» »

Профстандарты для управляющих организаций. Обязанность управляющей компании по раскрытию информации Контроль качества оказываемых работ и услуг

22.11.2023

В статье приведен организационно-методический механизм подготовки и применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ. Представлены основные задачи и функции участников процесса на федеральном региональном и муниципальном уровне, включая предприятия отрасли.

Изменение профессиональных требований к профподготовке работников ЖКХ

С 1 июля 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“». В соответствии со ст. 195.3 этого закона профессиональные стандарты, утвержденные Минтрудом России для отдельных профессий (должностей), обязательны для организаций тех отраслей экономики, где федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (приказами федеральных министерств и ведомств) установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения им трудовой функции. Теперь каждый работодатель обязан предъявлять требования к профессиональным квалификациям, образованию и трудовому опыту работника или претендента на ту или иную должность в строгом соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Понятия квалификация работника в сф(уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы) и профессиональный стандарт (характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности) определены в ст. 195.1 Федерального закона № 236-ФЗ от 03.12.2012 «Понятие квалификации работника и профессионального стандарта».

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Профессиональный стандарт - это многофункциональный нормативный документ, который в рамках конкретной области профессиональной деятельности, например в жилищно-коммунальном хозяйстве:

  • описывает бизнес-процессы для достижения целей и задач, стоящих перед тем или иным видом профессиональной деятельности (например, водоснабжение и водоотведение или управление и эксплуатация многоквартирных домов);
  • определяет требования к содержанию и условиям труда, квалификации, знаниям, умениям и набору компетенций работников по различным квалификационным уровням (от разнорабочего до руководителя организации);
  • является механизмом саморегулирования рынка труда, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, и средством обеспечения качества человеческих ресурсов в отрасли.

Требования к квалификации работников, приобретенной ими в рамках непрерывного образования или на производстве, постоянно повышаются. Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке профессиональных квалификаций» установил принципиально новый подход к определению (подтверждению) профессиональных квалификаций работников рынка труда и сферы ЖКХ. Теперь их знания, навыки и умения должны соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Процедура оценки основана на доверии работодателей и граждан к ее качеству.

Правительство РФ приняло постановление от 27.06.2016 № 584 «О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее - Постановление № 584). Этот подзаконный акт обязал предприятия (организации) утверждать планы по организации применения профессиональных стандартов. В таких планах определяется список профессиональных стандартов, подлежащих применению, устанавливается потребность в профессиональном образовании (обучении) и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах. В плане также должен приводиться перечень локальных нормативных актов, подлежащих изменению на предприятии с учетом требований профессиональных стандартов, и другие документы организации, касающиеся вопросов оценки квалификации работников. Планы обсуждаются с представительным органом работников.

Таким образом, профессиональные стандарты в сфере ЖКХ стали частью государственной кадровой политики. С 1 июля 2016 г. их начали внедрять на предприятиях и в организациях различных отраслей экономики.

Постановление № 584 адресует свои поручения непосредственно государственным корпорациям и муниципальным предприятиям. Тем не менее иные нормативные правовые и методические документы, регулирующие деятельность по развитию профессиональных квалификаций (в т. ч. документы Правительства РФ, Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Минтруда России), говорят о том, что в этом процессе должны принимать участие отраслевые министерства и ведомства, общероссийские отраслевые объединения работодателей и профсоюзов, администрации субъектов РФ и муниципальных образований. При этом каждая сторона этого многопланового процесса должна решать вполне конкретную, отведенную ей задачу.

  • Оценка профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих

Задачи по профессиональным стандартам ЖКХ на федеральном уровне

На федеральном уровне принимаются основные нормативные правовые и методические документы, которые обеспечивают применение профессиональных стандартов на местах. Формируется перечень наиболее востребованных в той или иной отрасли профессий, под них организуются разработка и утверждение профессиональных стандартов. В сфере ЖКХ в 2012-2014 гг. этим занимался Минрегион России, а затем Минстрой России, Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения. С 2014 г. координирующую функцию по формированию отраслевой системы квалификаций в ЖКХ принял на себя Совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ (СПК ЖКХ). Совет создан решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям от 29.07.2014 (протокол № 3) и наделен полномочиями:

  • по проведению мониторинга рынка труда, появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий в сфере ЖКХ;
  • по разработке, актуализации и применению профессиональных стандартов в сфере ЖКХ;
  • по разработке, применению и актуализации отраслевой рамки квалификаций и квалификационных требований в сфере ЖКХ;
  • по организации и координации деятельности по оценке профессиональных квалификаций в сфере ЖКХ в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами и иными установленными квалификационными требованиями;
  • по участию в разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования, актуализации программ профессионального образования и обучения, а также в организации деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в сфере ЖКХ.

Минстрой России, Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения подписали 21 декабря 2015 г. соглашение о сотрудничестве, чем и ратифицировали упомянутое решение. В состав СПК ЖКХ вошли компетентные представители Минстроя России, Фонда содействия реформированию ЖКХ, общероссийских отраслевых ассоциаций предприятий (водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетики, управления многоквартирными домам, похоронного дела и др.), а также представители отраслевого образования и науки; общероссийских и региональных объединений работодателей и профсоюзов. Совет сформировал благоприятные условия для внедрения профессиональных стандартов на предприятиях сферы ЖКХ.

За время работы СПК ЖКХ:

  • разработаны и утверждены:

46 отраслевых профессиональных стандартов;

99 новых наименований профессиональных квалификаций;

обучены и аттестованы в соответствии с Требованиями к членам квалификационной комиссии Центра оценки квалификаций в ЖКХ и Требованиями к Центру оценки квалификаций в ЖКХ, утв. решением СПК ЖКХ от 28.07.2015 (протокол № 3)*:

37 экспертов по оценке профессиональных квалификаций;

51 технический эксперт для работы в региональных Центрах оценки квалификаций (ЦОК ЖКХ).

* Все эти документы размещены на сайте Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ www.expertgkh.com.

Совместно с Национальным агентством развития квалификаций ведется разработка, согласование и утверждение 65 комплектов оценочных средств (КОС) - основного инструмента оценки профессиональных квалификаций работников предприятий в сфере ЖКХ в процессе проведения профессионального экзамена.

  • В каких случаях применение профессиональных стандартов обязательно?

Задачи по профессиональным стандартам ЖКХ на региональном уровне

На основе нормативно-методической базы, сформированной СПК ЖКХ, регионы внедряют профессиональные стандарты на отраслевых предприятиях. Субъекты Российской Федерации создают при министерствах ЖКХ (комитетах, департаментах) комиссии по применению профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ территории. В них включаются представители региональных объединений работодателей и профсоюзов, отраслевых предприятий и иных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность по формированию и развитию профессиональных квалификаций на региональном рынке труда, - регионального министерства (комитета) по труду, служб занятости, учреждений образования и др.

Комиссии в своей деятельности руководствуются:

  • федеральными законами:

От 03.12 2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Рос- сийской Федерации и статью 1 Федерального закона „О техническом регулировании“»;

От 02.05 2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Рос- сийской Федерации и Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“»;

От 03.07.2016 № 238-ФЗ «О незави- симой оценке квалификаций»;

  • Постановлением № 584;
  • нормативно-методическими документами СПК ЖКХ.

Основные задачи комиссий:

  • организация применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ территории в соответствии с Постановлением № 584;
  • контроль проведения Центром (ми) оценки квалификаций в ЖКХ и его (их) подразделениями (экзаменационными центрами - ЭЦ) независимой оценки квалификации работников предприятий отрасли и выпускников учреждений образования, соискателей с рынка труда;
  • контроль профессионально-общественной аккредитации образовательных программ подготовки и переподготовки специалистов для сферы ЖКХ на соответствие профессиональным стандартам.

Для решения закрепленных задач комиссии:

  • координируют организацию разработки и исполнения планов мероприятий по применению профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ по муниципальным образованиям;
  • участвуют в проведении профессионального экзамена в Центре (ах) оценки квалификаций в ЖКХ и его (их) подразделениях (ЭЦ), а также в процедуре профессионально-общественной аккредитации образовательных программ подготовки и переподготовки работников предприятий ЖКХ;
  • организуют мониторинг рынка труда, оценку необходимости разработки новых профессиональных стандартов или актуализации существующих для определения потребности в квалифицированных кадрах для сферы ЖКХ;
  • содействуют формированию общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности комиссии.

Комиссии имеют право:

  • запрашивать в установленном порядке у муниципальных органов власти информацию о ходе разработки и исполнения планов мероприятий применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ муниципальных образований, необходимую для работы комиссии;
  • приглашать на заседания комиссии для участия в ее работе представителей муниципальных органов власти, предприятий ЖКХ, других учреждений и организаций, осуществляющих деятельность по развитию профессиональных квалификаций на региональном рынке труда;
  • привлекать к работе комиссии экспертов по вопросам, подлежащим рассмотрению комиссией, а также создавать рабочие и экспертные группы для решения задач, относящихся к компетенции комиссии;
  • публиковать информацию о деятельности комиссии на официальном сайте министерства ЖКХ территории.
  • Комиссии обязаны ежеквартально направлять в министерства ЖКХ отчет о своей деятельности, а также представлять информацию о своей деятельности по запросу органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ.

Как правило, комиссия состоит из председателя, заместителей председателя (не более двух) и членов комиссии. Численность комиссии определяется министерством ЖКХ. О ее деятельности можно узнать из открытых источников. На официальном сайте министерства ЖКХ комиссия размещает:

  • информацию о деятельности комиссии, ее персональном составе, месте нахождения (почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона);
  • основания применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ;
  • требования к процедуре оценки профессиональных квалификаций и профессионально-общественной аккредитации отраслевых образовательных программ учреждений образования.

СПК ЖКХ утвердил Порядок отбора и прекращения полномочий Центра оценки квалификаций в ЖКХ и Требования к Центру оценки квалификаций в ЖКХ (протокол № 3 от 28.07.2015). Аккредитованы 29 ЦОК по различным направлениям деятельности ЖКХ: в республиках Татарстан и Крым; в Москве и Санкт-Петербурге; в Алтайском, Ставропольском, Краснодарском, Красноярском краях; в Иркутской, Калининградской, Костромской, Московской, Новосибирской, Омской, Самарской, Свердловской, Челябинской и других областях. В соответствии с решением СПК ЖКХ в регионах реализуются две модели создания и функционирования центров оценки квалификаций.

Первая модель - отраслевая, когда ЦОК создается по одному виду деятельности в ЖКХ, например по водоснабжению и водоотведению или похоронному делу.

Вторая модель - многоотраслевая, когда ЦОК осуществляет деятельность по оценке профессиональных квалификаций по нескольким видам деятельности в ЖКХ.

Развитие этих моделей обусловлено как наличием в субъектах Российской Федерации региональных отраслевых объединений работодателей в ЖКХ (РООР ЖКХ) и их заинтересованностью в создании ЦОК ЖКХ, так и авторитетом общероссийских отраслевых ассоциаций (РАВВ, Роскоммунэнерго, Национальной ассоциации управляющих недвижимостью, Ассоциации похоронной отрасли), которые инициируют создание отраслевых ЦОК.

Задачи по профессиональным стандартам ЖКХ на муниципальном уровне

На муниципальном уровне профессиональные стандарты внедряются на предприятиях ЖКХ.

Решение о применении профессиональных стандартов на предприятии ЖКХ влечет за собой разработку плана мероприятий внедрения профессиональных стандартов на предприятии (Постановление № 584). Для этого руководство предприятия издает приказ о создании рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов и утверждает соответствующий план мероприятий.

Цели плана:

  • организация работы по внедрению профессиональных стандартов на предприятии;
  • перевод работников предприятия на эффективный контракт;
  • приведение должностных инструкций в соответствие с требованиями утвержденных профессиональных стандартов;
  • приведение наименования должностей штатного расписания и должностных инструкций работников предприятия в соответствие с требованиями профессиональных стандартов;
  • определение потребности в профессиональной подготовке, переподготовке и/или повышении квалификации работников предприятия на основе анализа квалификационных требований, указанных в профессиональных стандартах;
  • разработка и реализация плана подтверждения работниками предприятия соответствия профессиональных квалификаций требованиям профессиональных стандартов в соответствии с занимаемыми должностями по штатному расписанию путем сдачи ими профессионального экзамена в ЦОК (ах) ЖКХ и их подразделениях (ЭЦ);
  • составление сметы затрат на профессиональную подготовку, переподготовку и/или повышение квалификации работников, а также на подтверждение (процедуру оценки) профессиональных квалификаций работников предприятия в ЦОК ЖКХ на соответствие требованиям профессиональных стандартов.

При разработке плана мероприятий соответствующие службы предприятия должны исходить из следующего. Реестр профессиональных стандартов* насчитывает более 800 утвержденных Минтрудом России и зарегистрированных Минюстом России профессиональных стандартов (ПС). Многие из них отраслевые, т. е. отражают специфику деятельности той или иной отрасли национальной экономики: строительства, машиностроения, финансов, сферы гостеприимства и т. д. В ЖКХ таких профессиональных стандартов 46 (см. приложение). Остальные профессиональные стандарты многоотраслевые, т. е. могут применяться в различных областях деятельности. Например, профессиональные стандарты: «Токарь», «Сварщик», «Специалист по работе с персоналом» и др. Необходимо выяснить, есть ли в Реестре профессиональные стандарты с наименованием должностей, схожих с приведенными в действующем штатном расписании предприятия.

* Реестр профессиональных стандартов размещается и актуализируется в постоянном режиме на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты».

  • Разработка профессиональных стандартов – требование времени

Пример

На одном из предприятий водоснабжения и водоотведения при сравнении штатного расписания и Реестра выяснили, что применению подлежат 118 профессиональных стандартов, в т. ч. 17 отраслевых.

Наименования должностей, профессий и специальностей из действующего штатного расписания предприятия устанавливались по единым тарифно-квалификационным справочникам работ и профессий рабочих, единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих. Поэтому нужно установить тождественность этих наименований наименованиям должностей, профессий и специальностей из актуальных для предприятия профессиональных стандартов - как отраслевых, так и межотраслевых.

Пример

В штатном расписании была должность «Техник-смотритель». В ПС «Специалист по управлению многоквартирным домом» эта должность называется «Техник многоквартирного дома II категории».

Такие новые наименования должностей в ЖКХ разработаны, согласованы Национальным советом по профессиональным квалификациям при Президенте РФ по всем 46 профессиональным стандартам ЖКХ (протокол от 28.07.2016 № 15) и размещены на странице Федерального реестра профессиональных квалификаций.

План мероприятий должен состоять из разделов и наименований мероприятий с указанием сроков их исполнения.

1. Определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению на предприятии. Срок исполнения - 2016 г.

Проводится процедура установления тождественности и составляется таблица с указанием количества профессиональных стандартов и численности работников по должностям/профессиям.

2. Ознакомление работников предприятия с содержанием профессиональных стандартов, разъяснение новых терминов и требований. Срок исполнения - 2016 г.

Профессиональные стандарты оформляются в виде отдельных брошюр и обсуждаются на методических советах, на общих собраниях сотрудников и др. Руководители (начальники служб и подразделений) информируют о внедрении ПС своих непосредственных подчиненных. Также необходимые сведения размещаются на стендах в структурных подразделениях предприятия, оформляются «уголки» с материалами «Профессиональный стандарт». На сайте предприятия размещается страничка «Профессиональные стандарты».

3. Внесение изменений в локальные документы предприятия для приведения их в соответствие с профессиональными стандартами. Срок исполнения - 2016 г.

На период 2016-2017 гг. разрабатывается план-график внесения изменений в локальные нормативные документы предприятия, регулирующие социально-трудовые отношения: в коллективный договор, должностные инструкции, трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору).

4. Определение потребности в профессиональной подготовке, переподготовке и/или повышении квалификации работников предприятия на основе анализа квалификационных требований профессиональных стандартов. Срок исполнения - 2016 г.

Определяется численность работников, для которых необходима профессиональная подготовка, переподготовка и/или повышение квалификации.

Составляется смета затрат на проведение профессиональной подготовки, переподготовки и/или повышения квалификации и представляется учредителям предприятия для утверждения и включения в бюджет на 2017-2018 гг.

Составляется план-график прохождения работниками предприятия профессиональной подготовки, переподготовки и/или повышения квалификации в 2016-2018 гг.

  • Роль сертификации в повышении уровня квалификации работников ЖКХ

5. Разработка и реализация плана подтверждения (оценки квалификации) в ЦОК ЖКХ работниками предприятия профессиональных квалификаций в соответствии с занимаемыми должностями по штатному расписанию. Срок исполнения - 2016 г.

Определяется численность работников для проведения оценки их квалификации на соответствие требованиям профессиональных стандартов.

Составляется план-график проведения оценки квалификации работников предприятия на соответствие требованиям профессиональных стандартов в ЦОК на период 2017-2018 гг. (по годам и месяцам).

Составляется смета затрат на проведение оценки квалификации работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов в ЦОК ЖКХ.

Утверждается учредителями предприятия смета затрат на проведение оценки квалификации работников предприятия в ЦОК ЖКХ.

Согласовывается план-график и стоимость проведения оценки квалификации работников предприятия на соответствие требованиям профессиональных стандартов с ЦОК ЖКХ.

5.1. Уведомление работника/специалиста о дате проведения оценки квалификации в ЦОК ЖКХ и о переходе на эффективный контракт.

За две недели до начала проведения оценки квалификаций в соответствии с планом-графиком, согласованным с ЦОК ЖКХ.

Не подлежат аттестации:

  • беременные женщины;
  • лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
  • специалисты, отработавшие в организации (на занимаемой должности) менее года;
  • лица, вышедшие на работу после длительного перерыва в работе по уважительной причине.

6. Составление индивидуальных планов развития профессиональной компетенции работников и специалистов предприятия. Срок исполнения - 2016 г.

Определяются (разрабатываются) программы повышения профессионального уровня работников/специалистов предприятия.

7. Сбор документов для проведения оценки квалификации работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов в ЦОК ЖКХ. Срок исполнения - 2016-2018 гг.

Составляется перечень документов для ЦОК ЖКХ в соответствии с Порядком проведения оценки профессиональной квалификации. Подготовка документов осуществляется в соответствии с планом-графиком проведения оценки квалификаций, согласованным с ЦОК ЖКХ.

Контроль за исполнением Постановления № 584 возложен на Государственную инспекцию труда. За неисполнение требований этого постановления установлена административная ответственность: предупреждение или наложение административного штрафа. Для юридического лица размер штрафа составляет 250–500 тыс. руб.

Приложение

Перечень утвержденных в ЖКХ профессиональных стандартов

ЖК РФ Статья 161. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом

1. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

1.2. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

1.3. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.

2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

2.1. При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.3. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

При изменении способа управления МКД или выборе управляющей организации можно принять решение о сохранении прежнего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за них (ФЗ от 29.06.2015 N 176-ФЗ).

3. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. При прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество, кооператив в течение трех рабочих дней с даты принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа управления таким домом обязаны передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, либо в случае выбора непосредственного способа управления многоквартирным домом собственнику помещения в многоквартирном доме, указанному в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе непосредственного способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком многоквартирном доме.

4. Орган местного самоуправления в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети "Интернет" и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также опубликовывается в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд. Информация о проведении указанного конкурса должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Информация о результатах открытого конкурса размещается на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором была размещена информация о его проведении, не позднее трех дней со дня определения таких результатов, а также опубликовывается в официальном печатном издании, в котором была опубликована информация о его проведении.

5. Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

6. Орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока действия указанного в части 5 настоящей статьи договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Не допускается заключение договора управления многоквартирным домом по результатам открытого конкурса или в случае, если указанный конкурс признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах указанного конкурса на официальном сайте в сети "Интернет". Данное требование не применяется до определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет".

9. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке , установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1. Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны:

1) предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме;

2) осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ общего имущества в многоквартирном доме;

3) принимать от собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и (или) непрерывности обеспечения такими услугами, нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги и взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами при рассмотрении указанных обращений, проведении проверки фактов, изложенных в них, устранении выявленных нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

4) обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу в многоквартирном доме для осуществления приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме либо по соглашению с ресурсоснабжающими организациями осуществлять приостановку или ограничение предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме.

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

12. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса. Срок действия и другие условия указанных договоров, заключаемых в том числе в отношении приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.

частью 7 статьи 46 настоящего Кодекса. В случае продажи или отчуждения иным образом первого помещения в данном многоквартирном доме собственники помещений в данном многоквартирном доме в течение одного года со дня продажи или отчуждения иным образом первого помещения в данном многоквартирном доме должны выбрать на общем собрании таких собственников и реализовать способ управления данным многоквартирным домом.

15. Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

15.1. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

17. Управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.

"Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования" Минтруд РФ утвердил специальности, к которым работодателям рекомендуется учитывать особые требования при реализации кадровой политики и обучении сотрудников.

Что такое профстандарты

Справочник состоит из названия профессий с их кратким описанием и требованиям к образованию и опыту работы. Для разработки этих профессиональных стандартов следует руководствоваться Приказом Минтруда России №831 от 02.11.2015 "Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования".

Профессиональные стандарты разработаны в соответствии со ст.195.1 ТК РФ . В этом справочнике содержатся характеристики и требования к квалификации работников сферы жилищно-коммунального хозяйства. В справочнике указан перечень наименований должностей работников сферы ЖКХ и управления МКД со ссылкой на регламентирующий их НПА.

С 1 июля 2016 года вступает в силу ФЗ №122 от 02.05.2015 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Этот Федеральный закон устанавливает обязанность для работодателей по применению данных профессиональных стандартов к квалификации работника, необходимой для исполнения своих обязанностей, если это установлено законодательством РФ. В противном случае данные профстандарты будут носить лишь рекомендательный характер.

В документе уточняется понятие профстандарта. Под термином понимается “характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции”.

Также Правительство РФ вправе обязать применять требования профстандартов для государственных внебюджетных фондов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий , государственных корпораций и компаний, а также хозяйственных обществ с долей государства (муниципалитета) свыше 50%.

Разъяснения Минтруда

Минтруд по вопросам обязательности применения профессиональных стандартов ссылается на п.3 ст.1 ФЗ №122 от 02.05. 2015 , согласно которому ТК РФ будет дополнен ст.195.3 "Порядок применения профессиональных стандартов".

В этой статье говорится, что характеристики квалификации, содержащиеся в профстандартах и обязательность применения которых не установлена ТК РФ, другими ФЗ или НПА, должны быть взяты работодателями за основу определения требований к квалификации работников . При этом, необходимо учитывать особенности исполняемых работниками обязанностей на рабочем месте.

Ознакомиться с содержанием профстандартов можно в соответствующем Реестре, который ведёт Минтруд. Реестр размещается на сайте Минтруда, как и остальная информация о профессиональных стандартах.

Утверждённые Минтрудом РФ профессиональные стандарты являются нормативно-правовыми актами . Обязательность применения требований профстандартов установлена для случаев, предусмотренных ст.57 и 195.1 ТК РФ , вне зависимости от формы собственности организации и статуса работодателя. Иными словами, только в части требований, установленных в ТК РФ, других ФЗ, иных НПА, требования профессионального стандарта являются обязательными.

Вступление в силу профстандартов не служит основанием для увольнения работников. Но работодатель может проводить аттестацию работников. Например, при применении квалификационных справочников и профстандартов сотрудники без спецподготовки или требуемого стажа работы, но с достаточным практическим опытом, выполняющие на совесть в полном объёме возложенный на них фронт работ, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности равно работникам со специальной подготовкой и стажем работы.

За неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства. При грубых нарушениях работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст.5.27 КоАП РФ в виде штрафа:

  • на должностных лиц - от 1 до 5 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 до 5 тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от 30 до 50 тысяч рублей.

Профстандарты в сфере ЖКХ

В сфере жилищно-коммунального хозяйства также утверждены профессиональные стандарты для следующих профессий и специальностей:

  • Специалист по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности (Приказ Минтруда России №756н от 20.12.2013)
  • Эксперт по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности (Приказ Минтруда России №753н от 20.12.2013)
  • Электромеханик по лифтам (Приказ Минтруда России №754н от 20.12.2013)
  • Специалист по эксплуатации лифтового оборудования (Приказ Минтруда России №18н от 17.01.2014)
  • Специалист по эксплуатации котлов, работающих на твердом топливе (Приказ Минтруда России №192н от 07.04.2014)
  • Специалист в области обращения с отходами (Приказ Минтруда России №203н от 07.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации станций водоподготовки (Приказ Минтруда России №227н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации наружных газопроводов низкого давления (Приказ Минтруда России №224н от 11.04.2014)
  • Специалист по управлению жилищным фондом (Приказ Минтруда России N 233н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации элементов оборудования домовых систем газоснабжения (Приказ Минтруда России №242н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации и обслуживанию МКД (Приказ Минтруда России №238н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве (Приказ Минтруда России №237н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации насосных станций водопровода (Приказ Минтруда России №247н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей (Приказ Минтруда России №246н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений (Приказ Минтруда России №245н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации очистных сооружений водоотведения (Приказ Минтруда России №232н от 11.04.2014)
  • Специалист по абонентному обслуживанию потребителей (Приказ Минтруда России №243н от 11.04.2014)
  • Специалист по управлению МКД (Приказ Минтруда России №236н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации трансформаторных подстанций и распределительных пунктов (Приказ Минтруда России №266н от 17.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации воздушных и кабельных муниципальных линий электропередачи (Приказ Минтруда России №620н от 08.09.2014)
  • Организатор строительного производства (Приказ Минтруда России №930н от 21.11.2014)
  • Монтажник систем вентиляции и кондиционирования воздуха (Приказ Минтруда России №959н от 28.11.2014)
  • Монтажник оборудования котельных (Приказ Минтруда России №929н от 21.11.2014)
  • Лифтер-оператор по обслуживанию лифтов и платформ подъемных (Приказ Минтруда России №1082н от 22.12.2014)
  • Руководитель строительной организации (Приказ Минтруда России №1182н от 26.12.2014)
  • Диспетчер аварийно-диспетчерской службы (Приказ Минтруда России №1120н от 25.12.2014)
  • Специалист по оборудованию диспетчерского контроля (Приказ Минтруда России №1123н от 25.12.2014)
  • Монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов, поэтажных эскалаторов (Приказ Минтруда России №1144н от 24.12.2015 Приказ Минтруда России №1076н от 21.12.2015)
  • Слесарь по ремонту оборудования котельных (Приказ Минтруда России №1042н от 21.12.2015)

Все вышеуказанные профессиональные стандарты должны применяться в сфере ЖКХ и управления МКД при построении кадровой политики управляющей организации, приёма на работу квалифицированных специалистов и аттестации сотрудников. Они содержат в себе характеристики и требования к квалификации той или иной специальности. Подробнее о профстандартах в сфере управления МКД мы расскажем в следующих статьях.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (). Мы всегда рады вам помочь!

Минстрой России подготовил проект документа, определяющего стандарты сервиса управляющих компаний, например, выполнение заявки жителей точно в согласованное время. Соответствующий проект постановления Правительства РФ, разработанный Минстроем России, проходит согласительные процедуры. Об этом сообщил журналистам глава Минстроя России Михаил Мень 21 апреля в рамках Ялтинского международного экономического форума.

Как сообщил министр, согласно проекту Постановления, в России предлагается внедрить стандарт качества сервиса управляющих компаний, соблюдение которого станет лицензионным. Например, время локализации аварийных повреждений внутридомовых сетей предлагается ограничить 30 минутами, а устранение засоров - двумя часами. Каждая УК будет обязана обеспечить круглосуточную аварийно-диспетчерскую службу.

Кроме того, предлагается установить специальные требования к организации центра обслуживания клиентов в управляющих компаниях – такие центры должны быть оборудованы вентиляцией и туалетными комнатами, иметь терминал для оплаты услуг и стенды с доступом в ГИС ЖКХ и на сайт управляющей компании.

«Конечно, такие центры должны иметь гибкий график работы – чтобы и вечером после работы и в субботу, жители могли прийти решать возникающие вопросы по управлению своим жильем. Цель постановления – дать четкий перечень обязательных требований, которым должна соответствовать каждая управляющая компания, чтобы любой собственник недвижимости мог получить достойный уровень сервиса»,- прокомментировал глава Минстроя России Михаил Мень.

Проектом постановления также совершенствуется порядок информирования потребителей о деятельности УК. Так, управляющие компании будут обязаны раскрывать информацию о своей деятельности на вывесках на входе в помещение УК, на досках объявлений во всех подъездах и в центре обслуживания клиентов.

В распоряжении АиФ.ru оказался документ, взглянуть на который мечтали бы многие коммунальщики. Это проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах».

Скриншот проекта постановления Правительства. Фото: АиФ

За длинным названием кроются новые стандарты работы для управляющих организаций: УК, ЖСК и ТСЖ. На 32 страницах машинописного текста подробно и в деталях расписано, что и как должны они делать для нашей с вами комфортной жизни в многоквартирных домах. Травка во дворе — не выше 10 см, уборка крыльца — не реже 2 раз в сутки, дозвон до аварийно-диспетчерской службы — не больше 5 минут и т. д. Центры обслуживания клиентов в управляющих организациях должны быть оборудованы вентиляцией и туалетными комнатами, иметь терминал для оплаты услуг и стенды с доступом в ГИС ЖКХ и на сайт УК. Как говорят представители Минстроя, соблюдение этих стандартов качества станет лицензионным. Если УК их выполняет — она работает, не выполняет — лишается лицензии.

Что нового?

Вот лишь некоторые правила работы УК, перечисленные в новом законопроекте.

В подъезде

— Не реже 2 раз в неделю сухая и не реже 1 раза в неделю влажная, а для первых двух этажей — ежедневная влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок, лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов.

— Влажная протирка подоконников, оконных решёток, перил лестниц, шкафов для электросчётчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек с периодичностью, обеспечивающей своевременное удаление пыли, но не реже 2 раз в неделю.

— Мытьё окон с периодичностью, обеспечивающей их нормальную светопроницаемость, но не реже 3 раз в год.

— Очистка систем защиты от грязи (металлических решёток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов) с периодичностью, обеспечивающей их надлежащее содержание, но не реже 2 раз в день.

Во дворе

— Подметание и уборка придомовой территории не реже 1 раза в сутки. Полив тротуаров в жаркие дни по мере необходимости, но не реже 2 раз в сутки.

— Очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, и уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома, с периодичностью, обеспечивающей их надлежащее санитарное содержание, но не реже 1 раза в сутки.

— Ежедневная уборка газонов и их выкашивание при высоте травы более 10 см.

— Прочистка ливневой канализации не реже 2 раз в месяц.

— Уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решётки и приямка не реже 2 раз в сутки, один из которых — до 7 часов утра, ещё один — в вечерние часы.

— Ежедневная уборка детских площадок и площадок для отдыха.

— Очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда при толщине слоя свыше 5 см.

— Сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см.

— Очистка придомовой территории в отсутствие снегопада от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова) не реже 3 раз в неделю.

— Очистка придомовой территории от наледи и льда, обработка противогололёдными веществами и смесями для недопущения скользкости пешеходных дорожек, тротуаров.

Аварийно-диспетчерская служба

— Работа аварийно-диспетчерской службы осуществляется круглосуточно.

— Время дозвона собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме в аварийно-диспетчерскую службу должно составлять не более 5 минут, в противном случае — осуществление обратного вызова аварийно-диспетчерской службы звонившему собственнику или пользователю помещения в течение 10 минут либо предоставление технологической возможности оставить голосовое сообщение и (или) иное электронное сообщение, которое должно быть рассмотрено аварийно-диспетчерской службой в течение 10 минут после поступления.

— Локализация аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения не более чем в течение 30 минут с момента регистрации заявки.

— Ликвидация засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения и мусоропроводов внутри многоквартирных домов в течение 2 часов с момента регистрации заявки.

— Устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления, иного общего имущества в срок, не превышающий 3 суток.

— При этом собственник или пользователь помещения в многоквартирном доме должен быть в течение получаса проинформирован о планируемых сроках исполнения заявки и т. д.

А кто заплатит за комфорт?

Казалось бы, ужесточение требований к управляющим компаниям — дело хорошее. В нашу редакцию приходит немало жалоб на бездействие УК: зимой снег во дворах не убирается, летом трава не косится, лампочки в подъезде не горят, лестницы не моются, мусор не вывозится, дозвониться до коммунальщиков невозможно... Претензий действительно очень много. Люди будут только рады, если власть заставит УК лучше работать. Однако эксперты в области ЖКХ не слишком оптимистично восприняли новый закон и говорят, что если его примут в нынешнем виде, то резко подскочит плата за содержание и текущий ремонт дома.

«Давайте разобьём во дворах швейцарские газоны с травкой не выше 10 см, дважды в день будем намывать крыльцо... Да хоть фонтаны у каждого дома поставим. Вопрос в том, кто же будет платить за эту повышенную комфортность обслуживания? — рассуждает исполнительный директор гильдии УК Вера Москвина. — Управляющие компании — не волонтёрские организации. Собственники (а сегодня у нас 90 % жилья находится в собственности) заказывают УК услуги и оплачивают их. Это договорные отношения. Больше работ — выше плата. Готовы ли жильцы больше платить?! А с новыми стандартами, которые нам предлагают выполнять за прежние деньги, ни одна УК не выживет. Кроме того, это же прекрасный повод для штрафных санкций. То есть приедет во двор госжилинспектор, замерит травку и, если она окажется выше 10 см, выпишет штраф на 250 тыс. руб. Зачем так издеваться над бизнесом?»

«Цены за жилищные услуги у нас сегодня очень разные. Есть дома, которые платят всего 10-12 руб. за квадратный метр, а есть и те, которые отдают больше 100 руб. Некоторые собственники, чтобы снизить плату за содержание дома, например, отказываются от услуги мытья полов в подъезде и вместо УК сами по очереди этим занимаются. Это их право и их выбор, — говорит исполнительный директор НП „ ЖКХ Контроль “ Светлана Разворотнева. — Думаю, что новый законопроект ещё требует доработки и широкого обсуждения общественников и коммунальщиков. На мой взгляд, в нём есть много избыточных требований. При этом некоторые важные моменты так и не вошли в документ. Хотелось бы, чтобы было больше норм, касающихся принципов взаимодействия собственников и УК, чтобы они стали более прозрачными. А то ведь у нас собственники зачастую никак не могут добиться от УК информации о том, сколько на самом деле стоят те или иные услуги по содержанию дома. И делается это сознательно! Потому что нередко старые дома субсидируются за счёт новых. То есть люди в новых домах платят деньги, часть которых идёт не на содержание их жилья, а на поддержание соседнего ветхого дома, который также обслуживает их управляющая компания».