компании прибыли (то есть несправедливая)?

Если вы хотите понять мотивацию уже работающего сотрудника , понаблюдайте за ним в его повседневной деятельности, проанализируйте его поведение и речь. В рамках малого и среднего бизнеса, где коллектив обычно невелик, и все люди и процессы – «как на ладони», это будет сделать несложно. Очень многое могут дать обычные разговоры «за жизнь», когда человек раскрывается наиболее полно.

За какие вещи человек берется более охотно, за какие - менее? Как реагирует на похвалу и критику? Как строит отношения с окружающими? Как реагирует на известные личности? Что читает? Уверена, что анализ персонала под таким углом может открыть вам море интересной (и полезной!) информации для размышления.

Обычно отследить ценности человека можно в следующих ситуациях:

Выбор (в соответствии с каким высшим принципом человек выбирает одно / отказывается от другого).
Оценка и отношение (как человек оценивает влияющие на него стимулы, какую эмоциональную окраску придает).
Фильтры (на что человек обращает внимание из всего набора объективных фактов).

… и контекстах:

Сам человек (здоровье, тело, отношения с собой).
Отношения с другими (друзьями, близкими, коллегами и т.д.).
Дела (все, что касается официально данных обязательств).
Досуг и развлечения.

Например, сотрудник с мотивацией «Эстетика» будет стремиться украшать все, к чему прикасается: вазочки и рамочки на рабочем месте, красивые шрифты, графики и иллюстрации в рабочих документах, эффектно упакованные подарки коллегам и родственникам, выход на работу каждый день в новом наряде по последнему «писку моду» и т.д. Работник же с ведущим мотивом «Жажда наслаждений» будет ратовать за неформальную рабочую атмосферу и «гибкий график», стремиться выполнять только ту работу, которая ему нравится и/или где присутствует возможность общения с веселыми людьми, а основным его девизом будет: «Хорошо поработал – хорошо отдохни».

Можно также организовать небольшой эксперимент. Предложите сотруднику задачу, которая явно выходит за рамки его компетенций, и посмотрите на реакцию. Испугался, заговорил о вознаграждении, обрадовался и бросился исполнять? Или «запустите» в коллектив какую-либо тему для обсуждения, лучше всего спорную и не связанную с работой, и внимательно послушайте реакцию и доводы каждого. С помощью таких приемов вы сможете составить достаточно точную характеристику персонала.

Как мотивировать персонал?

Итак, вы выявили ведущие мотивы ваших сотрудников. Как теперь правильно использовать эти знания на практике? Из таблицы выше несложно заметить, что мотивация деньгами составляет лишь небольшую часть из всей «мотивационной палитры». Львиную же долю составляют так называемые неденежные стимулы.

Здесь принцип прост: постройте работу сотрудника так, чтобы процесс и результат его труда как можно больше совпадал с его ведущими мотивами. Некоторые (и далеко не единственные) примеры представлены в таблице ниже.

МОТИВ КАК МОТИВИРОВАТЬ
Признание Публичное признание заслуг: объявление руководством благодарности за выполненную работу на общем собрании сотрудников; награждение почетными грамотами и памятными подарками; размещение фотографии сотрудника на Доске почета, на сайте компании, в корпоративной газете и проч.
Предоставить возможность участвовать в значимых для компании проектах, устанавливать новые деловые контакты и т.д.
Регулярно предоставлять сотруднику обратную связь о результатах его работы.
Власть Очертить сотруднику перспективы и условия его карьерного продвижения.
Расширять полномочия работника, повышать уровень его ответственности.
Жажда наслаждений Организовать неформальную рабочую обстановку, предоставить возможность самостоятельно устанавливать себе приоритеты.
Проводить торжественные мероприятия, корпоративные праздники.
Альтруизм Поощрять и привлекать к участию в добровольных движениях.
Уделять внимание решению личных проблем сотрудников: помощь с устройством детей в детский сад, школу, предоставление ссуд и т.п.
Проявлять внимание к значимым событиям в жизни сотрудников: дням рождения сотрудников, свадьбам, юбилеям, рождениям детей.
Причастность Предоставить возможность работать в команде, знакомиться с новыми людьми.
Практиковать демократический стиль менеджмента, доступность руководства, поощрять политику «открытых дверей» и общения с коллегами, открытого обсуждения политики и процедур компании.
Традиционность Поощрять дисциплину и порядок, следование правилам и стандартам.
Внедрять и укреплять традиции компании.
Поддерживать нравственные нормы: честность, порядочность и т.п.
Награждать за выслугу лет.
Безопасность Обеспечить рабочую атмосферу и задачи, гарантирующие профессиональную защищенность, стабильность и предсказуемость.
Коммерция Предоставить прогрессивную схему оплаты труда, дать возможность влиять на увеличение личного заработка.
Предоставить дополнительные материальные компенсации, льготы и бонусы: медицинская страховка, компенсация проезда, обучение за счет компании, предоставление общежитий для иногородних сотрудников, открытие кредитных линий, предоставление материальной помощи в случае болезни, смерти родственника, рождения ребенка, свадьбы, оплата путевок на отдых, лечение и т.п.
Эстетика Предоставить возможность творческого подхода к работе, самовыражения.
Улучшать условия труда на рабочем месте: организация комнаты отдыха, хорошего освещения, отопления, оснащение кондиционерами, кулерами, кофемашинами, электрочайниками, свежий дизайнерский ремонт, оснащение современным оборудованием и т.п.
Наука Держать сотрудника в курсе последних разработок в бизнесе и в профессиональной сфере.
Поощрять рациональный, обоснованный подход при решении проблем, предусмотрительность и долгосрочное планирование.
Наладить систематическое корпоративное обучение персонала и планирование карьеры.

Таким образом, приложив немного смекалки, вы можете практически любое событие в жизни вашей фирмы превратить в мотивационный акт. Например, посещение тренинга или дилерской конференции можно преподнести как бонус за успехи в работе сотруднику с ведущим мотивом «Наука». А если нужно провести перестановку или украсить офис к празднику – делегируйте эту миссию тем, у кого налицо мотив «Эстетика». Помимо того, что они не выразят негатива и не попросят доплаты, вся работа будет сделана действительно на совесть.

А иногда можно пойти и на «военную хитрость». Так, например, если один из работников и во сне, и наяву грезит о карьерном росте (мотив «Власть»), который вы ему в силу различных причин не можете здесь и сейчас предоставить, попробуйте переименовать его должность и сообщить об этом на общем собрании сотрудников фирмы. А для пущей убедительности (и пользуясь случаем) можете добавить в функционал работника несколько дополнительных обязанностей. В моей практике были случаи, когда такая, казалось бы, «шитая белыми нитками» хитрость позволяла сохранить в компании действительно ценного сотрудника.

Помните, что есть реальное положение вещей и воспринимаемое, и расстояние между ними в сознании сотрудника полностью зависит от мастерства руководителя.