» »

Миг 29 пушка. Легендарные самолеты. Важное правительственное задание

21.02.2024

МиГ 29 - машина, созданная для завоевания превосходства в воздухе в прифронтовой полосе. Относиться к истребителям 4-го поколения. Благодаря ряду оригинальных конструкторских решений по-прежнему остается на вооружении не менее 26 стран мира. В том числе и России.

История создания

Символично, что этот революционный, для своего времени, самолет впервые оторвался от взлетной полосы 6 октября 1977г, а именно в год 60-летнего юбилея Октябрьской революции.

Корни причин побудивших авиационные КБ приступить к работе по теме легкого фронтового истребителя лежат в противостоянии «Фантомов» и МиГ 21.

Маневренный бой должен был остаться в прошлом, функция летчика заключалась в выходе на дальность пуска ракет и захвата цели. В соответствии с этой идей «Фантом» вооружался исключительно ракетным вооружением.

Его основной противник МиГ 21 имел более слабое ракетное вооружение 2-4 ракеты средней дальности и автоматическую пушку. Последняя оказалась неожиданно эффективна.

Краткая характеристика МиГ 29

  • Длина самолета - 17,32м;
  • Высота самолета - 4,73м;
  • Размах крыла - 11,36м;
  • Скорость в высоте (максимальная) - 2 400км/ч;
  • Скорость у земли (максимальная) - 1 500км/ч;
  • Экипаж - 1 человек.

Вооружение и особенности

На шести наружных пилонах истребитель может нести управляемые ракеты, авиабомбы и блоки НАР. На средних дистанциях в ход идут ракеты Р-27, при сближении Р-60 или Р-73, страшные своей 8-килограммовой боевой частью.

Последним аргументом в ближнем бою становиться ГШ-301. Скорострельная пушка с водяным охлаждением, калибра 30-мм. Заметное преимущество дает пилотам система нашлемного целеуказания. Она мгновенно захватывает цель, следуя за поворотами головы и направлением взгляда летчика.

Системы подобного типа появились на западных истребителях только в 90-х. Истребитель обладает потрясающей маневренностью, но если противник все же сумеет навести ракеты, это только полдела.

Самолет снабжен станцией РЭБ, «ослепляющей» головки наведения пущенных ракет и системой отстрела ложных тепловых целей.

Боевое применение

Миг 29 участвовал более чем в 10-ти конфликтах и множестве боевых эпизодах. Именно ему приписывается уничтожение нескольких хваленых «невидимок» F-117. Одного в 1991 во время войны в заливе, второго 1999 в небе Югославии. Приходилось 29-му сходиться и с другими советскими истребителями.

Примерный боевой счет сбитых им советских «собратьев»:

  • МиГ 21 не менее четырех;
  • МиГ 23БН - три машины;
  • Штурмовик Су 25 две единицы.


А вот ни одной воздушной победы над своим ровесником Су-27, Fulcrum одержать не смог. Небезынтересен результат противостояния с F-16 и F-15, для противодействия которым машина и создавалась.

Заметим, что все реальные бои происходили при численном меньшинстве МиГов. Имело место несколько воздушных боев во время операций в Персидском заливе и Югославии, итогом которых стали 9 поверженных Миг 29. Без потерь с другой стороны.

Однако учебные бои между «Фалконами» с одной стороны и немецкими пилотами из состава 73-й эскадры, летавших на МиГ 29 неизменно заканчивались победой последних.

  • Истребитель способен взлетать на одном двигателе с полной боевой загрузкой. Экономя в таком случае время при взлете. Это особенно важно при поднятии самолетов по тревоге.
  • Шедевр КБ Микояна способен выполнять уникальные пилотажные фигуры «колокол» и «кобра». Вовремя их выполнения самолет на время зависает в воздухе, исчезая в этот момент с экранов любых радаров.
  • МиГ 29 лидирует в числе истребителей закупаемых странами Азии.
  • Именно на МиГ 29 летает пилотажная группа «Стрижи».
  • В истории эксплуатации 29-ого есть место и предательству. В 1989 году 20 мая Александр Зуев угнал новейший по тем временам истребитель в Турцию. Сам самолет впоследствии вернулся в СССР. А капитан Зуев неплохо устроился в Штатах, получил звание майора и даже издал автобиографический роман.

Заключение

Без сомнения МиГ 29 входит в число самых удачных истребителей отечественных ВВС. Созданный как «рабочая лошадка» фронтовой истребительной авиации он не оставался неизменным за годы жизни. Освоил «профессию» палубного истребителя, научился наносить дары по наземным целям и был надежным боевым товарищем каждому летчику, садившемуся за его штурвал.

Появившись почти одновременно с Су-27, в 1980-е годы самолет МиГ-29 фото видео сначала стал одним из символов советской военной мощи, а чуть позже - одним из главных участников массового вывода советских войск из Венгрии, ЧССР и объединенной Германии. Из «гадкого утенка» в обличье «Изделия 9.12» самолет сумел, хотя и очень не быстрым и непрямым путем, дорасти до полноценного многоцелевого самолета поколения 4++. Уместно отметить МиГ-29 единственный отечественный истребитель продолжающий оставаться на вооружении Североатлантического Альянс а (НА́ТО ).

Сверхзвуковой истребитель МиГ-29 в воздухе. 1992 год

Миг 29 из «гадкого утенка» дорос до полноценного многоцелевого самолета поколения 4++

Если при создании МиГ-21, а затем и 23 в числе важных приоритетов была максимальная скорость, то проектирование истребителей нового поколения, начавшееся в СССР как ответ на , шло по совсем другому сценарию. Основными целями для проектировщиков стали высокая маневренность, значительно более совершенное оборудование и система управления вооружением. В рамках этой программы КБ П. О. Сухого создало самолет, позже известный как , а их коллеги из КБ А. И. Микояна - будущий -29.

Миг-29УБ ВВС России побывавший на кап- ремонте, дальнейшая модернизация, именное оборудование радиоэлектронной борьбы - РЭБ и блоки выброса пассивных помех, Липецк

Предполагалось, что машина Сухого, благодаря огромной дальности и большому числу ракет, станет основой авиации ПВО, а в ВВС будет выполнять роль истребителя сопровождения для бомбардировщиков Су-24, действуя на большом удалении от своих аэродромов. Однако ВВС для обеспечения господства в воздухе в районе линии фронта такой самолет был избыточен, и его решили дополнить меньшей, более легкой и дешевой машиной, разработку которой поручили КБ «МиГ».

Руководство созданием новой машины, обозначенной «Проект 9», осуществляли А. А. Чумаченко и Р. А. Беляков (генеральный конструктор). С 1982 года главным конструктором МиГ-29 стал М. Р. Вальденберг.

Основные данные истребителей 4 поколения

сравнительные данные с французским миражом

Фронтовой истребитель МиГ-29 28-ой гвардейский истребительный авиаполк

Для нового самолета была выбрана интегральная компоновка с развитыми наплывами в корневой части крыла, как и на Су-27. Однако вместо революционной ЭДСУ, примененной на , позволяющей сделать самолет статически неустойчивым и получить выигрыш в массе и размерах рулей, осталась традиционная система управления, хорошо отработанная на предыдущих моделях МиГ. Силовая установка проектировалась специально для этого самолета в КБ В. Я. Климова под руководством главного конструктора С.П. Изотова. Новый 2-контурный ТРД с форсажной камерой (ТРДДФ) РД-33 оказался легче, экономичнее и существенно мощнее своих предшественников того же класса. Первый полет прототипа «Проекта 9.12» состоялся б октября 1977 года под управлением А. В. Федотова. Испытания и доводка 14 предсерийных машин заняли почти шесть лет, и лишь в 1984 году самолет начал поступать на вооружение советских ВВС.

Характеристики истребителей поколения 4++

F-16C ВВС США и МиГ-29 ВВС Польши во время учений «Белый орел» 2005 год, Польша, Авиабаза Кжесины

С амолет МиГ-29 фото видео , в конце 1980-х годов, бесспорно, превосходил большинство массовых истребителей НАТО того времени. По числу стран, в которых МиГ-29 состоял на вооружении, он значительно обошел самолеты семейства Су-27. В отличие от Су-27, вскоре после поступления в советские ВВС МиГ-29 начал широко экспортироваться. Первые поставки за рубеж шли в страны ОВД (ГДР, Польша, ЧССР, Румыния, Болгария) и другим союзникам СССР (Индия, Югославия, Куба, Ирак, Сирия). В ходе кардинальных военных и политических перемен самолеты нередко оказывались в составе ВВС военных блоков, которые до того рассматривали МиГ-29 в качестве опасного противника. Машины, поставленные ГДР, на протяжении многих лет успешно служили в бок-о-бок с « » и « »; со временем оказались в НАТО польские, болгарские и словацкие машины. Одновременно шла распродажа избытков советских ВВС, доставшихся нескольким странам бывшего СССР, и немногочисленные поставки новых самолетов. К списку стран-обладателей присоединились Перу, Алжир, Иран, Венгрия, Малайзия, Йемен.

МиГ-29 показательные полеты индийских ВВС на МАКС 2011, Индия одна из немногих стран покупательниц способных оплачивать свои приобретения

Отступление..., на данный момент в эксплуатации в воздушных силах и на флоте России находится чуть более 300 самолетов, около трети способны подняться в воздух, остальные.... С начала 90-х пополнение самолетов не велось, не берется в счет модернизация единичных экземпляров, читай, ремонт старых образцов. Пополнение летного парка произошло после отказа от закупки Алжиром (на машинах были установлены б/у и контрафактные детали), модифицированных образцов с аббревиатурой СМТ, Российские ВВС получили около тридцати новых(!) машин(!) в 2008 году и..... стали самыми современными(!). Малайзия одна из немногих стран, способных платить, то же пока не проявляет энтузиазма в покупках, в эксплуатации у нее находилось 18 самолетов, срывы поставок запчастей привели к тому, что часть машин пришлось пустить на запчасти, теперь о закупках с их стороны никто и не заикается. С конца 90-ых, по большому счету серийное производство практически не ведется, напомню установленный производителем срок службы 20 лет и наработка 2500 часов. Так что не все так уж безоблачно, как может казаться на первый взгляд.

Очередь из сушек и мигов на ремонт в 121 авиационный ремонтный завод п.Кубинка 2014 г

Боевое применение самолет МиГ-29 фото видео , смотрим в отдельной статье, и хотя ниже на на фото лежит наш сбитый Миг, не забываем, что именно ему предстояло снять шапку-невидимку с американского самолета изготовленного с использованием технологии стелс, F-117.

Сбитый МиГ-29 ВВС Югославии

Выпуск истребителей был освоен на МАПО им. Дементьева - московском заводе, расположенном на Ходынке, недалеко от ОКБ. Однако в первоначальном виде истребитель не совсем устраивал заказчика - прежде всего из-за малой дальности полета, отчего первые МиГ-29 заслужили саркастическое прозвище «истребитель завоевания господства в воздухе над своим аэродромом». Кроме того, в процессе серийного производства менялись и улучшались и некоторые элементы конструкции - схема передней стойки шасси, замена некоторых композитных элементов конструкции металлическими, отказ от аэродинамических гребней под хвостовой частью.

МиГ-29 ВВС Венгрии фото

Важным направлением развития МиГ-29 стало оснащение его бортовым комплексом радиоэлектронного подавления «Гардения», который сумели довести до рабочего состояния лишь в начале 1980-х. Размещение этого оборудования требовало заметного объема, и единственным выходом стало появление накладного грота - обтекаемого отсека за кабиной пилота. Топливная система была перекомпонована, и емкость внутренних баков удалось несколько увеличить. Кроме того, для МиГ-29 был разработан подфюзеляжный конформный ПТБ, а под крылом стало возможным подвесить еще два ПТБ.

Все эти меры заметно снизили остроту проблемы с дальностью - теперь при дальних перелетах с тремя ПТБ самолет мог покрывать почти 3000 км. Такие самолеты получили наименование «Изделие 9.13» (хотя обозначение МиГ-29 осталось неизменным); их выпуск начался в 1986-м, и этот вариант стал самым массовым и составил основу фронтовой истребительной авиации к началу 1990-х годов. Он должен был стать массовым истребителем ВВС СССР и союзников по ОВД, что требовало массовой подготовки и переучивания летчиков. Параллельно с совершенствованием боевых, ОКБ создало 2-местную учебно-боевую модификацию МиГ-29УБ («Изделие 9.51»).

А 2 местная учебно боевая модификация МиГ-29УБ

Лишенная РЛС, «спарка» обладала ограниченными боевыми возможностями. Выпуск этих машин был передан авиазаводу в Горьком (ныне Нижний Новгород), почти все послевоенное время выпускавшем только «МиГи». Хотя неспециалисты зачастую не могут отличить МиГ-29 от Су-27, в реальности назначение и компоновка этих самолетов различные - одинаковы у них лишь число килей и двигателей.
ПОКОЛЕНИЯ 4+
Главным оружием МиГ-29 были ракеты «воздух - воздух», а основным назначением - борьба с авиацией противника.

МиГ-29 73-й истребительной эскадры люфтваффе выполняет пуск ракеты Р-27. Авиабаза Лааге, на 2003 год ВВС Германии располагали 13 самолетами, в 2004 году переданы польским воздушным силам

Хотя истребитель мог наносить удары по наземным целям, номенклатура вооружения была крайне скудной и включала лишь обычные авиабомбы и неуправляемые ракеты - высокоточное вооружение оставалось для МиГ-29 недоступным. Пока на вооружении ВВС имелись сотни прекрасных истребителей-бомбардировщиков Су-17 и МиГ-27, такая специализация не вызывала вопросов. Однако в начале 1990-х годов массированное сокращение состава ВВС завершилось полной ликвидацией этого класса самолетов, и решение задач ИБА легло частично на штурмовики Су-25, а частично - на фронтовые истребители.
Модификации самолет МиГ-29 фото видео
С этого момента основным направлением развития МиГ-29 становятся попытки придать ему многофункциональность - как путем модернизации выпущенных самолетов, находящихся в строю, так и разработкой новых модификаций. Последнее направление привело к появлению таких проектов, как СМ, СМТ и семейства МиГ-29М/-33/-35. В итоге он стал настоящим многоцелевым самолетом, обзавелся системой дозаправки в полете и его ЛТХ были заметно улучшены. Еще одним отдельным направлением стала разработка корабельной модификации МиГ-29К, изначально предназначавшейся для оснащения . Можно посмотреть на видео, новейшую версию самолета МиГ 29ОВТ снято с высоким разрешением, будет интересно.

  • МиГ-29М,/29МЭ,
  • МиГ-33 (изделие 9-1 5) Самолет «изделие 9-15» представля-ет собой второе поколение в семействе МиГ-29, от более ранних машин он отличается во многих отношениях. Радикально изменилась конструкция планера, которая стала главным образом сварной. Исключены верхние воздухозаборники на корневых наплывах крыла, количество подкрыльевых пилонов доведено до восьми. Масса подвесного вооружения составляет 4500 кг. Установлена аналоговая электро-дистанционная система управления и РЛС «Жук». Обновлен состав приборного оборудования. В СУВ интегрированы управляемое вооружение класса воздух - поверхность. Всего было построено шесть прототипов самолета «изделие 9-15», перый полет выполнил 25 апреля 1986 года летчик-испытатель В.Е. Меницкий.
  • Истребитель МиГ-29МЭ является экспортным вариантом самолета МиГ-29М, также известного как МиГ-33.
  • МиГ-29СМТ. Обвал финансирования оборонной про-мышленности в 1990-х годах похоронил надежду на запуск в серийное производство самолетов МиГ-29М. Как менее дорогая альтернатива "эМке" в ОКБ разработана модификация МиГ-29СМТ. Самолет предназначался для замены состоявших на вооружении российских ВВС истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 и Су-17. Для ВВС РФ предполагалось модернизировать ранее построенные «9-13», программа была свернута. «9-18» и «9-19» разработаны для экспорта. Первые модификации СМТ были поставлены на экспорт в Йемен («9-18», 2002 год) и Алжир («9-19», 2007 год), но сделка с Алжиром обернулась скандалом (контрафактные комплектующие, и б/у запчасти использованные в новом самолете) - все самолеты были возвращены России и поступили на вооружение ВВС РФ.
  • МиГ-29УБТ (изделия 9-52, 9-53)
  • Двухместный учебно-тренировочный вариант МиГ-29СМТ.
  • МиГ-29КВП (изделие 9-1 8) вариант МиГ-29КВП был модернизирован прототип «изделия 9-12». Работы проводились в рамках программы создания истребителя корабельного бази-рования для авианосцев проекта 1 1345. Установлен тормозной гак, усилена конструкция планера и шасси. Результаты испытаний использованы при разработке истребителя корабельного базирования МиГ-29К.
  • МиГ-29К (изделие 9-41). Ренессанс корабельного мига связан с модернизацией в «нормальный» авианосец «Викрамадитья» для ВМС Индии. ВМС Индии заказали 1б МиГ-29К. Состав БРЭО полностью обновлен. Существуют планы закупки корабельной модификации для морской авиации России.Самым заметным внешним отличием МиГ-29К от - 29КВП является крыло большего размаха и большей площади со складывающимися консолями. БРЭО аналогично используемому на МиГ-29М. Самолет оснащен системой дозаправки в воздухе. Построено два прототипа истребителя МиГ-29К.
  • МиГ-29УВТ. Одноместный сверхманевренный истребитель с двумя ТРДДФ с отклоняемым в двух плоскостях вектором тяги. В прототип в 2001 году доработан четвертый опытный МиГ-29М. МиГ-29УВТ оснащен двигателями с управляемым вектором тяги.
  • МиГ-29М2 (МиГ-35, изделия 9-61 и 9-67). Одноместный («9-61») и двухместный («9-67») - сверхманевренные многоцелевые истребители-бомбардировщики. МиГ-35 относится к поколению истребителей «4++».
  • МиГ-29КУБ (изделие 9-47). Двухместный вариант «изделия 9-41» с полноценными боевыми возможностями, заказан ВМС Индии.
  • В Белоруссии разработан усовершенствованный вариант МиГ-29БМ, собственные обозначения получали модернизированные самолеты ВВС третьих стран.

ВИДЫ ВООРУЖЕНИЯ

В состав оптико-электронного прицельно- навигационного комплекса ОЭПрНК-29 (помимо других систем) входит оптико-электронная прицельная система ОЭПС-29. Она включает комбинированную оптико-лазерную станцию КОЛС и нашлемную систему целеуказания «Щель- ЗУМ». КОЛС позволяет производить поиск цели и пуск по ней ракет с ИК ГСН в режиме скрытности, при выключенной РЛС, что затрудняет противнику обнаружение цели и делает атаку внезапной.
ВВС многих стран мира имеют пилотажные демонстрационные команды, но большинство из них используют легкие учебно-боевые самолеты. Полноценные боевые самолеты летают в составе лишь нескольких таких команд, и среди них российские ВВС выделяются тем, что имеют одновременно две группы на боевых истребителях - широко известные «Витязи» используют Су-27, а «Стрижи» - МиГ-29. Авиационная группа высшего пилотажа (АГВП) «Стрижи» была создана б мая 1991 года.

Первый вариант окраски самолетов Миг-29 пилотажной группы Стрижи

Стрижи из пилотажной группы МиГ-29 на стоянке

В ее состав вошли самолеты и пилоты Центра показа авиационной техники, базирующиеся на подмосковном аэродроме Кубинка. Кстати, именно туда попали первые серийные МиГ-29 в 1983 году. Задачей Центра была демонстрация советской авиатехники зарубежным покупателям, и летчики умели выжать из машин «все соки», показывая их сильные стороны, в том числе и пилотаж на малых высотах и скоростях, маневренные возможности.

Взлет Миг-29 пилотажная группа стрижи фото МАКС 2011

Первое выступление «Стрижей» состоялось в 1991 году в Швеции, а в последующие годы они принимали участие во многих авиасалонах и шоу. Первые 10 лет самолеты АГВП имели бело-синюю окраску, а в 2003 году ее сменила нынешняя бело-красно- голубая. В настоящее время в составе АГВП летают шесть самолетов «9.13» и «9.51». Несмотря на сложность и опасность работы, за время существования группы не произошло ни одной катастрофы. «Стрижи» были участниками большинства парадов Победы, проводившихся в последние годы. Уместно вспомнить, что в 1996-2002 годах ВВС Украины имели пилотажную группу «Украинские соколы», летавшую, как и «Стрижи», на МиГ-29.

МиГ-29М2 кабина пилота самолет истребитель фото видео

Для аварийного покидания самолета летчик имеет катапультное кресло К-36ДМ серии 2, предназначенное для спасения летчика на высотах от уровня земли до 25 км и в диапазоне скоростей от 0 до 3000 км/ч. Для спасения летчика на большой высоте кресло имеет автономную кислородную систему. Для выживания летчика при катапультировании в безлюдной местности кресло снабжено аварийным запасом (еды, питья и средств выживания) и радиостанцией.
На передней кромке крыла установлены трехсекционные отклоняемые носки, выпускающиеся автоматически при увеличении угла атаки до 8,7 или синхронно с выпуском закрылков. Крыло имеет стреловидность по передней кромке 42°.

технические характеристики миг 29 и краткое описание конструкции

Перед килями расположены блоки выброса ложных целей БВП-30-26. Каждый содержит по 30 ложных тепловых целей ППИ-26 либо патронов с дипольными отражателями ППР-26.
На основной приемник воздушного давления (ПВД) с обеих сторон установлены профилированные гребни, выполняющие функции генераторов вихрей. Аналогичную роль выполняют корневые наплывы крыла. За счет образования вихрей, которые нормализуют обтекание крыла и управляющих поверхностей, удалось заметно оттянуть момент срыва потока, что значительно улучшило обтекание, а следовательно, и управляемость на малых скоростях и больших углах атаки.
МиГ-29, будучи фронтовым истребителем, должен был действовать с аэродромов в прифронтовой полосе. При продвижении войск истребители меняли место базирования, что предполагало в том числе использование в качестве ВПП малоподготовленных сооружений - участков дорог, частично поврежденных ВПП и рулежных дорожек.

гамма вооружений многоцелевого варианта истребителя Миг-29

При этом поверхность могла быть значительно засорена камнями, кусками бетонного или асфальтового покрытия, которые при попадании в воздухозаборник гарантированно вывели бы двигатель из строя. Для него создали надежную систему, предотвращающую попадание в воздухозаборник любых посторонних предметов. На земле входные отверстия воздухозаборников перекрываются специальными заслонками, а воздух попадает в двигатели через систему щелей с заслонками на верхней поверхности корневых наплывов.

Миг-29 деталировка самолета

  • ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИГ-29 (9.13)
  • Тип: 2-двигательный фронтовой истребитель, экипаж, чел: 1
  • Двигатели: 2 х ТРДДФ Климов РЗЗ с тягой 50 кН без форсажа, и 81,3 кН на форсаже каждый
  • Размеры, м: длина: 17,32 размах крыла: 11,36 высота: 4,73
  • Вес, кг: пустого: 11 200 нормальный: 15 300 максимальный: 18 480
  • Технические характеристики:
  • максимальная скорость, км/ч: 2450 (на высоте)
  • потолок, км: 18
  • дальность полета, км: 1500 (боевая); 2900 (перегоночная)
  • Вооружение: до 6 ракет «воздух - воздух» малой (Р-60 и Р-73) и средней (Р-27) дальности или иная боевая нагрузка весом до 2180 кг на 6 узлах подвески под крылом, встроенная 30-мм пушка ГШ-30-1 (150 снарядов)

Двухконтурный турбореактивный двигатель РД-33 (изд. 59) с форсажной камерой. Двигатель установлен под углом к вертикальной (сопла на 1,5° наружу) и горизонтальной (сопла на 4° выше) осям самолета. Двигатель двухвальный, имеет осевой двухкаскадный компрессор, состоящий из низконапорного 4-ступенчатого вентилятора и регулируемого 9-ступенчатого компрессора высокого давления, кольцевую камеру сгорания, двухступенчатую турбину, форсажную камеру и регулируемое сверхзвуковое реактивное сопло. Для использования на необорудованных площадках запуск двигателей может производиться от автономного бортового стартера-энергоузла ГТДЭ-117.
Горизонтальное оперение (стабилизатор) цельноповоротное, с силовым приводом от гидроцилиндров. Передняя часть каждой консоли стабилизатора и силовой набор, образующий кессон, выполнены из металла; панели обшивки и задняя кромка используют композиционные материалы. Левая и правая половины стабилизатора могут поворачиваться независимо друг отдруга при таком дифференциальном отклонении стабилизатор играет ту же роль, что и элероны.

  • Дата изменения данных: 22.12.2015
Фронтовой истребитель МиГ-29

МОДИФИКАЦИИ.
МиГ-29 - исходный одноместный фронтовой истребитель;

МиГ-29К - многоцелевой палубный истребитель-бомбардировщик;

МиГ-29КВП - промежутточный вариант, построенный для отработки взлёта с трамплина и посадки на аэрофинишёр. Может использоваться как боевой самолёт, а также, как тренировочный для лётчиков корабельной авиации на наземных аэродромах. Единственное его отличие от обычного самолёта наземного базирования - гак и усиленная конструкция;

МиГ-29М - усовершенствованный фронтовой истребитель с электродистанционной системой управления и улучшенным оборудованием;

МиГ-29МЭ - экспортный МиГ-29М;

МиГ-29С - усовершенствованный фронтовой истребитель.;

МиГ-29СМ унаследовал от МиГ-29СЭ (самолеты, подобные этой модификации, были поставлены в Малайзию) все нововведения: увеличенная бомбовая нагрузка (до 4 т), дозаправка в воздухе, ракеты с активной радиолокационной головкой самонаведения РВВ-АЕ, повышающими шанс победить в дальнем бою в 6-7 раз. Уже эти две модификации по основным параметрам не уступают или превосходят, разрабатываемый "Еврофайтер" - истребитель следующего поколения.;

МиГ-29СМТ - новая экспортная модификация МиГ-29М. Унифицированная (т. е. впоследствии будет ставится на все российские истребители) кабина с 3 МФД, легче на 900 кг за счет импортной элементной базы. Hовая РЛС (с автоматическим картографированием местности). Дополнительные баки. Бомбовая нагрузка (до 4тонн) и дальность (до 3500 км) увеличены;

МиГ-29СЭ - усовершенствованный фронтовой истребитель, снабжённый системой дозаправки в воздухе. Экспортная модификация.;

МиГ-29УБ - двухместный учебно-боевой вариант. Создан в 1981 г.;

МиГ-29УБТ. Двухместная модификация для выполнения специальных ударных заданий. Первый полёт 10.08.98 года;

МиГ-29 с поворотными соплами двигателей - экспериментальный самолёт для отработки системы отклонения вектора тяги, которая, возможно, найдёт применение на многоцелевом истребителе следующего поколения, разрабатываемом с 1988 г. на основе МиГ-29. Постройка истребителя пятого поколения была завершена ещё в 1991 г., но он ещё не смог подняться в воздух из-за отсутствия средств на доводку двигателей;

МиГ-33 - МиГ-29М;

МиГ-35 - глубокая модернизация МиГ-29М (МиГ-33).

РАЗМЕРЫ. Размах крыла 11.36 м; длина самолета (со штангой ПВД) 17.32 м; высота самолета 4.73 м; площадь крыла 38.0 м2; минимальная фронтальная ЭПР 2 м2.

ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж 1 человек (у МиГ-29УБ и МиГ-29УБТ- два).

ДВИГАТЕЛИ. 2хТРДДФ РД-33, НПО им. В.Я. Климова.
Истребитель МиГ-29 оснащен двумя турбореактивными двигателями системы Туманского с использованием дожига топлива. Двигатель бездымный с впрыскиванием воды при посадке, как и другие двигатели Туманского.

Тяга:
- нефорсажная 2 х 5100 кГс,
- форсажная 2 х 8300 кГс;
расход топлива на двигатель:
- на максимале 0.77 кг/кГс∙ч (21.8 мг/Н∙с),
- форсажный 2.10 кг/кГс∙ч (59.48 мг/Н∙с);
степень двухконтурности 0.4;
степень повышения давления 20;
максимальный диаметр 1000 мм;
масса двигателя 980 кг;
масса силовой установки 1217 кг.

МАССЫ И НАГРУЗКИ. Масса пустого 10900 кг; масса максимальная взлетная 18480 кг; масса нормальная 15240 кг; боевая нагрузка 3000 кг; максимальный запас топлива во внутренних баках 4200 л.

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная скорость полёта: на большой высоте 2450 км/ч (М=2.3), у земли 1300 км/ч; максимальная скороподъемность у земли 330 м/сек; время разгона от 600 до 1100 км/ч 13.5 с, от 1100 до 1300 км/ч 8.7 с; взлётная скорость 220 км/ч; длина разбега -без форсажа 600-700 м, с форсажём 260 м; скорость захода на посадку 260 км/ч, посадочная скорость 235 км/ч, длина пробега (с тормозным парашютом) 600 м; практический потолок 17000 м; перегоночная дальность -без ПТБ 1500 км, с одним ПТБ 2100 км, с тремя ПТБ 2900 км; максимальная скорость разворота 23.5 ╟/сек; эксплуатационная перегрузка + 9 ед.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Крыло снабжено полностью открывающимися предкрылками, эффективными закрылками и полуоткрывающимися элеронами.

Кабина МиГ-29 удивительно просторна и накрывается большим фонарем, что обеспечивает большее поле зрения, чем у западных истребителей. Приборная панель практически идентична таковой у Су-27, что облегчает пилотам переход с одной машины на другую.

Уникальная особенность МиГ-29 - возможность взлёта с боевой нагрузкой на одном двигателе с включением второго двигателя уже в воздухе, что позволяет сэкономить драгоценное время при взлёте по тревоге.

ВООРУЖЕНИЕ. МиГ-29 является универсальным истребителем, способным как наносить бомбовые удары, так и завоевывать превосходство в воздухе. Вооружение включает одноствольную пушку ГШ-301 (30 мм, боекомплект 150 патронов, скорострельность 1500 выстр./мин) в левом корневом наплыве крыла. Крыло имеет шесть (восемь на МиГ-29К) точек подвески грузов. Все подвески МиГ-29 могут нести бомбы, либо другое вооружение класса "воздух-земля". Для борьбы с воздушными целями на шести подкрыльевых узлах МиГ-29 могут быть установлены: шесть УР ближнего боя Р-60М или малой дальности Р-73 с ИК ГСН; четыре УР ближнего боя и две УР средней дальности Р-27РЭ с радиолокационной или Р-27ТЭ с ИК системой наведения. Предполагается установка новой УР средней дальности Р-77. Возможна установка старых УР Р-23. Для действий по наземным целям самолёт может нести бомбы, блоки НАР калибром 57 мм, 80 мм, 122 мм и 240 мм, унифицированный контейнер мелких грузов КМГУ-2. Возможно использование УР класса воздух-поверхность Х-25М с пасивным радиолокационным, полуактивным лазерным или корабельным наведением, Х-29 (МиГ-29К) с ТВ или лазерным наведением, сверхзвуковой противокорабельной ракеты Х-31А (МиГ-29К), дозвуковой противокорабельной ракеты Х-35.

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. В серийном производстве. 1-й полет прототипа - 1977 год; принятие на вооружение - 1982 год. Считается, что первая советская эскадрилья МиГ-29 была сформирована в течение 1984г. К январю 1986г. МиГ-29 были поставлены во многие военно-воздушные части СССР.
В начале 1999 года истребитель МиГ-29СМТ получил сертификат ВВС России, что позволяет начать работы по переоборудованию МиГ-29 в строевых частях ВВС России, проводить их на самолетах зарубежных заказчиков, начать серийное производство.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Обозначение НАТО "Fulcrum".
МиГ-29 - один из лучших в своём классе реактивных истребителей четвёртого поколения.
МиГ-29 создавался для завоевания превосходства в воздухе в зоне боевых действий и на небольших удалениях от фронта и предназначен для борьбы с авиацией противника, прикрытия войск и тыловых объектов от ударов с воздуха, противодействия воздушной разведке противника днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Кроме уничтожения воздушных целей на средних и малых дистанциях, в том числе и на фоне земли, он может также поражать подвижные и неподвижные наземные и морские цели. МиГ-29 превосходит по многим параметрам свои зарубежные аналоги (F-16, F/A-18, "Мираж"2000). Высокая тяговооружённость, отличная аэродинамика дают ускоренный разгон, высокую скороподъёмность, малые радиусы виражей, большие угловые скорости разворота, возможность длительно маневрировать с большими перегрузками. Самолёт может эффективно вести активный маневренный бой с применением пушки, всеракурсный ракетный бой на ближних и средних дистанциях, выполнять перехват ударных и разведывательных самолётов, в том числе низколетящих на фоне земли. МиГ-29 - создан на долгую перспективу. Впервые поднявшись в воздух около 20 лет назад он и по сей день остается лучшим в мире истребителем в своем классе. Мало того, последняя его модификация, МиГ-29СМ, впервые показанная на авиасалоне в Париже в 1995 году, является уже полностью многофункциональным истребителем, оснащенным высокоточным оружием "воздух-земля" Его ударная мощь возросла в три раза, по сравнению с предыдущими модификациями.

РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. А.И. Микояна.

Мониторинг:

30.01.2017

Министерство обороны РФ, пресс-релиз: Сегодня в Воронежской области началось летно-тактическое учение с эскадрильей ис…

25.11.2016

Forbes: В Москве на 90-м году жизни скончался авиаконструктор Иван Микоян, ставший одним…

МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum – точка опоры) – советский, теперь российский многоцелевой истребитель, относящийся к 4-му поколению, был создан в ОКБ МиГ. Свой первый полет совершил 6 октября 1977 года. В 1971 году в ОКБ МиГ был представлен проект легкого истребителя, который получил обозначение МиГ-29Д. Основной задачей, которая возлагалась на новый самолет, было обеспечение противовоздушной обороны стратегически важных объектов, небольших территорий, а также групп войск. В том же 1971 году в КБ МиГ приступили к детальной разработке проекта нового истребителя.

При создании нового истребителя конструкторам пришлось столкнуться с рядом трудностей, в частности в то время существовал запрет на доступ к мировым «ноу-хау», что серьезно ограничивало возможности бортовой электроники истребителя, а также вело к увеличению общего веса самолета. При этом управляемость истребителя была ограничена использованием возможностей классической механической системы управления.

Некоторую ограниченность МиГ-29 его создатели смогли компенсировать за счет очень высоких аэродинамических характеристик и вооружения. Так, управляемые ракеты Р-73 класса «воздух-воздух» и по сей день обладают рядом непревзойденных технических характеристик, в частности высокой маневренностью и высокой дальностью полета.


.

Кроме этого, истребитель МиГ-29 был оснащен локатором Н-019 «Топаз», который позволял машине обнаруживать воздушные цели как в воздухе в свободном пространстве, так и на фоне земли. Помимо этого истребитель получил катапультные кресла К-36, которые обеспечивали пилоту возможность покинуть машину на скоростях от 75 до 1500 км/ч (известны также случаи спасения летчиков и при больших скоростях, которые превышали 2000 км/ч). Летные испытания машины, которые состоялись 6 октября 1977 года, подтвердили очень удачную конструкцию фронтового истребителя.

В МиГ-29 конструкторам удалось разрубить «гордиев узел» очень высоких требований к летно-техническим характеристикам истребителя при ограниченных экономических и технологических возможностях. От иностранных (даже современных) аналогов МиГ-29 отличается выдающейся маневренностью в уникальном диапазоне высот и скоростей, а также эффективной системой вооружения для участия в высокоманевренном воздушном бою, простотой в обслуживании и мощностью конструкции каркаса.

Истребитель МиГ-29

МиГ-29 является одним из лучших истребителей в своем классе. «Мечта любого летчика» – именно так об этом истребителе 4-го поколения отзывался летчик германских Люфтваффе. В 1988 году ГДР получила от СССР 24 истребителя МиГ-29, которые после объединения Германии оставались на вооружении 73-й эскадры. Эти самолеты прошли модернизацию и были сняты с вооружения лишь в 2003-2004 году. При этом машины не были списаны, их передали Польше. Хорошо отзывался об истребителе и канадский летчик Боб Уэйд, общий налет которого составляет более 6500 часов. Он стал одним из первых западных летчиков, кому удалось пилотировать данный самолет.

После полетов на МиГ-29 канадец заявил: «Я поражен управляемостью и маневренностью данного истребителя, особенно его способностью изменять свою ориентацию в полете. МиГ-29 – это истребитель с потрясающей поворотливостью. Мне недозволенно сравнивать эту машину с каким-то конкретными западными истребителями, но я могу совершенно точно сказать о том, что характеристики русского истребителя при воздушном показе вплоть до участка малых скоростей полетной области ни в чем не уступают, а, возможно, и превосходят то, что можно выполнить на западных истребителях ».

Истребитель МиГ-29 создавался как самолет для завоевания превосходства в воздухе в заданном районе боевых действий или на небольшом участке фронта . Основной его задачей была борьба с самолетами противника, прикрытие с воздуха тыловых объектов и скоплений войск, противодействие воздушной разведке противника в любое время суток, даже в сложных метеорологических условиях. Помимо поражения вражеских воздушных целей на малых и средних дистанциях, в том числе и на фоне земли, самолет мог использоваться для ударов по наземным и морским целям как подвижным, так и неподвижным.


Фронтовой истребитель МиГ-29СМТ .

По словам главного конструктора истребителя М.Р.Вальденберга, МиГ-29 был спроектирован с учетом ряда конструктивных решений, которые удалось отработать на МиГ-23, но в то же время создание нового истребителя представляло собой шаг такого же значения, как и разработка в свое время истребителя МиГ-15 после самолета МиГ-9, который был реактивным первенцем ОКБ МиГ.

Это был один из первых самолетов МиГ (наряду с перехватчиком МиГ-31), на котором появились двухконтурные турбореактивные двигатели (вместо одноконтурных, которые использовались на всех предыдущих самолетах компании), а также радиолокатор, обладающий способностью обнаружения целей на фоне подстилающей поверхности. Фронтовой истребитель МиГ-29 стал первой принципиально новой машиной, которая была создана под руководством генерального конструктора Р.А.Белякова (после кончины в 1970 году одного из создателей ОКБ МиГ – А.И.Микояна).

По многим параметрам МиГ-29 превосходил свои зарубежные аналоги – истребители «Мираж» 2000, F-16, F/A-18 . Отличная аэродинамика и высокая тяговооруженность давали истребителю хороший разгон и скороподъемность, малые радиусы выполнения виражей, большие угловые скорости разворота, а также возможность совершения длительных маневров с большими перегрузками. Самолет может эффективно вести достаточно активный маневренный бой с использованием всеракурсных ракет, а также автоматической пушки, выполнять перехват разведывательных и ударных самолетов.

Легкий фронтовой истребитель МиГ-29 был оснащен 2-мя турбореактивными двигателями Туманского, которые использовали дожиг топлива и развивали на взлете тягу в 8300 кгс. Двигатель истребителя был бездымным и обладал впрыскиванием воды при посадке, как и все остальные двигатели данного конструктора. Уникальной особенностью истребителя было то, что он мог подниматься в воздух с полной боевой нагрузкой на одном включенном двигателе, с включением второго двигателя уже в воздухе . Такой режим позволял сэкономить драгоценное время в случае взлета по боевой тревоге.


.

Большие крылья МиГ-29 давали самолету массу преимуществ. Они обеспечивали истребителю высокую подъемную силу при сравнительно небольшой нагрузке на крыло. Результатом этого была его превосходная маневренность, а скорость разворота истребителя просто впечатляла специалистов. Крыло самолета было снабжено эффективными закрылками и полуоткрывающимися элеронами, а также полностью открывающимися предкрылками. Угол атаки МиГ-29 был сравним с углом атаки основного палубного истребителя США F/A-18 «Hornet».

Кабина истребителя была удивительно просторной и накрывалась сверху большим фонарем, что обеспечивала пилоту больший обзор, в сравнении с западными истребителями. Приборная панель истребителя была практически идентична аналогичной на тяжелом истребителе Су-27, что облегчало летчикам возможность перехода с одной машины на другую.

Истребитель мог нести на своей подвеске самое разнообразное вооружение. Не только ракеты класса «воздух-воздух», но и ракеты «воздух-поверхность», а также различное бомбовое вооружение. МиГ-29 – это универсальный самолет, который может как завоевывать превосходство в воздухе, так и наносить бомбовые удары по наземным целям.

Современный вариант модернизации — МиГ-29М

В 2005 году РСК «МиГ» приступила к серийному производству многофункциональных истребителей нового унифицированного семейства, которые относились к поколению «4++». Все истребители данного семейства были унифицированы по своей конструкции, бортовым системам, силовой установке, радиоэлектронному оборудованию, а также комплексу вооружения. Унифицированное и модифицированное семейство истребителей будет еще достаточно долго пользоваться спросом на рынке вооружений. В состав данного семейства вошли :

– фронтовые истребители МиГ-29М (одноместный) и МиГ-29М2 (двухместный);
– корабельные истребители МиГ-29К (одноместный) и МиГ-29КУБ (двухместный);
– фронтовые истребители МиГ-35 (одноместный) и МиГ-35Д (двухместный).

Фронтовой истребитель МиГ-29М с отклоняемым вектором тяги .

Истребители МиГ-29М и МиГ-29М2 представляют собой многофункциональные истребители поколения «4++» обладающие увеличенной боевой нагрузкой, повышенной дальностью полета, а также расширенной номенклатурой бортового вооружения.

Основными технологическими и техническими новшествами, которые были внедрены на истребителях МиГ-29М/М2, стали :
– усовершенствованное крыло и фюзеляж;
– существенно уменьшенная заметность в радиолокационном диапазоне;
– цифровая комплексная электродистанционная система управления истребителем, имеющая четырехкратное резервирование;
– возросшая емкость топливной системы и наличие системы дозаправки самолета в воздухе;
– выросшая боевая нагрузка, размещаемая на 9 точках внешней подвески.

В настоящее время силовая установка истребителей включает в себя ТРДДФ РД-33МК, обладающие увеличенной тягой, а также оборудованные новой электронной системой управления с полной ответственностью (типа FADEC) и бездымной камерой сгорания. Двигатели самолета имеют модульную конструкцию и отличаются увеличенным ресурсом и надежностью. По требованию заказчика на самолете могут быть установлены модифицированные двигатели РД-33МК, оснащенные всеракурсным отклоняемым вектором тяги (ОВТ). Такие двигатели обеспечивают самолету решающее преимущество в современном маневренном воздушном бою.


БРЛС «Жук-МЭ» .

Самолеты МиГ-29М/М2 отличаются от своих предшественников повышенной надежностью узлов, систем и агрегатов и улучшенными эксплуатационными характеристиками. По сравнению с истребителями ранних серий, стоимость летного часа на новых машинах в 2,5 раза меньше .

Бортовое радиоэлектронное оборудование истребителей МиГ-29М/М2 основано на принципе открытой архитектуры на основе стандарта MIL-STD-1553B, что позволяет при желании заказчика установить на истребитель новое вооружение и оборудование как российского, так и иностранного производства. На самолете была установлена новая многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская БРЛС «Жук-МЭ», которая производится Корпорацией «Фазотрон-НИИР».

Бортовая РЛС оснащена щелевой антенной решеткой. По сравнению с БРЛС предыдущих поколений, «Жук-МЭ» обладает увеличенной вдвое дальностью обнаружения целей, большим диапазоном углов обзора по азимуту, меньшим весом и более высокой надежностью. БРЛС «Жук-МЭ» в состоянии обеспечить одновременное сопровождение до 10 воздушных целей и одновременную атаку ракетами 4 из них .

Самолеты МиГ-29М/М2 оснащаются системой целеуказания пассивным головкам самонаведения противорадиолокационных ракет и многоканальной оптико-локационной станцией. Есть возможность установки на истребитель контейнеров с лазерной и инфракрасной прицельной аппаратурой для подсветки расположенных на земле целей. В состав комплекса вооружений истребителя входят управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», а также неуправляемые ракеты, корректируемые и обычные авиабомбы, а также встроенная 30-мм автоматическая пушка.

Лётно-технические характеристики МиГ-29М :
Взлетная масса истребителя – 17.500 кг
Максимальная скорость:
— у земли – 1500 км/ч
— на большой высоте – 2 400 км/ч
Максимальное число М – 2,25
Практический потолок истребителя – 17500 м
Максимальная перегрузка – 9g
Дальность полета перегоночная:
— без ПТБ – 2000 км
— с 3 ПТБ – 3200 км
— с 3 ПТБ и одной дозаправкой в воздухе – 6000 км
Тип двигателей: РД-33МК
Тяга на взлёте, кгс 2х9000

Вооружение :
Число точек подвески – 9
Управляемые ракеты «воздух–воздух»:
— малой дальности 8 х Р-73Э
— средней дальности 6 х РВВ-АЕ
Управляемые ракеты «воздух–поверхность»:
— общего назначения 4 х Х-29Т(ТЕ)
— противокорабельные 4 х Х-31А, Х-35Э
— противорадиолокационные 4 х Х-31П
Корректируемые бомбы 4 х КАБ-500Кр
Встроенная 30-мм автоматическая пушка – ГШ-301 (150 снарядов).


Разработка истребителя 4-го поколе­ния началась в ОКБ имени Микоя­на в начале 1970-х годов. Разработ­ку перспективного фронтового истребителя разделили на две темы - создание тяже­лого самолета (ТПФИ) и легкого самолета (ЛПФИ). Из ТПФИ получился Су-27, а ре­зультатом работы по ЛПФИ стал МиГ-29 .

Задание предусматривало создание машины с летными характеристиками, не уступающими данным американских самолетов F-15, F-16 и YF-17 (позже по­лучил обозначение F/A-18). Главной зада­чей самолета определили завоевание пре­восходства в воздухе над районом боевых действий сухопутных войск, второстепен­ной - нанесение ударов по наземным це­лям неуправляемым оружием днем в про­стых метеоусловиях.

Самолеты 4-го поколения нарушили традиционный путь развития авиации - гонку за скорость и высоту. Теперь прио­ритет получила маневренность, прежде всего, в вертикальной плоскости за счет высокой (более 1) тяговооруженности.


Опытный МиГ 29 в музее ВВС в Монино.
Под руководством генерального кон­структора Р.А. Белякова и главного кон­структора М.Р. Вальденберга прорабатыва­лось несколько конфигураций ЛПФИ, все проекты предполагали разработку двух­двигательного самолета.

Окончательный вариант, принятый к полномасштабному проектированию, сильно отличался от всех ранее постро­енных самолетов с маркой МиГ Само­лет получил обозначение МиГ-29, или по классификации ОКБ - «изделие 9». Па­раллельно с конструкторами ОКБ Сухого микояновцы пришли к интегральной ком­поновке своего «изделия», однако «сте­пень интегральное™» у МиГ-29 выражена меньше, чем у Су-27.

Конструкторам удалось добиться высо­чайших маневренных характеристик, а но­вые двигатели обеспечили «изделию 9» тяговооруженность на уровне 1,1. Даже сегодня во взлетной конфигурации без внешних подвесок МиГ-29 остается самым тяговооруженным самолетом в мире - не случайно в свое время выполнение пет­ли со взлета считалось «визитной карточ­кой» пилотажной группы «Стрижи».

Пик опытно-конструкторских работ по ЛПФИ пришелся на 1974-1977 годы.

В испытаниях задействовали 19 опытных самолетов, включая двухместную маши­ну. Первый прототип «9-01» впервые под­нял в воздух 6 октября 1977 года старший летчик-испытатель фирмы А.В. Федо­тов. Предназначенные для испытаний двигателей второй («9-02») и четвертый («9-04») прототипы, оба - одноместные, разбились 15 июня 1978 года и 31 ок­тября 1980 года - летчики А.В. Федотов и В.Е. Меницкий благополучно катапуль­тировались. Самолет «изделие 9-03» стал прототипом спарки МиГ-29УБ. Осталь­ные опытные машины использовались для отработки различных бортовых систем.

В ходе испытаний выяснилось, что само­лет обладает недостаточной путевой устой­чивостью, поэтому пришлось установить подфюзеляжные кили. На серийных са­молетах, начиная с четвертой серии, вме­сто установки подфюзеляжных килей была увеличена площадь рулей направления (подфюзеляжные кили не устанавлива­лись).

По программе летных испыта­ний 19 прототипов выполнили порядка 2000 полетов.

Серийное производство МиГ-29 на­чалось в 1982 году на старейшем оте­чественном авиазаводе «Знамя труда», расположенном в Москве на Ходынке. Окончательная сборка и облет самолетов выполнялись в Луховицах. До прекраще­ния массового производства в 1990 году завод построил более 1000 МиГ-29 ва­риантов «9-12» и «9-13», порядка 300 (главным образом, «9-12») из них по­ставлены на экспорт. Несомненно, количе ство построенных МиГ-29 могло быть на­много больше, но в 1990-е годы ВВС РФ сделали ставку на развитие Су-27. Ма­лыми сериями на экспорт МиГ-29 выпу­скались в 1990-е годы и начале 2000-х.

В общей сложности построили примерно 1 500 МиГ-29 всех модификаций.