» »

Общий рынок как форма международной экономической интеграции. Основные формы экономической интеграции. Этапы международной экономической интеграции стран

26.11.2023

Основными формами международной экономической интеграции на сегодняшний день являются:

Европейский Союз (ЕС);

Североамериканская модель интеграции (НАФТА);

Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС);

Латино-Американская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ);

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

· Европейский Союз. Исходной точкой создания Европейского Союза (ЕС) следует считать парижское заявление 9 мая 1950 г. министра иностранных дел Франции Р. Шумана, предложившего поставить все производство угля и стали Франции и ФРГ под общее межнациональное руководство. ФРГ поддержала предложение Франции и в 1951г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств: ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Создание ЕС было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем .

Важная причина состояла и в стремлении западно-европейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем. В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз, политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. Развитие вглубь - это формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию и унификации. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию Возникновение ЕС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕС определил последовательность мероприятий :

1. отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

2. введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;

3. свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕС и свободная торговля услугами между странами-участницами;

4. проведение общей аграрной и транспортной политики;

5. создание валютного союза;

6. координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;

7. унификация налоговых законодательств;

8. выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

Уже после первой мировой войны европейская идея присутствовала в политических дискуссиях, но не привела к конкретным шагам. Затем, после разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Процесс начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии. Эта концепция была реализована в 1951 году Парижском Договором, установившим Европейское сообщество угля и стали с шестью странами-членами: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы. В 1957 году Римский Договор установил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они, соответственно, были нацелены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мирных целях. Это этап создания зоны свободной торговли (1958?1966 гг.). На нем были достигнуты 1 и 2 цели, предусмотренные Римским договором. Кроме того, с 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика, предусматривающая для национальных сельскохозяйственных производителей возможность продавать свою продукцию по ценам, значительно превышающим среднемировые (на 30% и более) ? создан единый аграрный рынок. В 1967 году произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана базовая структура, признаваемая сегодня, с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд. Происходит формирование таможенного союза (1968?1986 гг.) и дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. Совместная научно-техническая политика на этом этапе развития ЕС была сосредоточена в угольной, металлургической промышленности и в ядерной энергетике. В 1984?1987 гг. была принята "рамочная" комплексная программа, которая вводила среднесрочное планирование научно-технической деятельности. В ее рамках с 1985 г. действует независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы "Эврика". Далее создание общего рынка (1987?1992 гг.). На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа о программе создания внутреннего рынка страны, ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в этот период стало принятие и реализация программы создания к концу 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС, в результате проведения которой между странами ЕС были достигнуты следующие цели :

1. устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий;

2. устранены национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран;

3. введены минимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации;

4. открыты рынки государственных закупок для фирм других стран ЕС.

В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития. В 1991 г. подписано Соглашение о создании Единого Европейского экономического пространства (ЕЭП) между ЕС и 3 странами ЕАСТ. Договором о ЕЭП предусматривается свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей между странами Западной Европы; сотрудничество в области науки, образования, экологии и социального обеспечения; создание единой правовой системы. Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования. В качестве межгосударственного органа управления ЕС выступает Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта и обладает важнейшими нормотворческими функциями. Комиссия ЕС (КЕС) ? исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство, энергетика и т.д.) и назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно 15 тыс. человек. Среди органов Европейского союза КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза .

Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге избирается с 1979г. прямым голосованием граждан во всех странах? членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем представительство каждой страны зависит от численности ее населения. После вступления в действие Маастрихтского договора с 1 ноября 1993г. функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.

К настоящему времени ЕС официально признал кандидатами на вступление в Союз 11 государств. С шестью из них, которые именуются "кандидатами первой очереди", КЕС начала в 1998 г. переговорный процесс. К этой группе (ее вступление собственно и станет пятым этапом расширения Союза) относятся Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Эстония, а также Кипр (греч.). К "кандидатам второй очереди", с которыми официальные переговоры в 1998 г. еще не велись, но начнутся в ближайшее время, относятся Латвия, Литва, Словакия, Румыния и Болгария. Конкретные сроки расширения ЕС сейчас определить достаточно сложно. Отставание стран-кандидатов от ЕС по уровню экономического развития является отражением более низкой конкурентоспособности их национальных хозяйств. Это, безусловно, порождает весомые проблемы в сфере торговли. Полное подключение стран-кандидатов к внешнеторговому режиму ЕС потребует длительного переходного периода. Вместе с тем можно однозначно утверждать, что наибольшие трудности в деле полной интеграции стран-кандидатов в механизм ЕС будут связаны не со сферой торговли. В этом направлении уже сделаны важные шаги в ходе выполнения "европейских соглашений". Торговля между странами-членами ЕС и страна-ми-кандидатами уже претерпела коренную либерализацию, особенно по промышленной продукции (с оговорками по некоторым "чувствительным" товарам, например, черным металлам и текстилю). Страны-кандидаты, даже из второго эшелона, также заметно адаптировали свои внешнеторговые режимы к требованиям ЕС. Основные трудности сосредоточены в финансовой сфере. В целом суть проблем состоит в следующем. Весь механизм ЕС с самого начала существования этой интеграционной группировки нацелен на подтягивание менее развитых стран и регионов к уровню более развитых, недопущение новых проявлений "экономической дивергенции", или, напротив, на обеспечение "экономической конвергенции". Поэтому все страны-члены ЕС с показателем ВВП на душу населения выше среднего по Союзу являются нетто-спонсорами ЕС, т.е. они вносят в бюджет ЕС (прежде всего в его аграрный, региональный и социальный фонды) больше финансовых средств, чем получают оттуда. И наоборот, страны со сравнительно низким ВВП на душу населения являются нетто-реципиентами ЕС. К последним в настоящее время относятся Греция, Португалия, Испания, Ирландия, а также в ограниченных масштабах Финляндия, которая, по всей видимости, в ближайшей перспективе покинет группу стран-реципиентов. Еще большие трудности сопряжены с нынешнем состоянием рынка труда ЕС. В большинстве стран-членов ЕС доля безработных в самодеятельном населении, даже по заниженным официальным данным, составляет 10-12%, что создает, например, огромные проблемы в финансировании фондов страхования по безработице. Общее число безработных в ЕС, по официальным данным, составляет около 18 млн. Таким образом, по меньшей мере на первых порах расширение ЕС несет его странам-членам больше проблем, чем выгод. Однако политически расширение ЕС, безусловно, привело бы к укреплению молодых демократий (как это было с Грецией, Испанией и Португалией при их переходе от диктатуры к демократии) и общей стабилизации положения на континенте. Ни одна из стран-членов ЕС не заинтересована в том, чтобы иметь вблизи своих границ страны с нестабильными режимами. В этой связи вполне закономерно, что наиболее последовательными поборниками расширения ЕС выступают Германия и Австрия. Решение Союза об официальном признании 11 государств кандидатами первой и второй очереди было принято преимущественно по политическим причинам и соображениям .

· Североамериканская модель интеграции (НАФТА). Интеграционный процесс в Северной Америке развивается уже несколько десятков лет, но политические институты, способствующие формированию данного процесса, получили распространение относительно недавно. Это обусловлено тем обстоятельством, что главным инициатором интеграционного процесса в северной Америке выступают США, уровень экономического развития которых исключительно высок. До конца 80-х годов ХХ столетия США не испытывали необходимости в заключении соглашений с какими-либо странами. В то же время ни Канада, ни тем более Мексика не были готовы войти вместе с США в состав участников одного и того же интеграционного объединения.

Тем не менее в 1985г. начались переговоры о заключении двустороннего американо-канадского соглашения о свободной торговле, которое было подписано в 1988 г. Соглашение предусматривало либерализацию в течение десятилетнего периода взаимной торговли товарами и услугами, урегулирование возникающих между государствами споров, обеспечение широкого доступа американского бизнеса на канадский рынок. Заключение Соглашения благоприятно отразилось на таких отраслях американской экономики, как автомобилестроение, полиграфическая промышленность, сельское хозяйство. В то же время американские и канадские компании, функционировавшие в добывающей промышленности, металлургии, судоходстве, столкнулись с некоторыми трудностями в результате действия Соглашения. Тем не менее, экономическая взаимозависимость между США и Канадой продолжала усиливаться. Соглашение о создании зоны свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой, подписанное в 1994 г., представляет собой новый этап в развитии международных экономических отношений на североамериканском континенте. Этот трехсторонний договор имел своей целью формирование единого экономического пространства посредством отмены таможенных барьеров между государствами, обеспечение свободного перемещения через их границы товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Отмена тарифов на товары из США, Канады и Мексики идет постепенно, в течение максимально допустимого периода - 15 лет. Отмена тарифов между США и Канадой, начавшаяся еще в рамках Американо-Канадского соглашения о свободной торговле 1988 г., была завершена в 1998г. Для основной части американо-мексиканской и канадско-мексиканской торговли НАФТА либо немедленно устраняет существующие пошлины, либо устраняет на них период ограничения сроком от 5 до 10 лет. Лишь по некоторым, наиболее чувствительным товарам Соглашение предусматривает 15-летний период устранения пошлин. Канада и Мексика устранили все тарифные и нетарифные барьеры во взаимной сельскохозяйственной торговле, за исключением молочной продукции, птицеводства, яиц, сахара и сиропа. Канада сразу же после подписания НАФТА освободила Мексику от импортных ограничений, относящихся к пшенице, ячменю и продуктам из них, говядине, телятине и маргарину. Кроме того, были сняты ограничения и в других секторах экономики, в том числе в автомобилестроении, в текстильной промышленности. Тарифы на большинство текстильных товаров были отменены Канадой и Мексикой в 2002 г., а тарифы на одежду - в 2004 г. Вместе с тем нельзя не отметить, что сегодня НАФТА, в отличие от ЕС, как наиболее развитого интеграционного объединения, не существует наднациональных органов управления, имеющих право принимать решения, обязательные для всех участников Соглашения; у НАФТА отсутствует единая экономическая, а валютно-финансовая политика. Кроме того, по сравнению с ЕС, оказывающего помощь своим менее развитым странам-членам, таким как Греция, Ирландия, Испания, Португалия, НАФТА такой помощи не предусматривает. Это означает, что Мексика вынуждена самостоятельно справляться со своими экономическими трудностями. Эффективность действия Соглашения можно будет выявить лишь по истечении 10 лет, что обусловлено в первую очередь масштабами экономики США по сравнению с Канадой и Мексикой. Хотя в целом отмечается рост экспорта и импорта в сфере торговли, в первую очередь между США и Мексикой, происходит увеличение занятости и уровня доходов населения США, наблюдается рост производительности труда. Кроме того, происходит перенос части бизнеса с территории США в Мексику, при одновременной миграции населения из Мексики в США. Все это возможно объяснить в определенной мере положительным воздействием образования НАФТА на международное экономическое сотрудничество на северо-американском континенте. Что касается влияния НАФТА на экономику Канады, то пока рано говорить о его воздействии. Это вызвано тем, что экономика Канады весьма тесно и давно привязана к экономике США. Мексика же играет пока незначительную роль в экономике Канады Создание столь значительного торгово-экономического блока не могло не сказаться на настроениях деловых кругов в остальных странах западного полушария. Не случайно вскоре после создания интеграционного объединения НАФТА желание присоединиться к нему изъявили некоторые страны Южной Америки .

· Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). На сегодняшний день, предпринимаются достаточно активные усилия для развития международного сотрудничества в рамках форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), сформированного в ноябре 1989 г. На начальном этапе он функционировал как министерская встреча. С 1993 г. проводятся регулярные встречи глав государств и правительств. В настоящее время участниками форума являются 21 страна: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. Таким образом, в нем представлены страны с весьма весомым и растущим экономическим потенциалом. По своему характеру, целям и даже по составу участников АТЭС выглядит довольно нетипично. Это экономическое объединение создано государствами, сильно различающимися между собой условиями и уровнями хозяйственного развития, структурами экономик, традициями, идеологией и даже психологией людей. Однако промышленно развитие и развивающиеся страны сотрудничают здесь как равноправные партнеры. В странах - членах АТЭС проживают более 2,5 млрд. человек, совокупный ВВП этих стран превышает 26 трлн. дол.(2004 г.). На их долю приходится более 50% мировой торговли. Сохраняя консультативный статус, АТЭС фактически превращается в достаточно эффективный механизм, в рамках которого вырабатываются и реализуются региональные правила ведения торгово-экономической, научно- технической и инвестиционной деятельности, а также международного бизнеса. В рамках АТЭС ведется работа по расширению экономического и технологического сотрудничества путем принятия индивидуальных планов действий, изучаются возможности применения новых электронно-вычислительных технологий и обеспечения их доступности для всех стран региона, а также развития человеческого потенциала, внедрения новейших методов корпоративного управления в международный бизнес .

· Латино-Американская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ). Интеграционные процессы в Латинской Америке и других регионах мира Интеграция в Латинской Америке привела к созданию в 1960 г. Латино-Американской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), в которую вошли Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Чили, Эквадор. Эта организация предусматривала либерализацию взаимной торговли, установление таможенных барьеров в отношении третьих стран, увеличение внутреннего товарооборота. Со времен, согласно договору Монтевидео - II, подписанному в 1980 г., ЛАСТ была преобразована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ), в которую помимо вышеназванных стран вошел Уругвай. Постепенно государства Латинской Америки стали переходить от практики создания многосторонних объединений к организации малочисленных группировок. Одной из них является созданный в 1995 г. между Аргентиной, Бразилией и Уругваем "Общий рынок" (МЕРКОСУР). Позже в МЕРКОСУР вступили Парагвай, а об участии в нем в качестве ассоциированных членов заявили Чили и Боливия. В МЕРКОСУР 95% взаимной торговли не облагают пошлинами, а в ближайшее время планируется отменить и оставшиеся тарифы. Благодаря созданию МЕРКОСУР произошло существенное увеличение внутренней торговли, усилилось взаимодействие с другими интеграционными объединениями (например, с ЕС в 1995 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве), увеличилась инвестиционная активности как между участниками Соглашения, так и третьих стран. Кроме того, подписано предварительное соглашение о создании зоны свободной торговли между МЕРКОСУР и Сообществом развития Южной Африки .

· АСЕАН - международное интеграционное объединение, образованное 8 августа 1967 г. в Бангкоке. В него вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней - Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа - Новая Гвинея. АСЕАН - одно из крупнейших в мире интеграционных объединений, совокупная численность населения которого насчитывает около 500 человек, а совокупный ВВП стран АСЕАН достигает почти 1 трлн. дол. В качестве уставных целей Бангкокской декларацией об учреждении АСЕАН были определены содействие развитию экю - экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира и стабильности в АТР. Задача превращения АСЕАН в один из мировых политических и экономических центров многополюсного мира стимулировала эту региональную группировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных экономических задач: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций, введение единой валюты и создание развернутой экономической инфраструктуры, формирование специальной структуры управления внешнеэкономической деятельностью. За время своего существования АСЕАН зарекомендовала себя как зрелая политическая организация. Страны с недостаточно развитой экономикой, но обладающие необходимыми сырьевыми и трудовыми ресурсами при иностранной поддержке финансовыми, техническими, научными средствами, способны достичь высоких темпов своего экономического развития. Когда экстенсивный рост за счет притока иностранных инвестиций был исчерпан, страны Юго-Восточной Азии приступили к поиску внутренних интенсивных факторов экономического развития, например за счет региональной интеграции в рамках АСЕАН, которая пока не принесла им желаемого эффекта, но создала широкое, единое экономическое пространство для плодотворного международного бизнеса .

· Интеграционные процессы в рамках СНГ. Жизненную необходимость экономической интеграции для стран республик СССР можно объяснить рядом причин. Политическая независимость не дала этим странам экономической самостоятельности. После распада СССР молодые государства стали остро ощущать недостаточное развитие производительных сил, усиливающуюся зависимость их экономик от Запада. Объединяя усилия в борьбе против неравноправного разделения труда, бывшие республики СССР добиваются более справедливых экономических отношений. После распада СССР эти новые проблемы было призвано решить Содружество Независимых Государств - СНГ. Весьма важным интегрирующим фактором в рамках СНГ считается наличие совместно созданной, единой и целостной инфраструктуры (транспортной, энергетической, коммуникационной систем). Нарушение единства существовавшей в рамках СССР инфраструктуры исключает для каждого из государств постсоветского пространства возможность ее эффективной эксплуатации. Важное значение продолжают иметь созданные по единым технико-экономическим условиям и государственным стандартам основные фонды, общая система подготовки специалистов и научных кадров во всех сферах экономики. Одним из главных интегрирующих факторов остается необходимость восстановления и развития более тесного торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ. Основополагающими правовыми документами СНГ являются Соглашение о создании СНГ (8 декабря 1991 г., Минск), подписанное Россией, Белоруссией и Украиной, и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г., Алма-Ата), в соответствии с которым в состав Содружества вошли еще 8 стран - Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Грузия. 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ, содержащий основные направления деятельности Содружества, среди которых первоочередными являются: формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений, координация кредитно-финансовой и социальной политики, содействие развитию торгово-экономических связей государств - членов, создание общего информационного пространства, осуществление совместных проектов и программ в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта. Правовой базой для развития экономических интеграционных связей в рамках СНГ стал Договор о создании экономического союза, подписанный 24 сентября 1993 г. Договор символизировал осознание необходимости интеграционного взаимодействия, потребности сделать приоритетными экономические аспекты интеграции, получить реальные результаты, взаимные выгоды от тесного межгосударственного сотрудничества. Договором было предусмотрено поэтапное углубление интеграции путем создания зоны свободной торговли, таможенного поста, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютного союза, что несомненно открывало широкие просторы для развития международного бизнеса. Для реального функционирования Экономического союза нужны конструктивные решения, обоснованная концепция его строительства, которая была определена в перспективном плане интеграционного развития СНГ, принятом 21 октября 1884 г. В этом Плане предусматривалось как минимум восстановление прежних хозяйственных связей, а также формирование таможенного и платежного союза Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП). В полномочия СГГ входит решение любых принципиальных вопросов, связанных с общими интересами государств- участников. СГП координирует сотрудничество органов исполнительной власти и экономической, социальной и иных сферах общих интересов. СГП проводит четыре заседания в год, СГГ - два. К началу ХХI в. СНГ не удалось кардинально решить многие жизненно важные задачи, в том числе организацию качественно новых экономических отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение общего экономического пространства. При эффективном развитии интеграции в рамках СНГ международный бизнес может способствовать более быстрому и безболезненному преодолению экономического кризиса, а также завоеванию СНГ достойного места в мировом сообществе и мировой экономике. В октябре 2000 г. в Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который является не только формой правового и организационного оформления объединения пяти государств, но и основой перевода их межгосударственного сотрудничества на новый уровень. Целями ЕврАзЭС провозглашены: эффективное продвижение процесса укрепления таможенного союза и единого экономического пространства, реализация других задач, определенных в ранее подписанных сторонами базовых документах. Организационно-правовое оформление экономического объединения пяти государств - участников СНГ полностью вписывается в концепцию разноскоростной и разноуровневой интеграции и ни в коей мере не противоречит перспективам развития сотрудничества в рамках СНГ. Более того, в ЕврАзЭС будут проходить апробацию формы и методы экономического взаимодействия, которые затем можно будет применять и на более широкой основе. Являясь открытым объединением, Евразийское экономическое сообщество готово и способно сыграть роль катализатора и локомотива интеграционных процессов на экономическом пространстве двух континентов - Европы и Азии, что откроет еще большие просторы для ведения международного бизнеса. Интеграционный процесс по своей природе объективен. Его главной целью является установление при активном содействии о стороны государств-участников устойчивых всесторонних торгово-экономических связей между национальными хозяйствами двух или более стран с аналогичным социально-экономическим строем. В ходе развития интеграционного процесса происходит взаимопроникновение, а в перспективе и сращивание в той или иной мере национальных процессов воспроизводства, сближение социальных и институциональных структур разных стран.

Международная экономическая интеграция: сущность, предпосылки формы;

Интеграция в Западной Европе;

Североамериканская модель интеграции;

Интеграционные процессы в Латинской Америке;

Интеграция в Азиатско-тихоокеанском регионе;

Интеграционные группировки в развивающихся странах;

Развитие интеграционных процессов в рамках СНГ.

В совокупности тенденций, характеризующих основные направления развития мировой экономики, на первый план постепенно выдвигается движение стран к все более тесной и эффективной экономической интеграции. Экономическую интеграцию можно представить как процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

Международная экономическая интеграция - это комплекс форм сотрудничества стран в различных сферах деятельности, для которого характерно глубокое взаимопроникновение стран-партнеров и их долгосрочная техническая, технологическая и экономическая взаимозависимость.

Объекты международной экономической интеграции: товары и услуги, денежные и трудовые ресурсы, являющиеся предметом производственного и научно-технического сотрудничества и обмена.

Субъекты международной экономической интеграции: экономически обособленные стороны, осуществляющие международное производственное и научно-техническое сотрудничество и обмен.

Экономическая интеграция, в частности, выражается в:

Сотрудничестве между национальными хозяйствами разных стран и полной или частичной их унификации;

Ликвидации барьеров в движении товаров, услуг, капитала, рабочей силы между этими странами;

Сближении рынков каждой из отдельных стран с целью образования одного единого (общего) рынка;

Стирании различий между экономическими субъектами, относящимися к разным государствам;

Отсутствии той или иной формы дискриминации иностранных партнеров в каждой из национальных экономик и т.п.

Цель создания интеграционного союза - это уменьшение, а в перспективе и полное устранение барьеров, преграждающих свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Мотивы:

Повышение благосостояния интегрирующихся стран благодаря росту доходов и образования новых торговых потоков, а также снижению издержек производства и цен на ряд товаров и услуг.

Усиление экономических позиций стран - членов интеграционных блоков в отношениях с третьими странами.

Развитие регионального политического сотрудничества и усиление политических позиций стран - членов интеграционных блоков с третьими странами.


Процессы экономической интеграции идут как на двусторонней, так и на региональной или на глобальной основе . В качестве характерной особенности интеграционных объединений в настоящее время можно назвать их развитие на региональном уровне: создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с общими наднациональными и межгосударственными органами управления.

Важнейшей предпосылкой зарождения и динамичного развития экономической интеграции является наличие определенного политического консенсуса государств-участников по основным проблемам, прежде всего двусторонних и многосторонних отношений в целом и ее главной особенностью является обособление специфических региональных интересов, которые являются движущей силой региональной политики и экономики.

Формы международной экономической интеграции

Не существует единогласия об этапе интеграционных объединений. Некоторые авторы описывали 4 или 5 этапов, а другие 6 этапов. Некоторые считают, что необходим переход от валютного союза к экономическому союзу, а некоторые наоборот. Экономическая интеграция развивается по таким этапам как: зона свободной торговли, таможенный союз, единый рынок, валютный союз, экономический союз и политический союз.

1. Зона свободной торговли. Самая простая форма. В рамках зоны свободной торговли отменяются торговые ограничения, снижаются или отменяются таможенные пошлины. При этом относительно остальных стран мира каждая страна проводит свою таможенную политику.

2. Таможенный союз. Является формой более тесного сотрудничества. Для него характерны установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

3. Общий рынок. Знаменует «четыре свободы» пересечения государственных границ: товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Опыт Европейского союза, реализовавшего этап «общего рынка», показывает, что директивы, адресуемые государствам-членам, обязательны для исполнения, но каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов их выполнения.

4. Экономический и валютный союз. Форма интеграции, при которой «общий рынок» дополняется соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Эта форма предполагает функционирование единого внутреннего рынка, а также гармонизацию и координацию экономической политики государств - членов на основе совместно принятых решений и контроля за их выполнением, замену национальных валют единой валютой и проведение единой валютной и денежной политики.

5. Политический союз. Дальнейшее развитие союза и совершенствование форм международной экономической интеграции может привести к превращению интеграционного объединения в политический союз (единая конституция, надгосударственные органы власти).

Политический союз - это уже переход от интеграционной формы к единому конфедеративному государству.

Федерализм предполагает создание единого государства. Движущими силами интеграции в соответствии с этой концепцией, являются политические факторы, а объединение отвечает потребностям стран, поскольку заключает кооперацию в решении общих проблем (образование федерации или конфедерации).

Интеграция в Западной Европе:

Наибольшей зрелости международная экономическая интеграция достигла в европейском регионе.

Европейский союз (Евросоюз) — объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС — уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

В соответствии с подходом Всемирной торговой организации выделяются пять основных форм (ступеней) развития интеграционных процессов и создания межгосударственных объединений. В результате появляются благоприятные условия для использования преимуществ объединенного рынка, развития национальной экономики, поддержания национальной промышленности и сельского хозяйства, укрепления международных позиций участвующих стран.

Первая форма - заключение преференциальных торговых соглашений между двумя или несколькими государствами, отдельным государством и объединением с целью создания более благоприятного режима взаимной торговли, ее либерализации. Они составляют основу зоны свободной торговли , участники которой договариваются о взаимной отмене таможенных тарифов, квот и других ограничений. При этом сохраняются свобода действий и общие тарифы в отношении третьих стран. Цель подобного объединения - укрепление позиций компаний данных стран в конкурентной борьбе с фирмами других, не входящих в группировку стран, использование выгод международной специализации и повышение жизненного уровня своего населения. Классическим примером такого объединения является Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), созданная в 1960 г.

Не следует путать зону свободной торговли как межгосударственное образование с зоной свободной торговли, создаваемой государствами в пределах национальных границ (свободной экономической зоной).

Вторая форма интеграции - таможенный союз. Это соглашение двух или более государств об объединении их таможенных территорий, упразднении пошлин в торговле между ними и проведении единой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам (главным образом в сфере торговых правил и процедур). Однако подобные соглашения не затрагивают всех товаров. Как показывает практика, вне сферы таможенного союза остаются оборонная промышленность, энергетика и др.

Таможенные союзы и зоны свободной торговли предусматривались Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), но ни одно из соглашений об их образовании не отвечало полностью его требованиям.

Функционирование таможенного союза порождает необходимость в таких инструментах, как:

  • единые таможенные пошлины;
  • наднациональные органы, осуществляющие координацию развития отдельных отраслей экономики, внутренних рынков и внешней торговли и постепенно обеспечивающие производственную интеграцию.

Устанавливаемый на границах таможенного союза внешний тариф может быть выше или ниже средневзвешенного, существовавшего до возникновения интеграционной структуры. Если тариф выше, то странам-участницам приходится переходить на внутренние ресурсы, обычно стоящие дороже. Если внешний тариф ниже, чем прежний средневзвешенный, происходит переориентация их на рынки третьих стран. При наличии в составе союза одной-двух богатых ресурсами держав эти проблемы решаются проще, нежели при объединении стран, бедных ресурсами.

Интеграция идет и в валютно-финансовой области, но в обоих случаях касается лишь сферы обмена и преследует цель обеспечить странам-участницам одинаковые условия осуществления торговых операций и финансовых расчетов. Поэтому таможенный союз нередко дополняется платежным союзом, облегчающим взаимную конвертируемость валют, в том числе на основе единой расчетной денежной единицы.

Таможенный союз - более совершенная интеграционная структура, чем зона свободной торговли, ибо здесь формируется единое экономическое пространство и проводятся меры коллективного протекционизма. В результате появляется возможность регулировать товарные потоки в интересах развития производства и экспорта. Со временем это ведет к серьезным изменениям в структуре производства и благотворно влияет на развитие интеграционных процессов внутри таможенного союза. Такие меры могут быть предприняты, если речь идет о необходимости подтолкнуть собственного производителя к выпуску более конкурентоспособной продукции.

Кроме того, работа с таможенным тарифом позволяет создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных инвестиций, что также оказывает непосредственное воздействие на экономический рост. Примером таможенного союза служит Европейское экономическое сообщество.

В настоящее время по сравнению с концом 1950-х - началом 1960-х гг., когда стали развиваться интеграционные процессы, обстановка в мире изменилась. В связи с углублением интернационализации экономики, повышением роли прямых иностранных инвестиций, ростом влияния транснациональных компаний барьеры в торговле между странами снижаются.

Третья форма (ступень) интеграции - общий рынок. Его создание позволяет реализовать задачи, которые невозможно решить в рамках таможенного союза. Здесь происходит полное устранение препятствий не только в торговле, но и для перемещения между государствами всех факторов производства (капитала, рабочей силы, технологий, информации). Постепенно преодолеваются различия в технических нормах, обеспечивается законодательная защита национальных марок товаров и т.д.

Но одного устранения таможенных барьеров недостаточно. Необходимо решать задачу разработки и согласования общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики исходя из того, насколько они важны для дальнейшего углубления интеграционных процессов, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это скажется на конкретном потребителе.

В Европейском экономическом сообществе при переходе к единому рынку в качестве таких сфер были определены сельское хозяйство и транспорт. Для поддержки необходимых мероприятий были сформированы общие фонды содействия социальному и региональному развитию.

Одновременно происходит установление единой системы внешних тарифов и барьеров в торговле с остальными странами. За счет использования преимуществ специализации растут объемы торговли между государствами, увеличиваются инвестиции в новейшие технологии, снижаются издержки и цены, расширяется сфера конкуренции, повышается эффективность, возникает экономия на масштабах производства.

Общий рынок обеспечивает объединение общих целей состоящих в нем стран по отношению к экономическому росту, гармонизацию денежной, налоговой и иной политики. Именно с этого момента по-настоящему развиваются процессы интеграции.

В начале 2003 г. начались практические шаги по созданию единого рынка России, Казахстана, Украины и Белоруссии. Их конечной целью является формирование единого экономического, правового и информационного пространства и создание в последующем основы для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени - экономическому союзу.

Четвертой формой интеграционного объединения является экономический (и валютный) союз , который предполагает проведение странами-участницами системы мер межгосударственного регулирования социально-экономических процессов. Это требует создания и использования соответствующего инструментария, включая:

  • регламенты (по существу законы), обязательные к применению в государствах-участниках;
  • постановку обязательных задач (при этом странам предоставляется свобода выбора форм и методов их решения);
  • конкретные предписания правительствам, юридическим или физическим лицам на совершение (запрет) определенных действий в сфере конкуренции;
  • согласование и унификацию национального законодательства;
  • формирование согласованной или единой экономической и валютно-финансовой политики;
  • создание межгосударственных или надгосударственных органов управления, банков, введение единой валюты и пр. В Европейском сообществе это Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Европейский суд, Совет Европы.

Такого рода международные экономические организации, являющиеся инструментом интеграции, отличаются от международных экономических организаций, обеспечивающих различные формы экономического сотрудничества, например ВТО.

Западноевропейская интеграция на сегодняшний день уже обеспечила плавный переход от единого рынка к экономическому и валютному союзу, основанному на единой валюте, - евро. Экономический союз не может быть таковым до тех пор, пока он опирается на различные денежные системы, остающиеся в национальном подчинении. Отсутствие единой валюты сохраняет внутренние различия в организации кредита, расчетов, проведении курсовой политики, а следовательно, и связанные с этим задержки платежей, несопоставимость налогов и разнобой в валютной политике и регулировании.

Преимущества общей наднациональной валюты, как для государств, так и для отдельных хозяйствующих субъектов, сводятся к:

  • возможности обеспечения на макроэкономическом уровне единой бюджетной дисциплины;
  • облегчению в результате унификации денежных рынков и контроля со стороны наднациональных финансовых институтов, борьбы с инфляцией, влияния на процентные ставки, а со временем и налоги (это способствует росту производства, занятости и стабилизации государственных финансов);
  • сокращению для экономических субъектов (по сравнению с мультивалютной средой) накладных расходов по расчетному обслуживанию операций, ценовых и валютных рисков, сроков переводов средств и, как следствие, заметному уменьшению потребности в оборотном капитале;
  • удешевлению для физических лиц ведения расчетов и поездок в пределах Европейского сообщества (исчезают потери, связанные с разницей на валютных курсах и уплате комиссионного вознаграждения);
  • созданию возможности с помощью единой валюты (евро) активнее противостоять доллару и иене.

Основу наднационального валютного регулирования составляет двухуровневая банковская система, объединяющая центральные банки стран-участниц и Европейский центральный банк (ЕЦБ).

Пятой формой интеграции является политико-экономическая. Здесь объединяющиеся страны начинают терять свой государственный суверенитет; формируется общая налоговая система, единые стандарты, трудовое законодательство, усиление и расширение сферы наднационального метода регулирования, единое экономическое пространство с соответствующей политической надстройкой по образцу Швейцарской конфедерации.

Но на практике границы между различными видами интеграционных объединений весьма условны.

Американские ученые-экономисты выделяют четыре основные формы экономической интеграции (иногда эти этапы определяют как самостоятельные виды интеграционных объединений):

1. Зона свободной торговли (freetradearea, FTA) (ЗСТ). Между странами-участниками отменяются все таможенные пошлины. Для стран, не входящих в зону свободной торговли, внешние таможенные тарифы сохраняются. ЗСТ представляет собой группу из двух и более стран, в которых отменены пошлины и другие ограничительные меры во взаимной торговле в отношении товаров, происходящих из этих стран. В отношении стран, не участвующих в соглашении, каждое государство-участник зоны свободной торговли проводит самостоятельную торговую политику.

2. Таможенный союз (customsunion). В таможенном союзе все внутренние тарифы заменяются внешними. В таможенный союз, как и в ЗСТ, входят две и более страны, которые отменили во взаимной торговле таможенные пошлины и сборы и другие ограничительные мероприятия. Но, в отличие от ЗСТ, государства-участники таможенного союза проводят единую таможенную политику в отношении третьих стран (не входящих в союз), применяя по отношению к ним одни и те же пошлины и другие мероприятия по регулированию торговли.

3. Общий рынок (commonmarket). В общем рынке все характеристики таможенного союза дополняются отсутствием ограничений на перемещение факторов производства. Формирование так называемого Общего рынка - здесь барьеры снимаются не только для движения внутри группы стран товаров и услуг, но и рабочей силы и капитала, т. е. всех факторов производства. Идея Общего рынка зародилась еще в марте 1957 г. при подписании договора о создании ЕЭС. Общий рынок возникает тогда, когда таможенный союз дополняется ликвидацией барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и на пути перемещения рабочей силы и капитала.

4. Экономический союз - унифицируется стратегия экономического развития, налогообложение, создается наднациональный орган, решения которого обязательны для каждого члена экономического союза. Создание экономического и валютного союзов. Экономический союзпредполагает в дополнение ко всем перечисленным выше интеграционным мероприятиям проведение странами-участницами единой экономической политики, создание системы межгосударственного регулирования социально - экономических процессов. Ко всем отмеченным ранее критериям предыдущих этапов международной экономической интеграции здесь добавляются:

· взаимная адаптация экономических систем интегрирующихся государств (при этом к числу наиболее сложных относится проблема адаптации национальных систем налогообложения);

· взаимное сближение (конвергенция) национальных экономик по таким параметрам, как дефицит государственного бюджета, отношение государственного долга к ВВП, темпы инфляции, процентные ставки по долгосрочным кредитам, обменные курсы национальных валют;

· проведение странами единой экономической политики;

· создание общей системы регулирования уже не только экономических, но и социально-политических процессов;

· переход к единой валюте интеграционного сообщества - это одна из наиболее сложных проблем этого этапа.

В других исследованиях добавляется пятая форма - платежный союз, которая некоторыми экономистами трактуется как «экономический и валютный союз».

Однако четкой системы форм межгосударственной экономической интеграции пока не сформировалось.

Следует отметить, что первой логической и хронологической ступенью является зона свободной торговли. В современном понимании - это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание зоны свободной торговли промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. По отношению к сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и в настоящее время в Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и в Общем рынке стран Южного конуса (МЕРКОСУР). Соглашения о создании зон свободной торговли, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин. Это означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры. Случаи, при которыхстороны могут увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о зоне свободной торговли.

К положительным чертам таких соглашений следует отнести более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран-участниц. Функционирование зоны свободной торговли позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках «Уругвайского раунда», совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие стран-участниц зоны свободной торговли, регулирование деятельности в соответствующей области происходит без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами стран-участниц по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) - по экономическим. Эти решения уже на данной стадии должны носить обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности приобретают преференциальное по отношению к внутренним законодательным актам положение.

Следующей ступенью международной экономической интеграции является таможенный союз - соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин, форма коллективного протекционизма. В соответствии со ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенныхпошлин внутри таможенного союза и создание единого внешнего таможенного тарифа.

Становление теории экономической интеграции и, в частности, таможенных союзов обычно связывают с именем канадского ученого Якоба Вайнера. В соответствии с теорией таможенного союза Вайнера в результате его создания в экономике возникают два типа эффектов:

· статические, являющиеся непосредственным результатом создания таможенного союза;

· динамические - экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.

Среди статических эффектов наибольшее значение имеют «эффект создания торговли» и «эффект отклонения торговли».

«Эффект создания торговли» возникает в связи с устранением импортных пошлин в рамках таможенного союза и переориентации местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник.

В результате масштабы торговли возрастают, а благосостояние всех стран, в том числе и не участвующих в процессе интеграции, увеличивается.

«Эффект отклонения торговли» по сути является противоположным «эффекту создания торговли» и заключается в переориентации местных потребителей с закупки товара у более эффективного вне интеграционного источника поставки на менее эффективный внутри интеграционный.

Существующие расчеты показывают, что «эффект отклонения торговли» перекрывается эффектом создания торговли, что в целом приводит к росту благосостояния. Так, по оценке Б. Балассы, образование ЕС имело весьма существенный эффект создания торговли. Если до создания ЕС каждый процент роста ВНП приводил к увеличению торговли между странами на2,4%, т.е. на 0,3 процентных пункта больше. «Эффект отклонения торговли» практически отсутствовал.

Следует отметить, что среди российских и зарубежных специалистов нет единства в отношении определения зоны свободной торговли и таможенного союза. Например, по мнению О. В. Черковца, зона свободной торговли представляет собой более высокую стадию межгосударственного экономического сотрудничества, поскольку предусматривает в качестве конкретной цели формирование единого торгового пространства, внутри которого были бы уже полностью отменены (сразу или по истечении некоторого фиксированного времени) пошлины во взаимной торговле, а нетарифные ограничения составляли бы часть заранее согласованной торговой политики. Основным аргументом такого утверждения выступает исторический аспект этой проблемы. Действительно, первой формой развития межгосударственной экономической интеграции явились таможенные союзы, созданные в 30-е годы после депрессии. Вступавшие в них государства договаривались о сокращении либо полной отмене пошлин во взаимной торговле. Исторически зона свободной торговли появилась значительно позже, чем первоначальные таможенные союзы. Однако следует заметить, что первые таможенные союзы имели ярко выраженный протекционистский характер и использовались главным образом для защиты национальных экономик стран-участниц. Предполагалось, что такая защита будет способствовать ускорению экономического роста. Однако такого роста не произошло, а экономика тех стран, которые стали частью протекционистских торговых блоков, стала приходить в упадок.

Таким образом, таможенный союз представляет собой более совершенную, чем зона свободной торговли, интеграционную структуру, поскольку зона свободной торговли предусматривает постепенное снижениетаможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и, в конечном итоге, призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами- участницами. В таможенном союзе существует беспошлинная торговля между странами-членами и общий таможенный тариф по отношению к третьим странам.

В рамках таможенного союза, проводя единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным тарифам, различные внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это дает импульс к изменению структуры потребления и производства.

Возможны два варианта развития событий: устанавливаемый на внешних границах таможенного союза внешний тариф на какой-либо товар может быть выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры, или ниже. Если внешний тариф выше, то странам-членам таможенного союза приходится отказываться от более дешевого внешнего источника снабжения в пользу более дорогих внутри интеграционных ресурсов. Такие меры могут применяться исходя из самых различных соображений, например из стратегических посылок: страны сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д. с тем, чтобы уйти от внешней зависимости. Принятие таких мер заставляет разработчиков технологий идти на проведение совместных исследований, переориентирует потоки ресурсов, товаров, полуфабрикатов. Производство внутри таможенного союза вынуждено изыскивать дополнительные резервы и т.д.

Функционирование таможенного союза требует изменений в подходе к управлению интеграционными процессами. Как уже отмечалось, деятельность в рамках зоны свободной торговли не обусловливает созданиепостоянно действующих органов. Для таможенного союза возникает необходимость в регулирующих институтах.

На практике границы между указанными формами интеграционных объединений весьма условны и их развитие может идти по восходящей - от ЗСТ к экономическому союзу.

На практике пройти все названные этапы процесса международной экономической интеграции удалось лишь ЕЭС (ныне Европейский Союз), который в настоящее время находится на четвертом этапе интеграционного процесса. Наибольшей степени зрелости достиг интеграционный хозяйственный комплекс в Западной Европе, где в 1957 г. было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Договор о его образовании подписали в Риме ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. С 1967 г. ЕЭС имеет общие руководящие органы и единый бюджет с двумя другими европейскими интеграционными объединениями - Европейским объединением угля и стали (ЕОУС) и Европейским сообществом по атомной энергии (Евратом). Межгосударственное интеграционное объединение стало официально именоваться Европейскими сообществами - ЕС (часто использовался неофициальный синоним:Европейское сообщество). При этом договоры об учреждении ЕЭС (или “Общего рынка”), ЕОУС и Евратома остались в силе. В 1973 г. к ЕС присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия, в 1995 г. - Австрия, Финляндия и Швеция. С

1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтского договора, Европейское сообщество стало официально именоваться Европейским союзом (ЕС). Сейчас в ЕС входят 15 государств Западной Европы с населением более 370 млн. человек. На ЕС приходится более 20% мирового ВВП и более 40% мирового экспорта. Эта региональная группировка стоит кэкономическому, политическому и валютному союзу гораздо ближе, чем какое-либо межгосударственное объединение современного мира.

Развитие интеграционных процессов в мировой экономике, наблюдающееся в последние десятилетия, явилось закономерным результатом роста объема меж­дународного товарообмена и повышения интенсивности международного движе­ния факторов производства. Это потребовало создания более надежных произ­водственно-сбытовых связей между странами, а также устранения существующих препятствий на пути международной торговли и движения факторов производ­ства. Сделать это оказалось возможным лишь в рамках межгосударственных инте­грационных объединений (политических и экономических).

Под экономической интеграцией понимается процесс экономического взаимо­действия стран, приводящий к либерализации международных экономических отношений, что находит отражение в уменьшении и снятии ограничений на их осуществление.

Можно выделить три основных подхода к либерализации мирохозяйственных отношений и, прежде всего, мировой торговли: международный, региональный и транснациональный.

Международный подход реализуется посредством проведения международных конференций (раундов) под эгидой Всемирной торговой организации, цель кото­рых - сокращение тарифных и нетарифных барьеров в международной торговле по всему миру.

Транснациональный подход активно реализуется, в последнее время в особен­ности, через производственно-экономическую деятельность транснациональных компаний (ТНК).

Региональный подход предполагает достижение соглашений между небольшим количеством государств с целью установления режима свободной торговли при сохранении торговых ограничений с остальными странами мира. Европейские со­общества (ЕС) и Соглашение между США, Канадой и Мексикой (1994) - наибо­лее известные примеры таких преференциальных торговых отношений.

Даже если подписание подобных соглашений обусловлено в большей степе­ни политическими, нежели экономическими, факторами, такие региональные торговые группировки инициируют целый ряд важных экономических проблем и вопросов.

1. Представляет ли образование региональных торговых групп движение к сво­бодной торговле или же это усиление протекционизма?

2. Повышают ли преференциальные соглашения экономическую эффектив­ность и благосостояние всего мирового хозяйства в целом?

3. Выгодно ли образование региональных экономических союзов всем стра­нам-участницам?

Попытаемся дать ответы на эти вопросы.

Прежде всего, отметим, что преференциальные торговые соглашения могут быть реализованы в виде следующих структурных образований:

Преференциальный торговый клуб;

Зона свободной торговли;

Таможенный союз;

Общий рынок;

Экономический союз (полный экономический союз).


При этом преференциальный торговый клуб - это низшая ступень экономи­ческой интеграции, а экономический союз - высшая.

Рассмотрим перечисленные формы экономической интеграции более подробно.

Преференциальный торговый клуб (объединение). Две или более страны об­разуют преференциальный торговый клуб, если они сокращают пошлины на им­порт всех товаров (исключая капитал) для каждого из участников клуба, сохраняя свои первоначальные тарифы для всего остального мира. Примером такой фор­мы экономической интеграции может быть «Система преференций Содружества наций», образованная в 1932 г. Великобританией и 48 государствами, большую часть которых составляли ее собственные колонии.

Зона свободной торговли. Две или более страны образуют зону свободной торговли (ассоциацию свободной торговли), если они упраздняют все торговые барьеры (пошлины и количественные ограничения) между собой, но каждая со­храняет их по отношению к третьим странам. В такой зоне таможенный контроль на границах стран-участниц должен быть сохранен. Его целью в этом случае ста­новится налогообложение или запрещение импорта из третьих стран, который мог проникнуть в зону через низкий таможенный барьер соседней страны-участницы. Пример зоны свободной торговли - Европейская ассоциация свободной торгов­ли (ЕАСТ), образованная в 1960 г. Австрией, Данией, Норвегией, Португалией. Швецией, Швейцарией и Великобританией.

Таможенный союз. Две или более страны образуют таможенный союз, ecли они упраздняют все таможенные ограничения во взаимной торговле всеми това­рами (кроме обслуживания капитала), а также принимают (учреждают) единую систему внешних торговых барьеров с третьими странами, снимая тем самым не­обходимость содержания таможенной службы на внутренних границах. В отно­шении торговли примером таможенного союза является Европейское экономи­ческое сообщество (ЕЭС).

Общий рынок. Две или более страны образуют общий рынок, если они созда­ют таможенный союз и, кроме того, допускают свободное передвижение всех факторов производства между собой (миграция рабочей силы и капитала). Примером такого рынка является ЕЭС, или Европейский общий рынок, имеющий офици­альное название - Европейские сообщества.

В принципе свободное перемещение факторов производства внутри опреде­ленной группировки стран должно способствовать более рациональному исполь­зованию совокупных ресурсов, развитию разделения труда и специализации про­изводства. Вместе с тем полной реализации этого препятствуют различия в эконо­мической политике, проводимой государствами, входящими в общий рынок.

Экономический союз. Две или более страны образуют экономический союз, если они создают общий рынок и, кроме того, унифицируют свою экономиче­скую политику, включая денежную, налоговую и социальную, а также политику в отношении торговли и движения рабочей силы и капитала. Примером эконо­мического союза стал Benelux - экономический союз, образованный Бельгией, Нидерландами и Люксембургом (термин Benelux составлен из первых букв на­званий стран-участниц). Эти три страны образовали в 1949 г. таможенный союз, который в 1960 г. был превращен в экономический.

Ярким примером экономического союза могут служить Соединенные Штаты Америки, где 50 штатов объединены в полный экономический союз с общей валю­той и единым Центральным банком (Федеральная резервная система). Торговля между отдельными штатами свободна, и капитал и труд свободно перемещаются в погоне за максимальной прибылью. Фискальная и монетарная политика, так же как и международные связи, военные расходы, пенсионное обеспечение, про­граммы здравоохранения, едины и обеспечиваются единым федеральным прави­тельством. Другие программы: образование, культура, обеспечение порядка (по­лиция) - финансируются штатами, что позволяет последним утверждать свою «самобытность» в пределах союза.

Экономический союз - высшая форма экономической интеграции, к которой в настоящее время стремится Европейское сообщество.

В обобщенной форме характеристика современных типов торгово-экономи­ческих союзов представлена в табл. 8.1.

Таблица 8.1 Сводная характеристика экономических союзов