» »

Формирование кластеров технологического бизнеса как необходимое условие создания инновационной экономики. Инновационная экономика и технологическое предпринимательство Статья о технологическом предпринимательстве бизнес журнал

26.10.2023

Сейчас очень много говорят об изменениях в мире, что в нем происходит что-то необычное, что-то новое, не свойственное общепринятым очевидностям, а скорость нарастающих изменений настолько велика, что наше сознание не успевает усваивать, понимать и осознавать весь тот поток информации, который, как снежный ком, увеличивается с каждым днем. Мир все больше усложняется и эти процессы необратимы. Кто и как сегодня изменяет мир, рушит привычные системы ценностей и ведет нас в будущее, которое уже наступило, но многие еще, просто, этого не замечают. Каковы тенденции современного мира? Эти и подобные вопросы задают себе сегодня думающие люди.

После выхода на Хвыле статьи Александра Ушакова , этот текст может органично вписаться в продолжение обсуждение темы инноваций и возможностей развития Украины. Я солидарна с Александром Ушаковым в его гипотезе, процитирую, что «экономический успех стран зависит, прежде всего, от того насколько сильны в этих странах низовые эндогенные (внутренние) инновации.[…] Одним из ключевых факторов, который способствует течению инновационного процесса, является то, что предприниматели, прежде всего, инвестируют свои собственные средства, которые они ранее сберегли. Именно этот факт и делает эффективным инвестирование в экономику. И, на мой взгляд, именно поэтому этого не происходит, если средства в производство инвестированы извне «. Рассмотрим эту тему детальней. Начнем с анализа глобальной картины мира, и попытаемся разобраться с вопросом: как же устроена инновационная экономика и каковы ее современные тренды и направления.

Предыдущий исторический опыт говорит нам о том, что главной действующей фигурой любого инновационного процесса выступает – предприниматель. Кого сегодня мы можем назвать новаторами и предпринимателями? В мировой экономической мысли этой проблематикой, порядка ста лет назад, занимался Йозеф Шумпетер. Он стал изучать экономическую динамику рыночных систем (длинные, средние и короткие экономические циклы) и факторы, которые обеспечивают их экономический рост. Именно он разграничил понятия: экономического роста и экономического развития . Действительно, предпринимательство и предприниматели, имеют прямое и непосредственное отношение к развитию и к будущему. Но, дело в том, что понятие предпринимательства и предпринимателя в Украине, как страны постсоветского пространства, и в цивилизованном мире – это два разных понятия. Нужно различать то наше кооперативное движение в конце 80 –х-начале 90 -х годов в СССР, которое было призвано стать началом рыночных реформ либерализации экономики СССР и уходом от плановой системы (что положило начало той модели, которую мы имеем, со всеми вытекающими), и предпринимательство, как деятельность, которая несет в себе зачатки нового экономического развития, появления нового, не существующего ранее, называемого инновациями. Предпринимательство и предприниматель несет в себе, так называемое, «творческое (созидательное) разрушение» – destructive economy . Этот термин первый раз Шумпетер употребил, когда описывал процесс появления новых технологий, на которых возникали новые производства и бизнесы. Шумпетер заметил, что эти новые бизнесы в буквальном смысле «сносили» напрочь все старые структуры, а также сложившуюся парадигму мышления, характерную для старой экономической платформы, что в свою очередь, приводило к полной перестройке архитектуры жизни в целом. В этом смысле, нет никакого плавного эволюционного перехода и развития из старой экономики в новую, как многие думают. Генри Форд и те люди, которые занимались созданием автомобильной промышленности и железнодорожного транспорта, прежде не были владельцами повозок для лошадей, которые перевозили людей до появления автомобилей и поездов. И здесь нужно понимать, что как раз за определенными индивидами – предпринимателями, закрепляется функция непосредственного осуществления экономического новаторства и привнесения инноваций и новых технологий . Современная трактовка предпринимательства созвучна с определениями Шумпетера о том, что «предприниматель – хозяйствующий субъект, который непосредственно осуществляет новые комбинации и является активным элементом данного процесса. Экономическая функция предпринимателя не является постоянной, а выполняется лишь до тех пор, пока комбинация не станет рутинной». То есть, как только процесс налаживается, и стартап, либо бизнес, начинает работать успешно, то находятся бизнес-структуры и компании, которые покупают его, а предприниматель берется за другой проект. Новаторскую функцию предпринимателя Шумпетер отделяет от функции инвестора и владельца бизнеса, так как предприниматель не обязательно обладает правом на имущество. Также предприниматель не является инженером-изобретателем. Он лишь пользуется и реализует результаты их работы. Предпринимателей также следует отличать от менеджеров, которые не реализуют нововведения, а лишь выполняют рутинную работу в процессах производственных мега-машин – на современных производствах и предприятиях. Поэтому те, кто у нас зарегистрирован в Едином госреестре юридических и физических лиц, как предприниматели могут таковыми и не являться по сути понятия этой деятельности. Шумпетер утверждал, что «предпринимательство не является профессией». Это надпрофессиональная специфическая деятельность, которая соорганизует работу других профессиональных деятельностей. До последнего времени считалось, что предпринимателем может быть не каждый, что есть люди от природы наделенные даром предпринимательства, что у них очень развиты способности интуиции и предвидения, какого-то особенного «чутья», с этим нужно родиться, вот из таких получаются успешные предприниматели и бизнесмены. Эти мифы как раз развеивает современная концепция конвейера инноваций и венчуростроительства, где предполагается поставить на поток появление серийных технологических предпринимателей. Поэтому в скором времени, предпринимательству можно будет научиться на специальных курсах (может даже и онлайн), не имея к этому заведомо природных задатков. Точно так же как инженерия достаточно недавно (XVII век) оформилась в отдельную профессиональную деятельность и стала специальностью в ВУЗах.

Кто такой предприниматель в современном понимании – выяснили. Следующая моя мысль связана с утверждением, что когда мы, здесь в Украине, занимаемся работой по созданию будущего, то любой процесс, разворачиваемый локально в рамках одного национального государства, заведомо, обречен на неудачу. Все идеи по поводу будущего Украины имеет смысл рассматривать только глобально, в контексте общемировых тенденций и трендов. Это позволяет иметь ориентир ы на пути к будущему (если вообще туда кто-то собирается идти). Чтобы совершить прыжок в будущее, нужно иметь понимание базовых процессов и трансформаций в мировой экономике и политике. Если мы хотим быть страной инноваций и возможностей, то нужно вписываться в общемировые процессы, понимать экономическую ситуацию, которая сложилась на сегодняшний момент в глобальном масштабе.

Сегодня основной тренд мировой экономики – это серийное технологическое предпринимательство (и это касается не только сферы IT) . Именно тема серийного технологического предпринимательства в мире является ключевой в обсуждении вопроса экономического развития в целом и экономического роста в частности.

Тезис 1: Мы живем во время смены технологических платформ и формирования новой мировой экономики.

Не многим, как нам, повезло жить в эпоху перемен. Начиная с 2000-х годов, в мире происходит много такого, что заставляет переосмысливать основы нашего бытия и смысла существования. Мы входим в новый технологический цикл. Многие публикации и обсуждения этой темы сходятся на том, что это ни что иное, как формирование новой мировой экономики. Я предполагаю, что картинка из Гугла « The Increasingly Crowded Unicorn Club », которая показывает рост динамики появления компаний стоящих больше 1-го млрд. долл. (в период с 2011 по 2015 годы), ни у кого уже не вызывает удивления.

Отчетливо видно, что если в 2011 году плотность появления таких компаний была достаточно разреженной, то начиная с середины 2014-2015 годов, она существенно сгущается. На данный момент в мире каждую неделю появляется одна компания, которая стоит больше 1 млрд. долларов. А каждый день в Америке добавляется 1700 новых миллионеров (к уже существующим 8 миллионам), количество миллионеров растет на 7-8% в год (считают прирост цены активов и деньги в банках).

Вот картинка «Полеты фантазии» из презентации 2015 года Мартина Хинуля (Католический Университет г.Левен, Бельгия), где мы видим компанию Uber со стоимостью в 41 млрд. долл.(на март 2015г.) в то время как весь рынок такси в мире составлял 25 млрд. долл.

То есть компания, которая не имеет на балансе основных средств в виде автоподвижного состава, не имеет в своей структуре статей затрат: амортизации, заработной платы водителей, ремонта автоподвижного состава и так далее, стоит на рынке почти в два раза больше чем сама отрасль, которая имеет все это. Это как вообще? Что происходит? Что же составляет основу капитализации этой компании? Основную ценность и стоимость компании Uber составляет ее идея и бизнес-модель, которая основана на интеллектуальной составляющей. Компания из около пятиста программистов, арендующая офис в Сан-Франциско в Калифорнии, может работать по всему миру и, благодаря информационным технологиям в онлайн-режиме отслеживать деятельность своего сервиса и все его финансовые и другие показатели. Что сделала компания Uber? Какие изменения привнесла в нашу жизнь? Она изменила наше отношение к понятию владения и показала, что хороший и удобный сервис может убедить человека, что пользоваться вещами намного выгоднее и удобнее. Понятия собственности и владения переосмысливаются человечеством. И это всего лишь одна компания, один предприниматель, который не смог вовремя вызвать такси. Кому интересно почитайте в интернете историю создания компании Uber.

То есть мы наблюдаем феномен, когда технологии начинают менять модель и архитектуру бизнеса, но также и жизни в целом. И вот такие компании начинают появляться все чаще и составляют основную стоимость и основу новой экономики. На сегодня именно в таких новых моделях генерируется прибавочная стоимость по праву того, что они первыми формируют рынок. И эти изменения касаются всех сфер жизни: образования, здоровья, безопасности, сервисов, потребления, финансов, культуры и т.д.

Экономисты в мире фиксируют тот момент, что те отрасли, которые мы традиционно считали локомотивами развития (во второй половине ХХ-го века), такие как производство металла, автомобилестроение, текстильная отрасль, теком, банкинг, маркетинг… — сегодня таковыми не являются. Они уже не составляют ни в каком исчислении ядро новой формирующейся экономики. Мартин Хинуль на слайде наглядно показывает, какие отрасли уходят в небытие (слева), а какие компании (пока еще компании) начинают занимать главенствующие позиции в мировой экономике, также он указывает имена тех предпринимателей, которые создали эти компании-лидеры.

Поэтому, в отношении Украины, скажу, что те остатки индустрии прошлого века в виде старых зданий заводов и фабрик сейчас для нас, не представляют никакой ценности. Эту рухлядь давно нужно списать со счетов и не учитывать при движении к будущему. Мощь и ценность индустриального Востока Украины – это миф. Еще могу открыть одну страшную тайну: в СССР не было промышленности, а был только ВПК – военно-промышленный комплекс. Вся страна работала на военных заводах, на «закрытых» предприятиях, некоторые жили в «закрытых» городах. То, что Украине досталось от УССР – это часть (кусок) входившая в общий военно-промышленный комплекс. Архитектура системы, логистика, планирование и так далее… с развалом союза все это посыпалось. А сейчас у нас обвалилась и та слабая структура системы госуправления, которая нам досталась от совка, но за которую почему-то, еще по инерции, цепляются чиновники. А альтернативы нет – поэтому кризис госуправления. Но не об этом речь. Природные недра и ископаемые, земля и черноземы, промышленный потенциал прошлого века – не представляют в современном мире никакой ценности. Одними из главных показателей успешности страны сегодня являются – человеческий капитал и его качество.

Тезис 2. Мы живем в период смены эпох: индустриальное общество – уходит, ему на замену приходит – предпринимательское общество.

Изабелла Мадер (генеральный директор Excellence Institute, Австрия), своим слайдом утверждает мысль, что на смену индустриальному обществу (Indastrial Society ) идет предпринимательское общество, так называемое E ntrerpreneurial S ociety.

Почему предпринимательское общество? Вот, что писал портал The Economist в 2009 году : “Рост предпринимательства, который набирает обороты в течение последних 30 лет, связан не только с экономикой. Это также отражает глубокие изменения в отношении ко всему: от индивидуальной карьеры до социального контракта. Это сигнализирует о рождении предпринимательского общества».

Ричард Страуб (основатель некоммерческого общества Питера Друкера в Европе, член исполнительного комитета Европейского фонда развития менеджмента, генеральный секретарь Европейской учебной отраслевой группы, консультант по вопросам глобального образования в IBM) в своей статье «The Promise of a Truly Entrepreneurial Society» утверждает: «Питер Друкер назвал это поворотным пунктом в истории человечества. Он сказал, что нам нужна, не просто предпринимательская экономика, а «предпринимательское общество, в котором инновации и предпринимательство являются нормальными, устойчивыми и непрерывными». Он видел инновации и предпринимательство в качестве жизнеутверждающих мероприятий, которые должны пронизывать организации и общества».

То есть, мир находится в процессах создания общества главной фигурой, в котором становится предприниматель. Такой период экономики всего мира и общества переживают раз в сто лет в периоды смены новых технологических платформ. Повторюсь, что доказано историей на примере трех предыдущих технологических революций, что именно предприниматели с запуском и внедрением новых технологий разрушали старые индустрии и запускали новые, меняли старый существующий общественный строй на новый.

Тезис 3. Технологическое предпринимательство создает деятельность серийного технологического предпринимательства или конвейер инноваций.

Было замечено, что одни и те же люди – технологические предприниматели, являются создателями не одной, а нескольких технологических компаний и продолжают это делать дальше. На примере двух слайдов исследований Кембриджского Университета это очень хорошо видно:

На тему серийного технологического предпринимательства есть более глубокое описание и погружение в эту тему – статья Дениса Ковалевича и Петра Щедровицкого, которая так и называется «Конвейер инноваций» , она вошла в сборник Атиллы Сигети « STARTUP STUDIO », playbook (все, что вы хотели узнать о стартап-студиях, фабриках стартапов, строителях венчурных проектов…и о том, как создать такую студию).

Самый известный пример серийного технологического предпринимателя нам всем известен – это Илон Маск, который вложив свои первые миллионы в несколько проектов (Tesla , Space X , Solar City ), смог запустить невероятные процессы изменений в мире. 100млн. долл. – в проект Space X , 70 млн.долл. – в Tesla , 10 млн.долл. – в Solar City . Кстати, в завод по производству солнечных батарей (Solar City ) Маск вложил 10 млн.долл., а сам завод на тот момент стоил – 5 млрд. долл., то есть, наблюдается эффект, когда предприниматель, вкладывая сравнительно небольшие собственные ресурсы, может запускать гигантские проекты.

Тезис 4. Старые бизнесы умирают, а новые рождаются и успешно выживают, несмотря на кризисы и трудности.

Если посмотреть на статистику появления новых рабочих мест во всем мире, то последние 40 лет основной прирост в развитых странах дают компании, которым младше 5 лет. Это молодые компании — стартап-фирмы, стартап – студии, фабрики стартапов, компании технологического предпринимательства. Из слайда (нашла в Гугле) четко видно, что наряду с тем, как из старых компаний выбывает персонал, когда экономика попадает в кризис, то в этот же самый период, новые компании (вновь образовавшиеся) — продолжают в год брать на работу все большее число персонала, вне зависимости от экономической ситуации.

Поэтому, когда перед инженером, после окончания ВУЗа, стоит вопрос: куда ему идти и каким видом деятельности заниматься, где применить свои инженерные умения и способности? У него есть выбор: 1) идти на производство, где уже существует отлаженная деятельность машин, механизмов и оборудования, которая уже организована, то есть управляется менеджментом, либо 2) реализовать себя внутри предпринимательской деятельности — это технологическое предпринимательство, инновации, стартап-индустрия, венчуро-строительство.

Вот, очень кратко, об основных предпринимательских трендах в мире, а сейчас наглядная часть, которая показывает картину и масштабы этих процессов. Как же распределено в мире технологическое предпринимательство?

Вот так выглядит карта современного предпринимательства:

Зеленым цветом обозначены континенты и страны повышенной активности предпринимательства в мире. Всем достаточно хорошо видно, каким цветом окрашена Украина? Можно воспользоваться доступным отчетом GEDI Info и посмотреть на «свежие» индексы предпринимательской активности разных стран мира (самый высокий — 85). Я же здесь представляю данные 2015 года: на первом месте США (85) , 2 – Канада (82), 3 – Австралия (78), 4 – Англия (73), 5 – Швеция (72), 6 – Дания (71), 7 – Исландия 70), 8 – Тайвань (69), 9 – Швейцария (69), 10 – Сингапур (68)

Вот слайд Мартина Хинуля (презентация 2015 года), который показывает картину в глобальном масштабе наличия более 50 хорошо развитых регионов новой экономики в Америке, Европе и Азии (он их называет Knowledge economy – регионы Экономики Знаний).

На следующем слайде можно увидеть (обозначено звездочками), где в мире происходит формирование технологических кластеров: это места активности технологического предпринимательства где инженеры, программисты, предприниматели встречаются и создают на базе инженерных -, IT- и прочих технологий и разработок разные компании и бизнесы.

Феномен таких мест уже давно изучается. Почему и как они создаются? Что за условия благоприятствуют этому? В этом смысле очень ценным является изучение опыта других стран Европы, Америки и Азии.

В феврале 2017 года в Киеве, Харькове и Львове были встречи с Рубеном Ньювенхаузом из Амстердама – руководителем публично-частного партнерства проекта StartupAmsterdam, где он презентовал свою книгу «Місто стартапів» , в которой собран опыт взимодействия властей города с технологическими предпринимателями и их роль (властей) в построении предпринимательской экосистемы Амстердама . Ценность его книги и опыт его работы – трудно описать. Ссылка на публичную дисскуссию Рубена Ньювенхауза в Киеве: «Місто Стартапів: шлях до клубу європейських стартап-столиць» в КМДА.

Самый знаменитый сегодня кластер, который находится в безусловных лидерах – это Sillicon Valley . На слайде Mc Kinsey можно увидеть силу отдельных кластеров Долины, которая показана густотой складывающихся «точек». По горизонтали – это диверсификация технологическая (т.е. насколько идет междисциплинарное развитие в этом кластере, в какой мере переплетаются разные технологии), а по вертикали – набранный темп развития. Наряду с Sillicon Valley есть и другие кластеры США, которые находятся в зоне достаточно близкой к лидеру, хотя и меньше по мощности, но при этом являются достаточно серьезными и устойчивыми.

А вот так выглядит Европа: у них зона активной критической массы – пуста.

Европейцы, демонстрируя эти слайды, рефлектируют ситуацию так, что Европа категорически проиграла научно-техническую революцию и безнадежно отстала (на 30 лет) от лидера – США, и вынуждена сейчас догонять. Вы представляете, что европейцы, живущие в самых технологических местах Европы, так говорят про себя, объективно оценивая свою ситуацию? Поэтому для нас это может служить хорошим примером того, как важно, начиная что-то делать, трезво и критически оценивать свою ситуацию и положение для того, чтобы понимать возможные варианты действий.

Вот более наглядные картинки по Европе в разрезе расположения технологических кластеров (регионы Экономики Знаний Европы).

А теперь посмотрим на «азиатских тигров», которые стремятся занять лидирующие позиции в мире:

Как пример, слайд по Сингапуру:

Азиатские страны – это страны с преобладанием коллективного типа мышления, то есть командный дух им присущ от природы. Поэтому динамика их движения к успеху вполне закономерна. Юрий Романенко на своей странице в Fb цитировал и выкладывал много материалов нескольких авторов о развитии стран азиатского региона – азиатских тигров: Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня.

Это совсем кратко относительно зон технологического предпринимательства по основным мировым игрокам без анализа финансовых показателей.

Если есть базовая предпосылка и утверждение, что мир уверенными шагами идет к созданию предпринимательского общества, то нужно понимать какие же перспективы есть в мире для развития такого общества? Если посмотреть на то, чем сегодня заняты люди в мире, то со слайда (взятого в Гугле), можно увидеть, что на Земле имеется достаточно мощный резерв для предпринимательства виде 430 млн. чел., так называемых, безработных.

По официальной статистике: число предпринимателей в мире – 400 млн. чел. – это как раз половина от числа тех, кто работает в промышленности, на заводах больших корпораций. А если к ним добавить 430 млн. безработных, которые на самом деле таковыми не являются, а в реальности это — самозанятые люди, то мы получим цифру сопоставимую с количеством, работающих в производственной сфере. Именно эта категория «бедных» безработных людей и есть резерв для развития предпринимательства в мире.

Для изучения вопроса вовлеченности населения в мире в процессы предпринимательства воспользуемся данными ежегодного отчета Global Entrepreneurship Monitor - GEM. В целом, в мире, если посмотреть по развитым странам, то вовлеченность взрослого населения в технологическое предпринимательство примерно одинакова и колеблется в пределах около 3 — 4% трудоспособного населения. В США и Израиле этот показатель составляет 4% и выше. Еще одним показателем, характеризующим инновационный потенциал предпринимательства, является процент занятости предпринимателей в высокотехнологичном секторе от числа всех предпринимателей. На слайде представлены данные активности предпринимателей в высокотехнологичных секторах (данные Global Entrepreneurship Monitor, GEM за 2011 год). Видно, что вовлеченность в высокотехнологичные сектора выше в инновационно-ориентированных экономиках – от 15 до 30%, в эффективностно-ориентированных – 8-12 %, а в ресурсно-ориентированных – 2,5%.

У нас, в Украине, картина следующая: при общей численности населения на апрель 2017года в 42,420 млн. чел. (42420228 чел.) на 1000 чел приходится 40 зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности, что составляет – 1,7 млн. чел., т.е. это 4%, но это всех предпринимателей, в том числе и технологических. А учитывая реалии Украины, когда очень большой процент бизнеса и предпринимателей находится в тени, либо зарегистрован и оформлен в других странах, говорить о какой-то адекватной статистике и цифрах не представляется возможным, поэтому реального положения вещей мы, на самом деле, не знаем.

Общая картина вещей в мире выглядела бы не полной без интерактивной карты глобальных миграционных потоков на планете из одних регионов в другие. Эксперты фиксируют появление в мире новой страты под названием «мировых кочевых». С каждым годом численность этой группы в мире увеличивается в очень больших размерах. Мобильность одних только студентов в 2014 году составила больше 5 миллионов человек. Это говорит о том, что мир постепенно отказывается от идеи оседлости и приходит в динамику и движение. Эти факторы тоже нужно учитывать, так как они влияют на будущую архитектуру мира. Статические системы и способ мышления заменяется динамичными движущимися системами. Презентация Михаила Крикунова на Форуме будущего образования в Киеве 11 марта 2017 года так и называлась: «Подвижные в подвижном».

Вот, приблизительно, таким образом для нас выглядит общая глобальная картина. Что же делать? Как вписаться в нее и возможно ли это? Ведь даже принятие решения о безвизе с Европой не поможет «впрыгнуть» в проходящий мимо скоростной поезд, который не собирается нигде останавливаться. Оставляю вопрос открытым для обсуждения, но напоследок выскажу некоторые свои субъективные мысли на этот счет.

Я много раз встречала в ФБ высказывания популярных блогеров, что одна из черт национального характера украинцев – это врожденная предприимчивость, поэтому нас спасут предприниматели и какой-то виртуальный «средний класс», которого нет, но который «треба створити в Україні». Обращение к эпосу прошлого, историческому наследию, к задействованию глубинных корней исконно украинского характера и души – это путь в никуда. Да, без истории и прошлого нет будущего, но только при условии, что из прошлого и истории извлекаются уроки. Также забавно слышать периодически возникающие дискурсы и споры типа: «Україна повинна бути індустріальною чи аграрною». Ребята, ценность черноземов в современном мире – равна нулю, столько же стоит и индустриальный потенциал прошлой эпохи. Споры и обсуждения идут, но это все не то и не о том, и все мы это видим, потому как ситуация не меняется. Почему? Возьму на себя смелость высказать очень обобщенную гипотезу: украинская предприимчивость не несет в себе созидательного разрушения по-Шумпетеру. Украинская предприимчивость не вступает в партнерство и не кооперируется с другими. Украинец не доверяет другим, как следствие, не работает в команде и не создает эффективных команд. Украинец не формирует общую цель, как следствие – не прилагает усилий для ее достижения, и более того, не ставит перед собой большую глобальную задачу — сделать этот мир лучше, что-то привнести в него. Наша врожденная черта направлена внутрь своего личного мира, ограниченного интересами лично себя самого, своей семьи и, соответственно, личного и семейного обогащения. Как утверждает социолог Олег Покальчук, у украинцев преобладает хуторской тип мышления. То есть держаться особняком, «сам себе на уме», а потому и действовать – так же. И даже, на уровне интеллектуального сообщества, не смотря на все утверждения и возгласы о том, что « Україна повинна стати інноваційною, бути країною можливостей » и так далее и в таком духе, м ало кто мыслит масштабами, которые выходят за внутренние ментальные границы и узко локальные национальные рамки. Наши интеллектуалы не рождают того многообразия идей будущего и его видения, которые так важны для движения вперед. На этом фоне платформа Хвыля и Украинский Институт Будущего выглядят исключениями из правил.

Конечно же, мы страна богатая на таланты, но большинство, почему-то норовит покинуть Украину и реализоваться в более благоприятных местах, особенно молодые и перспективные.

Появление или не появление такого феномена как серийное технологическое предпринимательство не связано с возведением или созданием самой инфраструктуры, т.е. в нашем случае: искусственным созданием кластеров, технопарков, инкубаторов и т.д, то есть «стены» — играют здесь второстепенную роль. И это большая иллюзия считать, что созданные инновационные инфраструктуры притягивают технологических предпринимателей. Также ошибочной является мысль, что существенное влияние на положение дел могут оказать инвестиции из вне, т.е. иностранные инвесторы, которые придут в Украину и вложат в нее деньги. Многие украинские эксперты и экономисты говорят, что мол, когда в Украину зайдут иностранные инвестиции – вот тогда – заживем, потому как есть в мире заинтересованные игроки, чтобы из Украины сделать «витрину». Все в этом мире живут исключительно своими интересами. Эта мысль достаточно часто звучит на Хвыле, но эффект пока что, как мячом об стену – мы все ждем… «хтось прийде – лад наведе». Ресурсы из вне никогда не были причинами успеха любых стран. Только мобилизация внутреннего человеческого потенциала, сплоченность, сильная организация и единые усилия, направленные на общий результат – вот критерии успеха.

У феномена появления технологического предпринимательства есть другие причины. Это наличие талантов и страты предприимчивых людей, которые способны генерить идеи, коммуницировать со всем миром, обмениваться своим опытом и проектами, быть интересными другим, понимать и отстаивать свои интересы. Также важно создание эко-среды обитания таких талантов и предпринимателей. Нужно выращивать свои и привлекать «чужие» таланты, но при условии, что вы создали деятельность и среду благоприятную для создания и возникновения технологических бизнесов, проектов, стартапов, стратап-студий и т.д. То есть, когда запущены процессы новаций, существует проектная и исследовательская деятельность, работают многочисленные лаборатории, где экспериментируют и проводят испытания чего-то нового, но того, что нужно миру. И только в этом случае появятся агенты из вне, которые будут согласны заплатить за это, либо проинвестировать. Менталитет и мышление стартапа не берется и не появляется из ни откуда. Это то, что должно взращиваться в обществе с пеленок. Создание благоприятных сред дружелюбных к появлению и развитию талантов – должно стать главной задачей общества. Это кропотливые, последовательные и системные усилия мночисленных индивидов, сообществ, стейкхолдеров, систем и госинститутов, заинтересованных в запуске таких процессов в стране, которые будут пронизывать все, абсолютно все сферы и системы общества, начиная с «низов» и заканчивая «верхами». Сферы безопасности, здравоохранения, образования, культуры и т.д. должны быть подчинены общей идее создания сред и условий для проявления творческого потенциала каждого ребенка и человека любого возраста. Эта цель должна быть «вшита» в наше с вами ДНК в виде дополнительного гена. Причем должно быть понимание, что это задача на перспективу развития страны, и сроки ее осуществления колеблются от 10 лет и более. И может быть, при удачном стечении всех обстоятельств, нам удастся через лет 20 – 25 влиться на полную силу в мировое предпринимательское общество. Конечно же работа в этом направлении ведется, сопротивление старой системы – колоссальное, но — every day

38.03.05 Бизнес-информатика
Бакалавриат
Срок обучения: 4 года
Начало учебного года: с 1-го сентября

Проходной балл

238 Проходной балл
2018 года

Вступительные испытания 2019

Вступительные испытания

Минимальный балл 1

Русский язык (ЕГЭ/письменно)

Вступительные испытания

Минимальный балл 1

Обществознание (ЕГЭ/письменно)

Русский язык (ЕГЭ/письменно)

Математика (ЕГЭ - профильный уровень/письменно)

1 Минимальный балл - это минимальный балл необходимый для участия в конкурсе

О ПРОГРАММЕ

Квалификация, которую получают бакалавры по Бизнес-информатике (профиль – технологическое предпринимательство), соответствует приоритетам Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р). Выпускники программы бизнес-информатики востребованы в новой экономике, поскольку обладают компетенциями на стыке информационно-коммуникационных технологий, экономики и менеджмента. Образовательная программа (ОП) бакалавриата разработана на основе профессиональных стандартов «Специалист по информационным системам» и «Менеджер продуктов в области информационных технологий.

УЧЕБНЫЕ КУРСЫ

Учебные курсы ОП позволяют обучающимся не только получить знания в соответствующих научных областях, но и освоить современные технологии создания и ведения бизнеса на основе инноваций в сфере информационных технологий (ИТ).
Обучающиеся получают фундаментальную и одновременно практико-ориентированную подготовку в трех областях знаний:

1) математика и базовые знания в области ИТ (Математический анализ, Анализ данных, Исследование операций, Теоретические основы информатики, Программирование, Базы данных, Операционные системы, Объектно-ориентированный анализ и программирование и др. дисциплины);

2) экономика и управление (Микро- и Макроэкономика, Эконометрика, Теория организации и организационное поведение, Менеджмент, Финансовый менеджмент, Экономика предприятия и анализ хозяйственной деятельности, Инновационный менеджмент, Основы предпринимательской деятельности и предпринимательское право, Управление знаниями, Управление качеством, Маркетинг и маркетинговые исследования, Управление персоналом, Создание стартапов и др. дисциплины);

3) применение ИТ для повышения эффективности бизнеса (Архитектура предприятия, Управление проектами, Управление ИТ-сервисами и контентом, Системы бухгалтерского учета, Электронный бизнес, Моделирование бизнес-процессов, Основы веб-программирования, Информационная безопасность, Динамическое моделирование, Проектирование информационных систем, Интеллектуальные системы, Бизнес- модели и предпринимательство в интернет, Методы и средства разработки информационных систем для бизнеса и др. дисциплины).



ПРЕИМУЩЕСТВА

Количество выпускаемых вузами кадров по направлению бизнес-информатика отстает от потребностей современного ИТ-рынка примерно на 30-40%. (компания Softline). По данным исследования Службы Career прирост вакансий в ИТ-отрасли для молодых специалистов составил 44%. В настоящее время каждая 11-я вакансия на ИТ-рынке ориентирована на молодого специалиста бизнес-информатики. По данным hh.ru количество вакансий в сфере ИТ составляет около 60 тыс. по всей России.
Тесное взаимодействие с ведущими инновационными компаниями в сфере ИТ-индустрии позволяет выпускникам выходить на защиту ВКР с положительными заключениями государственных учреждений и бизнес-организаций о выполненных проектах. В состав государственной аттестационной комиссии входят специалисты практики, имеющие опыт и профессиональные достижения в области бизнес-информатики и управления. Выпускники программы работают на руководящих должностях и должностях ведущих специалистов.
Профиль технологическое предпринимательство востребован в контексте стратегии инновационного развития г. Москвы, т.к. предполагает формирование специальных компетенций по созданию инновационных компаний в ИТ-отрасли, по развитию предпринимательства в условиях Интернет-экономики, по оценке и выбору ИТ для информатизации и автоматизации прикладных задач в предпринимательской деятельности и других компетенций.
Более 80 процентов преподавателей, задействованных в ОП – научно-педагогические работники, имеющие ученую степень. Отличительная особенность данной ОП в том, что не менее 10% учебных дисциплин преподают представители работодателей и специалисты-практики из организаций (компаний), которые сотрудничают с кафедрой бизнес-информатики.

ПРАКТИКА

Ранняя профессионализация обучающихся по программе бакалавриата реализуется за счет организации практик, проектной и исследовательской работы, начиная с первого года обучения. На кафедре бизнес-информатики практикуется публичная защита курсовых работ и проектов, проведение научно-методических семинаров, заседаний секций научного студенческого общества. Кафедра поддерживает отношения сотрудничества с рядом ведущих компаний ИТ-отрасли РФ (1С, 1С-Аналитикс, RG-Soft, корпорация Инфорус и др.); бизнес-организациями (подразделения Газпрома, предприятия малого и среднего бизнеса); органами власти и управления, организациями социальной сферы (Министерство финансов РФ, образовательные и медицинские организации Москвы и др.

    25 янв 2017

    Анатолий Чубайс: завод построить — это не на клавиши нажимать. Глава РОСНАНО объяснил, почему выбор «нанотехнологического» мандата для компании был оправдан

    Интерфакс

    19 янв 2017

    28 дек 2016

    Технологическое предпринимательство. Юрий Коропачинский: «Ключевой момент в инновационном бизнесе - придумать продукт»

    Известия

    27 дек 2016

Технологическое предпринимательство. Юрий Удальцов: «Нужно вырастить когорту технопредпринимателей»

Юрий Удальцов,
Заместитель председателя правления УК «РОСНАНО»

Можно долго перечислять проблемы, с которыми сталкивается технологическое предпринимательство в России, — их список всегда будет гораздо длиннее, чем перечень решенных вопросов, считает заместитель Председателя Правления УК «РОСНАНО» Юрий Удальцов, поделившийся своим мнением с корреспондентом Алексеем Смирновым.

— Насколько важна включенность российских проектов в мировую экономику?

— Начиная оценивать ситуацию, мы практически сразу понимаем: далеко не весь технологический цикл, который необходим для многих разработок, присутствует в стране. Это общая для всех стран проблема — без международной кооперации сегодня сложно что-либо разрабатывать.

Например, сейчас все говорят о технологиях передачи данных. По проводам приходится проталкивать все больше информации. И буквально каждые два-три года тут появляются новые решения. Не фундаментальные вроде перехода с электрических проводов на оптоволокно, а гораздо более нишевые. Такого рода локальное решение позволяет какому-нибудь израильскому стартапу получить объем заказов в $50-60 млн в год и больше. И это цифры, которые у нас уже относятся к категории среднего бизнеса. Происходит это за счет того, что в израильском стартапе отлично понимают, в чем реальная потребность клиентов. Если же у разработчика нет возможности напрямую поговорить с инженерами клиентов, поехать к ним или привезти оттуда специалиста, ему очень трудно угадать, какая именно деталь нужна и какие к ней предъявляются требования.

Зачастую мы придумываем что-то очень важное с точки зрения физики, химии или биологии. А «упаковать» это в правильный продукт по требованиям рынка у нас получается гораздо хуже. То есть понять, что именно продавать, не будучи встроенным в мировые цепочки создания тех или иных изделий, очень сложно.

Российская включенность в мировой рынок очень избирательна. Есть, особенно в IT, удивительные случаи мирового доминирования на рынке конкретных решений. О них даже мало кто догадывается. Например, это кодеки для расшифровки фильмов, которыми все пользуются. С точки зрения «железа» все значительно сложнее. Пожалуй, единственный большой известный пример — наша портфельная компания «Монокристалл» с ее лейкосапфиром, сумевшая стать мировым лидером и захватить львиную долю рынка. В остальном же есть отдельные разовые вкрапления, которые не носят определяющего характера.

— Если так важно ориентироваться на глобальные рынки, стоит ли реализовывать проекты здесь?

— К сожалению, многие уехали из страны и сделали бизнес за рубежом. Потому что в России, даже если у вас есть идея и вы знаете, как ее «упаковать», возникает еще одна проблема. Вам нужно свою разработку как-то прототипировать. Часть необходимых технологий в России просто отсутствует. И для создания прототипа требуется войти в кооперацию с партнером. Если вспомнить компанию «ГемаКор», которая создала уникальный медицинский прибор для лабораторной диагностики системы свертывания крови, то дизайн им делали в Швейцарии. В этой стране есть культура создания эргономичного дизайна, который можно продать в клинику. Специальный пластик для кувезы, который не активирует механизм сворачивания крови, в России тоже взять было неоткуда. Одним словом, приходится вступать в кооперацию. На этом этапе наступают проблемы институционального характера. Часть ключевых технологий просто недоступна, даже по импорту, а то, что доступно, зачастую дорого и долго. Например, у нас пока нет системы, позволяющей быстро проводить таможенное оформление небольших по объемам поставок. Сейчас у нас процедура занимает недели, а у них DHL делает поставки за два дня.

Вообще, затянутые сроки характерны для многих контрольно-надзорных процедур, не только для таможни. Взять хотя бы санитарный контроль. Тот, кто занимается медициной или фармакологией, знает — ввезти в страну биопрепараты очень непросто.

Из-за большого количества людей, которые используют «дыры» в законодательстве для незаконного обогащения, у контролирующих органов возникает желание вводить все новые барьеры. Тем самым закрываются возможности не только для людей недобросовестных, но и для тех, кто ведет бизнес ответственно и честно. Это снижает конкурентоспособность, негативно сказывается на той группе предпринимателей, которая нам сегодня категорически нужна для диверсификации экономики. В государстве все понимают, что эту проблему решать необходимо, но это не такая простая задача, как кажется.

С момента своего создания РОСНАНО довольно много сделало для улучшения ситуации. Однако сказать, что мы приблизились к снятию барьеров на пути технологического предпринимательства, было бы достаточно оптимистично.

— Изобретательство поощрялось еще в советское время. Но как перейти от изобретательства к предпринимательству?

— Если говорить об институтах развития, то институциональные барьеры несколько снижают эффективность нашей работы. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что и в мире нигде нет идеальной среды, это утопия.

Однако в гораздо большей степени нашу работу затрудняет недостаток качественных проектов, отсутствие того самого технологического предпринимательства. В нашей стране — так уж сложилось — многие путают технологическое предпринимательство с изобретательством.

Изобретатели есть. Раз за разом мне приносят презентации, в которых говорится, что, если сделать то и это, будет «очень здорово» (быстро, точно, много и т.д.). Но всякая попытка спросить, сколько это будет стоить, каков потенциальный рынок, как на этот рынок выходить, встречает недоумение. Сложившееся с советских времен классическое разделение труда не предполагало, что ученый должен об этом думать. Были Госплан, Госснаб — они и думали.

На Западе буквально за последние пять-десять лет произошел колоссальный сдвиг. Там ученых приучили к тому, что, даже когда они берут научный грант, они заранее думают, чем их открытие может быть полезно. Уже на старте можно попытаться себе представить, каков жизненный цикл того, что вы изобретаете. С учетом этого и изобретать можно по-разному. Можно придумать что-то более быстрое и дорогое, а можно бороться за цену продукта. При этом зачастую снижение стоимости требует глубокого технологического изменения, что с научной точки зрения не менее ценно, чем быстрое и дорогое изобретение. Например, если посмотреть на рынок трансиверов, несложно заметить, что между основными игроками существует негласный консенсус относительно предельной стоимости 1 гигабита переданной информации. И если ваш трансивер в эту планку не укладывается, то, будь он самым быстрым в мире, его никто не возьмет. Вместо него поставят два или десять более медленных, но дешевых.

— Как же все-таки вырастить новый класс предпринимателей?

— Один из корней проблемы дефицита технологических предпринимателей сидит очень глубоко, почти в культуре. Для начала нам самим надо признать, что предприниматель — человек хороший и нужный. Он создает ценности и рабочие места, обеспечивает конкурентоспособность страны и не является потенциальным преступником.

Выращивать технологических предпринимателей нужно со школьной скамьи, с института. Самая перспективная среда — выпускники естественно-научных вузов. У них достаточное базовое и специальное образование, которое позволяет им разбираться в инновациях и технологических рисках. И если попытаться их достаточно рано профилировать и рассказывать им, что есть жизнь помимо написания научных статей и диссертаций, появится шанс, что в конце концов из них прорастет когорта предпринимателей.

Надо понимать: когда мы говорим о дефиците технологических предпринимателей, это вовсе не означает, что в России они отсутствуют как класс. Есть довольно много успешных историй в IT-секторе, они все на слуху. Нельзя не упомянуть «Транзас» — ведущего мирового разработчика и производителя морского бортового и берегового оборудования, электронно-картографических систем, морских электронных карт. Конечно, «Монокристалл» — ведущий мировой производитель синтетического сапфира, продемонстрировавший удивительную устойчивость даже на фоне кризиса.

Возвращаясь к российской ситуации, примеры успешного технологического предпринимательства, безусловно, есть. Но у нас проблема с плотностью среды. Успешных историй пока маловато для того, чтобы выстроилась сеть, которая сделала бы их не отдельными единичными случаями, а нормой.

— Как в целом оцениваете перспективы России как страны, где развиваются современные технологии?

— Это прежде всего Big Data и Deep Learning — обработка больших массивов информации и системы искусственного интеллекта. В этой области с компетенцией и математической базой в России все в порядке.

Если говорить о биологии и примыкающих к ней областях, так называемых «омиксных» технологиях, то мы сейчас здесь довольно прилично отстаем, но это не слишком капиталоемкое направление, и догнать конкурентов можно быстро. Мы сейчас этим занимаемся.

Что касается физики и химии, есть вполне определившаяся тенденция к разработке разнообразных функциональных покрытий. Их уже много, а появится еще больше. Чтобы грамотно встроиться в эти процессы, нам необходимо правильно выбрать нишу на рынке и активно бороться за экономику решений. Все это будет востребовано, если будет достаточно дешево.

Кафедра технологического предпринимательства МФТИ

Кафедра системного анализа экономики МФТИ


представляют


программу профессиональной переподготовки



«Технологическое предпринимательство


и инновационное развитие бизнеса »




Краткие данные курса:


Категория слушателей: переподготовка: студенты старших курсов, аспиранты МФТИ, все желающие получить знания в области запуска высокотехнологического бизнеса в режиме стартапа; курсы повышения квалификации: предприниматели в области высоких технологий, управленцы среднего и высшего звена .

Форма обучения: очная ( переподготовка ), очно-заочная (повышение квалификации) ;

Режим обучения: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа с учебными пособия, в том числе, в дистанционной форме, практические тренинги;

Объем учебной программы: 1116 часов (переподготовка), отдельные курсы по 72 часа (повышение квалификации );

Документ об окончании обучения: диплом о профессиональной переподготовке (переподготовка) ; удостоверение о повышении квалификации (повышение квалификации ) установленного образца; сертификаты МФТИ и eNano.

Начало занятий: сентябрь 2017 года;

Окончание занятий: ноябрь 2018 года;

Стоимость обучения: 147 000 руб .



  • Во первых это - программа профессиональной переподготовки содержащая 14 различных модулей общим объемом 1116 часов, реализуемая в течение трех семестров.
  • Во вторых это - отдельные программы повышения квалификации, каждая из которых имеет объем 72 часа и может изучаться отдельно от остальных. Каждый курс цикла имеет отдельную страницу:

Слушатели программы переподготовки, преимущественно магистры, получают уникальную возможность поучаствовать в реальном проекте высокотехнологичной компании, работать над научными и бизнес-задачами проекта. Программа интегрируется в магистерскую программу путем перехода слушателя на индивидуальный план обучения в институте, ориентированный на приобретение компетенций по теме проекта.

Код*

Название курса

Объем, ак.часы

Лекции

Практ. Занятия

Осенний семестр

Вводный тренинг

8 **

Экономика предприятия

Корпоративное управление инновациями

Экономика и право интеллектуальной собственности

Ф2.1

Основы институциональной экономики

Ф2.2

Методы технологического прогнозирования (форсайт-исследования) в высокотехнологической сфере

Введение во входящий маркетинг: Принципы, Стратегия, Инструменты

Дизайн мышление (Тренинг)

24 **

Весенний семестр

Управление проектами и инновационными программами

Системноинженерное мышление в управлении жизненным циклом

М5.1

Решение технических кейсов

М5.2

Методические инструменты развития технических систем

Осенний семестр

Практики моделеориентированной системной инженерии

Подготовка проектного предложения: Проектирование, запуск и развитие венчурного предприятия

Итого

1116

* М - обязательный курс, Ф - факультатив, Т - тренинг

** В общие часы не входит


Подробное описание дисциплин программы


М1. Экономика предприятия

Целью данного курса является овладение теоретическими основами и приобретение практических навыков при изучении форм функционирования рыночных структур и механизмов взаимодействия субъектов экономической деятельности общества. В рамках данного курса студенты изучат:

  • рыночное хозяйство и принципы его функционирования;
  • организационно-правовые формы предприятий и нормативные акты, регламентирующие их деятельность;
  • предприятия как субъекты рыночного хозяйства;
  • внутреннюю и внешнюю среду предприятия, его конкурентоспособность, организационную структуру и механизмы управления;
  • состав основных средств, материальные ресурсы, персонал предприятия;
  • вопросы стратегического, текущего и оперативного планирования;
  • вопросы формирование затрат на производство продукции, работ, услуг; основы ценообразования;
  • инновационную и инвестиционную деятельность предприятия;
  • принципы формирования результатов хозяйственной деятельности, доходов и расходов, учета и отчетности, баланса предприятия.


М2. Корпоративное управление инновациями

Целью данного курса является ознакомление студентов с общими принципами управления инновационным развитием и особенностями реализации данного процесса в крупных корпорациях. В рамках данного курса рассматриваются следующие темы:

  • Эволюция корпоративного подхода к инновационному управлению
  • Стратегия инновационного развития компании, ее роль и место в общей стратегии развития компании
  • Организация процесса генерации, оценки и предпроектной подготовки инновационных идей. Основные этапы процесса реализации идеи в виде продукта
  • Управление R&D-инфраструктурой компании
  • Взаимодействие с внешними инновационным структурами по модели «Открытые инновации»


Ф1. Экономика и право интеллектуальной собственности

Автор : Козырев Анатолий Николаевич – д.э.н., к.ф-м.н., член Экспертно-консультативного совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России, главный научный сотрудник ЦЭМИ РАН, научный руководитель Консультационно-исследовательского центра интеллектуального капитала Лабрейт.Ру (КИЦИК Лабрейт.Ру), заведущий кафедрой Экономики интеллектуальной собственности Московского Физико-Технического Института (Факультет инноваций и высоких технологий), директор Центра Развития Инноваций ИГУМО.

Целью данного курса является ознакомление студентов с основами принципами и правилами работы с интеллектуальной собственностью на новые разработки. В рамках данного курса рассматриваются следующие вопросы:

  • Правовая охрана в рамках патентного и авторского права как средство придания редкости изобретениям, музыкальным и литературным произведениям.
  • Охраноспособность и ценность результатов интеллектуальной деятельности.
  • Интеллектуальный капитал и его структура.
  • Смысл отчетов об интеллектуальном капитале.
  • Стоимостная оценка и учет интеллектуальной собственности.
  • Патент и патентная заявка как реальные опционы.
  • Расчет стоимостных параметров лицензионных соглашений.

Ф2.1 Основы институциональной экономики

Автор : Александр Александрович Аузан , д. э. н., декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

Целью данного курса является ознакомление студентов с основами институциональной экономики. В рамках данного курса рассматриваются следующие вопросы:

  • Индивиды, действия и принятие решений с точки зрения институциональной экономики.
  • Институты, транзакционные издержки
  • Коллективные действия.
  • Новая институциональная теория государства.
  • Альтернативные режимы собственности.
  • Экономический анализ права.
  • Институциональные изменения
  • Институциональный подход к модернизационным процессам.


Ф2.2 Методы технологического прогнозирования (форсайт-исследования) в высокотехнологической сфере

Автор : д.т.н., профессор А.В.Путилов , председатель Аттестационной комиссии «передвижной» школы Росатома, декан факультета управления и экономики высоких технологий НИЯУ МИФИ.

Целями изучения данной дисциплины являются приобретение знаний, умений и навыков, позволяющих использовать результаты научно-технологического прогнозирования для реализации проектов в инновационной экономике. В рамках данного курса рассматриваются следующие вопросы:

· Прогнозные исследования и технологический маркетинг в инновационной экономике;

· Методы прогнозирования (форсайт-исследования) в высокотехнологической сфере;

· Методы построения дорожных карт по результатам прогнозных исследований как инструмент стратегического планирования;

· Прогнозирование и технологические платформы (бенчмаркинг в инженерной экономике): сравнение с лучшим опытом.

Ф3. Введение во входящий маркетинг: Принципы, Стратегия, Инструменты.

Курбатов Алексей Владиславович , к.т.н., преподаватель кафедры технологического предпренимательства МФТИ

Засухин Сергей Владимирович , преподаватель кафедры технологического предпренимательства МФТИ

Курс «Введение во входящий маркетинг: Принципы, Стратегия, Инструменты» является базовым курсом, посвященным введению в современные технологии онлайн-маркетинга, позволяющие эффективно максимизировать рост и прибыль компаний. В курсе представлен обзор передовых практик и распространенных ошибок, основанных на новейших разработках и последних тенденциях в маркетинговой индустрии. Студенты ознакомятся с ключевыми теоретическими принципами, стратегиями и инструментами, необходимыми для успешного ведения маркетинговых кампаний онлайн. Первые две главы посвящены краеугольным элементам Входящего маркетинга: Создание веб-сайта и Написание Блогов; в каждой последующей главе рассматриваются наиболее значимые стратегии входящего маркетинга: Оптимизация Под Свойства Поисковых Систем, Оплата за Клик, E-mail, Видео и Социальные Медиa. Курс завершается главой, посвященной Aнализу Cтратегий и Инструментов, необходимых для отслеживания, тестирования и модификации входящих маркетинговых кампаний.


М3. Управление проектами и инновационными программами

Автор : Ципес Григорий Львович , к.э.н., Главный консультант Департамента управленческого консалтинга ООО «ИБС Экспертиза», доцент кафедры «Управленческий консалтинг» МФТИ, доцент кафедры «Управление проектами» НИУ-ВШЭ, вице-президент Российской ассоциации управления проектами СОВНЕТ, заместитель главного редактора журнала «Управление проектами и программами»

Целью данного курса является обучение студентов основам работы с распространенными инструментами управления проектами, в том числе инновационными. В рамках данного курса рассматриваются следующие вопросы:

  • Основы методологии управления проектами
  • Корпоративное управление проектами
  • Корпоративный стандарт управления проектами
  • Управление проектными отклонениями
  • Роль проектов в инновационном развитии организации
  • Проекты организационных преобразований
  • Инновационная программа и ее основные компоненты
  • Сообщество инновационной программы. Внешняя и внутренняя инновационная среда организации.


М4. Системноинженерное мышление в управлении жизненным циклом

  • Понятие о системной инженерии. Ограничения системной инженерии. Стандарты системной инженерии. Техническое лидерство.
  • Ситуационная инженерия методов. Инженерия как теория. Диаграмма основных альф инженерного проекта.
  • Система и деятельностный подход.
  • Модальности описаний и требования. Архитектурные описания.
  • Инженерия предприятий как дисциплина. Описания предприятий, архитектура предприятия.
  • Различные формы описания жизненного цикла. Многомерное описание жизненного цикла.


М5.1. Решение технологических кейсов.

Хельвас Александр Валерьевич , Директор по развитию в ЗАО "Центр открытых систем и высоких технологий", преподаватель МФТИ

Северов Дмитрий Сергеевич , советник директора, ОАО "ИТМиВТ им. С.А.Лебедева РАН", бывший заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ.

Целью данного курса является обучение студентов практическим методам решения технологических задач, связанных с разработкой идеи и возможностями для внедрения новых технологий. В рамках данного курса рассматриваются и прорабатываются следующие вопросы:

  • Методы постановки и решения инженерных задач
  • Роль правильной формулировки инженерной задачи. Мнемонические методы описания инженерных задач. Понятие технического решения.
  • Способ как последовательность действий.
  • Прямая задача. Применение эффектов и инженерных решений для решения инженерных задач. Методы ТРИЗ.
  • Методы проверки решения: Проверка размерности. Проверка на предельных и особых случаях. Проверка на соответствие фундаментальным физическим законам.
  • Обратная задача.
  • Описание семантической картины предметной области.
  • Формирование и применение семантической карты предметной области. Построение иерархий инженерных решений.
  • Методы оформления решений инженерных задач в виде объектов интеллектуальной собственности


М5.2. Методические инструменты анализа и развития технических систем

Целью данного курса является развитие у студентов умений и навыков инструментальной поддержки процессов анализа проблемных ситуаций и поиска новых решений поставленных задач. В результате данного курса студенты:

  • ознакомятся со всем комплексом средств инструментальной поддержки процессов поиска нового, основными группами инструментов;
  • пройдут начальный тренинг в применении инструментов интуитивного и систематического поиска новых идей;
  • овладеют инструментами выявления ключевых потребительских ценностей, сравнения системы с аналогами и оценки пределов развития по ключевым параметрам;
  • практически освоят технологию формулирования и разрешения противоречий, технику определения функциональных аналогов и поиска решений на ее основе.
  • научатся строить функциональные и потоковые модели и их помощью выявлять задачи дальнейшего развития совершенствуемых систем;
  • получат начальные знания в области организации работ по выполнению комплексных инновационных проектов.


Ф4, Ф6. Проектирование, запуск и развитие венчурного предприятия

Автор : Чикин Вячеслав Николаевич , научный руководитель Межвузовской программы подготовки инженеров в сфере высоких технологий для новой экономики Москвы, заместитель заведующего кафедры Технологического предпринимательства МФТИ.

В рамках данного курса студенты вместе с менторами ведут работу над проектным предложением, которое отражает план развития проекта студента в будущем. В рамках данного курса рассматриваются и прорабатываются следующие вопросы:

  • Проектное предложение в формате описания бизнес-модели (по Остервальдеру).
  • Определение клиента и его потребностей.
  • Спецификация продукта: формулирование требований к продукту в терминах соответствия потребностям клиента. Сегментирование (как многообразие аспектов использование продукта).
  • Внешняя среда и конкуренты. Барьеры вступления на рынок. Технологии сбора информации о компаниях-конкурентах и о ключевых сотрудниках этих компаний.
  • Финансовая модель. Потоки поступлений. Структура издержек. Основные финансовые показатели. Точка безубыточности, период окупаемости.
  • Партнеры, окружение. Аутсорсинг, краудсорсинг.
  • Риски и угрозы. Механизмы ликвидации (элиминирования, снижения) угрозы. Затраты.
  • Описание плана мероприятий, необходимых для достижения целевого состояния, и оценка требуемых ресурсов. Этапы планирования.


Ф5. Практики моделеориентированной системной инженерии

Целью дисциплины является формирование у слушателей системного представления и профессиональных компетентностей в сфере системноинженерного мышления в управлении жизненным циклом. Данный курс также даст слушателям возможность ознакомиться с мировым опытом в этой области, узнать на практических примерах, как мыслят системные инженеры в управлении жизненным циклом в ведущих в этой сфере экосистемах в мире. В рамках курса рассматриваются следующие вопросы:

  • Понятие модели, виды моделей. Отличия классической и моделеориентированной системной инженерии.
  • Понятие требований: деонтическая модальность определений системы. Классическая инженерия требований.
  • Архитектурные языки. Архитектурные практики по MFESA. Практики технологизации архитектурного творчества (DSM, ТРИЗ).
  • Отнесение управления конфигурацией и изменениями к инженерным или менеджерским практикам. Практики идентификации. Порождающая архитектура. Порождающий дизайн. Порождающее производство.
  • Понятие проверки (верификации) и приёмки (валидации), использование моделей. Автоматизация тестирования. Инженерные обоснования.