» »

Адаптация первоклассников. Презентация презентация к уроку (1 класс) на тему. Презентация для родительского собрания на тему "адаптация первоклассников" Презентации адаптация первоклассника в школе

27.01.2024

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.

Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований.

Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке. Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле. Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых. У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.

С КАКИМИ ЖЕ ТРУДНОСТЯМИ СТАЛКИВАЮТСЯ РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, КАКОВЫ ИХ ОСНОВНЫЕ ЖАЛОБЫ? 1. Хроническая неуспешность. В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребёнка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребёнка. Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребёнку в школе будет плохо. Это часто звучит в речи родителей: "Будь моя воля, я бы никогда не отдала бы его в школу» Опасения, что ребёнок будет болеть, простужаться. С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. "Хорошим" считается ребёнок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно (вербально и невербально).

Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Ребёнок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее. Неуспешность становится хронической. Уход от деятельности Это когда ребёнок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).

Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания. Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребёнка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия. Негативистская демонстративность

ВЕРБАЛИЗМ Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан прежде всего с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане.

«РЕБЁНОК ЛЕНИТСЯ" - ЭТО ОЧЕНЬ ЧАСТЫЕ ЖАЛОБЫ. За этим может стоять все, что угодно. 1) сниженная потребность познавательных мотивов; 2) мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности. 3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Ребёнок трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему "ЛЕНЬ ШЕВЕЛИТЬСЯ", они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок в это время чувствует, что он не нужен, что он плохой. Возникает тревога, которая дезорганизация деятельности. 4) Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ. Изменение режима дня ребёнка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки. Необходимость смены учебной деятельности ребёнка дома, соз­дание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук. Обязательное введение в рацион ребёнка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребёнка. Забота родителей о закаливании ребёнка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д. Воспитание самостоятельности и ответственности ребёнка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

Психологические условия адаптации ребёнка к школе Создание благоприятного психологического климата в отноше­нии ребёнка со стороны всех членов семьи. Роль самооценки ребёнка в адаптации к школе (чем ниже само­оценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе). Первое условие школьного успеха - самоценность ребёнка для его родителей. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьно­му дню. Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.

УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, кри­тики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (ба­бушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Учет темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость. Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельно­стью. Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка. Развитие самоконтроля и самооценки.

Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос. Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня. Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам. Советы для родителей

1. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка. 2. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны. 3. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв. 4. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы. Советы родителям

5 . В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..». 6. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку. 7. Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него. 8. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления. 9. Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Помочь ребёнку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник). Сформировать «внутреннюю позицию школьника», представляющей собой сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослым на новом уровне (Божович Л.И.) Для этого нужно беседовать с ребёнком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. - простроить режим дня школьника. Составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности Для первоклассников особенно важно:

Ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребёнком способы, как все это можно достичь. - научить ребёнка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости); - развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу. В этом ему могут помочь дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру могут прийти к пониманию многих школьных заданий.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ИНФОРМАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ: И.В. ДЕМЧЕНКО


Что такое адаптация первоклассника?
Почему вообще мы говорим об этом?

  • Адаптация – это перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям. Процесс адаптации может длиться от пары месяцев до года. Самое трудное время для любого ребенка – это первый месяц в школе.
  • 6-7-летний возраст – один из кризисов жизни человека. Каждый кризис понимается как различного рода изменения физиологические, личностные, которые происходят с любым человеком, разница лишь в интенсивности проявлений. Успешное прохождение (разрешение) кризиса способствует формированию психологически успешной личности с правильно заложенными устоями, нравственными понятиями и категориями, а также адекватными поведенческими реакциями .

Ребенок 6-7 лет, какой он?

  • Развивается опорно-двигательный аппарат.
  • Изменяется гормональный фон.
  • Развиваются структуры головного мозга (лобные доли особенно).
  • Развивается сердечно-сосудистая система.
  • Только!!! формируется произвольное внимание и функции самоконтроля
  • Меняется мотивация, раньше был ведущий мотив игровой, сейчас только!!!формируется познавательный
  • Яркое воображение
  • Расширение словарного запаса и кругозора
  • Смена социальной роли (раньше были самыми старшими в садике, сейчас самые младшие в школе)
  • Смена «среды обитания» ребенка (был в садике, играл и спал, а теперь в школе и все от него что-то хотят)

Виды адаптации:

  • Физиологическая (автоматическая перестройка систем организма). Большая трата ресурсов организма (просидеть на уроке фактически 45 минут без движения). Реакция на большие нагрузки «уход в болезнь», давление, капризность, плохой сон, снижение веса, «заедание» стресса.
  • Социальная (появление новой социальной роли). Поиски внимания только к себе, формирование дружественных отношений, распределение социальных ролей в классе. «Сравнение» с более успешными одноклассниками. Переживание от нагрузки со стороны близких «Ты ж теперь школьник, взрослый уже», боязнь потери детства.
  • Психологическая . Формирование Я-концепции. В норме замена ведущей игровой деятельности на познавательную. На первый план должны выходить мотивы учения, узнавания чего- то нового. Испытывание негативных переживаний, связанных со школой, успешностью, формируют и соответствующее негативное отношение к учебной деятельности в целом.

Группы детей по степени адаптации (деление условное):

  • Успешно адаптировались к обучению в школе. Период их адаптации 2-3 месяца (50-60% детей). Понимают и соблюдают требования педагога, успешно осваиваются в коллективе, доброжелательно настроены к одноклассникам и в целом к учебному процессу.
  • «Затянутая» адаптация. Период адаптации до 6 месяцев (30% детей). Трудно усвоения и выполнения требований и норм педагога, на замечания педагога-реакция слезы, обида. На уроках могут заниматься своими делами, играть, отвлекаться, общаться с одноклассниками.
  • «Дезадаптация». Трудная адаптация может длиться до года (10-15%). Ребенок испытывает негативные переживания и эмоции, связанные с ситуацией учения. Проявляет отрицательные переживания, неадекватно реагирует на обращения учителя и одноклассников. Учебную программу не усваивает, трудно поддается обучению чтению, письму, счету и др. навыкам.
  • «Перестройте» себя, теперь Вы классный руководитель не 4,3 класса, а 1 , и то что умеют дети более старшего возраста, требовать от малышей нельзя, у них попросту еще не сформированы эти навыки.
  • Наилучший способ обучения-игра. Используйте разнообразные игровые методы как для освоения программы, так и для привлечения внимания, улучшения дисциплины («Считаю до…», «А кто самый…», «А кто мне поможет (и быстрее всех построится в столовую)…») Для первоклассника важно быть успешным, чтоб именно его похвалили и заметили.
  • Необходимо использовать физкультминутки, привлекать различных мультипликационных персонажей (Буратино, Фикисики и т.п., персонаж должен быть наглядным, а учитель сам выполнять разминку, можно использовать интерактивную доску)
  • Поиск контактов с родителями. Ученик относится к школе так, как воспринимает ее родитель. Если настроен положительно, толерантно, включен, то и ребенок ведет себя соответственно. Поэтому помогать адаптироваться необходимо и родителю. Например, разработать систему памяток: «Как выполнить проект», «Как учить стихи», «Что нужно на урок технологии» и т.п. Зачастую родитель негативный опыт транслирует ребенку, «опять домашнее задание», « ну и что это за проект». Все действия педагога, его система требований должны быть четко и однозначно понятны всем родителям, чтоб они не «трясли ребенка», что нужно делать, а сами прекрасно понимали это.
  • Обязательно необходим одобрительный контакт с ребенком (выполнил задание-бонусик, поглаживание, одобрительный кивок, вербальная похвала) При чем хвалить необходимо всех, даже у кого плохо получается. Формируем положительную мотивацию.
  • Постарайтесь избежать сравнения детей друг с другом. Если необходимость все таки в этом есть, можно говорить о большом старании, но спросить у самого ребенка, как по его мнению улучшить результат.
  • Анализируйте конфликтные ситуации всем классом, но чтобы была ситуация «прощения». Тому, кто провинился, дали шанс, помогли в следующий раз, не осуждали.
  • Чаще пересаживайте детей.
  • Назначайте дежурных.
  • Больше наглядности и «сказочности» на уроках («а тетрадочка расстроилась»).
  • Для привлечения внимания и установке тишины попробуйте вести себя нестандартным образом: резко замолчите, поднимите руку, «болтуну» положите на плечо руку.
  • Наберитесь терпения. Все методы тренировки дисциплины, осваивания какого-либо навыка требуют для формирования 2-3 недель, и повторять это действия необходимо регулярно, даже если с первых десяти попыток ничего не получилось.

Родительское собрание «Адаптация первоклассника к школе»

Адаптация ­ приспособление организма к новым условиям. От адаптации зависит успешность овладения учебной деятельностью, комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Адаптация позволяет оптимально «вписаться» в школьную среду: – согласование своих «хочу» и школьных «надо»; – умение выполнять задания самостоятельно; – умение следовать школьным правилам; – умение налаживать и поддерживать дружеские связи с детьми; – понимание того обстоятельства, что учеба в школе – их «работа», что ученик – это социально значимая роль.

Высокий уровень адаптации: Ребенок любит школу, рад тому обстоятельству, что теперь он – ученик. Он легко учится, с интересом получает новые знания и радостно ими делится с окружающими, прилежно выполняет задания в школе и дома (причем без особого внешнего контроля и «нажима»), внимательно слушает учителя на уроке, способен что-то выучить или подготовить по своей инициативе, «сверх программы», добросовестно выполняет «общественные поручения», легко сходится с одноклассниками.

Средний уровень адаптации: Ребенок вроде бы не прочь посещать школу, негатива и отторжения уроки у него не вызывают, он интереса. в хороших отношениях с одноклассниками и учителем, но предпочитает работать под контролем взрослого и по его указаниям. Самостоятельная работа у такого ребенка «не идет». Для него важно в школе не познание, а сам статус ученика. Таким детям нужен постоянный контроль, инициативы в получении знаний они не проявляют, у них слабо развита самостоятельность в тех делах, которые не представляют для ребят непосредственного

Такие дети к школе относятся негативно либо просто равнодушно, на уроках подавлены, «отсутствуют». Или, наоборот, нередко нарушают дисциплину, учебный материал усваивают не полностью, самостоятельно работают с трудом и без интереса, домашние задания выполняют не всегда. Для усвоения материала им нужна помощь Низкий уровень адаптации: взрослых: неоднократные объяснения и повторения, больше времени, чем остальным. Общественные поручения эти дети выполняют без особой охоты, нередко не имеют в классе друзей.

Причины дезадаптации: ­стиль воспитания ребенка в семье ДО школы. Если у него не заложены навыки самостоятельности, умения налаживать контакты и работать «в команде», если у его не сформирован интерес к познанию – в школе такому ребенку будет трудно. ­ система обучения первоклашек. Чем младше ребенок, тем тяжелее ему приспособиться к таким суровым реалиям, вдруг свалившимся на его голову, – поэтому наиболее уязвимы те, кто пошел в школу ближе к 6, а не к 7 годам. ­слабая подготовка к школе, недостаток знаний, слабая память и внимание.

Причины дезадаптации: ­усталость, переутомление, перегрузка как нервной системы, так и иммунной. Если ребенок слабенький, не привык к нагрузкам – в школе ему придется нелегко даже при отличных способностях и хорошей коммуникабельности. ­слишком высокая тревожность, мнительность самого ребенка, чрезмерно сильное переживание промахов как в учебе, так и в отношениях.

Что делать: 1. Бессмысленно и совсем не полезно паниковать, ругать и обвинять самого ребенка. Ребенок нуждается в помощи, а не в оценке и тем более не в порицании. 2. Постарайтесь в беседах с ним выявить его «слабое место» – то, что именно является причиной дезадаптации: недостаток ли самостоятельности, неумение налаживать контакты с детьми или взрослыми, отсутствие мотивации, слабое развитие – и постарайтесь его устранить. 3. Потренироваться дома в том, в чем ребенок слаб, попросить учителя вас поддержать. Попробовать создать у ребенка сильную мотивацию, заинтересовать его чем­то в учебном процессе или хотя бы вне его, чтобы малыш воспринимал школу не как бессмысленное несчастье, обрушившееся на его голову, а как что­то полезное и интересное.

Помощь детям должна идти в трех направлениях: - организация режима дня; - контроль за выполнением домашних заданий; - приучение детей к самостоятельности.

Памятка для родителей №1. Проблемы здоровья связанные с изменением статуса ребёнка: Соблюдайте режим дня. Укладывайте спать в Наблюдение за правильной посадкой во время 21.00. выполнения домашних заданий, соблюдение светового режима. Предупреждение близорукости, искривление позвоночника тренировка мелких мышц кистей рук. Организация полноценного питания. Витаминизированное питание. Забота родителей о закаливании ребёнка, максимальное развитие двигательной активности (кружки, спортивные секции). Воспитание самостоятельности и ответственности ребёнка.

Важные у с л о в и я психологической комфортности в жизни первоклассника: отношению к ребенку со стороны всех членов семьи; самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе); создание благоприятного психологического климата по роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже формирование интереса к школе, прожитому школьному дню; обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность недопустимость физических мер воздействия, запугивания, Памятка для родителей №2. их общения после школы; критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников); исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания; учет темперамента в период адаптации к школьному обучению; предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью; поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений; развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

13 вредных первоклассника советов родителям

1. Выбросите все игрушки, пусть ничего не отвлекает ребенка от учебы. 2. Ни в коем случае не оставляйте ребенку свободное время. Загрузите его до отказа, запишите на несколько секций прямо с сентября.

дисциплина превыше всего! Неважно, что ребенок утратит прежние интересы, 3. Безусловно, железная желания, вкус к жизни вообще. 4. Ни в коем случае не хвалите ребенка. Ведь самооценка – это такая ерунда, главное, чтобы не загордился!

5. Помните, переписывание – лучший способ полюбить письмо, пусть даже со слезами на глазах. 6. И уж конечно, почаще ставьте в пример своему ребенку других, более успешных детей. Ведь зависть гораздо важнее уверенности в себе!

7. Лучший способ помощи ребенку – все сделать за него. Быстро и без проблем! 8. Любой ценой заставьте ребенка утром плотно позавтракать. Неважно, что нет аппетита, что день начинается со слез и конфликтов.

9. Портфель всегда собирайте сами, чтобы ничего не забыть. Так надежнее. И на ближайшие годы это станет вашим любимым занятием по утрам или вечерам. 10. Одевайте ребенка тоже сами – сэкономите время сборов в школу. Ведь самостоятельность вашему ребенку в будущем только помешает!

11. Ни в коем случае не нужно ребенку отдыхать после школы. Уроки лучше делать сразу, пока все свежо в памяти. 12. Лучший способ отдохнуть от уроков – это компьютер и телевизор. Ребенку интересно и вас не беспокоит. А совместные игры, прогулки – пустая трата времени для вас обоих.

13. И уж, конечно, пора бросать бесполезную привычку читать ребенку сказки перед сном. Он уже сам умеет читать.

P.S. Если Вы чувствуете, что эти советы не для Вас, значит Вы – понимающий и заботливый родитель.

Каждый день интересоваться школьными событиями. Что сегодня было самое интересное?, Чему вы учились на уроке чтения?, Что веселого было на уроке физкультуры?, В какие игры вы играли?, Чем вас кормили сегодня в столовой?, С кем ты подружился в классе?

Работа с Работа с бумагой. бумагой. Складывание Складывание (оригами). (оригами). Плетение. Плетение. Аппликации. Аппликации. Массаж Массаж кистей кистей рук и рук и пальцев. пальцев. Игры с Игры с крупой, крупой, бусинками, бусинками, пуговицами, пуговицами, камешками. камешками. Графически Графически е е упражнения упражнения. Штриховка. . Штриховка. Пальчиковая Пальчиковая гимнастика гимнастика Средства развития мелкой моторики Вырезание Вырезание ножницам ножницам и.и. Игры с Игры с конструкторам конструкторам и и мозаикой. и и мозаикой. Рисование и Рисование и раскрашивание раскрашивание.. Игры с Игры с веревочкой, веревочкой, шнуровки. шнуровки. Игры с Игры с пластилином пластилином..

Несколько советов психолога Несколько советов психолога ««Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки»» - Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос. - Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет. - Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было замечаний!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов. - Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня. - Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам. - Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка. - После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.

Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв. -Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы. -В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..». -Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку. -Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него. -Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления. -Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Только вместе. «Весёлая и успешная школьная жизнь» - миссия ВЫПОЛНИМА!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Адаптация первоклассников Подготовила: учитель начальных классов Сорокина Н.С.

Адаптация - это это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (в привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Слайд для вставки текста с картинкой.

Цель адаптационного периода Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению. Слайд для вставки текста с картинкой.

Первые 2-3 месяца самые трудные.

Статистика Значительная часть детей (50%-60%) адаптируется в течении 2-3 месяцев.

Статистика Второй группе детей(30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни.

Статистика Третья группа детей встречается в каждом классе(примерно 14%). Это такие дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации, примерно до 1 года.

Сохранение психического, физического и социального здоровья. Слайд для вставки текста с картинкой.

Установление контактов с учащимися и учителями. Слайд для вставки текста с картинкой.

Формирование адекватного поведения.

Овладение навыками учебной деятельности.

Семья – залог успеха Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала, любовь и участие родителей – залог успешной адаптации первоклассника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Даную презентация можно рассматривать как приложение к методической разработке к проведению собрания родителей пеорвоклассников...

Родительское собрание " Адаптация первоклассника к школе" Презентация.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361426","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 144px; width: 120px;"}}]]Цели: ознакомить родителей с возможными...


Возрастные особенности первоклассников. Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет. Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность напряжение. Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Формируется самооценка личности. Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам. Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни. Период приспособления к требованиям школы, существует у всех 1- классников. У одних он длиться 1 месяц, у других 1 четверть, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год.


Начало обучения в школе нередко совпадает с возрастным кризисом. Признаки возрастного кризиса7 лет - Повышенная утомляемость - Раздражительность - Перепады настроения - Изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной и др. систем - Изменения в характере (упрямство, непокорность) - Изменения в самооценке


Особенности современного первоклассника: У детей большие различия паспортного и физиологического развития. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот! У современных детей более слабое здоровье. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.


Трудности, которые часто возник ают у первоклассников. В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура. Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Для детей характерна высокая утомляемость


Адаптация к школе Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально- волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психологической адаптации в связи с какими – либо патологическими факторами.




Уровни адаптации Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.


Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.


Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.




Показатели адаптационных затруднений: Недостаточная реализация личностного потенциала; Слабая интегрированность ребёнка в детском коллективе – низкий статус в группе, отсутствие авторитета, неполное принятие роли ученика; Трудности в общении; Острое переживание неудач; Неадекватная самооценка; Несамостоятельность, поиск причин во вне.




Шкала «Цена адаптации ребенка к школе» Имя переменной Содержание переменной 1 АР В16a После школы выглядит утомленным, нуждается в дополнительном отдыхе 2 АР В16b С трудом стал засыпать вечером 3 АР В16c Сон стал беспокойным (крутится во сне или часто пробуждается) 4 АР В16d Просыпается утром с трудом 5 АР В16e Просыпается утром в плохом настроении 6 АР В16f После уроков приходит и сразу ложится спать 7 АР В16g Изменился аппетит (повышенный или отсутствие аппетита) 8 АР В16h После школы перевозбужден 9 АР В16i Вечером с трудом успокаивается 10 АР В16j Стали заметны навязчивые движения: грызет ногти, крутит волосы, одежду, шмыгает носом и т.д. 11 АР В16k Тревожится о школьных делах 12 АР В16l Боится опоздать в школу и что-либо не сделать 13 АР В16m Появились жалобы на здоровье (болит голова, живот) 14 АР В16n Стал капризничать Опрос родителей


















Анализируя процесс адаптации первоклассников к школе, целесообразно выделить те его формы, знание которых позволит реализовать идеи преемственности в работе воспитателя дошкольного учреждения и учителя общеобразовательной школы. 1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. В данном случае уровень адаптации будет зависеть от возраста ребенка, который пошел в школу; от того, посещал ли он детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в домашних условиях; от степени сформированности морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуляции поведения и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье.


2. Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей степени к пространственно- временным отношениям (режим дня, особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, подготовка уроков, уравнивание ребенка в правах со старшими братьями, сестрами, признание его "взрослости", предоставление самостоятельности и др.); личностно- смысловым отношениям (отношение к ребенку в классе, общение со сверстниками и взрослыми, отношение к школе, к самому себе как учащемуся); к характеристике деятельности и общения ребенка (отношение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.).


3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного уровня ребенка (знаний, умений, навыков), полученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированности творческого воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками).