» »

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Городецкая роспись. Занятие по ИЗО на тему "Городецкая роспись" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему Инструктаж поэтапного рисования

12.01.2024

МАСТЕР-КЛАСС на тему:

«КОМПОЗИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ»

НАЗНАЧЕНИЕ : Овладение азами Городецкой росписи

ЦЕЛЬ : Формирование навыка обучающихся (воспитателей, педагогов д/о, учителей, родителей) основным приёмам построения композиций Городецкой росписи, с перспективой на дальнейшее составление композиций самостоятельно.

ЗАДАЧИ:

    развитие навыков составления схем композиций с цветочными мотивами Городецкой росписи

    Развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;

    развитие творческого воображения

ОБОРУДОВАНИЕ:
1 Кисти беличьи № 1,2,3
2 Гуашь художественная, + баночка с водой.
3 Листы бумаги
4 Карандаш, ластик.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу познакомить вас с красотой и богатством народных традиций в декоративной росписи по дереву, приобщить к ним через самостоятельное творчество по большей части для души, для учителей: приобщить к ним обучающихся на занятиях изобразительного искусства. Но для начала и тем, и другим придётся много копировать (повторять).
Копирование – обязательный момент в изучении росписи. Для кого-то оно становиться только этапом, а кто-то останавливается на нём. Почему? Потому что, кому-то не хватает опыта, а кто-то просто не знает азов композиционных построений Городецкой росписи.
Поэтому, тема мастер-класса «Композиционные решения Городецкой росписи» , которая поможет сформировать навыки построения композиций Городецкой росписи и в дальнейшем самостоятельно составлять авторские композиции.

Все произведения искусства создаются по законам композиции, несоблюдение или незнание которых может привести к нарушению гармонии. Композиция (от лат. compositio - расположение, составление, соединение) - построение художественного произведения, соотношение его отдельных частей (компонентов), образующее единое целое. И Городецкая роспись тоже не исключение.

Существует три вида композиции в Городецкой росписи:

    цветочная композиция;

    цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица»;

    сюжетная композиция.

Доска «Павлин», Горячева Н.Г., 2014 Доска «Свидание», работа обучающейся, 2010

Несмотря на то, Городецкая роспись имеет ограниченное число мотивов, она все –таки может быть разнообразна как за счет цветового решения, так и за счет построения композиций. Но если с цветовым решением все более и менее понятно, то с построением композиций нужно серьезно разбираться.

Мы остановимся на самом распространенном виде - «Цветочная композиция» и рассмотрим его подробно.


Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте изображают полосу или букет из цветочного орнамента.

В цветочной композиции можно выделить наиболее распространенные типы орнамента:

1.«Цветочная полоса» - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок, невысоких солонок.

Композиция может состоять из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо та же композиция, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру.

Композиция в полосе

Композиция в полосе

«Цветочная полоса» - это самый простой тип городецкого орнамента, поэтому с детьми лучше начинать изучение схем построения композиции именно с нее.

Схемы цветочных полос


2.«Гирлянда» - это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, прямоугольник. Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, шкатулок, декоративных тарелок.

Эскиз для панно, Горячева Н.Г., 2005

Работа обучающейся, 2012

Схемы орнамента «Гирлянда» помогут детально разобраться в написании этого типа и на основе предложенных составить свои.

Схема «Гирлянда» Схема «Угловая гирлянда»

3.«Венок» - напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.


Тарелка «Полевые цветы»

Работа обучающейся, 2013

Схема композиции «Венок»

4.«Ромб» - один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба. Эта цветочная композиция чаще всего изображается на разделочных досках прямоугольной формы, на шкатулках крупной формы.

Схемы орнамента «Ромб»

5.«Букет» - обычно пишется на разделочных досках или блюдах.

Эскиз для панно, Горячева Н.Г., 2008

Композиции «Букет»

Предлагаю выполнить задания для закрепления темы

Карточка-задание №1

Используя предложенные варианты расположения цветочных мотивов, допишите недостающие, по вашему мнению, мотивы. Определите какой вид композиции у Вас получился.


Композиция 1 Композиция 2

Карточка-задание №2

По предложенным схемам придумайте и пропишите орнаментальные полосы с цветочными мотивами

Карточка-задание №3

Самостоятельно придумайте и пропишите композиции с цветочными мотивами.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Не отчаивайтесь, если что-то не удалось сразу. Это как раз естественно. Вы должны помнить правило, что количество переходит в качество и что один из секретов ремесленного труда в том и состоит, что рука «умнее» головы. Человек имеет механическую память. Но чтобы это произошло, чтобы кисточка стала «продолжением» вашего пальца, нужно бесстрашно, по-детски, и без ложных комплексов старательно упражняться. Тогда обязательно наступит счастливый момент постижения мастерства!


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов.- М., Владос, 2002

    Наглядно-дидактическое пособие. Городецкая роспись по дереву. – М., Мозаика-Синтез, 2005

    Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Истоки, мастера, школа. – Культура и традиции, 2006

    Величко Н.К. Роспись. Техники. Приемы. Издания. – М., Аст-Пресс, 1999

    Интернет-ресурсы

Тема урока: Городецкая роспись.

Цели урока:

1.)Знакомить детей с русскими народными промыслами, рассказать о городецком промысле;
2.) Учить узнавать городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки;
3.) Познакомить с основными элементами городецкой росписи;

1.) Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус;
2.) Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме
3.) Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками;
4.) Формировать практические умения и навыки рисования с образца;

1.)Воспитывать интерес к изучению русской истории и к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию;
2.)Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и народ;

3.) Воспитывать стремление своими руками создавать красоту, дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование:

  1. Для учащихся:
  • модель для раскрашивания «Кухонная доска»
  • гуашь
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • простой карандаш
  • стирательная резинка
  1. Для учителя:
  • образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
  • плакат «Городецкая роспись»
  • презентации «Городецкая роспись»

План урока (45 мин):

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
  3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
  4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока:

Запись на доске: Городецкая роспись.

Учитель: На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Л. Куликова.

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.

В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.

Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка».

Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка

Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?

Ответ: Подмастерья.

Учитель: Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!

Возьмите палитру - чистый лист, положите его перед собой.

Возьмите, в руку кисточку, смочите ее в краске, установите кисточку вертикально листу и вращаем ее.

У нас получился круг.

Чтобы этот круг сделать больше, приложите кисточку к кругу и ведите дорожку. Этот способ называется «примакивание».

Чтобы сделать круг еще больше, проведите еще одну дорожку.

Попробуйте сами нарисовать круг способом «примакивания», а я посмотрю, как у вас получается.

Отложите палитру в сторону, положите перед собой круглую заготовку для цветка.

Выберите цвет (синий или красный), каким будет ваш цветок. Смешайте его с белой краской, для этого я приготовила для вас маленькие квадратики.

Теперь попробуем нарисовать круг на заготовке, также как на палитре. Нужно это сделать аккуратно и правильно, чтобы ваш цветок получился красивым.

Покажите свою готовность.

Чтобы продолжить на нем рисовать, краска должна высохнуть.

Физкультминутка.

Встаньте со своих мест. Сейчас мы немного отдохнем. Повторяйте движения за мной.

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Молодцы! Садитесь на свои места.

Проверьте ваши заготовки.

У кого уже высох круг, поднимите руку.

Теперь нам нужно нарисовать яркий круг.

Поднимите руку те, кто будет рисовать «розан».

Скажите, где вы нарисуете яркий круг? В середине большого или сместите его в сторону от середины?

Поднимите руку те, кто будет рисовать «купавку».

Скажите, где вы нарисуете яркий круг?

Скажите, чтобы нарисовать яркий круг нужно в краску добавлять белый цвет?

Преступайте к работе.

Рисуем яркий круг также как и большой.

Возьмите, в руку кисточку, смочите ее в краске, установите кисточку вертикально листу и вращаем ее. Если круг получился маленький, ведем дорожку.

Кто уже закончил, поднимите руку.

Отложите наши заготовки в сторону.

Вернемся к нашей палитре.

Теперь нужно потренироваться рисовать дужки.

При рисовании дужек не используйте много воды, а то они расплывутся и цветок ваш завянет.

Держим кисточку вертикально листу, касаемся кончиком кисточки лист бумаги, ведем линию, прижимаем полностью ворс кисточки, закругляем, стоп.

Остановились, отложите кисточки.

Потрясите ручками, чтобы они немного отдохнули, потрите каждый пальчик.

Возьмите кисточку в куру. Вернитесь на то место, где остановились. Прижмите ворс кисточки, ведем линию, приподнимаем и кончиком кисточки заканчиваем нашу дужку. Попробуйте нарисовать дужку самостоятельно, а посмотрю, как у вас получается.

Закончили, вернемся к нашему цветку.

Скажите, дужки, каким цветом рисовать будем?

Правильно, таким же, как и яркий круг.

У кого красный круг, дужки, какого цвета будут?

У кого синий?

Преступайте к выполнению задания.

Осталось только оживить цветок, нанести белым цветом оживку: штрихи, дужки, точки.

Отложите свой цветок. Возьмите палитру. Ватную палочку. Сейчас я покажу, как ватной палочкой сделать точку, для оживки. Сухую ватную палочку макните в краску и поставьте точку на бумаге.

Теперь макните ватную палочку в воду, затем в краску и поставьте точку на бумаге.

Скажите, точка, поставленная сухой ватной палочкой отличается от точки поставленной мокрой ватной палочкой? Чем?

Штрихи лучше делать тоненькой кисточкой.

Оживите свой цветок штрихами, точками, дужками.

Штрихи и дужки рисуйте аккуратно, чтобы линии были четкими, белыми.

Все оживили свой цветок?

Заканчивайте работу.

План-конспект урока по изобразительному искусству

Тема. Особенности городецкой росписи. Роспись доски (4 класс)

Цель: познакомить с произведениями и историей развития городецкой росписи, с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи; развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус; воспитывать интерес к искусству городецких мастеров, уважение к творческому наследию.

Оборудование: учебные таблицы с изображением поэтапного рисунка, открытки, репродукции, плакаты «Городецкая роспись», гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Будем рисовать, трудиться.

Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку: альбом, гуашь, баночка с водой, кисточки, простой карандаш.

Актуализация опорных знаний.

Ребята, обратите внимание, как оформлен наш класс.

Какие предметы находятся у нас на столе? (Разделочные доски, расписные подносы, посуда деревянная и керамическая.)

А как в целом все эти предметы называются? (Декоративно-прикладное искусство.)

Какая поделка новая пришла к нам в гости?

Это городецкая роспись.

Мотивация учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение народных промыслов по дереву, а именно с городецкой росписью.

Работа над новым материалом.

1. Беседа о народном декоративном искусстве.

Названия промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров». Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. Современные художественные изделия с городецкой росписью изготавливаются на фабрике города Городца.

Это детская мебель, игрушки, посуда, шкатулки, прялки. Фабрика возникла на месте старинного промысла, которому более 200 лет.

Давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку Каждую неделю, по субботам сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень. Приезжали и купцы из разных городов. И, как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделий местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из деревень, расположенных на берегах левого притока Волги – реки Узолы. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого тогда не обходилась ни одна свадьба.

Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Многие народные мастера отражают в своих узорах красоту цветущих лугов и садов.

Цветы пишут фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется. Если присмотреться внимательнее, то можно узнать ромашки, ягоды, розы, купавки. Но главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка. (Демонстрация образцов)

2. Инструктаж поэтапного рисования.

Подмалевок – так называется первая прописка розана и купавки. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка – голубым. Для этого надо белую краску смешать с красной гуашью, а потом – с синей. Выполняют два круга в центре листа голубым и розовым цветом. В середине розового круга красным цветом нарисуем небольшой кружочек - это центр цветка. А центр купавки смещен, и половина его находится на подмалевке. Другая часть кружка расположена на белом поле листа. У розана обычно четное количество лепестков одинакового размера. Для того, чтобы выполнить такие одинаковые лепестки-дужки, надо: (показ схемы). У купавки нечетное количество лепестков. Напротив центра находится самый крупный лепесток-дужка, а по обе стороны от него располагаются по три лепестка. При этом, чем ближе лепестки к центру, тем меньше по размеру. Последние белые штрихи как бы оживляют цветок, и называют их «оживка». Ставим в центре розана и купавки и вокруг него белые точки. У розана в каждом из восьми лепестков также ставим короткие штрихи. А у купавки «оживка» подчеркивает его форму в середине длинный штрих, а с каждой стороны от него лежат более короткие. Рисунок закончен.

Физкультминутка Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем

Практическая работа.

А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера. Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки. Это – разделочные доски. По форме они напоминают донце прялки. Постарайтесь расписать их, используя городецкие мотивы (розаны, купавки, листья). (Ребята самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы).

Подведение итогов.

Выставка работ учащихся, выявление ошибок, выставление оценок.

Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы!

Наши доски расписные, Посмотрите, вот какие: Всё хотим вам показать И подробно описать. - С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? (С городецкой росписью.)

- Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать? (Розан, купавка, ромашка.)

- На каких изделиях выполняется роспись? (Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде)).

Домашнее задание.

Приготовить презентацию с иллюстрациями городецких узоров выполненных на разных предметах быта.

Конспект урока ИЗО «Декоративное рисование. Искусство Городца» 4 класс

Цели деятельности педагога:
Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Наглядно-демонстрационный материал: Презентация «Искусство Городца» , учебные таблицы с изображением поэтапного рисунка, открытки, репродукции, плакаты «Городецкая роспись» . Литературный ряд: стихи о народном промысле.
Оборудование :гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой
Планируемые образовательные результаты
Предмет ные : в познавательной сфере – осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – овладевают художественным (эстетическим) вкусом; видят и понимают проявления художественной культуры вокруг (народное и декоративно-прикладное искусство); в коммуникативной сфере – проявляют способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; в эстетической деятельности: высказывают свое отношение к произведениям искусства; проявляют устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа.
Личност ные : овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; видят, воспринимают и передают в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи; овладевают навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремятся использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредмет ные : учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; проявляют желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; овладевают способностями оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников; овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.
структура урока
I.Организационный момент
Проверяю готовность обучающихся к уроку.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем рисовать, трудиться,

Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла».
С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства.
-Посмотрите на выставку поделок. Какая поделка новая пришла к нам в гости?
-Это Городецкая роспись. Вы сегодня научитесь выполнять главные элементы цветочного узора этой росписи

II. Изучение нового материала
1.Беседа по теме «Искусство Городц а»
Названия промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров». Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. Современные художественные изделия с городецкой росписью изготавливаются на фабрике города Городца.
Это детская мебель, игрушки, посуда, шкатулки, прялки. Фабрика возникла на месте старинного промысла, которому более 200 лет.

Давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку
Каждую неделю, по субботам сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень. Приезжали и купцы из разных городов. И, как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделий местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из деревень, расположенных на берегах левого притока Волги – реки Узолы. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого тогда не обходилась ни одна свадьба.
Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.
Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Многие народные мастера отражают в своих узорах красоту цветущих лугов и садов.

Цветы пишут фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется. Если присмотреться внимательнее, то можно узнать ромашки, ягоды, розы, купавки. Но главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка.

2. Этапы выполнения купавки и розан а
Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо. Они выполняются насыщенными цветами – красным и синим, и их оттенками – розовым, голубым. Раньше мастера использовали темперные краски (которыми писали иконы), а сейчас современные мастера используют масляные краски. Пишут городецкие мастера, как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Особую выразительность городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, дужки украшают цветы и фигуры. Иногда так много и так густо наложена эта оживка, что хочется потрогать ее руками. Черным цветом тоже можно подчеркивать форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых
половина круга выделена черной оживкой, а половина – белой. Этот простой прием создает впечатление движения, вносит динамику в роспись.

Давайте и мы попробуем сразу кистью выполнить главные элементы цветочной росписи: розан и купавку. Приготовьте гуашь и кисти, а также альбомный лист. Сейчас я покажу, как выполнять декоративное изображение розана и купавки, а вы выполняйте следом за мной.

3. Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов городецкой ро спи
(Учитель демонстрирует выполнение розана и купавки на доске).
Подмалевок – так называется первая прописка розана и купавки. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка – голубым. Для этого надо белую краску смешать с красной гуашью, а потом – с синей. Выполняют два круга в центре листа голубым и розовым цветом.
В середине розового круга красным цветом нарисуем небольшой кружочек - это центр цветка. А центр купавки смещен, и половина его находится на подмалевке. Другая часть кружка расположена на белом поле листа.
У розана обычно четное количество лепестков одинакового размера. Для того, чтобы выполнить такие одинаковые лепестки-дужки, надо: (показ схемы). У купавки нечетное количество лепестков. Напротив центра находится самый крупный лепесток-дужка, а по обе стороны от него располагаются по три лепестка. При этом, чем ближе лепестки к центру, тем меньше по размеру.
Последние белые штрихи как бы оживляют цветок, и называют их «оживка». Ставим в центре розана и купавки и вокруг него белые точки. У розана в каждом из восьми лепестков также ставим короткие штрихи. А у купавки «оживка» подчеркивает его форму в середине длинный штрих, а с каждой стороны от него лежат более короткие. Рисунок закончен.

Физкультмину тка
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем

III. Творческая практическая деятельность.
- А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера.
Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки.
Это – разделочные доски. По форме они напоминают донце прялки. Постарайтесь расписать их, используя городецкие мотивы (розаны, купавки, листья).
(Ребята самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы, в этом им помогает таблица «Последовательность выполнения розана и купавки, листочка, кустика. Схемы узоров».)

У вас есть бумажные заготовки разделочных досок.
- Наш мастер на ярмарке будет ждать ваши работы.
И мое пожелание каждому из вас:
Ничего не бойся –
Ты делаешь для всех.
Мы на тебя надеемся
И верим в твой успех.
Получится, КАК НАДО,
И даже сверх того.
Доска лежит здесь рядом,
Давай начнем с нее!

Свобода кистевой росписи сродни веселью на русских праздничных гуляньях, удали и душевной широте, что сближает городецкую роспись с русской народной песней. Я думаю, что эти песни будут помогать вашей работе. (Звучат русские народные песни).

IV. Итог урока.
Рефлексия
Выставка работ учащихся, выявление ошибок, выставление оценок.
-Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы!
Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие:
Всё хотим вам показать
И подробно описать.

С каким замечательным народным промыслом вы познакомились?
- А где расположен этот промысел?
- Какие элементы цветочного узора Городца являются основными?
- Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?
- Кто считает, что работу не успел завершить?
- Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА РАБОТУ. Урок окончен. До свидания.