» »

Ответственность директора за нарушение правил охраны труда. Типичные нарушения в области охраны труда. Порядок применения дисциплинарных взысканий

22.11.2023

В соответствии со ст. 419 Трудового кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 1000 до 5000 рублей
  • на юридических лиц – от 30000 до 50000 рублей

2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей
  • на должностных лиц – от 10000 до 20000 рублей

3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 5000 до 10000 рублей

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 10000 до 20000 рублей
  • на юридических лиц – от 50000 до 70000 рублей

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере 5000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 30000 до 40000 рублей
  • на юридических лиц – от 100000 до 200000 рублей
  • на должностных лиц – дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 2000 до 5000 рублей
  • на юридических лиц – от 50000 до 80000 рублей

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 5000 до 10000 рублей
  • на юридических лиц от 60000 до 80000 рублей

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 15000 до 25000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 15000 до 25000 рублей
  • на юридических лиц – от 110000 до 130000 рублей

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – влечет наложение административного штрафа:

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 20000 до 30000 рублей
  • на юридических лиц – от 130000 до 150000 рублей

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30000 до 40000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 30000 до 40000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • на юридических лиц – от 100000 до 200000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Примечание: Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Статья 14.54. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда

1. Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 20000 до 30000 рублей
  • на юридических лиц – от 70000 до 100000 рублей

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 40000 до 50000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет
  • на юридических лиц – в размере от 100000 до 200000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Примечание: Эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, несет административную ответственность как должностное лицо.

Статья 15.34. Сокрытие страхового случая

Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей
  • на юридических лиц в размере от 5000 до 10000 рублей

Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей
  • на должностных лиц – от двух тысяч до четырех тысяч рублей

Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля

1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 500 до 1000 рублей
  • на должностных лиц – от 2000 до 4000 рублей
  • на юридических лиц – от 5000 до 10000 рублей

2. Действия или бездействие, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, – влекут наложение штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей
  • на юридических лиц – от 20000 до 50000 рублей

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года
  • на юридических лиц – от 50000 до 100000 рублей

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 300 до 500 рублей
  • на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет
  • на юридических лиц – от 10000 до 20000 рублей

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда

Статья 143. Нарушение требований охраны труда

1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – наказывается:

  • штрафом в размере до 400 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев
  • либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов
  • либо исправительными работами на срок до 2 лет
  • либо принудительными работами на срок до 1 года
  • либо лишением свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года или без такового

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, – наказывается:

  • принудительными работами на срок до 4 лет
  • либо лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается:

  • принудительными работами на срок до 5 лет
  • либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

Примечание: Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 26 Основ законодательства РФ об охране труда, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статьи 41,41-1,41-2, 41-3, 41-4), Уголовным кодексом РСФСР (статьи 138, 140, 143 и 30), Кодексом законов о труде РФ (статья 249). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работников отвечать перед законом за невыполнение ими дисциплины труда. Одна из статей правил обязывает рабочих и служащих независимо от их должности соблюдать требования по охране труда и противопожарной безопасности, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями, пользоваться средствами индивидуальной защиты. На основе этих Типовых или отраслевых правил внутреннего трудового распорядка, инструкции, положения, невыполнение требование которых является дисциплинарным проступком.

За нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия может применить к работнику следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на срок до 1 года, увольнение. Налагать дисциплинарное взыскание может только должностное лицо на подчиненного ему работника.

Административная ответственность выражается в форме различных административных взысканий: предупреждения, общественного порицания, штрафа и др. Предупреждение и штраф налагаются не в порядке прямой подчиненности или вышестоящими хозяйственными органами, а должностными лицами, осуществляющими государственный надзор в области охраны труда, или административными комиссиями при районах городских исполнительных комитетах по представлению этих лиц.

Штраф за нарушение норм и правил охраны труда может налагаться только на лиц административно-управленческого персонала, причем не только в тех случаях, когда нарушение может создать возможность повреждения здоровья человека, но и когда нарушаются другие права трудящихся по охране труда (например, за некачественное расследование несчастного случая).

14 июня 1995 года Государственной Думой принят Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Кодексе законов о труде РФ, Основы законодательства РФ об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР". В соответствии со статьей 3 этого закона, изменяющей редакцию статьи 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, нарушение должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с измененной статьей 210 рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий возложено на государственную инспекцию труда.

Руководителям государственных инспекций труда представлено право налагать административное взыскание (штраф) в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, а государственным инспекторам по охране труда и государственным правовым инспекторам - в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 4 этого федерального закона, дополняющей статью 30 Уголовного кодекса РСФСР, размер штрафа за существенное нарушение законодательства РФ о труде, а также за нарушение правил и норм по охране труда и производственной санитарии, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжелые последствия, может быть увеличен до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность выражается в наказании лиц, допустивших нарушения правил охраны труда, которые повлекли за собой несчастные случаи или другие тяжкие последствия. Степень этого наказания устанавливается рядом статей Уголовного Кодекса РФ например, по ст. 140 УК РФ нарушение правил и норм охраны труда и производственной санитарии лицом, на которое в установленном порядке возложена обязанность по выполнению этих правил и норм на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, если это нарушение могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до 1 года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда, или увольнением от должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.

По статье 138 УК РСФФСР незаконное увольнение работника с работы, неисполнение решения суда о восстановление его на работе, задержка выплаты заработной платы, а равно иное существенное нарушение Законодательства РФ о труде, совершенное должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности наказывается исправительными работами на срок до 1 года, или штрафом в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда, или увольнением от должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет либо без такового.

По статье 143 УКРФ нарушение прав техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежат обязанности по соблюдению правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Кроме ответственности работодателя и должностных лиц за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда Основами законодательства РФ об охране труда предусмотрена также ответственность предприятия. За невыполнение требований законодательства РФ об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятия налагаются штрафы. Размеры и порядок наложения штрафов устанавливается законодательством РФ и республик в составе РФ (статья 20 Основ законодательства РФ об охране труда).

Научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений (статья 21 Основ законодательства РФ об охране труда).

Предприятия, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающего нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством (статья 22 Основ законодательства РФ).

Основные причины несчастных случаев на производстве

Технические причины.

1. Конструктивные недостатки машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов:

· конструктивные недостатки производственного оборудования (аппаратов, приборов, установок), транспортных средств, автомобильного транспорта, транспортно-технического оборудования, приспособлений и инструментов, оградительных и предохранительных устройств или их конструктивные недостатки, отсутствие жестких каркасов на тракторах;

· отсутствие или несовершенство устройств сигнализации, автоматического защитного отключения и тормозных устройств, несовершенство органов управления, устройство для защитного заземления, средств установки, съема, подачи заготовок и перемещения обрабатываемого материала;

· ограждение зоны обработки не было сблокировано с пуском оборудования и др.

2. Неисправность машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов:

· нарушения конструкций машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов или их узлов и деталей, происшедшее в процессе эксплуатации. Например, вследствие нарушения планово-предупредительного ремонта автомобильного транспорта, грузоподъемного оборудования, транспортно-технологического оборудования, приспособлений и инструментов, блокировочных устройств;

· разладка или износ устройств управления;

· неисправность изоляции электропроводки;

· разрушение или поломка деталей оборудования, инструмента, предохранительных и оградительных устройств и т.д.

3. Неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений и их элементов: неудовлетворительное (неисправное, несоответствующее санитарным и строительным нормам и правилам) техническое состояние зданий, сооружений и их элементов - обрушение элементов производственных зданий: крыш, стен, потолков, полов, лестничных клеток, проходов и проездов; крепей выработок горных пород, а также оползни и обвалы различных пород.

4. Несовершенство технологических процессов. К этой причине относится:

· недостаточный учет требований системы безопасности труда при разработке прогрессивных технологических процессов

· недостаточная механизация тяжелых и опасных операций (погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ)

· отсутствие подъемно-транспортных средств для перемещения тяжелых деталей при установке их на оборудование или ремонте и монтаже оборудования

· несоответствие средств механизации, предусмотренных действующей нормативной документацией (правила, стандарты, нормы и т.д.), при установке для обработки и съеме деталей с оборудования, заливке агрессивных жидкостей и т.д.

Организационные причины .

  1. Нарушение технологических процессов. К этой причине относятся:

· отсутствие необходимой технической документации

· нарушение работающими технологических процессов, предусмотренных технологическими картами, правилами и нормами по охране труда (нарушение правил эксплуатации котлов и сосудов, работающих под давлением, нарушение санитарных правил хранения, транспортировки и применения ядохимикатов)

· несоблюдение установленных нормативными документами требований безопасности к технологическим процессам

· применение материалов, приспособлений и инструментов, не предусмотренных технологическими документами (картами, паспортами и т.д.).

  1. Нарушение правил дорожного движения. Сюда относят:

· нарушение правил дорожного движения водителями всех видов транспорта и пешеходами (работающими)

· превышение скорости

· нарушение правил обгона

· выезд на полосу встречного движения

· нарушение правил проезда перекрестков, железнодорожных переездов

· правил движения задним ходом и при трогании с места и др

· нарушение правил перевозки людей; отсутствие средств информации (знаков, разметки и др.).

  1. Неудовлетворительная организация работ. К этой причине следует относить:

· нарушение администрацией правил и норм безопасной организации работ из-за отсутствия или недостаточного технического надзора и контроля за соблюдением безопасности труда при ведении случайных, разовых, ремонтных, монтажно-демонтажных работ, недостатков в организации групповой работы (невыделение специального работника для обеспечения безопасности группы работающих на одном рабочем месте), выполнение работ с повышенной опасностью без наряда-допуска, определяющего порядок и меры безопасного их проведения

· нарушение режимов труда и отдыха со стороны администрации

· неправильное принятие решений администрацией (допуск без медицинского освидетельствования)

· нарушение правил техники безопасности при обслуживании животных, котлов, теплогенерирующих установок и т.д.

· неудовлетворительное содержание рабочих мест, территории, проездов, проходов (недостаточная освещенность, повышенная загазованность, задымленность, шум, вибрация)

· захламленность и загроможденность рабочих мест, проходов, проездов

· неудовлетворительная организация и содержание наплавных сооружений и мостиков на акватории

· погрузочно-разгрузочных площадок, причалов, железнодорожных и транспортных дорог

· неудобное расположение основного и вспомогательного оборудования и др. К этой группе следует также относить падение работающих на скользкой или неровной поверхности полов, тротуаров, проходов, мостиков.

  1. Неприменение средств индивидуальной защиты. К этой группе относятся:

· неисправность, несоответствие или отсутствие спецобуви, спецодежды (например, повреждение рук, проколы концами проволоки стальных канатов из-за отсутствия или плохого состояния рукавиц) и других средств индивидуальной защиты - очков, щитков, масок и др. (например, травмы глаз осколками абразива, стружкой при заточке инструмента без защитных очков, облучение глаз ультрафиолетовыми лучами при выполнении электросварочных работ без применения специальных защитных очков)

· ожоги кислотой (вследствие отсутствия защитной одежды и т.д.)

· некачественный уход за средствами индивидуальной защиты (несвоевременная смена фильтров, респираторов).

  1. Недостатки в обучении и инструктировании работающих по безопасным приемам труда. Сюда необходимо относить:

· отсутствие или недостаточный инструктаж (вводный, на рабочем месте, повторный, периодический и др.), т.е. неполный, поверхностный, не охватывающий все темы или операции выполняемой работы, а также отсутствие или недостаточное курсовое и специальное обучение (по установленному списку), направленное на повышение безопасности работающих, обслуживающих сложные агрегаты, установки или механизмы

· обучение по специальности, не имеющих отношение к выполняемой работе.

  1. Использование работающих не по специальности:

· к этой причине должны относиться: использование работающих не в соответствии с их основной профессией, специальностью или квалификацией, а также неправильная расстановка рабочей силы, несоответствующая квалификация.

  1. Нарушение трудовой дисциплины. К этой причине следует относить:

· изготовление каких-либо предметов в личных целях без разрешения администрации: спортивные игры на территории предприятия: хищение материалов, инструментов и других предметов

· алкогольное опьянение

· хулиганские действия.

Личностные причины.

Сюда следует относить: неосторожность или невнимательность (из-за воздействия внешних факторов, усталости, психических или эмоциональных переживаний). Ошибочные действия

14.Учет и расследование несчастных случаев. Порядок оформления акта Н-1.

Расследованию и учету подлежат несчастные случаи (травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными, повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушений зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций), повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть и происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ) на территории организации или вне ее, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией. Обязанность своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве возложена на работодателя (ч.1 ст.147 КЗоТ). Расследование несчастных случаев проводится комиссией, образуемой из представителей работодателя, а также профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве регулируется Положением, утв. пост. Правительства РФ от 3 июня 1995 г., которое распространяется на организации всех форм собственности. Расследование обстоятельств и причин несчастного случая должно быть проведено в течение 3 суток с момента, когда он произошел. Несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение месяца со дня поступления заявления. Расследование групповых несчастных случаев, несчастных случаев с возможным инвалидным исходом и несчастных случаев со смертельным исходом проводится в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителей работодателя, органа исполнительной власти субъекта РФ и профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа. При гибели на производстве 5 и более работников в состав комиссии включаются также государственный инспектор по охране труда Федеральной инспекции труда и представители соответствующего федерального органа исполнительной власти. Несчастные случаи, происшедшие в организации (на объекте), подконтрольной органам государственного надзора, расследуются с учетом заключений этих органов по расследованию технических причин, приведших к аварии с несчастными случаями.

Порядок оформления акта по форме Н-1

Каждый несчастный случай, вызвавший необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на 1 рабочий день и более, потерю им трудоспособности не менее чем на 1 рабочий день или его смерть, оформляется актом о несчастном случае на производстве по установленной форме Н-1 в 2 экземплярах - на русском языке или на языке республики в составе России с переводом на русский язык. При групповом несчастном случае акт по форме Н-1 составляется на каждого пострадавшего отдельно. Если несчастный случай произошел с работником другой организации, то акт по форме Н-1 составляется в 3 экземплярах, 2 из которых вместе с остальными материалами расследования направляются в организацию, работником которой является пострадавший. Третий же экземпляр акта и других материалов расследования остается в организации, где произошел несчастный случай.

В акте, составляемом по результатам расследования несчастного случая по установленной форме Н-1, должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения нормативных требований по охране труда. Акт по форме Н-1 должен быть оформлен и подписан членами комиссии, утвержден работодателем и заверен печатью организации. Один экземпляр акта выдается пострадавшему (его доверенному лицу) или родственникам погибшего по их требованию не позднее 3 дней после окончания расследования. Второй экземпляр хранится вместе с материалами расследования в течение 45 лет в организации по основному месту работы (учебы, службы) пострадавшего на момент несчастного случая. При ликвидации организации, хранящиеся у нее акты по форме Н-1, подлежат передаче на хранение в государственную инспекцию труда по субъекту РФ. Каждый акт по форме Н-1 учитывается организацией по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего и регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев по форме, установленной Минтрудом РФ. Каждый несчастный случай, оформленный актом по форме Н-1, включается в статистический отчет о временной нетрудоспособности и травматизме на производстве. Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнание работодателем несчастного случая, отказ от проведения его расследования и составления акта по форме Н-1, несогласие пострадавшего или его доверенного лица с содержанием такого акта рассматриваются органами Федеральной инспекции труда или судом. В этих случаях подача жалобы не является основанием для неисполнения работодателем решения государственного инспектора по охране труда. Контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев осуществляется инспекции труда. Несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками, временно находящимися в командировке на территории государств СНГ, либо гражданами России, пребывающими в государствах СНГ по трудовому или иному договору (контракту), расследуются в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами стороны по месту пребывания в командировке (по месту заключения договора).

Система охраны труда на предприятии выступает в качестве гаранта безопасности его работников и методом предупреждения возникновения несчастных случаев и прочих опасностей для жизни и здоровья людей, задействованных на производстве и выполняющих офисный функционал.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно поэтому ответственность за нарушение охраны труда предусмотрена как для работодателей, так и для самих работников, и контролируется данный вопрос не только на местном, но и на государственном уровне.

Нормативная база

Основными документами, регулирующими сферу охраны труда, выступают Конституция Российской Федерации, где закреплено право работника на труд в безопасных для жизни и здоровья условиях, и Трудовой кодекс, в котором аспектам охраны труда посвящен отдельный раздел.

Кроме того, существуют федеральные законы, которые являются инструментами регулирования определенных сфер охраны труда:

  • «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», где закрепляется правовой статус профсоюзов и их роль в формировании политики охраны труда;
  • «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», закрепляющий право сотрудников организации на льготы и компенсации в связи с условиями труда.

Документы можно скачать здесь:

Кто должен отвечать?

В любой организации должен в обязательном порядке быть определен круг должностных лиц, которые будут отвечать за сферу охраны труда по следующим сегментам:

  • предприятие в целом – ответственным лицом в данном случае назначается руководитель или его заместитель;
  • отдельные участки производства работ и конкретные подразделения предприятия;
  • электрооборудование;
  • безопасная эксплуатация объектов повышенной опасности;
  • прочие отрасли в соответствии со спецификой предприятия.

Ответственность работника как исполнителя заключается в соблюдении следующих требований, предписанных системой охраны труда:

  • соблюдение норм, предписанных системой охраны труда, в компании в целом;
  • корректное использование средств индивидуальной защиты;
  • прохождение обучения методам безопасного производства работ;
  • своевременное оповещение вышестоящего руководства о происшествиях;
  • прохождение медицинских осмотров в соответствии с регламентом по профессиональной вредности.

Ответственность невыполнение норм охраны труда подразделяется на 4 категории – она может быть дисциплинарной, административной, уголовной или материальной.

При этом существуют определенные нюансы привлечения к каждому из указанных видов ответственности.

Так, к дисциплинарной ответственности за одно нарушение работник может быть привлечен только единожды. Материальная ответственность, как правило, не должна превышать размера месячного оклада сотрудника. Административная ответственность по умолчанию предполагает умышленный характер действий.

Субъектом уголовной ответственности может быть только физическое лицо. Это означает, что в случае, если в конкретной организации нормы охраны труда не соблюдаются, наказание за это понесет ее руководитель.

Пример:

В апреле 2013 года Московский городской суд вынес определение по делу №10-1475, в соответствии с которым генеральный директор кинотеатра была привлечена к уголовной ответственности в виде лишения свободы сроком на один год условно за то, что ее сотрудник упал с перекрытия и получил травмы, в результате которых скончался. В ходе разбирательства выяснилось, что скончавшийся инженер не проходил обязательного обучения безопасной технике выполнения работ.

Санкции

При выявлении нарушений в сфере охраны труда, санкции могут быть наложены как на работника, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При выявлении факта преднамеренного или непреднамеренного, совершенного по неосторожности, проступка, работник может понести следующие варианты наказаний:

  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • перевод на должность с более низкой оплатой труда сроком до трех месяцев при условии согласия работника;
  • освобождение от должности, связанной с опасными условиями труда, с переводом на другую, в соответствии со специальностью работника, с его согласия.

При материальных санкциях работник будет обязан возместить не только непосредственный ущерб, вызванный самим проступком, но и компенсировать его затраты на выплаты третьим лицам.

Юридические лица, так же как и индивидуальные предприниматели, могут быть привлечены к административной ответственности при несоблюдении предписаний системы охраны труда. В данном случае нарушение должно выражаться в противоправных действиях или бездействии, носящих умышленный характер.

Законодательством при этом предусмотрен следующий объем санкций:

  • Для индивидуальных предпринимателей – штраф в диапазоне от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда или временный запрет на ведение деятельности сроком до 90 дней.
  • Для юридических лиц размер штрафных санкций составит от 300 до 500 минимальных размеров (МРОТ), либо будет наложен запрет на ведение деятельности сроком до 90 дней.

В случае сокрытия факта несчастного случая или наличия профессионального заболевания при страховании, в соответствии со статьей 228 Трудового кодекса, административный штраф составит:

  • для физического лица – от 3 до 5 МРОТ;
  • для юридического лица – от 50 до 100 МРОТ.

Уголовная ответственность становится следствием грубых нарушений в части соблюдения норм охраны труда, детализированных в статье 143 Уголовного кодекса.

Кроме того, к числу уголовно наказуемых относятся нарушения следующих категорий:

  • безопасность на объектах атомной энергетики;
  • безопасность при строительных и прочих работах;
  • безопасность на взрывоопасных объектах;
  • пожарная безопасность.

В случае допущения нарушения положений охраны труда, результатом которого стало причинение тяжкого вреда, могут быть назначены штрафные санкции в размере заработной платы в сумме вплоть до полутора лет, либо лишение свободы на период до одного года или исправительные работы длительностью до двух лет. Если результатом нарушения стала смерть, виновный будет осужден на срок до трех лет.

Факт нарушения должен быть зафиксирован документально.

Для этих целей создается специальная комиссия, численностью не менее трех человек, которая расследует обстоятельства нарушения и по итогам составляет соответствующий акт.

Документ составляется в свободной форме, но при этом должен содержать обязательные реквизиты и информацию:

  • место составления акта, его дату и время;
  • информацию о членах комиссии, включая их должности;
  • информацию о нарушителе, также с указанием должности;
  • обстоятельства совершения нарушения виновным;
  • какие последствия стали результатом нарушения;
  • предлагаемые комиссией санкции.

Ниже прилагается образец акта, составленного по результатам проверки нарушения, допущенного в части требований охраны труда сотрудником ООО «Арт-экс»:

На основании предложенных в акте мер санкционного характера, подписывается соответствующий приказ. Единой формы данного документа нет, поэтому можно воспользоваться следующим образцом:

Комментарий к статье 24

1. В соответствии со ст. 419 ТК за действия, указанные в комментируемой статье, предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

2. Дисциплинарная ответственность. За нарушение трудовой дисциплины, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей, включая обязанность по соблюдению требований охраны труда, предусматривается дисциплинарная ответственность. Так, обязанность работников по соблюдению требований охраны труда закреплена в ст. 15 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (см. комментарий к ст. 15 Закона).

Обязанности лиц, выполняющих функции руководителей, в сфере охраны труда также регламентируются. Нормативной базой для такой регламентации являются помимо ст. 15 Закона также ч. 2 ст. 21 ТК РФ, правила внутреннего трудового распорядка и квалификационные характеристики должностей руководителей и служащих, утверждаемые в установленном порядке.

Квалификационные характеристики массовых должностей руководящих работников, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко распространенных на практике, определены Минтрудом России (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. М.: Приор, 2000). Квалификационные характеристики должностей руководителей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются и утверждаются Министерствами (ведомствами).

Из квалификационных характеристик руководителей следует, что в число их должностных обязанностей наряду с осуществлением функции по организации производства и труда входит также обязанность по обеспечению здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований охраны труда. Причем осуществление руководителями организационных и контрольных функций базируется на отношении "власть - подчинение": руководитель конкретного уровня в соответствии со своими полномочиями дает указания, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, т. е. используется распорядительный способ воздействия на подчиненных. Именно это позволяет говорить о том, что лица, ответственные за обеспечение соблюдения требований охраны труда на предприятиях, являются лицами, осуществляющими организационно-распорядительные функции.

В конкретных организациях указанные квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в квалификационные характеристики определенной должности, распределяются между несколькими исполнителями либо пополняются дополнительными обязанностями. Должностные инструкции утверждаются руководителем организации либо его заместителем, в непосредственном подчинении которого находятся подразделение и соответствующие работники, с учетом мнения профсоюзного органа. Именно этими нормативными документами необходимо руководствоваться при решении вопроса о том, за нарушение каких обязанностей по соблюдению требований охраны труда подлежат ответственности лица, осуществляющие организационно-распорядительные функции, включая функции по обеспечению охраны труда.

Определенные должностные обязанности в области охраны труда возлагаются также на специалистов предприятия, что находит закрепление в должностных инструкциях. Например, инженер-энергетик обеспечивает не только бесперебойную работу, правильную эксплуатацию, ремонт и модернизацию энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей, но и соблюдение правил и норм охраны труда при производстве указанных работ.

Несоблюдение работниками и лицами, выполняющими организационно-распорядительные функции, а также специалистами по их вине возложенных на них обязанностей в сфере охраны труда является нарушением дисциплины труда (дисциплинарным проступком), за что виновные могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (ст. 192 ТК).

Дисциплинарный проступок может выражаться как в совершении противоправных виновных действий, не соответствующих требованиям специальных норм и правил охраны труда, так и в бездействии (в непринятии мер по предупреждению нарушения требований охраны труда). Действия работника, не выходящие за рамки закона, не могут считаться противоправными. Так, отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (ст. 9 Закона и ст. 220 ТК).

Дисциплинарные проступки рабочих обычно выражаются в том, что ими не соблюдаются установленные инструкциями по охране труда правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках, требования обращения с машинами и механизмами, правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, нарушаются санитарные нормы и т. д.

Наиболее распространенными нарушениями правил охраны труда лицами, наделенными организационно-распорядительными функциями, являются: допуск работников к выполнению работ без проверки знания ими требований охраны труда и прохождения стажировки на рабочем месте с целью приобретения навыков безопасных приемов работы; к управлению внутризаводским транспортом без прохождения обязательного медицинского осмотра; к работе на неисправном оборудовании либо к эксплуатации технологического оборудования с нарушением технических требований, при отсутствии предохранительных и оградительных устройств, без применения работниками средств индивидуальной защиты; а также привлечение отдельных категорий работников к выполнению работ, запрещенных для них законодательством (к тяжелым работам, работам с вредными или опасными условиями труда, к ночным и сверхурочным работам), и др.

Материалами для привлечения к дисциплинарной ответственности у работодателя могут быть результаты проверок со стороны службы охраны труда данной организации или органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Кроме того, уполномоченные должностные лица органов государственного надзора могут давать работодателям обязательные для исполнения предписания о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность заключается в применении к виновному одного из следующих видов взыскания, предусмотренных законодательством о труде: замечание, выговор, увольнение с работы (ст. 192 ТК). Причем увольнение с работы может осуществляться как при систематическом нарушении (несоблюдении) требований охраны труда (п. 5 ст. 81 ТК), так и при однократном грубом нарушении трудовых обязанностей руководителем организации (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения) и его заместителями (п. 10 ст. 81 ТК). Увольнение работника может иметь место также за нарушение им требований по охране труда, если это нарушение повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подп. "д" п. 6 ст. 81 ТК).

Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда и меры дисциплинарной ответственности за их несоблюдение закреплены также некоторыми уставами и положениями о дисциплине, применяемыми в ряде отраслей хозяйства (например, Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3557).

Дисциплинарное взыскание применяется руководителем организации. Другие обладают таким правом лишь в случаях, когда указанные полномочия им предоставлены уставом организации, приказом руководителя и др.

Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего дисциплинарный проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в частности от возмещения материального ущерба организации. Кроме того, дисциплинарное взыскание может сочетаться с лишением в установленном порядке премий, вознаграждений по итогам работы за год и другими мерами, предусмотренными законодательством и коллективным договором.

Согласно ст. 193 ТК до применения к виновному работнику взыскания руководитель организации должен затребовать от него письменное объяснение. При наложении дисциплинарного взыскания следует учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, степень вины работника, предшествующую работу и его поведение.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения нарушения требований охраны труда, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. По истечении 6 месяцев со дня совершения проступка применение дисциплинарного взыскания не допускается, за исключением случаев, указанных в данной статье. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в государственные инспекции труда или в комиссию по трудовым спорам, а если она не создана - в суд.

Руководители организации, их заместители привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ст. 195 ТК. Исходя из содержания этой статьи, профессиональные союзы или иные представительные органы работников, уполномоченные контролировать соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, условий коллективного договора, соглашений, вправе подать заявление работодателю с указанием на нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, допускаемые руководителем организации (его заместителями).

Работодатель должен в недельный срок рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников.

За допущенные правонарушения работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

3. Административная ответственность. Лица, осуществляющие организационно-распорядительные функции, и другие работники, ответственные за обеспечение соблюдения требований охраны труда в организации, допустившие административные правонарушения в сфере охраны труда, подвергаются административной ответственности.

Административная ответственность - это мера государственного принуждения в виде административного наказания за совершение административного правонарушения - противоправного, виновного действия (бездействия), применяемого в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (п. 1 ст. 3.1 КоАП). Правом привлекать к административной ответственности, как указывалось в комментарии к ст. 20 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", наделены органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на объектах.

Субъектами такой ответственности могут быть как руководители организаций, так и другие работники, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению руководителя возложена обязанность обеспечивать соблюдение требований охраны труда, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Нарушение требований охраны труда этими лицами может выражаться как в нарушении своими собственными действиями установленных правил, так и в даче подчиненным указаний, идущих вразрез с правилами (инструкциями) по охране труда, а также за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными им лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг их служебных обязанностей.

Таким образом, к административной ответственности могут быть привлечены как непосредственный организатор работ (мастер, начальник участка), так и лица, обязанные обеспечивать безопасность труда (начальник цеха, главный инженер организации), или одновременно те и другие.

С субъективной стороны нарушение законодательства об охране труда может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Нарушение законодательства о труде и охране труда согласно ст. 5.27 КоАП влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Помимо административного штрафа ст. 3.2 КоАП предусматривает новый вид административного наказания - дисквалификацию.

Административный штраф может быть наложен: главным государственным инспектором труда Российской Федерации, его заместителями; главным государственным правовым инспектором труда Российской Федерации; главным государственным инспектором Российской Федерации по охране труда и другими должностными лицами федеральной инспекции труда и государственных инспекций труда. Административное взыскание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация на срок от одного года до трех лет применяется за нарушение законодательства о труде и об охране труда к лицам, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность, привлечение к которой осуществляется должностными лицами федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда, установлена также за уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо за нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП); непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП); необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП); нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП); за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ч. 1 ст. 5.42 КоАП); сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 5.44 КоАП).

За совершение указанных правонарушений предусмотрено наложение административного штрафа, выражающегося в кратной величине минимальной оплаты труда.

Административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и субъекты такой ответственности предусмотрены ст. 9.1 и ст. 11.20 КоАП.

Рассматривать дела об указанных правонарушениях в соответствии со ст. 23.31 КоАП вправе: руководитель Госгортехнадзора России; руководители управлений и округов государственного горного и промышленного надзора, их заместители и другие должностные лица, указанные в этой статье.

Административная ответственность за нарушение правил использования атомной энергии и порядка учета ядерных материалов и радиоактивных веществ, а равно необеспечение контроля за соблюдением их хранения и использования установлена ст. 9.6 КоАП. Дела об ответственности за названные правонарушения согласно ст. 23.33 КоАП рассматриваются руководителем Госатомнадзора России, его заместителями, руководителями территориальных органов Госатомнадзора России, их заместителями и другими должностными лицами, указанными в данной статье.

Меры государственного принуждения в виде административного наказания предусмотрены и за многие другие административные правонарушения, например, за ввод в эксплуатацию топливо - и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах (ст. 9.9 КоАП); за нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки (ст. 9.11 КоАП) и др.

Дела об указанных административных правонарушениях от имени органов госэнергонадзора согласно ст. 23.30 КоАП рассматриваются:

Главным государственным инспектором Российской Федерации по энергетическому надзору и его заместителем;

Старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору;

Государственными инспекторами по энергетическому надзору.

Административная ответственность в сфере труда установлена также за нарушение организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил, нарушение санитарно-эпидемиологических требований эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП).

Рассматривать дела об указанных правонарушениях от имени органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии со ст. 23.13 КоАП вправе:

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, его заместители;

Главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, их заместители;

Главные государственные санитарные врачи на транспорте (водном, воздушном), их заместители;

Главные государственные санитарные врачи городов, районов;

Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по вопросам железнодорожного транспорта, в области обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, их заместители - об административных правонарушениях, совершенных на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.

Возбуждение административного производства и привлечение к административной ответственности работодателей и лиц, выполняющих организационно-распорядительные функции, осуществляются в соответствии с требованиями КоАП (см. гл. 28 - 30 КоАП).

4. Уголовная ответственность заключается в том, что лицо, виновное в совершении преступления, обязано понести наказание - меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда, заключающуюся в лишении или ограничении его прав и свобод.

Возбуждение уголовного дела по факту нарушения требований охраны труда производится прокурором или судьей при наличии повода и оснований.

На практике поводом и основаниями для возбуждения уголовных дел прокурором являются поступающие в органы прокуратуры материалы органов надзора и контроля о нарушениях требований охраны труда, непосредственное обнаружение прокурором нарушений требований охраны труда, содержащих признаки преступления, материалы о происшедших несчастных случаях на производстве, направляемые работодателями в прокуратуру в обязательном порядке, и др.

Виды наказаний за нарушения требований охраны труда, содержащие все признаки состава преступления, закреплены в Уголовном кодексе РФ. Так, за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, согласно ст. 143 УК наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев или исправительными работами на срок до 2 лет либо лишением свободы на срок до одного года. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Субъектами преступления, предусмотренного данной статьей, могут быть как лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работ, так и руководители организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.

В Уголовном кодексе предусмотрена также ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК); прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1 УК); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК); правил безопасности на взрывоопасных объекта (ст. 217 УК); правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218 УК); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК).

Субъектами названных преступлений могут быть как руководители организаций и другие работники, на которых возложена обязанность по обеспечению соблюдения правил безопасности, так и лица, обязанные соблюдать эти правила.

За нарушение требований охраны труда и правил безопасности виновные в этом лица подлежат уголовной ответственности независимо от организационно-правовых форм предприятий, в которых они работают.

Наряду с рассмотренными видами ответственности руководителей и других должностных лиц за нарушение трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, ст. 419 ТК предусматривает также гражданско-правовую ответственность этих лиц. Однако действующим законодательством такая ответственность, предусматривающая определенные меры государственного принуждения, за указанное правонарушение не установлена.

В ТК РФ прописана ответственность за нарушение трудового законодательства для работников и работодателей. О том, какие и в каких случаях применяются меры наказания, читайте в этой статье.

Какая статья ТК РФ регулирует вопросы привлечения к ответственности

Согласно ст. 419 ТК РФ, виновные в нарушении трудовых прав привлекаются к дисциплинарной и/или материальной ответственности в порядке, который устанавливает трудовое законодательство либо другой федеральный закон. Также допускается привлечение виновных к административной и уголовной ответственности в порядке, введенном федеральными законами.

Виды ответственности за нарушение трудового законодательства

В РФ действуют следующие виды ответственности за нарушение трудового законодательства:

  1. Дисциплинарная - наступает для работников за нарушение трудового распорядка, что является дисциплинарным проступком. Выражается в виде дисциплинарного взыскания.
  2. Материальная - наступает для работодателей и для работников в случае нанесения ущерба пострадавшей стороне и состоит в обязанности возместить ущерб. В отличие от ситуации с сотрудником, работодателя могут обязать возместить не только фактически нанесенный ущерб, но и размер упущенной выгоды.
  3. Административная - наступает для руководителя и иных должностных лиц, совершивших административные правонарушения. К виновным применяется административное наказание в виде штрафа.
  4. Уголовная - применяется к руководителям, совершающим самые тяжкие нарушения ТК РФ. Виновным могут временно запретить занимать ряд должностей или вести определенную деятельность.

Стоит отметить: существует еще гражданско-правовая ответственность за нарушения трудового законодательства. Она во многом схожа с материальной ответственностью, однако, в отличие от последней, регулируется нормами не Трудового Кодекса, а федеральными законами и Гражданским Кодексом РФ. Гражданско-правовая ответственность предусматривает для руководителя необходимость возмещения организации или работникам убытков, причиненных его виновными действиями.

Примеры привлечения к разным видам ответственности

Рассмотрим подробнее, при каких нарушениях применяются те или иные виды ответственности и какие предусмотрены наказания.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность для сотрудника наступает при совершении дисциплинарного проступка. Это невыполнение или исполнение ненадлежащим образом служебных обязанностей по вине работника. Согласно абз. 1 ст. 192 закона №197-ФЗ, допустимы следующие виды взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Некоторые категории работников могут подвергаться и другим видам дисциплинарных наказаний. Для них существуют уставы и положения о дисциплине, установленные федеральными законами (Положение о дисциплине работников ж/д транспорта РФ и др.).

Некоторые предприятия вводят штрафы за опоздания, несоблюдение внутреннего дресс-кода. Такие санкции незаконны. В абз. 4 ст. 192 закона №197-ФЗ есть указание о запрете на применение дисциплинарных взысканий, которые не указаны в ТК РФ, уставах и положениях о дисциплине, установленных федеральными законами.

Согласно абз. 5 ст. 193 закона №197-ФЗ, разрешается применять лишь 1 дисциплинарное наказание за каждое нарушение. Вид наказания выбирается, исходя из тяжести проступка и обстоятельств произошедшего.

Привлечение работника к дисциплинарной ответственности за нарушение трудового законодательства в 2019 году - не обязательная мера. Работодатель вправе не применять взыскание по своему решению (абз. 1 ст. 192 закона №197-ФЗ).

До того, как применить дисциплинарное взыскание, работодателю необходимо затребовать от работника объяснение в письменной форме. Если работник отказывается давать объяснение, это не будет препятствием для применения взыскания. Дисциплинарное взыскание может применяться не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка и не позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам проверки либо ревизии – не позднее 2 лет со дня его совершения.

Материальная ответственность

Материальная руководителя перед компанией состоит в обязанности в полной мере возместить прямой действительный ущерб (ч. 1 ст. 277 закона №197-ФЗ). Еще руководитель возмещает юрлицу убытки, которые возникли по его вине.

Материальная ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства в отношении работника возникает при:

  • незаконном лишении сотрудника возможности исполнять служебные обязанности (ст. 234 закона №197-ФЗ);
  • причинении имущественного ущерба работнику (ст. 235 закона №197-ФЗ);
  • задержке выдачи зарплаты или других положенных выплат работнику (ст. 236 закона №197-ФЗ). Об ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы читайте ;
  • нанесении морального вреда сотруднику (ст. 237 закона №197-ФЗ).

В зависимости от обстоятельств нанесения ущерба работодатель вправе принять решение не взыскивать его на основании ст. 240 закона №197-ФЗ.

Административная ответственность

Дополнительный факт

Каждый руководитель владеет информацией о персональных данных своих сотрудников. Разглашение этой информации также может привести к наказанию должностного лица. Его могут привлечь как к административной, так и к материальной, и даже к уголовной ответственности. Больше об ответственности за разглашение персональных данных работодателем читайте .

В КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства. К административным нарушениям относятся следующие:

  • нарушение ТК РФ и законодательства об охране труда (ст. 5.27 КоАП);
  • уклонение от участия в переговорах по вопросам подписания коллективного договора либо нарушение срока его заключения (ст. 5.28 КоАП);
  • непредоставление сведений, необходимых для ведения коллективных переговоров и организации контроля за соблюдением условий коллективного договора (ст. 5.29 КоАП);
  • немотивированный отказ от заключения коллективного договора (ст. 5.30 КоАП);
  • нарушение или отказ от выполнения обязательств по коллективному договору (ст. 5.31 КоАП);
  • уклонение от получения требований сотрудников и от участия в процедурах примирения (ст. 5.32 КоАП);
  • неисполнение условий соглашения (ст. 5.33 КоАП);
  • увольнение сотрудников вследствие коллективного трудового спора и забастовки (ст. 5.34 КоАП);
  • принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке (ст. 5.40 КоАП);
  • нарушение прав инвалидов в части трудоустройства и занятости (ст. 5.42 КоАП);
  • сокрытие страхового случая (ст. 5.44 КоАП);
  • несоблюдение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ (ст. 18.10 КоАП).

Административная ответственность руководителя за нарушение трудового законодательства (чаще всего это ) заключается в наложении штрафа. Возможна и дисквалификация - лишение человека права работать руководителем, входить в состав совета директоров, вести предпринимательскую деятельность по управлению юрлицом (ст. 3.11 КоАП).

Дисквалификация применяется в отношении физических лиц, которые выполняют управленческие функции в компаниях. Штрафы за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.28 — 5.33, 5.44 КоАП, могут применяться и к юрлицам - работодателям, и к должностным лицам - их представителями. Штрафы за совершение правонарушений, предусмотренных статьями ст. 5.27, 5.40, 5.42 , применимы лишь к физическим лицам.

О штрафах за нарушение трудового законодательства расскажут в данном видео

Уголовная ответственность

В ряде случаев вводится уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства. К уголовным преступлениям относятся:

  • нарушения правил охраны труда, совершенные по неосторожности и повлекшие за собой нанесение тяжкого вреда здоровью либо смерть работника (ст. 143 УК);
  • немотивированный отказ в трудоустройстве, необоснованное либо матери детей младше 3 лет (ст. 145 УК);
  • задержка зарплаты на срок более 2 месяцев, которая возникла из-за корыстной или другой личной заинтересованности (ст. 145.1 УК).

За совершение этих преступлений вместе с другими видами наказаний допускается лишение виновных лиц права устраиваться на определенные должности либо заниматься некоторыми видами деятельности на срок до 5 лет.

Чтобы получить ответ специалиста, задавайте вопросы в комментариях