» »

Курсовая работа различия между нововведениями и инновациями. Теоретический аспект методики формирования портфелей новшеств Отличие нововведения от инновации

14.02.2024

Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Пензенский Государственный Университет»
Факультет «Экономики и управления»
Кафедра «Экономической теории и мировой экономики»

Кейс
по дисциплине «Макроэкономика»
на тему:
«Различия между нововведениями и инновациями»

Выполнил: студент гр.10БЭ5
Климашина Е.А.
Проверил: К.Э.Н., доцент
Рыжкова Ю.А.

Пенза, 2011
Задание:

    Показать различия между нововведениями и инновациями.


Выполнение:
В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «нововведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако некоторые исследователи считают, что определенные различия между ними существуют.
По мнению Кулагина А.С. существенные отличия состоят в следующем:
- открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне, тогда как инновация производится на уровне продукта или технологии, приводит к появлению на рынке товара с новыми свойствами либо произведенного новым способом, то есть на прикладном уровне;
- инновация, как мы уже говорили, направлена на получение экономической выгоды, что чаще всего не свойственно открытию, которое по своей сущности является "бескорыстным" актом;
- изобретение может быть сделано изобретателем одиночкой, инновация требует коллективного комплексного труда специалистов разного профиля, в том числе и специалистов производственной компании;
- инновация есть результат целенаправленного использования результатов систематических технических разработок, научно-исследовательских программ и т.д., а открытие или изобретение, вообще говоря, может произойти случайно;
- инновация не есть новая техника, поскольку новый продукт может быть выпущен с помощью действующей (неизмененной) технологии;
- наконец, инновация не есть внедрение, но не потому, что это термин советского времени, и не потому, что внедрение, как многие отмечают, носит оттенок насильственного действия, а потому, что внедрение (опять же из норм русского языка) все-таки скорее действие, чем результат.
Э.А.Уткин в своей работе определяет нововведение как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.
Нововведение – это результат практического или научно-технического освоения новшества.
Нововведение есть процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социального потенциала, лежащего в основе новации.
Слово «инновация» выступает синонимом нововведения или новшества, и может использоваться наряду с ними.
Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Многие исследователи считают неправомерным отождествлять понятия «нововведение» и «инновация». Нововведение, считает проф. Р.А. Фатхутдинов – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности.
Пригожин А.Н. так же разделяет понятия "инновация" и "нововведение". Нововведение, по его мнению, - это предмет инновации; нововведение и инновация имеют различные жизненные циклы; нововведение - это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Инновация же - это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация "реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов").
Термин «нововведение» означает, что новшество используется. Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затеям продолжить диффузию инновации. Для разработки нововведения необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, производство и оформить результаты. Поэтому часто говорят, что инновация - конечный результат внедрения нововведения с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Таким образом, мы пришли к выводу, что нововведение выступает как конкретный результат научных исследований и разработок в виде новой продукции, техники, технологии, информации, методики и т.д.
Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления..
Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
Инновация (от английского, "innovation") означает нововведение как результат практического или научно-технического освоения новшества. В современной концепции инноватики принято различать нововведения-продукты, нововведения-процессы производственно- технологические, модификации продуктов и услуг.
Практическим освоением новшеств в нововведениях является реализация коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на конкретные виды продукции, технологий, услуг как товаров. Наличие спроса свидетельствует об их конкурентоспособности, то есть общественном признании, что является важным результатом инновационной деятельности. При этом помимо влияния комбинаций факторов производства, необходимо в современных условиях учитывать новый фактор, определяемый тем, что наука стала теоретической основой материального производства.
Непосредственно нововведения-продукты считаются первичными. Они появляются в экономике предшествующего технологического уклада. Само по себе появление неординарных нововведений-продуктов означает фазу зарождения нового технологического уклада. Однако его медленное развитие на начальном отрезке времени объясняется монопольным положением отдельных фирм и компаний (активная монополия) под защитой патентов и действия коммерческой тайны. В фазе доминирования нового технологического уклада наблюдается распространение нововведений-процессов, когда происходит переливание капиталов в новый уклад общественного производства. Модификация выпускаемой продукции вызывается конъюнктурными изменениями на рынке товаров.
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций
Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.
При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».
Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «The Theory of Economic Development» (1934).
В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение - или использует что-то уже существующее новым образом - для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.
Нововведение (новшество) - совокупное название различных типов инноваций и рационализаторского предложения . Такое определение нововведения и/или новшества согласуется с традиционным языковым употреблением этих понятий.
Из такого определения получается, что инновация – частный, более конкретный, узкий случай нововведения или новшества вообще. Также оно позволяет установить отношение порядка на множестве различных видов нововведений или новшеств по уровню их нетривиальности от наиболее сложных и неординарных до самых тривиальных:

    III тип инновации ;
    I тип инновации ;
    II тип инновации ;
    рационализаторское предложение .
Необходимость введения дополнительных (по отношению к понятию инновации ) понятий нововведения и новшества связана прежде всего с тем, что нужно соотнести общеязыковые понимания этих понятий и специализированные, операциональность которых призвана работать на создание, построение и развитие инновационного прорыва в России в ближайшее время.
Инновация (нововведение) - экономическая категория, определяемая спросом, которая способствует изменению ценностей и полезностей, созданию неограниченных ресурсов, получаемых потребителями товаров и услуг. Нововведение является объективной экономической категорией, ведущим элементом в системе производственных отношений инновационной экономики. Без четкого представления о нововведении категориальная система инновационной экономики теряет всякий смысл. Также вне нововведений невозможно представить современный экономический механизм, обеспечивающий собственное воспроизводство. Кроме того, в современных экономических системах взаимоотношения между людьми во многом определяются их инновационным потенциалом.
Рассматривая нововведение как категорию экономической теории, необходимо иметь в виду, что содержанием его является диалектика отрицания. Дело в том, что нововведение можно представить диалектическим единством старого и нового, воплощенных в различной степени в нововведении, при этом во многих случаях, но не во всех, новое содержание отрицает старую форму или, наоборот, новая форма отрицает старое содержание. Современные способы производства, вытекающие из специфических особенностей современных экономических систем, выступают в общем виде отрицанием нововведения, когда тот или иной товар или услуга выпускаются или реализуются определенное время. В то же время современные способы производства и производственных отношений порождают с необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание. Это выступает отрицанием отрицания. При этом происходит не простое восстановление нововведения, а его качественная трансформация или кардинальное изменение в ходе разнообразных инновационных процессов.
Именно нововведения предопределяют развитие производства материальных и духовных благ, а не наоборот, о чем свидетельствует исторический опыт и существующие в настоящее время связи между причинами, фактами и явлениями современной общественной жизни, выступают основой, атомным ядром или молекулой, на основе которых осуществляются производство, распределение и обмен материальных и духовных благ. Нововведения являются сущностью, основой и главным условием существования всей человеческой цивилизации. Без нововведений любое общество принимает закостеневшие черты человека, стоящего на пороге завершения своего бренного телесного существования. Не случайно в этой связи отмечается, что "мы плывем вверх по течению, борясь с огромным потоком дезорганизованности, которая в соответствии с 2-м законом термодинамики стремится все свести к тепловой смерти - всеобщему равновесию и одинаковости, т.е. энтропии" (выделено авторами).
и т.д.................

Одним из таких наиболее распространённых и, одновременно, неотработанных в понятийном смысле определений и стала «инновация». По сути дела, прямой перевод ни у кого не вызывает сомнения (от латинского in - в и novus - новое), а вот содержательное применение и смысловая интерпретация безбрежно широка. Здесь наиболее распространены «новшество», «нововведение» не говоря о массе понятийных новообразований: «инновационный фон», «инновационный потенциал», «инновационная технология» и т.д.

Даже беглый контентанализ работ по инновационной проблематике помогает выделить в качестве своеобразных стержневых (а, может быть, даже и родовых) понятий такие как «новшество», «нововведение» и «инновация». Причём, как отмечают некоторые исследователи, первоначально появился термин «инновация», который достаточно плотно вошел в «разговорное пространство» ещё в XIII веке, обозначая при этом «придумывание чего-нибудь нового, опережающего своё время». Затем, уже в XIX столетии он приходит в сферу научного знания и, что чрезвычайно интересно, в разных областях научного знания начинает играть достаточно различающиеся роли. Так в лингвистике за этим термином скрывалось явление изменения грамматических форм при их переносе из одного культурного ареала в другой. Его ассимиляция и обретаемые при этом новые качества, структурные отношения, трактуемые «как естественный механизм развития организованностей культуры» получил обозначение культурной (языковой) инновации. Таким же образом обозначались и аналогичные про­цессы (переноса из культуры в культуру) в этнографии. В юриспруденции под инновацией понимался акт замены существующего обязательства на другое. В естествознании термин использовался для обозначения изменений, обретаемых в процессе роста.



Как видим, уже на этой стадии зрелости понятия «инновация» в её трактовке вырисовывается как нечто общее, так и особенное. В частности, в той или иной мере, но речь идёт о возникновении некоторого нового качества, не присущего ранее объекту иннова­ции. Пусть это происходит либо путём переноса уже известного в новые социокультурные условия, либо освоением ранее не реализованной возможности, либо эволюционированием всего объекта инновации, но во всех случаях фиксированным отличием состояния объекта «после того» от «до того» и является некоторое его новое качество. Пожалуй, это и может служить одним из критериев сущностной стороны инновации.

Другим общим моментом выступает то, что инновация - это своеобразный переход (а может быть перевод) объекта из одного состояния в другое. Это достаточно банальное утверждение необ­ходимо для того, чтобы определиться по отношению к существующим в теории полярным позициям относительно формы инновации. То ли это процесс, то ли результат ?!

Инновация- это «...результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.». «...Прогрессивный результат творческой деятельности. - уточняет Ю.А. Карпова, - который находит широкое применение и приводит к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества, природы». Причём неоднозначность трактовки понятия инновации автор объясняет не столько сложностью содержательной её части, сколько особенностями происхождения слов в языках германской группы. Мы уже высказали своё отношение к стремлению вывести содержание понятия из этимологических или лингвистических корней значений употребляемых терминов. Дело в том, что само понятие, действуя в определенных исторических и социокультурных условиях, наполняется новым, соответствующим этим условиям содержанием и несёт другой - смысл. Следовательно, выводить сущность понятия необходимо с ориентацией на то место в культуре и социальной реальности, которое снимается нами как данность. Иначе происходит неизбежный отрыв термина от понятия, что способствует умножению сущностей.

Через процессуальность определяет сущность инновации другая группа авторов. К примеру, в ходе выяснения взаимоотношений между понятиями «новшество» и «инновация» устанавливается следующий порядок вещей. «Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация- это процесс освоения этого средства». Оставим пока в стороне утверждение новшества в качестве средства (средство чего? или для чего?) и обратимся к пониманию инновации как процесса. Несколько выше мы показали, что в прошлом веке это понятие использовалось, в частности в биологии, для обозначения измене­ний, связанных с ростом, что само по себе означает процесс. Естественно это ещё не достаточное условие для определения некоторой критериальной черты явления. Однако, если обратиться к дальнейшей судьбе понятия инновации, то в ходе его экспансии практически на все сферы жизнедеятельности человека и общества, за счёт социальной диффузии, при которой сам феномен обретает новые качественные характеристики, инновация, на наш взгляд, всё более полно понимается в качестве процесса. Более того, отдельные авторы, исследующие инновационные явления в сфере образования, достаточно справедливо утверждают, что «...сама концепция перманентности образования подразумевает перманентность преобразований» и рассматривают инновацию как органическую часть повседневной работы, то - есть как непрерывный процесс.

Здесь следует отметить ещё один крайне необходимый критерий феномена инновации. Речь идёт о том. что в отличии от естественного, стихийно протекающего процесса, инновация носит характер «...инициируемых и контролируемых изменений, изме­нений, происходящих на основе рационально-волевого действия». Другими словами, это искусственно организованный про­цесс, направленный и управляемый для достижения определённого результата. Другое дело, насколько достоверно может быть предсказан и насколько полно и точно описан конечный результат. Подчеркнём пока, что обозначена крайне важная, существенная характеристика, свидетельствующая о необходимости рассмотрения адекватности систем или моделей управления сущности инновационных процессов.

Возвращаясь к полемике по поводу соответствия «результат-процесс» в определении инновации, отметим, что не видим осно­ваний для искусственного противопоставления этих двух составляющих одного и того - же явления. Если упорядочить взаимо­действие выше обозначенных нами стержневых понятий, то, на наш взгляд, наиболее полно отражает сущностную сторону инновации как явления такое представление, которое связывает её с «целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое». При этом новшество заключает в себе то содержание (сущность), которое предполагает возможность качественного изменения, а нововведение - обеспечивает технологию имплантации или выращивания содержания новшества в условиях конкретного объекта, изменение которого и составляет предмет инновации.

Остаётся добавить, что при этом чрезвычайно важно определить и удержать в рамках адекватной управленческой культуры взаимоотношения: с одной стороны, «начальное состояние системы - содержание новшества», которое, в зависимости от степени согласования и рассогласования их содержательного начала, предопределяет успех или неудачу всей последующей инновационной цепочки и устраняет возможное отторжение новшества; с другой - «содержание новшества - конечное состояние системы», где обеспечивается конкретная траектория выхода (в её вариантах) на ожидаемый результат. Именно таким образом взаимосуществуют, предполагая друг друга, процесс и результат, таким же образом взаимодействуют, создавая целостность как системное качество, стержневые категории теоретического анализа.

У этой стороны инновации тоже есть своя интрига: что же считать новым? Каковы критерии этой чрезвычайно важной черты явления, по сути, определяющего содержательное ядро инновации - новшество. Если придерживаться мнения об «овеществлённом» результате творческого процесса, то « новое » выражено в форме творческого решения, которое в свою очередь достаточно многоаспектно, поскольку «...меняет существующие методы, реже- традиции, ещё реже - основные принципы и совсем редко- взгляд людей на мир». Если же поместить « новое » в позицию откры­тия, тогда прослеживается другая, но столь же многомерная логика суждения, поскольку «...научное открытие- это и создание концептуальной системы (теории, принципа), и нахождение зако­на, и обнаружение нового явления, и изобретение нового прибора, аппарата». То есть, общее представление складывается, но до определённости ещё далеко.

Не вносит ясности и обращение к известному словарю С.И. Ожегова, в котором «новое» определяется как впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, взамен прошлого, вновь открытое, относящееся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомое, малоизвестное.

Если руководствоваться подобными определениями, то очень сложно отличить в качестве инновации исполнение любой инст­рукции министерства по внедрению очередного «федерального» или «регионального» предметного курса от освоения педагогиче­ской системы Ш.Амоношвили, технологии обучения В.Шаталова или С.Лысенковой. Ведь для образовательного пространства школы и то, и другое, и третье может являться, действительно, новым и теоретически подчиняться одному и тому же алгоритму.

Не прибавляет оптимизма и утверждение Э.М.Роджерса, сделанное им на основании анализа исследований американских и некоторых европейских теоретиков о том, что «Новшество- это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем её во времени, которое прошло с её открытия или первого использования». Если согласиться с этой точкой зрения, то каждый человек, живущий на Земле - инноватор, поскольку, вступая в жизнь и определяя своё место в мире людей, он неизбежно вынужден открывать для себя и использовать в жизни совершенно определенные идеи. Конечно же, трудно согласиться со столь широкой трактовкой понятия «новое».

Значительно ближе к нашему пониманию находится позиция, изложенная французским исследователем Э.Брансуиком, который анализируя новшества, существующие в образовательной сфере, предлагает различать как минимум три их возможных вида:

· во- первых, новшества, основанием которых служат образовательные идеи и действия полностью новые, ранее неизвестные (т.е. открытия). Таких полностью новых, оригинальных идей, замечает автор, очень мало;

· во- вторых, новшества, основание которых составляют адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия, приобретающие особую актуальность в данной среде и в данное время:

· в - третьих, новшества, возникающие в связи с повторной постановкой целей в изменённых условиях, при которых возобновляются ранее существовавшие действия по реализации уже применявшихся идей, поскольку новые условия делают возможным с их помощью достижение планируемых целей

Как видим, в контексте предлагаемой типологии новшеств обнаруживается отношение к «новому» как к содержательной основе в виде образовательных идей и действий. В таком случае можно вычленить особую категорию «новое в инновации», которая по­зволяет уйти от абстрактной трактовки нового и придать самому понятию определённость смыслового применения. Что. в свою очередь, позволяет уточнить и выразить в форме дефиниции инновации всю совокупность стержневых понятий и их взаимоотношений.

Новое в инновации - это та востребованная временем и обстоятельствами (потребностями развития) сущность, вокруг которой формируется содержание новшества, принципиально отличное от всех ранее применявшихся в данной системе по степени воздействия на характерологические признаки системы таким образом, что она переходит в заданно ожидаемое (гипотетически прогнозируемое) состояние, фиксируя тем самым содержательный результат инновационного воздейст­вия. Весь процесс, представляющий, в свою очередь, достаточно определенную систему элементов, отношений и действий, обеспечивающих прогнозируемый результат и будет представлять инновацию. Поскольку именно инновация является совершенно определенной формой развития, то управление инновацией (или при помощи инновации) и обеспечивает управление развитием.

Ясно, что речь здесь идет не только о технологическом процессе обеспечения цепочки «новое- новшество - нововведение » по содержательному стержню, объединяющую их в единое и последовательно разворачивающееся действие. Предметность действия смещается на социально-психологические характеристики состояния той профессиональной общности, в среде которой и должно произойти инновационное изменение. Это, безусловно, важный компонент инновационной готовности, но к технологическому обеспечению содержательной стороны процесса он имеет косвенное отношение. Вероятно, поэтому некоторые авторы, опираясь на приведенную выше модель построения инновационного процесса, считают необходимым дополнить её перечислением конкретных этапов осуществления нововведения такими, как: -инновацион­ный замысел; -проект; -план; - оценка; -эксперимент и внедрение

Слово «инновация» имеет латинское происхождение (in-в, novus-новый), но нам известно английское «innovation»-обновление. Изменение, ввод чего-то нового, введение новизны. То есть «инновация» синоним русскому слову «нововведение», которое в научной литературе определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Похожее слово «novation» (новация) означает новшество, новое средство, тогда инновация - процесс освоения новшества, нового средства. (М. Поташник, О.Хомерики).

Так, В.А. Сластенин и др. объединяют все вышеуказанные понятия в одном понятии «инновация». С этой точки зрения инновация определяется и как новшество, и как процесс внедрения этого новшества в практику. В свою очередь М.М. Поташник и др. разводят понятия «новшества» и «инновация». В их интерпретации, новшество - это новый метод, методика и технология, а инновация - процесс освоения этого новшества.

Э. Роджерс, определял новшество как идею, являющуюся для конкретного лица новой. А В.П.Кваша считал, что «инновация - это создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы нормы, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень». В «Психологическом словаре» мы также находим отождествление понятия инновации с понятием нововведение, понимаемые, как создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

С нашей точки зрения новшество - это новая идея, направленная на изменения той или иной сферы жизнедеятельности человека, вызванная к жизни постоянно изменяющимися потребностями общества в преобразованиях. Инновация - это процесс апробации новшества на практике, с последующей доработкой как самого новшества, так и способов его внедрения.

Несмотря на то, что многими специалистами понятие «инновационный процесс» выделяется в отдельную категорию, большинство его определений сходно с содержанием понятия «инновационная деятельность». В частности, В.М.Степанов, О.А.Лапина, А.П.Макаровская под инновационным процессом понимают комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению инноваций.

С нашей точки зрения инновационный процесс - это процесс широкого внедрения и распространения новшества, а также его трансформации, способствующей появлению нового новшества. Что касается определения инновационной деятельности (нововведения), то в данном случае мы выражаем солидарную точку зрения со В.А. Сластениным и Л.С.Подымовой, подразумевая под ней комплексный, целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы. Но в данном случае речь идет об изменениях не только в объекте, но и в субъекте инновационной деятельности. Так, применительно к педагогической деятельности, специалисты отмечают, что освоение принципиально новых образцов деятельности позволяет выйти на более высокий качественный уровень развития творческого мышления, потребности и умения самореализовываться не только ученику, но и учителю.

Обычно в понятие «педагогическая инновация» вкладываются изменения, направленные на улучшение и развитие воспитания и образования. Ведущими аспектами педагогической инновационной практики стали создание на базе школ новых типов образовательных учреждений, новые методики и технологии обучения, обновление содержания образования, гуманистический характер взаимоотношений участников образовательного процесса. Однако, некоторые ученые (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, ГЛ. Щедровицкий) считают, что иностранное слово «инновация» неадекватно русскому слову «нововведение». Они обозначают следующие смысловые значения:

1. Разработка нового содержания и новых методов обучения.

2. Внедрение и распространение уже существующих систем образования.

3. Разработка новых технологий управления школой, ее развитием.

4. Статус школы как экспериментальной площадки.

5. Школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитание, которое имеет системный характер. Затрагивает цели, содержание, формы, способы финансирования.

Западный исследователь нововведений Э.Роджерс говорит: «Новшество -это идея, являющаяся для конкретного лица новой». Аналогично высказывается по поводу определения понятия «инновация» И.П. Подласый: «Инновации не могут быть сведены к созданию средств. Инновации - это и идеи, и процессы, и средства, и результаты...». Таким образом, иногда инновация определяется и как новшество (причем, не только в виде конкретного средства), и как процесс введения этого новшества в практику. Например, А.И. Пригожий понимает нововведение (инновация) как целенаправленное изменение, которое вносит в определённую социальную единицу - организацию, поселение, общество, группу - новые, относительно стабильные элементы.. По мнению М.В. Кларина понятие «инновация» «...относится не просто к созданию и распространению новшеств, но и к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления». Ещё более широкое понятие «инновация» мы находим в «Профессиональной педагогике». «Инновации - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества, нововведения) в области техники, технологии, педагогики, научных исследований». Это определение соотносится с определением инновационного процесса, который понимается как комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств (М.М. Поташник, А.В. Лоренсов, О.Г. Хомерики). Такое же содержание, но в понятие «инновация» вкладывает Н.Р.Юсуфбекова: «Инновациями следует считать процессы создания новшеств, их осмысливание педагогическим сообществом и использованием в практике обучения и воспитания». Действительно, на практике «инновация» и «инновационный процесс» часто являются синонимами. К инновационным процессам относится всё, что связано с передовым педагогическим опытом, организационными преобразованиями в сфере образования, внедрение в практику научных разработок. Если опираться на то, что инновация - это процесс освоения нового средства, но не всегда его рождение и разработка (можно осваивать заимствованное средство - методику, программу, технологию и т.п.), то инновационный процесс будет являться более широким понятием, чем инновация, которая тоже является процессом. Комплексное исследование нововведений, начатое в 70-80х под руководством М.И. Лапина, предлагает их анализ на разных уровнях. В рамках сиетемно-деятельностной композиции (М.И.Лапин, А.И Пригожий, Б.В. Сазонов, B.C. Толстой) выделяются два подхода к исследованию инновационных процессов. Первый подход (феноменологический) рассматривает содержательную сторону процесса нововведения: что воплощается в действительность. Второй подход определяет взаимодействие отдельных нововведений: их сочетанием, конкуренцией, сменой. Расчленяя структуру процесса нововведения, и исходя из того, что этот процесс протекает во времени («жизненный цикл» нововведения), выделяют этапы инновационного процесса:

1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества; этап открытия как результат фундаментальных и прикладных научных исследований.

2. Этап изобретения, т.е. воплощения идеи в конкретный объект.

3. Этап непосредственно инновации, на котором происходит практическое применение новшества, его доработка и оценка эффективности. Если новшество дает ожидаемый результат, то процесс нововведения продолжается.

4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии новшества в новые сферы.

5. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. На этой стадии оно может быть заменено более эффективным.

6. Этап сокращения масштабов применения новшества, замена его новым. Аналогичную линейную смену этапов представляет М.С. Бургин..

Определение инновационного процесса М.М. Поташника, данное нами выше, также включает последовательную смену этапов: создание, освоение, использование и распространение новшеств. Детальный анализ этапов инновационного процесса применительно к сфере воспитания сделал В.А. Караковский с коллегами. . Модель этапов (фаз) по В.А. Караковскому: первая фаза-«Поиск новых идей», вторая фаза - «Формирование нововведения», третья фаза - «Реализация нововведения», четвертая фаза - «Закрепление новшества». Авторы данной модели указывают на то, что инновационные процессы могут развиваться и как саморазвивающиеся (т.е., инновации начинаются неформально в педагогическом коллективе), причем два этих пути не противоречат друг другу, а дополняют.

В разделении инновационных процессов на этапы, в их последовательности исследователи проявляют единодушие, равно как и в том, что конкретный инновационный процесс может и не проходить все этапы, какие-то проходят одновременно (например, изучение и оценка проходят одновременно, а доработка осуществляется уже в процессе внедрения). Этапы могут иметь различную продолжительность. Это зависит от многих обстоятельств. Так, социально-экономические, общественно-политические условия, являясь неблагоприятными для какой-то прогрессивной идеи, могут надолго затормозить ее внедрение. Периоды быстрого внедрения могут чередоваться с застоем. Этап господства может продолжаться неограниченное время (многие изобретения человечество использует с древности, и замены им пока нет). Заключительный этап может смениться возрождением новшества в новом качестве или в новых условиях. При нарушении последовательности этапов, выпадении некоторых из общей структуры, появляются новые связи, иногда непредвиденные, отрицательные результаты (отсутствие доработки и оценки приводит к тому, что в практику внедряются учебные программы, методики, содержащие множество недоделок). Хотя нужно помнить, что без качественной организации работы на каждом этапе, наличие всех этапов не является гарантией того, что нововведение будет эффективным.

1. Простое воспроизводство нововведения - новшество создается в той организации, в которой оно было впервые освоено; этот цикл включает следующие стадии: формирование нововведения - потребности в нем, научное открытие, создание новшества среди пользователей, использование или потребление новшества;

2. Расширенное воспроизводство новшества - процесс изготовления новшества распространяется на многие организации, в этом цикле между созданием новшества и его распределением между пользователями добавляется стадия распространения методов производства новшества и форм его использования; широкое производство новшества, обеспечивающее насыщение потребности в данном новшестве. .

Если на практике простое воспроизводство не переходит в расширенное, то говорят о незавершенности нововведения, что, впрочем, не равно его неэффективности, т.к. и на уровне простого воспроизводства нововведение может реализовать свой потенциал. Авторы подчеркивают, что нововведение - динамическая система, которая характеризуется как внутренней логикой (от возникновения идеи до ее использования - инновационный процесс), так и развитием во времени во взаимодействии с окружающей средой (жизненный цикл - старт, быстрый рост, зрелость, насыщение, финиш или кризис). При оценке эффективности инновации одним из самых важных показателей является показатель новизны. Именно новизна представляет ценность любого нововведения, его основной результат.

Новизна - понятие сложное. Словарь СИ. Ожегова даёт такое объяснение: « Новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный».

Литература:

1. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксиология: учебное пособие. – М.: «Академия», 2005. – 250 с.

2. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. – М.: «Академия», 2005. – 192 с.

3. Субетто А.И. Оценочные средства и технологии аттестации качества подготовки специалистов в вузах: методология, теория, практика: Монография. СПб. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.

5. Чижакова Г.И., Сластенин В.А. Хрестоматия по педагогической аксиологии. – М.: Изд-во МПСИ, 2005. – 480 с.

6. Юсуфбекова Н.Р. Проблемы педагогической праксиологии // Новые исследования в педагогических науках. – М., 1991. – Вып. 1 (57) – С. 3-4.

7. Юсуфбекова Н.Р. Педагогические исследования и инновационные процессы // Междисциплинарные исследования в педагогике / Под ред. В.М. Полонского. – М.: Институт теоретической подготовки и международных исследований в образовании РАО, 1994.

8. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. - М., 1992.- С.20-26

В мировой экономической литературе понятие "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах, технологиях, услугах. При этом необходимо иметь в виду, что понятие "инновация" более емко, чем понятие "новая техника", так как последнее применяется только в отношении орудий труда, новых материалов и пр., используемых в производстве. Понятие же "инновация" распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, научно-технической и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее повышение качества и технических показателей, экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат научной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Непременными свойствами инновации являются:

 научно-техническая новизна;

 производственная применяемость;

 коммерческая реализуемость.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка.

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера. Она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический, социально-экономический эффект.

На практике понятия "новшество", "инновация", "нововведение" нередко отождествляются, хотя между ними есть и некоторые различия. Новшеством может быть новый порядок, новый метод изобретения.Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становитсяинновацией .

1.3 Классификация инноваций

Различают два типа инноваций: продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствование продуктов (например, замена парового двигателя двигателем внутреннего сгорания, индикаторы на жидких кристаллах и т.п.).

Процессная инновация это освоение новой или значительно усовершенствованной технологии, оборудования, организации производства для выпуска продукции, обеспечивающее принципиально новый уровень качества продукции, экономики ее производства, условий труда (например, замена ручной сварки механизированными способами, внедрение конвейерной сборки, применение низкотоксических сварочных материалов и т.д.).

По степени радикальности, по значимости в экономическом развитии инновации можно подразделить на базисные, улучшающие и модификационные . За этим разделением стоят два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий.Пионерный тип характеризуется стремлением к достижению мирового первенства (например, США).Догоняющий тип дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония).

На пионерном пути создаются базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники. На догоняющем пути создаются улучшающие (так называемые приоритетные) и модификационные (частные) инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов. Улучшающие инновации обычно реализуют мелкие и средние изобретения, значительно совершенствующие существующие продукты и процессы их производства. Модификационные инновации направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий без заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия и способы его производства. Сюда же относится расширение номенклатуры продукции и технологий за счет освоения производства не выпускавшихся ранее в стране, отрасли или на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса, в том числе с отказом от их импорта, и для увеличения доходов данных предприятий отрасли или расширения экспортного потенциала страны, если данные продукты будут конкурентоспособны на мировом рынке.

По типу новизны на рынке инновации принято разделять на:

новинку мирового масштаба нигде не имеет аналога, это первое в мире внедрение изменения;

новинку в масштабах страны носит воспроизводяще-адапта-ционный характер: нет аналога в стране, но он существует за границей;

новинку в масштабах данной отрасли, региона, предприятия имеет аналоги в других отраслях, регионах, на других предприятиях, но не применявшиеся ранее в данной отрасли, регионе, предприятии.

Исходя из позиций микроэкономического развития, не имеет значения, что продукты и технологии где-то известны; для данного общества, которое их раньше не знало или не применяло, они, несомненно, являются инновациями. Для анализа процессов развития более правильным является такое понимание понятия, при котором инновацией считается не только инновация в мировом масштабе, но и новшество для данного общества.

Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

    использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

    внедрение продукции с новыми свойствами;

    использование нового сырья;

    изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

    появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам ".

Девиз инновации - "новое и иное" - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут служить появление застежек типа "молния", шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.

Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным . Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «нововведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако некоторые исследователи считают, что определенные различия между ними существуют.

По мнению Кулагина А.С. существенные отличия состоят в следующем:

Открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне, тогда как инновация производится на уровне продукта или технологии, приводит к появлению на рынке товара с новыми свойствами либо произведенного новым способом, то есть на прикладном уровне;

Инновация, как мы уже говорили, направлена на получение экономической выгоды, что чаще всего не свойственно открытию, которое по своей сущности является "бескорыстным" актом;

Изобретение может быть сделано изобретателем одиночкой, инновация требует коллективного комплексного труда специалистов разного профиля, в том числе и специалистов производственной компании;

Инновация есть результат целенаправленного использования результатов систематических технических разработок, научно-исследовательских программ и т.д., а открытие или изобретение, вообще говоря, может произойти случайно;

Инновация не есть новая техника, поскольку новый продукт может быть выпущен с помощью действующей (неизмененной) технологии;

Наконец, инновация не есть внедрение, но не потому, что это термин советского времени, и не потому, что внедрение, как многие отмечают, носит оттенок насильственного действия, а потому, что внедрение (опять же из норм русского языка) все-таки скорее действие, чем результат.

Анализ различных определений нововведений приводит к выводу, что специфическое содержание составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Э.А.Уткин в своей работе определяет нововведение как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Нововведение – это результат практического или научно-технического освоения новшества.

Нововведение есть процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социального потенциала, лежащего в основе новации.

Слово «инновация» выступает синонимом нововведения или новшества, и может использоваться наряду с ними.

Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Многие исследователи считают неправомерным отождествлять понятия «новшество» и «инновация». Новшество, считает проф. Р.А. Фатхутдинов – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности.

Пригожин А.Н. так же разделяет понятия "инновация" и "новшество". Новшество, по его мнению, - это предмет инновации; новшество и инновация имеют различные жизненные циклы; новшество - это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Инновация же - это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация "реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов").

Понятия "новшество" и "нововведение" нередко отождествляется, хотя между ними есть и некоторые различия.

Новшество - это новый порядок действий, новый метод, оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению его эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс. Новшества могут быть зафиксированы в головах людей, на бумажных или электронных носителях. Информация о новшествах содержится в научной и технической литературе. А также в нормативных и методических документах, отчетах о маркетинговых исследованиях и т. д.

Новшества могут разрабатываться по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара. Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в производственный процесс выпускаемой фирмой продукций (выполняемой услуги), то есть превращения в форму инновации.

Термин «нововведение» означает , что новшество используется. Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затеям продолжить диффузию инновации. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, производство и оформить результаты. Поэтому часто говорят, что инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Таким образом, мы пришли к выводу, что нововведение выступает как конкретный результат научных исследований и разработок в виде новой продукции, техники, технологии, информации, методики и т.д.

Понятие инновации

Инновации основываются на новшествах, или нововведениях, называемых новациями. Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым.

Инновация – это попытка осуществить содержательное, целенаправленное изменение в экономическом или общественном потенциале предприятия. Инновация – это ещё и успешное применение идей и процессов для решения существующих проблем и создания новых возможностей. Инновации требуют знаний, творческого мышления, изобретательности и целеустремленности.

В мировой экономической литературе «инновация » интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

В отношении инноваций нет какого-либо объективного критерия, равно как нет точных признаков, по которым можно было бы определить новатора, будь-то человек, организация, идеи или продукты. Не существует также ни сколько-нибудь единой теории творчества или инноваций, ни универсальных определений связанных с ними концепций.

Идею можно назвать изобретением, если она функционирует в лабораторных условиях. Та же идея становится инновацией, когда она может иметь широкое применение при разумных затратах. Изобретение – это неизвестная доселе идея, воплотившаяся в реальность. Это первая стадия процесса технологической инновации. Изобретение обычно относят к подмножеству патентуемых технологических инноваций.

Понятия «творчество» и «инновация» синонимами не являются. Под творчеством подразумевается генерация новых идей, инновация же есть их успешное воплощение. Творчество – это открытие принципа, инновация – перевод этого принципа в полезные товары и услуги. В процессе инновации идеи материализуются в реальные товары и услуги, способные принести организации дополнительный доход. Инновация – это следствие осознанного, целенаправленного поиска возможностей для создания чего-то нового, что может быть результатом существующих несоответствий, потребностей в процессах, изменений в отдельной отрасли и на рынке в целом, демографических перемен и новых знаний.

Изобретатель – это мыслитель, человек, рождающий идеи. Изобретатель придумывает новые вещи. Это «создатель», способный представить себе скрытые в идее возможности и имеющий большое желание видеть ее реализованной.

Основой научно-технического прогресса являются изобретения и открытия. Когда изобретения находят свое практическое применение в какой-либо области человеческой деятельности, это ведет к созданию нового продукта или новой технологии. Таким образом, идея, положенная в основу изобретения, превращается в нововведение. Оно всегда стимулирует появление новых идей, поскольку развивает любопытство человека. Так возникает инновационная спираль «научно-технический прогресс - идея - нововведение - научно-технический прогресс - идея - нововведение - ...».

Под инновацией (англ. innovation) чаше всего понимают «инвестицию в новацию».

Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой новшество, которого не было раньше. В соответствии с гражданским правом новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим, т. е. этот результат и есть новация.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования и анализа. Инновацию можно назвать также инновационным продуктом.

Термин и понятие «инновация» как новой экономической категории ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J.A. Schumpeter, 1883-1950 гг.) в первом десятилетии XX в. В своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т.е. вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса.

С понятием «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие». Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.

Открытием же является результат получения ранее неизвестных данных или наблюдения ранее неизвестного явления природы. Открытие отличается от инновации по следующим признакам:

1) открытие, как и изобретение, возникает, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация осуществляется на уровне технологического (прикладного) порядка;

2) открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация продуцируется коллективами (лабораториями, отделами, институтами) и воплощается в форме инновационного проекта;

3) открытие не преследует цель получить выгоду, инновация же всегда нацелена на получение осязаемой выгоды, в частности больший приток денег, большую сумму прибыли, повышение производительности труда и снижение себестоимости производства за счет применения конкретного нововведения в технике и технологии.

Открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом научного поиска. Продуцирование инновации требует определенной, четкой цели и технико-экономического обоснования.

Инновации на предприятии – это форма проявления научно-технического прогресса на микроуровне. Они способствуют обновлению номенклатуры выпускаемой продукции, повышению ее качества в целях удовлетворения потребностей потребителей и максимизации прибыли предприятия.

На пути инноваций стоит множество препятствий и барьеров, как внутренних, так и внешних по отношению к организации. Внешние барьеры включают недостаточно развитую инфраструктуру, недостаток знаний в данной области и невозможность им обучиться, устаревшее законодательство, общее пренебрежение или неправильное отношение к талантам в обществе и т. п. К наиболее важным внутренним препятствиям относятся жесткие организационные требования и процедуры, иерархические и формализованные структуры коммуникации, консерватизм, следование догмам и недостаток видения, сопротивление переменам - заинтересованность в сохранении старого порядка, нежелание принять идеи других людей, отсутствие мотивации и желания идти на риск.

Инновациями можно управлять. Это означает, что можно использовать различные способы и средства управляющего воздействия, позволяющие в той или иной степени влиять на ход инновационного процесса, на увеличение продолжительности жизненного цикла инновации, на рост эффективности инновации.

Диффузия технологий – это процесс внедрения инноваций. Скорость диффузии зависит от эффективности технологической инновации.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В отличие от научно-технического прогресса (НТП) инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги, или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается, так как новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает неизвестные ранее потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт или технологию как новые.

Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инвестиционной деятельностью.


Классификация инноваций

Согласно Стюарту (Stewart, 1989), существуют три категории инноваций:

1) макроинновации , к которым относятся совершенно новые продукты или технологии, вызывающие радикальные изменения в отраслях, экономике или обществе в целом (например, электричество, синтетические волокна, микроэлектроника);

2) базовые инновации . Базовыми считаются отдельные инновации, которые вместе дают мощный толчок в технологическом развитии (например, трансформаторы, газотурбинные двигатели, динамо-машины и электрическая лампочка - все это отдельные базовые инновации, которые вместе произвели макроинновации в прикладной электротехнике);

3) инновации-модификации , недостаточно радикальные, чтобы повлиять на технологический прогресс в целом. Это скорее важные составляющие отдельных возможностей для бизнеса (например, надувные колесные шины, лакокрасочные покрытия, зажигание от аккумулятора или движущийся конвейер).

В конкретной отрасли можно выделить инновации двух типов: новые продукты и новые процессы. Инновации-продукты представляют собой усовершенствованные варианты существующей товарной линии или совсем новые товары. Инновационные процессы направлены на улучшение технологии производства определенных товаров. Разработка нового продукта может потребовать или не потребовать нового производственного процесса. Однако новые технологии производства всегда становятся основой для выпуска новых продуктов.

То, что в одной отрасли может считаться инновационным процессом, в другой отрасли в то же время может рассматриваться как инновационный продукт. Для гибкого автоматизированного производства новый тип промышленного робота является инновационным продуктом. Тот же робот для его покупателя будет считаться новым процессом, если станет составным элементом нового процесса производства.

В промышленности различают следующие инновации:

1. Продуктовые инновации, которые связаны с изменением в продукции и охватывают:

А) Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) – это продукт, технологические характеристики которого (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных характеристик и использования ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов исследований и разработок).

Например, микропроцессоры и кассетные видеомагнитофоны. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший в себе существенные принципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных громкоговорителей, являлся инновацией второго типа. В обоих случаях ни одно готовое изделие ранее не выпускалось.

Б) Технологически усовершенствованный продукт это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).

2. Процессные инновации (технологические), которые распространяются на методы производства. Они включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены либо поставлены с использованием обычных производственных методов.

3. Нетехнологические , затрагивающие факторы социального характера, организационные, управленческие, экономические формы хозяйственной деятельности.